Подборка игр к коврографу «Ларчик» В.В. Воскобовича, направлен-ные на формирование элементарных математических представлений у де-тей старшего дошкольного возраста

  • doc
  • 26.05.2022
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Подборка игр.doc

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение

Свердловской области

«Камышловский педагогический колледж»

 

 

 

 

 

 

 

 

Подборка игр к коврографу «Ларчик» В.В. Воскобовича, направленные на формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста

 

 

 

 

 

 

 

 

Камышлов, 2021


Афонасьева М.А. Подборка игр к коврографу «Ларчик» В.В. Воскобовича, направленные на формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста. Камышлов.  ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж», 2021

 

 

 

Подборка игр к коврографу «Ларчик» В.В. Воскобовича разработан для педагогов образовательных организаций, студентов педагогических колледжей, специальности 44.02.01 «Дошкольное образование».

 

Автор – составитель: Афонасьева М.А., студент 31 ДО группы.

 

Руководитель: Шаркова Елена Валерьевна, преподаватель ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж».

 

 

 

 

 

©ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж», 2021

 

 

 

 


Пояснительная записка

 

Главная отличительная особенность игр – образность и универсальность, а также широкий возрастной диапазон участников игры (от 3 до 7лет) и старше.

Игра интегрирует, мобилизует внимание ребенка, его интерес, втягивая ребенка в процесс решения. Он образно попадает в ситуацию, последовательно анализирует свои действия, поставленные задания, осознает цели и находит варианты решения. Комплект «Коврограф Ларчик» позволяет максимально упростить, сократить подготовительный этап работы и проводить интересные, оригинальные, эффективные игровые упражнения, направленные на математическое развитие детей и многое другое.

Коврограф. «Ларчик» В.В. Воскобовича, совмещает в себе преимущества школьной доски и фланелеграфа. В его состав входят все необходимые материалы, инструменты и приспособления, с помощью которых вы сможете создать многофункциональную развивающую и обучающую среду для своих детей.

Сам коврограф представляет собой игровое поле из ковролина размером метр на метр. Именно на нем вы сможете фиксировать развивающие материалы, входящие в состав комплекта: дидактические карточки с цифрами, буквами, фигурами, различными изображениями, эталонами, стрелками. Чтобы ребёнку было легче воспринимать информацию, игровое поле разлиновано на сто клеток. Сетка также облегчит детям построение различных геометрических фигур, познакомит с пространственными и количественными отношениями. На коврографе имеются отверстия с люверсами, с помощью которых его можно будет прикрепить к стене или к любой другой вертикальной поверхности.

Помимо коврографа в состав комплекта «Ларчик» входит: приспособления для фиксации дидактического и игрового материала (зажимы, кармашки, кружки и верёвочки), игровые и обучающие приложения, методическое пособие.

Дополнительные приспособления для размещения на коврографе дидактического материала позволяют расширить его обучающие и игровые возможности. С помощью разноцветных липучек с фиксаторами вы сможете прикрепить любые изображения, картинки и даже фотографии.

Входящая в состав трёхрядная касса и дополнительные кармашки из ковролина и прозрачной плёнки пригодятся для размещения карточек на игровом поле.

С помощью разноцветных верёвочек из контактной ленты ребёнок сможет «рисовать» и «чертить» геометрические фигуры, составлять буквы и цифры.

Комплект разноцветных квадратов познакомит ребёнка с понятием цвета. В его состав входят 10 карточек из ковролина с липучкой: 7 цветов радуги и 3 ахроматических цвета (серый, белый и чёрный).

Чтобы облегчить ребёнку пространственное ориентирование и начертание различных окружностей, в набор входят круговерт и стрелочка.

В комплект также входят обучающие приложения и авторские методики Воскобовича: «Цветные карточки», «Буквы, цифры, знаки», «Забавные буквы», «Забавные цифры» - с помощью этих дидактических карточек вы сможете в игровой форме познакомить своих детей с буквами, цифрами, счётом, понятиями цвета и формы.

