По следам библиотечного марафона: От прошлого - к будущему.
Оценка 5

По следам библиотечного марафона: От прошлого - к будущему.

Оценка 5
Библиография
docx
08.06.2022
По следам библиотечного марафона: От прошлого - к будущему.
Инновационные технологии способны решать вопросы мгновенного получения информации на запрос школьника. Библиотеке нет альтернатив: ни одна другая образовательная структура не способна выполнять подобных функций в современном мире. Непрочитанных книг и неизвестных произведений достаточно, чтобы каждый день проходил в обществе верной и разумной спутницы человека – книги.
По следам библиотечного марафона.docx

ПО СЛЕДАМ БИБЛИОТЕЧНОГО МАРАФОНА:

ОТ ПРОШЛОГО – К БУДУЩЕМУ.

                                                                        Матушкина Марина Фёдоровна,

                                                                        заведующий библиотекой

                                                                        Муниципального бюджетного

                                                                        общеобразовательного учреждения

                                                                        «Средняя школа № 60 города

                                                                        Макеевки»

 

Аннотация. Инновационные технологии способны решать вопросы мгновенного получения информации на запрос школьника. Библиотеке нет альтернатив: ни одна другая образовательная структура не способна выполнять подобных функций в современном мире. Непрочитанных книг и неизвестных произведений достаточно, чтобы каждый день проходил в обществе верной и разумной спутницы человека – книги.

Ключевые слова: библиотека, хранилище, книга, интерактивные методы, массовые мероприятия, инновация.

https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/4032365/pub_618655d68716dc0d2f840dec_618658de6001fe1da58fa593/scale_2400       https://i.mycdn.me/i?r=AzEPZsRbOZEKgBhR0XGMT1RkHBs7fuuD8Td2tz4SKPWwCaaKTM5SRkZCeTgDn6uOyic       https://i.mycdn.me/i?r=AyH4iRPQ2q0otWIFepML2LxR-6_ivt0WIMqUIrqK5tEeHQ

 

Человечество с давних пор стремилось сохранить знания и передать их потомкам. Для этого применялись различные методы: записи на папирусах, глиняных табличках, камнях. Все эти «документы» хранились в особых местах, куда имели доступ лишь знатные люди и жрецы. Более 900 лет прошло со времени возникновения первой русской библиотеки. Они создавались при дворцах или храмах, знакомиться с текстами мог сам фараон, приближенные к нему или жрецы. Простым людям знания в тот период были недоступны. Папирусные свитки помещали в кожаный футляр, к которому крепили небольшую деревянную табличку с наименованием. В таком виде хранили первые «книги».

Библиотеки являлись центрами обучения, именно в них постигали науку каллиграфии будущие писцы. Немало выдающихся прогрессивных деятелей нашей Родины приложило усилия к развитию библиотечного дела в России, среди них – Ломоносов, Лобачевский, группа русских писателей во главе с И. А. Крыловым и многие другие.

Есть немало интересных фактов из истории библиотек, которые позволяют взглянуть на процесс другими глазами. Само слово "библиотека" имеет греческое происхождение и состоит из двух корней: «библио» - «книга» и «тека» - «хранилище». Получается, что библиотека - это хранилище для книг.

В Средневековье книги стоили дорого. Для того чтобы купить обычную книгу средней стоимости, королевскому чиновнику нужно было работать 6 дней. Книга, изготовленная на заказ, стоила почти в два раза дороже рукописи, циркулирующей на рынке. Для того чтобы уберечь книгу от порчи и пропажи библиотекари писали на ней страшные угрозы: «Если вы похитите или продадите книгу, вас ждет страшный божий гнев. Вы попадете в ад. Будете жевать и выплевывать свой язык, раскаленный как железо. А изо рта у вас будут постоянно выскакивать жабы». Большинство библиотек Средневековья не сохранились до наших дней.

С первых дней советской власти библиотечному делу было придано большое государственное значение. В. И. Ленин дает указание народному комиссару просвещения Луначарскому сделать доступными для народа все библиотеки и читальни. «Книга, – говорил Владимир Ильич, – огромная сила». 

Советские библиотекари счастливы сознанием того, что они жили и работали в свободной стране социализма, где пропаганда самой передовой науки и культуры в широких народных массах являлась важным государственным делом, где наука и культура поставлены на службу народу в его борьбе против темных сил капитализма, за построение нового, коммунистического общества. Нет сомнения в том, что это чувство горячей любви к Родине, чувство гордости за самую передовую в мире социалистическую культуру стало залогом того, что многотысячная армия работников советских библиотек с честью справилась с возложенными на нее задачами и выступила верным помощником Советского государства и партии Ленина – Сталина в деле коммунистического воспитания трудящихся.

