Тема урока: Местоимение /5 класс Учитель Албаева Тамара Габитовна
Цель урока: повторить изученное о личных местоимениях, их роли в речи, изменении.
I. Вступление в урок.
1. Контрольный словарный диктант.
Подчеркнуть «ошибкоопасные» места в словах.
Пахать землю, на соседнем огороде, участвовать в уборке урожая, выезжать на комбайне, в серьезной брошюре, раздаваться в вышине, соловьиная трель, налево по туристской тропе, продвигаться вперед сквозь чащу, пожалеть лисицу, о неуклюжем косолапом медведе, трусливом зайце и ловкой обезьяне, тяжелые колосья пшеницы.
2. Учитель пишет на доске новую тему, четко произнеся название – «каламбурное», содержащее для детей «ошибку». («Вместоимение».)
Учитель. По реакции некоторых ребят я вижу, что они с чем-то не согласны. С чем? (Дети отвечают, что нужно написать «Местоимение».) А вот почему я «ошиблась», вы мне сейчас скажите сами.
II. Изучение темы.
1. Есть веселые и жизнерадостные слова в одной песенке. Запишем их.
Каждый, кто весел, пой с нами вместе.
- Можно ли сказать, что слова песни адресованы человеку, а не птице, которая тоже умеет петь?
Назовите слова-дублеры, заменяющие существительное, прилагательное.
Каждый, т.е. человек, турист, одноклассник.
Кто, т.е. веселый, неунывающий человек.
С нами, т.е. с жизнерадостными, оптимистичными людьми, поэтами, композиторами.
- Так почему же учителем сознательно искажено привычное название местоимения?
Термин местоимение означает такие слова, которые употребляются вместо имен существительных, прилагательных, числительных и отвечают на вопросы этих частей речи: кто? что? какой? чей? сколько?
2. Шуточная викторина.
- Сколько местоимений и как они называются в фразе: я, ты, он, она – вместе дружная семья.?
- Если руки не вымыты, сколько местоимений потребуется для обозначения их признака?
- Какое местоимение отличается самомнением и всезнайством?
3. Если профессиональный писатель сочиняет сказку, ее называют литературной. Познакомьтесь со сказкой Л. Н. Толстого и выпишите из нее все местоимения в тех падежах, в которых они употреблены (выборочный диктант).
Белка и волк.
Белка прыгала с ветки на ветку и упала прямо на сонного волка. Волк вскочил и хотел ее съесть. Белка стала просить: «Пусти меня». Волк сказал: «Хорошо, я пущу тебя, только ты скажи мне, отчего вы, белки, так веселы. Мне всегда скучно, а на вас смотришь, вы там наверху все прыгаете и прыгаете». Белка сказала: «Пусти меня прежде на дерево, я оттуда тебе скажу, а то я боюсь тебя».
Волк пустил, а белка ушла на дерево и оттуда сказала: «Тебе оттого скучно, что ты зол. Тебе злость сердце жжет. А мы веселы оттого, что мы добры и никому зла не делаем».
- Проверим выписанные местоимения, задав к ним вопросы. (Кого? – ее и т.д.)
- Трудный, но интересный вопрос: как изменяются личные местоимения? (Личные – по лицам, числам и падежам).
- Найдите все падежные формы (по рядам) местоимений:
1 лицо 2 лицо 3 лицо
(Я, мне, меня, мы) (На вас, тебя, тебе) (Ее)
4. Зачем нужны местоимения? Напишем начало сказки Ю. Степанова «Вишенка». «Шифруем» текст, опуская интересные орфограммы и все знаки препинания в сложных предложениях и при прямой речи.
Р..._сла у деда с бабкой вишенка в саду. Вишенка о.._цвела весной и осталась на вишенк_ одна вишенка. Вот приед_т наша внучка мы и уг_стим ее вишенкой говорят дед с бабкой.
- Выразительно прочитайте текст. Перечитайте со знаками препинания. Вставим по «цепочке» пропущенные орфограммы.
- Какой стилевой недостаток есть у этого текста? (Повторение одинаковых слов.) Можно ли его исправить.
5. Письменное редактирование текста. (1-е и 3-е предложения сохраняем полностью. Вариант изменения 2-го: Она отцвела весной, и на деревце осталась одна ягодка.)
- Что нам помогает избежать повторения одинаковых слов? (Синонимы, местоимения)
III. Итог урока. Выставление и комментирование оценок.
Мы вспомнили на уроке личные местоимения. Но слов-дублеров гораздо больше. Есть и вопросительные, и отрицательные, и притяжательные, и указательные местоимения. С ними мы познакомимся позже.
IV. Домашнее задание.
Подготовиться к контрольной работе по теме «Повторение».
