План урока. Части речи.

  • Разработки уроков
  • docx
  • 21.04.2019
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения: • осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; • стремление к речевому самосовершенствованию; достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью. Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения: • формирование умения работать с новой информацией по теме (отбирать, выделять, выстраивать в логике, обобщать); • формирование умения различать, классифицировать (познавательные УУД); • формирование умения слушать и слышать, выстраивать речевые высказывания (коммуникативные УУД); • формирование умений работать в статичных и мигрирующих группах (коммуникативные УУД); • формирование разнообразных форм рефлексии (регулятивные УУД). Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения: • освоение знаний по теме: «Самостоятельные и служебные части речи».
Иконка файла материала части речи.docx
Урок  №  __5__ класс Дата_________ Цель: создать условия для формирования  представления о самостоятельных и служебных частях речи .  Самостоятельные и служебные части речи Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:  осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры;   стремление   к   речевому   самосовершенствованию;   достаточный   объем   словарного   запаса   и   усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью. Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:      формирование умения работать с новой информацией по теме (отбирать, выделять, выстраивать в логике,  обобщать);  формирование умения различать, классифицировать (познавательные УУД);  формирование умения слушать и слышать, выстраивать речевые высказывания (коммуникативные УУД);  формирование умений работать в статичных и мигрирующих группах (коммуникативные УУД);  формирование разнообразных форм рефлексии (регулятивные УУД). Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:  освоение знаний по теме: «Самостоятельные и служебные части речи». Оборудование урока :   ПК учителя, мультимедийное оборудование, учебники, рабочие тетради. Деятельность учителя Деятельность учащихся Формируемые УУД № Этапы  урока 1 Мотивация к  учебной  деятельност и  (самоопредел ение).  2 мин. Выбирают смайлик и демонстрируют  своё настроение. ­ Добрый день, ребята! На доске  смайлики, выберите тот, который  соответствует вашему настроению. ­ Как много улыбок засветилось.  Спасибо! ­ А это моё настроение… Я готова  продуктивно сотрудничать с вами.  Удачи! 2 Актуализаци я и пробное  учебное  действие.          6 мин. Сегодня мы начинаем изучение раздела   «Морфология».  ­ Что вы знаете о происхождении этого  слова?  ­ Что изучается в этом разделе?  ­ Какие части речи  существуют в  нашем языке?  Отвечают на вопросы, выполняют  задание. Личностные: самоопределение, смыслообразование. Регулятивные: саморегуляция. Познавательные: анализ. Коммуникативные: планирование учебного  сотрудничества, умение выражать свои мысли Личностные: нравственно­этическое оценивание. Регулятивные: целеполагание Познавательные: применение методовОтветить на вопрос поможет  упражнение под* Прочитайте текст.  Определите его тему и основную мысль.  Разбейте его на два абзаца. Вопрос о частях речи – один из  наиболее древних в языкознании.  Части речи были выделены в Индии в V в. до н.э., в Греции в  IV в. до н.э.  Части речи русского языка впервые  описаны Михаилом Васильевичем  Ломоносовым в «Российской  грамматике», которую он  опубликовал в 1757 году. Несмотря на это учёные до сих пор окончательно  не решили, сколько частей речи в  русском языке и на основе каких  признаков их следует выделять. На этот сложный вопрос мы сегодня  попробуем дать ответ На доске записано предложение. Вчера шел снег, а сегодня выглянуло  ласковое теплое солнце. Над всеми словами надписать, на какой  вопрос они отвечают, и определить  часть речи, к которой относится каждое.  ­ Встретились ли в предложении  слова,  3 Выявление  места и  причины  затруднения.  4 мин. информационного поиска, анализ. Регулятивные: саморегуляция. Коммуникативные: построение речевого суждения. Читают текст, разбивают его на два абзаца,  определяют его тему и основную  мысль. Выполняют задание, отвечают на  вопросы, высказывают свою точку  зрения. Выявляют место и причину  затруднения. Соотносят свои действия с  используемым способом действия Личностные: смыслообразование Регулятивные:  планирование Познавательные:которые не отвечают  на вопрос? (Союз  а)  ­ Нам понятно значение этого слова  отдельно от предложения?  ­ Определите его роль в предложении. ­ Как отличить самостоятельные части  речи от служебных?  ­ Какой алгоритм можно использовать? Давайте попробуем составить этот  алгоритм.  ­ Какие признаки частей речи мы  выделяем?  Обдумывают проект будущих  учебных действий: ставят цель,  согласовывают тему урока, выбирают способ, строят план достижения  цели, определяют средства, ресурсы.   Целеполагани е и  построение  проекта  выхода из  затруднения.   4 мин. структурирование знаний, анализ, синтез, сравнение,  рассуждение. Коммуникативные: разрешение конфликта, умение выражать свои мысли Личностные: нравственно­этическая ориентация самоопределение, смыслообразование. Регулятивные: целеполагание, планирование, прогнозирование, Познавательные: анализ, синтез, выбор эффективных способов решения. Коммуникативные: планирование учебного  сотрудничества, постановка  вопросов, разрешение конфликтов, умение выражать свои мысли. Реализация  построенного  Составляется совместно таблица. Признак  Самостояте Служебные  Выдвигают гипотезы и строят модели исходной проблемной ситуации.  