Кроме игровых и обучающих приложений, входящих в состав, с коврографом могут использоваться и другие авторские пособия Воскобовича, например: «Конструктор букв», «Волшебная восьмёрка», «Кораблик Брызг-Брызг», «Чудо -крестики», «Лепестки», «Чудосоты» и другие.

В подробном методическом пособии вы найдёте игровые мини -ситуации с упражнениями и заданиями для детей. Кроме того, в пособии есть рекомендации по организации игровой и обучающей деятельности.

Красочный раздаточный и наглядный материал эстетичен и привлекает внимание детей. Пособие «Коврограф Ларчик» соответствует требованиям ФГОС.

Цель нашего сборника игр: подборка, систематизация и разработка игр к коврографу «Ларчик» В.В. Воскобовича, направленные на формировании элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.

Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

- подобрать и разработать сборник игр к коврографу «Ларчик» В.В. Воскобовича, направленные на формировании элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста;

- систематизировать сборник игр к коврографу «Ларчик» В.В. Воскобовича в соответствии с классификацией заданий по для детей старшего дошкольного возраста;

- пробировать сборник игр к коврографу «Ларчик» направленных на формировании элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста;

- внести коррективы после пробации в сборник игр к коврографу «Ларчик» В.В. Воскобовича, направленные на формировании элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.

Данный продукт содержит в себе 12 заданий, по 2 задания на один тип. Данные задания распределены по разделам: геометрические фигуры; количество и счет; величина; сравнение; логические задачи; ориентировка в пространстве.

Созданная методическая разработка представляет собой сборник игр к коврографу «Ларчик» В.В. Воскобовича последовательная реализация которого способствует формированию элементарных математических представлений. Данный сборник можно использовать для организации образовательной деятельности (совместной и самостоятельной). В деятельности воспитателя для организации образовательного процесса. Студентам и педагогам, участвующим по национальным стандартам WorldSkills, компетенция R4 Дошкольное воспитание при выполнении заданию по познавательному развитию (создание виртуальной экскурсии с робототехникой). В возможности использовать данный сборник игр к коврографу «Ларчик» В.В. Воскобовича в деятельности педагогов дошкольных образовательных организацией, а так же студентов по специальностям «Дошкольное образование» при организации образовательной деятельности по ООП или производственных практик вариативных модулей, междисциплинарных курсах (МДК), связанных с опытно-экспериментальной деятельностью, родителями при организации игровой деятельности с детьми старшего дошкольного возраста, используя сборник в домашних условиях.
Содержание

РАЗДЕЛЫ СБОРНИКА

Раздел 1. Количество и счет

Раздел 2. Сравнение

Раздел 3. Величина

Раздел 4. Геометрические фигуры

Раздел 5. Ориентировка в пространстве

Раздел 6. Логические задачи

Список литературы

 


РАЗДЕЛ 1. КОЛИЧЕСТВО И СЧЕТ

 

«Найди или отгадай цифру»

 

Цель:

·                   знакомство детей с цифрами и числами натурального ряда, порядковым и количественным значением числа;

·                   развитие внимания, памяти, логического мышления, воображения, речи

Оборудование: цифроцирк.

Правила игры: дети должны отгадать цифры.

Ход игры: на арене Цифроцирка находятся все зверята-цифрята. Считая по порядку от 0 до 9, покажи их. Отгадай, какую цифру загадал Магнолик, если она больше 6, но меньше 8; меньше 5, но больше 2 и т.д.

 

«Чехарда»

 

Цель:

·                   знакомство детей с цифрами и числами натурального ряда, порядковым и количественным значением числа.

Оборудование: цифроцирк.

Правила игры: дети выстраивают сначала ряд чётных чисел, затем нечётных.

Ход игры: на арене Цифроцирка выступает Ёжик Наездник. Он устроил настоящую чехарду, перепрыгивая через зверят - цифрят. Сначала он перепрыгнул через Зайку Двойку, затем через Крыску Четвёрку. Кто следующий? Ребёнок выстраивает сначала ряд чётных чисел, затем нечётных. Теперь в обратном порядке, начиная с Лисы.