Библиотеки – субъекты культуры, а из этого понятия, как ни старайся, не выхолостить его корень: латинское cultio означает «возделывание» (от земледелия, окультуривающего почву земли, до литературы, возделывающей почву человеческих умов и сердец). «Возделывание» же, по самой своей сути, ориентирует на такую модель поведения, где есть свобода и творчество, но нет распущенности и того бесцельного, расслабляющего «времяпрепровождения», для которого больше подходят ночные клубы, но никак не библиотеки.

Не секрет, что библиотечное сообщество волнует актуальный вопрос: что ждет библиотеки в будущем, какими они станут?

В современной библиотеке книга перестаёт быть самоценной, становится лишь приправой досуга. Выдавать читателям на время книги не является сегодня главной задачей библиотек. Они стали творческими площадками. В ней читатели предстают как друзья библиотеки, двигатели её развития, активные участники её жизни. Библиотека гостеприимно распахивает им свои двери, даёт возможность прийти в её стены со своими идеями и проектами. И в то же время нацеливает их на развитие, необходимой основой которого является расширение знания. Она становится площадкой самообразования, где каждый человек выступает как «познающий» и «действующий». Её мероприятия имеют не развлекательный, а серьёзный формат: образовательные лекции, семинары, круглые столы, выставки, творческие вечера, научно-интеллектуальные клубы.

Сейчас библиотеки, вопреки распространенному заблуждению, не только не умирают, но и заново осмысливают и расширяют свою роль в обществе. Неважно, на каком носителе записан текст - на папирусе, пергаменте или бумаге, на жестких дисках или сервере, библиотека продолжает держать статус хранителя человеческих знаний и наследия и берет на себя все больше задач в современном цифровом мире. Своей деятельностью библиотеки реализуют функцию общения между разными культурами и историческими эпохами, поколениями людей. В свою очередь, культура, история и общество задают всеобщие и необходимые условия работы библиотек. Сложно найти еще один социальный институт, способный выполнять такое количество функций, сочетая в себе принципы деятельности информационных учреждений, клубов, музеев, архивов, центров досуга.

У библиотек есть ещё одно дело, исполняя которое, они никогда не окажутся выброшенными из будущего. Ибо они – собиратели памяти. Рядом с нами живут свидетели «некалендарного» XX века: учёные и инженеры, писатели и деятели культуры, педагоги и медики, представители космической отрасли и подводники, строители и железнодорожники. Эти люди – участники и хранители его живой истории. С их уходом из жизни в нашем знании о прошлом образуются лакуны, которые, может быть, никогда не восполнятся. Утрачиваются письма, фотографии, документы, выбрасываются старые вещи, и так исчезает опредмеченная память времени. Значение библиотек прошлого огромно: они были и просветительными учреждениями, и книжными мастерскими, и «книгохранительницами». Эти храмы знаний сберегли, сохранили для нас ценнейшие памятники старины.

Деятельность современных библиотек, направленная на распространение гуманистических ценностей, представлена широким спектром мероприятий, начиная с формирования фондов и заканчивая всеми доступными формами обслуживания: индивидуального, группового, массового. Массовая, или, как ее называли прежде, культурно-массовая или культурно-просветительская работа библиотеки всегда стоит отдельным пунктом в планах работы и является традиционной библиотечной деятельностью.

Для ознакомления пользователей с минимумом библиотечно-библиографических знаний проводятся библиотечные уроки, которые включают следующее: знакомство с правилами пользования библиотекой, знакомство с расстановкой фонда, ознакомление со структурой и оформлением книги, овладение навыками работы со справочными изданиями. Все библиотечные уроки проводятся с использованием презентаций. С целью познакомить учащихся с основными типами словарей, пробудить любознательность и интерес к чтению был проведен урок «Словари – наши помощники». Дети обучались пользоваться словарями, выполняли задания по карточкам, разгадывали загадки, фразеологизмы.

Ø "Знакомство с библиотекой" - 1 класс;

Ø "Поговорим о книге" - 2 класс;

Ø "Структура книги" - 3 класс;

Ø "На все ваши «что?», «где?» и «когда?» умные книги ответят всегда» - 4 класс.

Библиотеки внедряют инновационные формы работы, опираясь на привычные, традиционные. Помимо литературных гостиных, клубов книголюбов, встреч с писателями появились презентации, вернисажи, калейдоскопы, бенефисы, шоу, креатив-лаборатории и т.д. Посредством этих мероприятий библиотеки стремятся заинтересовать читателя.

