В разработке представлен материал для проведения классного часа. Цели классного часа : способствовать сплочению детского коллектива; дать понятие слова «доброта»; мотивировать детей на добрые поступки; воспитывать способность совершать добрые дела на благо людям. Данный материал будет полезен классным руководителям старших классов школы.классный час
классный час.docx
МКОУ «Табулгинская средняя общеобразовательная школа
им. П.Д.Слюсарева»
Чистоозерного района Новосибирской области
Разработка
классного часа
«Поделись своей добротой!»
9 класс
Автор:
классный руководитель
Жарикова Светлана Семеновна Цели:
способствовать сплочению детского коллектива;
дать понятие слова «доброта»; мотивировать детей на добрые поступки;
воспитывать способность совершать добрые дела на благо людям.
Эпиграф: Дарите людям искренне добро...
Ход классного часа
Учитель Сегодня мы с вами поговорим о важном, нужном качестве, без которого человек
не может называться человеком. Послушайте стихотворение и скажите, о чем будет
разговор.
Ученик
Слово это серьезное,
Главное, важное.
То, что значит оно,
Очень нужно для каждого.
В нем забота и ласка,
Тепло и любовь.
В нем стремленье
На помощь прийти вновь и вновь.
Это качество
В сердце у многих живет
И о боли других
Позабыть не дает.
И оно поважнее,
Чем лица красота.
Догадались, что это?
Сердец ДОБРОТА.
Учитель: О каком качестве пойдет речь? О доброте.
Дорогие ребята! Сегодня мы снова собрались все вместе в нашем уютном и светлом классе.
Тема нашего классного часа «Поделись своей добротой!»
Учитель: Послушайте песню Татьяны Мухаметшиной. .Песня о доброте
Среди людей идут споры. Нужна она или нет? А действительно, может можно прожить и
без нее. Давайте обсудим эту проблему.
Вспомните словосочетания, в которых есть слово «доброта».
Учащиеся: Делать добро, желать добра, помнить добром, поминать добром.
Учитель: каким русским словам дает начало слово «добро»? Изобилие удивительное, ни в
одном другом языке нет ничего подобного. Давайте вспоминать
Учащиеся: Доброжелательность
Добролюбие
Добросердечность
Добропорядочность
Добрососедство
Добросовестность
Жизнь человеку дается только один раз и нужно ее прожить так, чтобы не было
разочарований от прожитого дня, месяца, года. Птица рождена для полета, а человек для
счастья. Каждый из нас хочет быть счастливым. Народная мудрость гласит “Счастья
достигает тот, кто стремится сделать счастливым других”. Если хочешь, чтобы люди к тебе
хорошо относились, значит ты сам в первую очередь должен к ним относится хорошо. Мы
постараемся сегодня разобраться с вами в том, какие же качества должны в себе
воспитывать, чтобы стать счастливым и изменить мир в лучшую сторону.
Учитель: Какого человека можно назвать добрым? Продолжите фразу Добрый
человек – это тот,
кто любит людей
готов в трудную минуту прийти им на помощь.
любит природу и бережет ее, любит животных, птиц
вежлив в общении, уважителен к взрослым и младшим
кто всегда доброжелателен к людям
кто думает не только о себе, но и о других.
Добрый человек замечает в других, прежде всего хорошее, злой – дурное.
Давайте и мы с вами поищем положительные и отрицательные качества людей. Я прочитаю стихотворение, а вы разделите эти качества на две группы
Жизнь наша, как сама природа, непроста:
С жестокостью соседствует в ней доброта,
Сраженье мудрость с глупостью ведёт,
Отвага рядом с трусостью идёт.
А справедливости стрела,
С пороком счёты так и не свела,
За трудолюбием как тень,
Из века в век плетётся лень.
Учитель.Прочитайте положительные качества человека, которые вы выписали
запомним их, и будем следовать им по жизни.
Доброта жестокость
Мудрость глупость
Отвага трусость
Справедливость порок
Трудолюбие лень
Вывод: Доброта, мудрость, милосердие, справедливость, трудолюбие, человечность,
отзывчивость, душевность создают основу человеческого счастья.