 

 

РАЗДЕЛ 2. СРАВНЕНИЕ

 

 «Кто набрал грибов больше всех?»

Цель:

·                   формирование счёта, освоение состава числа в пределах пяти;

·                   знакомить с понятиями: полное и неполное множество, пустое множество;

·                   развитие мелкой моторики рук;

·                   формирование психических процессов: внимания, памяти и мышления.

Оборудование: математические корзинки и лого формочки.

Правила игры: дети должны заполнить две любые корзинки грибками. Посчитать сколько грибов, у кого больше, а у кого меньше и на сколько.

Ход игры: ребёнок заполняет две любые корзинки, например, Крыски Четвёрки, Пёсика Пятёрки и считает грибки.

Сколько грибков в каждой корзинке? У кого грибков больше (меньше)? На сколько больше (меньше)?

 

«Как Цифрята поделили грибы?»

Цель: 

·                   формирование счёта, освоение состава числа в пределах пяти;

·                   знакомить с понятиями: полное и неполное множество, пустое множество;

·                   развитие мелкой моторики рук.

Оборудование: математические корзинки и лого формочки.

Правила игры: ребенок должен заполнить математические корзинки так, чтобы в двух из них грибов было поровну, а в третьей меньше (больше)

Ход игры: ребёнку предлагается заполнить 3, 4, 5 и т.д. корзинок так, чтобы в двух из них грибов было поровну, а в третьей меньше (больше).

 

 

РАЗДЕЛ 3. ВЕЛИЧИНА

 

«Следы Гусеницы Фифы»

 

Цель: закрепить умения ориентироваться в величине полосок, понятия: длинный, короткий, широкий, узкий; сравнение полоски по данным параметрам величины.

Оборудование: мини Ларчик, набор полосок из ковролина красного, зеленого, желтого и синего цвета длинных и коротких, широких и узких.

Правила игры: дети должны выложить на мини ларчике следы гусеницы. Сделать сравнение полосок по разным параметрам величины.

Ход игры: гусеница Фифа ползала по песку возле своей лужице, где она любила загорать и оставила следы.

Задание педагога: предлагает варианты заданий следов гусеницы выложить на мини ларчике:

1) группировка «широкие – узкие»;

2) группировка «длинные – короткие»;

3) выделение «длинные узкие – короткие узкие», «длинные широкие – короткие широкие»;

4) сравнение полосок по разным параметрам величины

 

«Узоры паучка Чок-чок»

Цель: учить осуществлять выбор величин по слову-названию предметов, развивать внимание; формировать положительное отношение к полученному результату - ритмичному чередованию величин.

Оборудование: геоконт, цветные резинки, схемы для конструирования узоров из геометрических фигур.

Правила игры: дети должны построить узоры паутинок на геоконте. В заключении воспитатель рассматривает получившиеся узоры, дает всем работам положительную оценку.

Ход игры: воспитатель говорит, что паучок Чок-чок передал ей красивые узоры своих паутинок и просит, чтобы они построили такие же красивые паутинки на геоконте (схемы узоров из геометрических фигур).

 


РАЗДЕЛ 4. ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ

 

«Помоги Малышу Гео сложить фигуру»

Цель: упражнять в составлении моделей знакомых геометрических фигур.

Оборудование: геоконт, плоскостная фигура – Малыш Гео, геометрические фигуры.

Правила игры: дети должны приложить геометрические фигуры друг к другу, для получения цельной фигуры. Затем выложенную фигуру нужно повторить на геоконт.

Ход игры: малышу Гео прислали конверт, и он просит, чтобы мы помогли ему разобраться, что в нем. Воспитатель объясняет задание: «В конверте лежат геометрические фигуры, но они разрезаны на 2,4 части (прозрачный квадрат- ковролин), если правильно приложить их друг к другу, то получится, целая фигура. Затем выложенные фигуры нужно повторить на геоконт. Выполнив задание, дети рассказывают, из какого количества частей они составили очередную фигуру.

