Цель: Познакомить детей с разнообразием мира растений. Учить детей делить его на группы: деревья, кустарники, травы, цветы. Определить с детьми названия цветов и части их строения (корень, стебель, листья, цветок, о времени цветения цветов), познакомить детей с профессией садовника. Формировать представление об условиях их роста (тепло, влага, свет). Развивать умение любоваться красотой цветов.
Планконспект занятия по окружающему миру (средняя группа)
Тема: «Цветы».
Цель: Познакомить детей с разнообразием мира растений. Учить детей делить
его на группы: деревья, кустарники, травы, цветы. Определить с детьми
названия цветов и части их строения (корень, стебель, листья, цветок, о
времени цветения цветов), познакомить детей с профессией садовника.
Формировать представление об условиях их роста (тепло, влага, свет).
Развивать умение любоваться красотой цветов.
Методы и приемы: худ. слово, сюрпризный, игровой моменты, беседа,
вопросы к детям, показ картинок на которых изображены растения,
пальчиковая гимнастика.
Предварительная работа: чтение художественной литературы про цветы,
рассматривание иллюстраций, картинок на которых изображены растения,
композиции с цветами, слушание музыки.
Материал: карточки с изображением цветов, аудиозапись
Чайковский «Вальс цветов», бумажные цветы на ниточках,
бумажные цветы на палочках по количеству детей.
Ход НОД:
Воспитатель: Дети, нас окружает чудесный и удивительный мир растений.
Все мы радуемся тенистому лесу и красочному лугу, наслаждаемся красотой
и ароматом цветом, лакомимся дарами природы: ягодами, орехами, грибами.
А знаете ли вы, что самое большое дерево или самый маленький кустик, и
даже травка: все это растения? Растения очень разнообразные. Растениями
мы украшаем помещения, дворы, а некоторые из них используем в пищу.
Посмотрите, какие растения изображены на картинках. Назовите их и
скажите, где они растут?
Какие из них вы видели возле дома?
Ребята, давайте поиграем с вами. Правила такие:
1 ребенок собирает деревья, 2 – кустарники, 3 – травы, 4 – цветы.Воспитатель: Послушайте загадку и попробуйте отгадать, про какое растение
я читаю:
Создают уют,
На окнах зеленеют,
Круглый год цветут.
Ответ: цветы.
Правильно, это цветы. Все цветы распускаются, когда на улице нет снега,
тепло. Давайте, повторим: что есть у цветов?
Дети: Корень, стебель (длинный, прямой, зеленый, листья (зеленые, круглые,
овальные, резные, лепестки (синие, красные, желтые, и т. д., острые,
овальные, круглые, резные).
Воспитатель: В поле, на лугу, в лесу, в садах, всюду очень
много цветов. Цветы на клумбах, газонах украшают улицы, парки, делают
города нарядными. Они радуют людей своей красотой, их дарят друг другу в
праздники, на день рождения. Цветы приносят к памятникам воинов,
погибших на войне. Очень часто они используются в медицине, косметике.
Воспитатель: А как называются люди, которые выращивают цветы?
Дети: Садовники. Они высаживают семена цветов в клумбы, ухаживают за
ними.
Воспитатель: К нам в гости пришел садовник. Он даст нам несколько советов
по ухаживанию за цветами.
Садовник: Здравствуйте, я – Садовник. Я очень люблю ухаживать за садом:
копать и рыхлить землю, пропалывать сорняки, обрезать лишние ветки,
поливать растения, бороться с вредителями. Садовником быть нелегко,
потому что нужно много знать о растениях для того, чтобы правильно за ними
ухаживать и получать хорошие урожаи. Садовник должен любить природу и
быть наблюдательным, терпеливым, настойчивым и ответственным человеком.
Воспитатель: Давайте сейчас встанем и немножко отдохнем.
Пальчиковая игра «Посадим цветы»Мы ямку раскопаем,
Семечко посадим.
Дождичек польет,
Оно подрастет.
Сначала стебелек,
А за тем цветок.
Наши красные цветки
Расправляют лепестки.
Ветерок чуть дышит,
Лепестки колышит.
Наши красные цветки
Закрывают лепестки,
Головой качают,
Тихо засыпают.
Воспитатель: Сейчас пройдите на свои места.
Возьмите по одному цветочку и назовите его. Теперь возьмите его за
ниточку и подуйте. Ветерок легкий поднялся, и цветы тихонько закачались.
А теперь подул сильный ветер, цветы сильно качаются.
(Дети дуют на цветы, вырезанные из цветной бумаги на ниточках).
Садовник: А теперь, я хочу загадать вам загадки про цветы.
Слушайте внимательно:
Колоситься в поле рожь.
Там, во ржи, меня найдешь.
Яркосиний и пушистый,
Только жаль, что не душистый (василек).Стоит в поле кудряшка
Белая рубашка,
Сердечко золотое.
Что это такое? (ромашка)
На зеленом шнурочке
Белые звоночки (ландыши).
Эх, звоночки, синий цвет.
С язычком, а звона нет (колокольчики).
В ясный солнечный денек
Золотой расцвел цветок.
Золотой и молодой
За неделю стал седой.
На него подуй слегка:
Был цветок – и нет цветка (одуванчик).
Садовник: Молодцы, ребята, все загадки угадали!
Воспитатель: Дети, а без чего не могут жить растения?
Дети: Без воды, солнца и воздуха.
Садовник: Солнце, воздух и вода необходимы для жизни и роста всем
растениям.
Воспитатель: Ребята, давайте поиграем в игру «Садовник».
Дети садятся в круг на коврике, и воспитатель предлагает им поиграть в
игру «Садовник». Начинает игру воспитатель: «Я садовником родился, не на
шутку рассердился, все цветы мне надоели кроме…» Затем, дети друг за
другом, включаются в игру и называют свои варианты цветов. В результате
игры дети вспоминают названия знакомых им цветов.Садовник: Ребята, мне с вами так весело было, так интересно! И сейчас я
сюрприз хочу вручить. Только, вы, глаза свои закройте и посчитайте до 5!
Приготовились считаем! 1, 2, 3, 4, 5! (Садовник приносит корзинку с
бумажными цветами). Глазки можно открывать и подарки
получать (раздает цветы).
Вот пришла пора прощаться
Было весело у вас
До свиданья, дети!
Я приду еще не раз!
Воспитатель и дети: До свидания, Садовник!
Воспитатель: Ребята, давайте вспомним, что мы сегодня с вами делали
на занятии.
Дети: Делили растения на группы: деревья, кустарники, травы и цветы;
вспоминали части строения цветов (корень, стебель, листья, цветок);
о времени цветения цветов;
познакомились с профессией садовника;
узнали об условиях роста цветов (тепло, влага, свет).
Воспитатель: Все верно! Друзья, давайте послушаем
песню «Вальс цветов» (под музыку можно предложить детям плавно
подвигаться).