Не прячьте доброты своей,
Откройте сердце всем наружу.
Тем, что имеете, щедрей
Делитесь, распахните душу.
Дарите только теплоту:
Ребенку, женщине и другу,
И отодвиньте пустоту.
Жизнь все вернет сполна по кругу.
К вам возвратятся свет, любовь,
Мечта и счастье к вам вернется.
И нежной лаской вновь и вновь
В вас чьято радость отзовется.
Ситуативный практикум: А теперь давайте поработаем творчески. Наше состязание мы
назовем « Добрый след». . Ваша задача предложить ряд добрых дел, которые можно
совершить: дается 2 мин 1 группа дома
2 группа в школе
3 группа на улице
4 группа в транспорте
Как по вашему мнению, чтобы к нам хорошо относились, какие качества мы должны в себе
воспитать?
Ожидаемые ответы учащихся: любить труд, быть честным, помогать старшим, быть
сильным, милосердным, добрым, внимательным …)
Все эти качества, которые вы перечислили, украшают любого человека. Ибо доброта
творит чудеса. Доброта слабых делает сильными, сильных великодушными, а весь мир
чище и ярче. Поэтому, самым ценным в человеке является доброе сердце и добрые
поступки. Человек – самое совершенное, самое разумное существо на Земле. Как он
красив, когда благодарен, честен, творит добро, самыми незначительными поступками
украшает нашу Землю. Все в обществе взаимосвязано. Все мы зависим друг от друга. Мы
участники цепной реакции добра и зла. Добро и добрые дела противостоят злу и
жестокости мира, поэтому никак нельзя забывать о тех, кто вершит добро на своем
жизненном пути. Настоящая доброта, в чем она проявляется? Может бать, в
необыкновенной любви к людям? И такие люди, бескорыстно помогающие нуждающимся,
были всегда. Как вы думаете, а с чего можете начать вы свой путь добрых поступков,
благородных решений?
(Ожидаемые ответы учащихся: помощь родителям, играть с младшими, сходить за хлебом,
за лекарством, …)
Что такое добро? Это все хорошее, красивое. Например: солнце, весна, улыбка, мама,
папа,…. Добро – это когда люди содействуют, помогают, дарят нам возможность
почувствовать себя богаче, счастливее, увереннее в жизни.
Если хочешь протянуть руку помощи,
Но не можешь
Пожелай человеку добра в пути
Добрым словом ты также поможешь.
Да ктото помогает добрым словом, а ктото имея большие материальные возможности,
тратит личные средства на благо всех людей. Можно назвать множество имен, среди
которых есть прославленные своей благотворительностью. Добро и зло творить всегда
Во власти всех людей
Но зло творится без труда
Добро творить трудней.
Рождает зверя зверь
Рождает птица птицу
От доброго – добро
От злого – зло родится.
Добро, коль не было б оно мало
Гораздо лучше, чем большое зло.
Рассмотрите ситуацию.
У. Есть два человека. У каждого десять хороших друзей.
1. Один из них каждый день просит своих друзей помочь ему: одолжить деньги, еду,
оказать другие услуги. Обращаясь к ним, он говорит, что если они действительно его
друзья, то не откажут ему в этом и, в конце концов, просто обязаны ему помочь. Через
некоторое время все друзья отворачиваются от него. Они перестают звонить и навещать
его.
2. Другой каждый день встает пораньше., чтобы все успеть. Он всем сердцем предан своим
друзьям, поэтому часто навещает их, помогая им, чем может. Через короткое время все
знакомые считают его лучшим другом, стараясь быть ближе к нему. Они рассказывают о
нем другим, и он становится всеобщим любимцем.
С кем из этих двух людей вы хотели бы дружить? (ответы детей)
Вывод учителя Все люди очень разные…. Одни готовы отдать последнее своему другу и
просто знакомому; у других и снега зимой не допросишься.