 

Чей домик?

Цель:

              формирование представлений о сенсорных эталонах цвета, формы, величины;

              обучение способам обследования предметов, умению различать их форму, цвет и величину, выполнять сложные глазомерные действия;

              развитие аналитического восприятия: умения разбираться в сочетаниях цветов, расчленять форму предметов, выделять отдельные измерения.

Оборудование: коврограф, разноцветные верёвочки и геометрические фигуры.

Правила игры: дети должны расселить геометрические фигуры по своим домикам. Из разноцветных верёвочек построить дом.

Ход игры: на коврографе располагаются геометрические фигуры (различные треугольники, четырёхугольники) и два домика (четырёхугольник и треугольник). В городе геометрических фигур в четырёхугольном домике поселились братья - четырёхугольники, а в треугольном - треугольники. Расселите фигуры. Однажды к ним в гости приехали круг и овал. (на коврографе появляются фигуры круг и овал). В каком домике они остановятся? Какие домики нужны для них? Дети из «Разноцветных верёвочек» строят дома для круга и овала.

 

«Заколдованный замок»

 

Цель: формирование умения узнавать и различать плоские геометрические фигуры (круг, прямоугольник, треугольник, квадрат), совершенствование умения выполнять задание, руководствуясь схемой.

Оборудование: мини ларчик, прозрачный квадрат-ковролин.

Правила игры: дети должны выложить такой же замок на мини ларчике, как у воспитателя.

Ход игры: педагог помещает на магнитную доску карточки – схемы с изображением фрагмента замка. П.-«Это заколдованный замок. Чтобы узнать, кто живет в нем, вам надо выложить у себя на мини ларчик, такой же замок. Замок должен получиться таким, как на моей схеме.»

 


РАЗДЕЛ 5. ОРИЕНТИРОВКА В ПРОСТРАНСТВЕ

 

Где «Лопушок»?

Цель: закрепление пространственных представлений (лево, право, верх, низ).

Оборудование: коврограф, забавные цифры, Лопушок (разноцветные липучки).

Правила игры: дети должны отмечать на коврографе движения «Лопушка».

Ход игры: Лопушок отправляется в путешествие, и его первая остановка будет… На коврографе выделяется отправная точка Лопушка из разноцветных липучек. «Забавные цифры» располагаются в разных частях коврографа. Первая остановка будет находиться две клеточки вправо, одну клеточку вверх и т.д. Последняя остановка рядом с Зайкой Двойкой.

 

«Огоньки»

Цель:

- развивать умения понимать пространственные характеристики «слева», «справа», «внизу», «наверху»; развитие порядкового счета (второй ряд, пятая клеточка, восьмой столбик); расширение знания и понимания составляющих Мини Ларчика – клеточки, ряды (лежат), столбики (стоят), область Льва, Лани, Пони, Павлина;

Оборудование: мини ларчики, игровизор.

Правила игры: дети должны размещать фонарики в зависимости от возможностей и уровня развития детей

Ход игры: на Ковровой Полянке вдруг стало очень темно гулять по вечерам. А ведь в Фиолетовом Лесу всегда была хорошая погода, и жители Леса любили гулять в любое время суток и ходить друг к другу в гости. Почему это случилось, никто не знал, но одновременно перегорели все фонарики. Нужно было включать новые. Слон Лип-Лип был самым высоким жителем Леса, и все попросили его помочь.

1). Он включил сначала фонарики на Полянке в области Льва следующим образом (разные варианты размещения фонариков в зависимости от возможностей и уровня развития детей). Сколько всего было фонариков? Как они расположены в первом ряду? Какой справа, какой слева? Какой фонарик и в каком ряду находится под белым большим? (разные варианты вопросов по пространственному расположению фонариков в зависимости от возможностей и уровня развития детей).