Ø Библиотечный урок с познавательными играми и викториной «История письменности и книги». Целью занятия было познакомить детей с историей возникновения письменности и появлением книг, развивать воображение, воспитывать бережное отношение к книге.

Ø С целью обобщить знания учащихся о сказках, воспитывать любовь к чтению совершили путешествие в сказку, провели игру-викторину «Что за прелесть эти сказки» (дети прослушали песню «В мире много сказок», смотрели презентацию, решали кроссворд и выполняли сказочные задания).

Пропаганда книги и руководство чтением в процессе такой деятельности выражена в наибольшей степени. Весь материал, преподносимый читателю, библиотекарь берет из документальных источников, опираясь на фонды, как правило, либо своих библиотек, либо легальных сайтов Интернета.

Наша библиотека открывает ребенку все более широкое поле для различных видов активной деятельности: электронные ресурсы, ресурсы сети Интернет. Благодаря доступу к Интернет-ресурсам и библиотекарю учащиеся могут быстро получить необходимую информацию к уроку. Большую помощь оказывала библиотека классным руководителям в подборе материалов для проведения уроков на тематические недели, которые проводились в школе еженедельно в течение всего учебного года.

В сложившейся ситуации перед библиотеками открываются широкие возможности, которые непременно нужно использовать для выполнения функций, возложенных обществом.

Библиотека сегодня – это самое общедоступное из всех общественных пространств. Это идеальное «третье место», то есть удобное пространство для проведения времени вне дома и офиса. Библиотеки все больше используются в качестве места для работы и учебы: в отличие от коворкингов или тайм-кафе, они бесплатны, не требуют четкого расписания и предлагают разнообразные дополнительные возможности. Иначе говоря, библиотека - это безопасное и дружелюбное пространство, где удобно и уютно заниматься своими делами.  Здесь можно полистать журналы на переменке, пошептаться с подружкой в тихом уголке, нечаянно, зайдя за компанию с приятелем, увидеть что-то такое, зачем захочется вернуться. Часто это единственная возможность сменить обстановку, перевести дух от заорганизованности школьного дня. Даже интерьер библиотеки, какая бы маленькая она ни была, в принципе отличается от всех других в школе. Это место релаксации и неформального общения. Здесь «неожиданно» становятся лидерами застенчивые, лучшими помощниками и консультантами - троечники.

Библиотеки - места живые; знакомиться с различными сферами знаний, художественным наследием и современной культурой помогают проходящие в них выставки, лекции, дискуссии, концерты, театральные представления, кинопоказы, кружки и ридинг-группы, дискотеки и рэп-батлы, фаблабы и мастерские и т.д.

Книжные выставки - хорошая форма работы по пропаганде книги, и библиотека широко использует эту форму работы. В библиотеке имеются постоянно действующие книжные выставки, которые регулярно обновляются вновь поступившей литературой.

Можно было бы подумать, что в наш цифровой век люди давно бросили читать, а немногие сохранившие эту старомодную привычку перешли на электронные книги. Но громадные толпы на книжных ярмарках (например, недавно прошедшей в ЦДХ «Non-Fiction») свидетельствуют о том, что интерес к бумажной книге отнюдь не утрачен. Приходят с чемоданами и тележками на колесиках, что говорит о масштабах закупок. Полчаса стоят на морозе в очереди за билетом! Так что рано хоронить читателя бумажных книг, рано.

Все ученые сходятся в одном: переход к информационному обществу диктует новые условия функционирования библиотек. В такой ситуации им необходимо выбрать правильную стратегию развития, с помощью которой они будут влиять на свою роль в обществе. 

 

 

Библиотека будущего: 7 технологий, которые нам хотелось бы увидеть

1.     Библиотечная закладка-проводник

 

ü Это устройство станет идеальным спутником для ориентирования в библиотеке – оно будет давать пошаговые инструкции, как найти необходимую читателю книгу.

 

2.     Дрон для доставки книг

ü Библиотечные дроны – это даже не ближайшее будущее. Они уже существуют. Молодая австралийская компания Flirtey объединилась с сервисом проката книг Zookal для создания первой в мире системы доставки учебников.

 

3.     Цифровой интерфейс в печатных книгах

ü Он представляет собой устройство, которое можно поставить на библиотечный стол. Устройство состоит из двух элементов: камеры для считывания информации из реального мира и проектора, отображающего цифровую информацию в реальном мире.