Вы все счастливые дети, у вас есть семья, дом, где вас ждут и любят. Но в нашей не
простой жизни есть дети, которые лишены этого маленького счастья теплого семейного
уюта. Есть и те, которые живут в детских домах, приютах вдали от близких, без самых
дорогих им людей. Судьба им часто преподносит все новые испытания. Давайте мы для них
построим новый дом.
Новый дом. Но каким он должен быть? Хотелось бы, чтобы дом, в котором будут жить эти
дети, был уютным, светлым. В своих мечтах, мы часто представляем, в каком доме я хотел бы жить. Я предлагаю вам поучаствовать в строительстве этого домика. Стройте его
так, как будто строите для себя.
(Учащимся предложен набор: блок фундамента, 4 кирпичика, крыша, труба и окошко,
вырезанные из цветного картона. Дети строят из кирпичиков дом, при этом на каждый
кирпич, они закладывают те качества, которые хотели бы видеть в своем доме, это:
теплота, милосердие, покой, доброжелательность, отзывчивость, спокойствие, понимание,
любовь, красота, уют, здоровье. При этом каждый ребенок выбирает то, что считает
наиболее важным качеством, необходимым для крепкого дома.)
Строительство любого дома начинается с фундамента, его основания. Чем крепче
фундамент, тем крепче наш дом. (При этом дети проговаривают какие качества они ставят
на фундамент, что же лежит в основе хорошего дома). Постепенно складывая по
кирпичику воздвигаем стены, затем ставим крышу. (Для окошка у детей предложено 4
цвета: зеленый, желтый, синий, красный. Каждый ребенок выбирает для себя свой цвет).
Закрепив окно дома, каждый из вас определил, что пройдет в наш дом через открытые
ставни:
зеленый цвет – принесет в дом настойчивость
красный цвет – принесет в дом лидерство
синий цвет – принесет в дом спокойствие
желтый цвет – принесет в дом тепло
У вас получился очень красивый дом, я вижу он очень светлый и теплый. По мимо этого я
хотела бы, чтобы лучи солнца, проникающие в ваш дом принесли вам: (прикрепляются на
лучах) любовь, красоту, здоровье, доброту, милосердие, отзывчивость. Учитесь дарить
частички своего сердца и тогда вы станете добрыми волшебниками.
Но как бы нас жизнь ни ломала,
В ней некое есть волшебство…
Хороших людей слишком мало.
И все – таки их большинство.
Стань добрым волшебником
Нука попробуй
Тут хитрости вовсе не нужно особой
Понять и исполнить желание другого
Одно удовольствие, честное слово. Обсуждение рассказа В.Сухомлинского «Обыкновенный человек»
В жаркой, сухой степи колодец. Возле колодца изба. В ней живут дед с внуком.
У колодца на длинной веревке ведро. Идут, едут люди—заворачивают к колодцу, пьют
воду, благодарят деда.
Однажды ведро оторвалось и упало в глубокий колодец. Не было у деда другого ведра.
Нечем воды достать и напиться.
На другой день утром подъезжает к дедовой избе мужик в телеге. Под соловой у него
ведро.
Проезжий посмотрел на колодец, глянул на деда с внуком, ударил кнутом лошадей и
поехал дальше.
Что это за человек? – спросил внук деда.
Это не человек, ответил дед.
В полдень проезжал мимо дедовой избы другой хозяин. Он достал изпод соломы ведро,
привязал к веревке, достал воды и напился сам, дал напиться деду и внуку, вылил воду в
сухой песок, спрятал ведро опять в солому и поехал.
Что это за человек? – спросил деда внук.
И это еще не человек, ответил дед.
Вечером остановился у дедовой избы третий проезжий. Он достал из телеги ведро,
привязал к верёвке, набрал воды, напился, поблагодарил и поехал, а ведро оставил
привязанным у колодца.
А это что за человек? – спросил внук.
Обыкновенный, ответил дед.
В.Сухомлинский.
Вопросы детям:
Можно ли сказать, что дед с внуком добрые люди? Почему?
Про кого из проезжающих дед сказал, что «это не человек»? Почему?
Почему третьего проезжающего дед назвал обыкновенным человеком? Каким ещё
человеком его можно назвать?