Внезапно слона позвали поднять упавшее дерево, потому что он был главным помощником всех жителей, и ему пришлось уйти. Тогда позвали Магнолика, и он своим волшебством зажег сразу все фонарики на всей Полянке определенным образом:

- в области Лани фонарики зажглись симметрично относительно горизонтальной линии, разделяющей Льва и Лань;

- в области Павлина фонарики зажглись симметрично относительно вертикальной линии, разделяющей Льва и Павлина;

- в области Пони фонарики зажглись симметрично относительно вертикальной линии, разделяющей Лань и Пони.

Давайте, зажжём эти фонарики у себя на мини ларчиках и нарисуем на игровизоре. В каких рядах и столбиках зажгутся они? (ответы и действия детей, проговаривая, что они делают и почему)

2). Одновременно на коврографе, мини ларчиках и игровизоре играют все дети и воспитатель. Можно заранее придумать фигуру, которую будем рисовать по точкам. Темы могут быть различными.

 


РАЗДЕЛ 6. ЛОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ

 

Кто спрятался?

 

Цель:

·                   формирование представлений о сенсорных эталонах цвета, формы, величины;

·                   обучение способам обследования предметов, умению различать их форму, цвет и величину, выполнять сложные глазомерные действия;

·                   развитие аналитического восприятия: умения разбираться в сочетаниях цветов, расчленять форму предметов, выделять отдельные измерения.

Оборудование: коврограф, радужные гномы.

Правила игры: дети должны отгадать какой из гномов спрятался.

Ход игры: на полянке появились гномы Кохле, Охле, Желе, Зеле, Геле, Селе и Фи в разноцветных шапочках. Они стали играть в прятки с Лопушком.

На коврографе располагаются цветные карточки по считалке «Кохле-Охле – Желе – Зеле – Селе - Геле - Фи». Это шапочки гномов. Дети закрывают глаза, педагог убирает одну из карточек. Кто из гномов спрятался? Вариант усложнения: карточки меняются местами.

 

 

«В гостях у веселых гномиков»

 

Цель: развитие у дошкольников логического мышления, внимания, памяти, познавательной, эмоциональной, двигательной, речевой активности.

Оборудование: коврограф, радужные гномы.

Правила игры: дети должны правильно отгадать имена гномиков и рассказать какие любимые цвета.

Ход игры: ребята, я приглашаю вас сегодня в путешествие в лес, но лес этот не простой –фиолетовый. В нем происходят чудеса!

-В фиолетовом лесу живут замечательные гномы: Кохле, Охле, Желе, Зеле, Геле, Селе, Фи. У каждого гномика есть свой любимый цвет. Кохле нравится красный цвет, Охле- оранжевый, Желе- желтый, Зеле -зеленый, Геле- голубой, Селе- синий, Фи любит фиолетовый цвет.

Давайте проверим, как вы запомнили имена гномиков!

Воспитатель показывает карточку с изображением гнома, дети называют его имя и говорят любимый цвет. При необходимости воспитатель подсказывает.

 

 

 

 

 


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1.                 Астахова Н.И. URL: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/276757-sbornik-igr (дата обращения 14.02.2019)

2.                 Дерунова Е.А. URL: https://nsportal.ru/detskiy-sad/matematika/2019/02/22/kartoteka-igr-na-kovrografe-i-minilarchike (дата обращения 14.02.2019)

3.                 Мальфинова Ю.А. URL: https://krasds6.edumsko.ru/collective/method/post/846097?utm_referrer=https%253A%252F%252Fyandex.ru%252F%253Ffrom%253Dalice (дата обращения 14.02.2019)

4.                 Пономарева С.Н. URL: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/392049-kartoteka-igr-s-materialami-voskobovicha (дата обращения 14.02.2019)

5.                 Похвалова О.Н. URL: https://multiurok.ru/files/programma-igry-voskobovicha.html(дата обращения 14.02.2019)

6.                 Сысоева О.Н. URL: https://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-zanjatija-po-matematike-pomozhem-malyshu-geo.html (дата обращения 14.02.2019)

 

 

 


Скачано с www.znanio.ru