Обсуждают и выбирают оптимальный  Личностные: нравственно­этическое оценивание. 4 5проекта.           8 мин. Значение Морфологи ческие  признаки Синтаксиче ская роль льные части  речи имеют,  отвечают на  вопрос имеют части речи Не имеют,  служат для  связи  самостоятел ьных частей  речи частично являются  членом  предложени я не являются членом  предложени я 6 Первичное  закрепление с  комментирован ием во внешней речи.                  5 мин. Из текста выписать слова по группам,  объяснить свой выбор: Три девицы под окном  Пряли поздно вечерком. «Кабы я была царица, ­  Говорит одна девица, ­  То на весь крещеный мир Приготовила б я пир». «Кабы я была царица, ­  Говорит ее сестрица, ­  То на весь бы мир одна Наткала бы полотна». «Кабы я была царица, ­   Третья молвила сестрица, ­  Я б для батюшки­царя вариант, который фиксируется в  языке вербально и знаково. Регулятивные: прогнозирование, контроль,  коррекция. Познавательные: выдвижение гипотез и их  обоснование, структурирование знаний,  классификация,  подведение под  понятие. Коммуникативные: разрешение конфликтов,  управление поведением партнера,  умение выражать свои мысли. Личностные: нравственно­этическое оценивание. Регулятивные: Контроль, коррекция. Познавательные: Анализ, синтез, подведение под  понятие,  выдвижение гипотез и их  обоснование. Гла г ол Коммуникативные: умение выражать свои мысли,  инициативное сотрудничество,  разрешение конфликтов,  управление поведением партнера. Выполняют задание по группам,  заполняют таблицу, объясняют свой  выбор действия с проговариванием  алгоритма решения вслух. Имя Имя Имя с ущ прила г. числит . Ме с тоиме ние7 8 Самостоятельн ая работа с  самопроверкой  по эталону.        5 мин. Включение в  систему знаний  и повторение.    8 мин. Родила богатыря». (А.С. Пушкин) На доске тест. Учащиеся должны разделить все слова  текста на два столбца: на  самостоятельные и служебные части  речи. Наконец он увидел, что едет не в ту  сторону. Владимир остановился:  начал думать, припоминать,  соображать – и уверился, что должно  было взять ему вправо. Он поехал  вправо. Лошадь его чуть ступала.  Уже более часа он в дороге. Жадрино  должно было быть недалеко. Но он  ехал, а полю не было конца. Всё  сугробы да овраги; поминутно  сани  опрокидывались, поминутно он их  подымал. Время шло; Владимир  начинал сильно беспокоиться.                                      ( А.С. Пушкин) Прочитайте четверостишие.  ­ Докажите, опираясь на рассуждения  ученика  (см. упр. 460), что слово  белеющих не является прилагательным.   Для доказательства выделите в слове  суффикс и сравните две формы этого  слова: белеющих – белевший.  Самостоятельно выполняют задания  нового типа,  осуществляют их самопроверку,  сравнивают с эталоном,  выявляют и корректируют возможные ошибки,  определяют способы действий,  которые вызывают  у них затруднения и им предстоит их решить. Далее самопроверка по эталону. Личностные: нравственно­этическое оценивание. Регулятивные: Контроль, коррекция, оценка. Познавательные: структурирование знаний,  рассуждение,  доказательство. Коммуникативные: умение выражать свои мысли Читают текст, доказывают свою  точку зрения, отвечают на вопросы,  делают вывод.  Личностные: осуществление личностного  морального выбора Регулятивные: коррекция, оценка­ Какой признак вы обнаружили?  ­ Имеет ли этот признак  прилагательное? Люблю дымок спаленной жнивы, В степи ночующий обоз И на холме средь желтой нивы Чету белеющих берез. (М. Ю. Лермонтов) Упр.462. Рассмотрите три таблицы и скажите,  сколько всего частей речи, на какие  группы они делятся. Пользуясь таблицами, подготовьте  связное сообщение на тему «Части речи  в русском языке».  ­ К каким таблицам вы приведете  примеры? Организует рефлексию.  Учитель уточняет, достиг ли цели  каждый.  ­ Исследование какой темы вели на  уроке? ­ Какие понятия разобрали? ­ Удалось решить поставленную задачу? ­ Каким способом? ­ Какие получили результаты? ­ Что нужно сделать ещё? Познавательные: построение речевого высказывания, рефлексия способов и условий  действия, рассуждение,  доказательство Коммуникативные: умение выражать свои мысли Выполняют упражнение, отвечают на  вопросы, готовят связное сообщение Учащиеся осуществляют самооценку, соотносят цель и результаты, степень  их соответствия. Дают ответы на вопросы Личностные: нравственно­этическое оценивание,  осуществление личностного  морального выбора. Регулятивные: оценка. Познавательные: рефлексия способов и условий  действия. Коммуникативные: умение выражать свои мысли. 9 Рефлексия  учебной  деятельности.    3 мин.­ Где можно применить новые знания? Учитель оценивает работу учащихся на  уроке. Учитель даёт дифференцированное  задание на дом. Упр. 463: 1 группа: основное задание                  2 группа: + задание под * Учащиеся выбирают домашнее  задание из предложенного материала. Вопрос   о   частях   речи   –   один   из   наиболее   древних   в языкознании. Части речи были выделены в Индии в V в. до н.э., в Греции в   IV  в. до н.э. Части речи русскогоязыка   впервые   описаны   Михаилом   Васильевичем Ломоносовым в «Российской грамматике», которую он опубликовал в 1757 году. Несмотря на это учёные до сих пор   окончательно   не   решили,   сколько   частей   речи   в русском языке и на основе каких признаков их следует выделять.

Посмотрите также