 

4.     Библиотечные принадлежности

ü Суть такова. Этот маркер можно будет подключить к компьютеру. Когда вы выделяете фразу, то есть проводите по тексту в печатной книге, этот текст тут же возникает в текстовом редакторе на компьютере. Все ваши пометки будут собраны в одном текстовом документе.

 

5.     Передвижной библиотечный центр

ü Ideas Box представляет собой переносной набор – стандартный, легкий в транспортировке и установке. Набор состоит из шести ящиков (в том числе библиотека и доступ к Интернету), он помещается на двух паллетах, а в разобранном виде создает 1000 квадратных метров рабочего пространства.

 

6.     Устройства для печати по требованию

ü Книжная Эспрессо-машина действительно существует. Ее разработала компания Xerox, а продает On Demand Books. Пока вы ждете, она напечатает книгу в бумажном переплете со скоростью 150 страниц в минуту.

 

7.     Доступ в библиотеку через популярное приложение

ü Возможно, через это приложение можно будет побродить по библиотеке. Это ближайшее будущее, вот посмотрите, как библиотеки используют режим просмотра улиц от Google для экскурсий. Возможно, в приложении будет функция заметок и маркера. Возможно, будет функция распознавания текста и правки этих заметок.

Подробнее на livelib.ru:

https://www.livelib.ru/translations/post/15144-biblioteka-buduschego-7-tehnologij-kotorye-nam-hotelos-by-uvidet

 

Итак, подведём итог. Какая же она современная библиотека?

Требования советского читателя на книгу отличались высокой идейностью. Читатель любил и ценил книгу, которая поднимала волнующие вопросы, обогащала новыми мыслями, вдохновляла на труд, книгу художественно убедительную, научно обоснованную. Он научился критически подходить к выбору книг для чтения. Любая библиотека могла бы продемонстрировать десятки, сотни читательских формуляров, в которых записаны научные труды, учебные пособия, научно-популярная и научно-техническая литература, художественные произведения. Задача каждой библиотеки – обрасти таким многочисленным активом библиотекарей-общественников, чтобы с их помощью расширять  работу в массах, а для современной библиотечной работы характерно большое многообразие различных форм организации культурно-досуговых мероприятий. Однако библиотечная специфика опирается на то, что базовой функцией библиотеки была и остается работа с информацией, прежде всего, с активным чтением качественной художественной литературы, и это определяет смысл и содержание досуговой деятельности библиотеки, а также создает и ту неповторимость, которую несут в себе все библиотечные мероприятия.

 И в заключение хочется отметить, что с приходом ребенка в школу перед библиотекарями стоит задача приобщить его к миру литературы, а в современных условиях это сделать всё сложнее.

 

Литература:

Ø http://nlr.ru/history/history/1946/1_801.pdf

Ø https://www.livelib.ru/translations/post/15144-biblioteka-buduschego-7-tehnologij-kotorye-nam-hotelos-by-uvidet

Ø https://nauka.club/kulturologiya/biblioteki.html

Ø Ревякина Н. В. Библиотеки // Культура Возрождения. Энциклопедия. М., 2007

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

ПО СЛЕДАМ БИБЛИОТЕЧНОГО МАРАФОНА:

ПО СЛЕДАМ БИБЛИОТЕЧНОГО МАРАФОНА:

Библиотеки являлись центрами обучения, именно в них постигали науку каллиграфии будущие писцы

Библиотеки являлись центрами обучения, именно в них постигали науку каллиграфии будущие писцы

Библиотека гостеприимно распахивает им свои двери, даёт возможность прийти в её стены со своими идеями и проектами

Библиотека гостеприимно распахивает им свои двери, даёт возможность прийти в её стены со своими идеями и проектами

Словари – наши помощники». Дети обучались пользоваться словарями, выполняли задания по карточкам, разгадывали загадки, фразеологизмы

Словари – наши помощники». Дети обучались пользоваться словарями, выполняли задания по карточкам, разгадывали загадки, фразеологизмы

Часто это единственная возможность сменить обстановку, перевести дух от заорганизованности школьного дня

Часто это единственная возможность сменить обстановку, перевести дух от заорганизованности школьного дня

Библиотечные принадлежности ü

Библиотечные принадлежности ü

Однако библиотечная специфика опирается на то, что базовой функцией библиотеки была и остается работа с информацией, прежде всего, с активным чтением качественной художественной литературы, и…

Однако библиотечная специфика опирается на то, что базовой функцией библиотеки была и остается работа с информацией, прежде всего, с активным чтением качественной художественной литературы, и…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.06.2022