План урока Местоимение .docx
Тема урока: Местоимение /5 класс Учитель Албаева Тамара Габитовна
Цель урока: повторить изученное о личных местоимениях, их роли в речи, изменении.
I.
Вступление в урок.
1. Контрольный словарный диктант.
Подчеркнуть «ошибкоопасные» места в словах.
Пахать землю, на соседнем огороде, участвовать в уборке урожая, выезжать на комбайне, в
серьезной брошюре, раздаваться в вышине, соловьиная трель, налево по туристской тропе,
продвигаться вперед сквозь чащу, пожалеть лисицу, о неуклюжем косолапом медведе,
трусливом зайце и ловкой обезьяне, тяжелые колосья пшеницы.
2. Учитель пишет на доске новую тему, четко произнеся название – «каламбурное»,
содержащее для детей «ошибку». («Вместоимение».)
Учитель. По реакции некоторых ребят я вижу, что они с чемто не согласны. С чем? (Дети
отвечают, что нужно написать «Местоимение».) А вот почему я «ошиблась», вы мне сейчас
скажите сами.
II.
Изучение темы.
1. Есть веселые и жизнерадостные слова в одной песенке. Запишем их.
Каждый, кто весел, пой с нами вместе.
Можно ли сказать, что слова песни адресованы человеку, а не птице, которая тоже умеет
петь?
Назовите словадублеры, заменяющие существительное, прилагательное.
Каждый, т.е. человек, турист, одноклассник.
Кто, т.е. веселый, неунывающий человек.
С нами, т.е. с жизнерадостными, оптимистичными людьми, поэтами, композиторами.
Так почему же учителем сознательно искажено привычное название местоимения?
Термин местоимение означает такие слова, которые употребляются вместо имен
существительных, прилагательных, числительных и отвечают на вопросы этих частей речи:
кто? что? какой? чей? сколько?
2. Шуточная викторина.
Сколько местоимений и как они называются в фразе: я, ты, он, она – вместе дружная
семья.?
Если руки не вымыты, сколько местоимений потребуется для обозначения их признака?
Какое местоимение отличается самомнением и всезнайством? 3. Если профессиональный писатель сочиняет сказку, ее называют литературной.
Познакомьтесь со сказкой Л. Н. Толстого и выпишите из нее все местоимения в тех
падежах, в которых они употреблены (выборочный диктант).
Белка и волк.
Белка прыгала с ветки на ветку и упала прямо на сонного волка. Волк вскочил и хотел ее
съесть. Белка стала просить: «Пусти меня». Волк сказал: «Хорошо, я пущу тебя, только ты
скажи мне, отчего вы, белки, так веселы. Мне всегда скучно, а на вас смотришь, вы там
наверху все прыгаете и прыгаете». Белка сказала: «Пусти меня прежде на дерево, я оттуда
тебе скажу, а то я боюсь тебя».
Волк пустил, а белка ушла на дерево и оттуда сказала: «Тебе оттого скучно, что ты зол.
Тебе злость сердце жжет. А мы веселы оттого, что мы добры и никому зла не делаем».
Проверим выписанные местоимения, задав к ним вопросы. (Кого? – ее и т.д.)
Трудный, но интересный вопрос: как изменяются личные местоимения? (Личные – по
лицам, числам и падежам).
Найдите все падежные формы (по рядам) местоимений:
1 лицо 2 лицо 3 лицо
(Я, мне, меня, мы) (На вас, тебя, тебе) (Ее)
4. Зачем нужны местоимения? Напишем начало сказки Ю. Степанова «Вишенка».
«Шифруем» текст, опуская интересные орфограммы и все знаки препинания в сложных
предложениях и при прямой речи.
Р..._сла у деда с бабкой вишенка в саду. Вишенка о.._цвела весной и осталась на вишенк_
одна вишенка. Вот приед_т наша внучка мы и уг_стим ее вишенкой говорят дед с бабкой.
Выразительно прочитайте текст. Перечитайте со знаками препинания. Вставим по
«цепочке» пропущенные орфограммы.
Какой стилевой недостаток есть у этого текста? (Повторение одинаковых слов.) Можно
ли его исправить.
5. Письменное редактирование текста. (1е и 3е предложения сохраняем полностью.
Вариант изменения 2го: Она отцвела весной, и на деревце осталась одна ягодка.)
Что нам помогает избежать повторения одинаковых слов? (Синонимы, местоимения)
III.
Итог урока. Выставление и комментирование оценок.
Мы вспомнили на уроке личные местоимения. Но словдублеров гораздо больше. Есть и
вопросительные, и отрицательные, и притяжательные, и указательные местоимения. С ними
мы познакомимся позже.
IV.
Домашнее задание.
Подготовиться к контрольной работе по теме «Повторение».
План урока Местоимение
План урока Местоимение
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.