Добро сотворенное нашими руками принесет чудо и нужно быть мудрым и не остаться в
стороне.
Ученик:
Не стой в стороне равнодушным
Когда у когото беда. Рвануться на выручку можно
В любую минуту всегда.
И если комуто поможет
Твоя доброта и дружба твоя
Ты счастлив, что день не напрасно был прожит
На свете живешь ты не зря.
Слово учителя: У человека есть два вида жизни. Первая реальная, повседневная жизнь.
Это его учёба, работа, выполнение обязанностей, взаимопонимание с другими людьми.
Вторая скрытая, духовная жизнь. Это его мысли, чувства, идеалы, внутренний мир. У
французского писателя Виктора Гюго есть такие красивые слова: " Во внутреннем мире
человека доброта это солнце".
Доброта издавна ценилась на Руси. Немало русский народ сложил пословиц о доброте.
Так давайте попробуем их на место поставить и сложить их правильно.
Добро помни, а
Что посеешь, то и Зло забывай
За добро
Худо тому, кто
Доброе слово лечит А злого не жалуют
Доброе слово
Доброго чтут
Доброе слово лечит, а злое калечит.
А злое калечит
Половина счастье
Пожнёшь
Добра не делает никому
Добром плати
Худо тому, кто добра не делает никому.
Не одежда красит человека, а добрые дела.
Доброе дело само себя хвалит.
Делай другим добро – будешь сам без беды.
Добрый человек в добре живет век.
Чего не сделаешь силком, того добьешься добром.
Добрые умирают да дела их живут.
Красота до вечера, а доброта навеки.
Живи добрее, будешь всем милее.
Ребята, обратите внимание на то, что рядом с добром часто упоминается зло. Добро всегда
противодействует злу, борется с ним. Конечно же, ваша доброта.
Правила доброты.
Внимание на экран. Совершать хорошие дела просто так, из хороших побуждений.
Любить людей знакомых и незнакомых.
Призывать окружающих к хорошим взаимоотношениям.
Делать добро для близких, друзей.
Не завидовать.
Не вредничать.
Не грубить.
И я надеюсь, что мы будем придерживаться этих правил (советов).
Учитель: Легко или трудно быть добрым?
Ученица:
Добрым быть совсем совсем не просто
Не зависит доброта от роста,
Не зависит доброта от цвета,
Доброта не пряник, не конфета
Только надо, надо добрым быть
И в беде друг друга не забыть.
Ученик:
Давайте поклоняться доброте!
Давайте с думой жить о доброте.
Вся в голубой и звездной красоте,
Земля добра. Она дарит нас хлебом,
Живой водой и деревом в цвету.
Под этим вечно неспокойным небом
Давайте воевать за доброту!
Учитель: Основное назначение человека творить добро. Может быть, именно поэтому
еще в старой азбуке, когда буквы алфавита обозначались самыми близкими человеку
словами З – "Земля", М – "Мыслите", Л – "Люди", буква Д обозначалась словом "Добро".
Азбука как бы призывала.
Люди Земли, Мыслите, Думайте и творите Добро! Помните этот призыв, ребята, всегда следуйте ему.
Учитель звучит песня "Гимн доброте". Детский хор "Тропинка".
http://festival.1september.ru/articles/551704/
Беседа о вежливых словах.
У. Подумайте и ответьте, что в общении друг с другом помогает делать наши отношения
теплее, добрее, искреннее? (ответы детей)
У. Конечно же, это добрые, теплые слова. Какие? (Ответы детей: “доброго здоровья”,
“счастливого дня”, “будьте добры” и т. д.)
У. Скажите, а как можно усилить красоту и обаяние эти слов? (С помощью улыбки,
доброжелательного взгляда.)Добрые слова это цветы человеческой души. И не скупитесь
раздавать эти цветы окружающим.
Слова чудеснейшие эти
Услышать каждый очень рад;
Добреют взрослые и дети
И улыбнуться всем спешат.
ДОБРЫЙ ДЕНЬ.
Добрый день! тебе сказали.
Добрый день! ответил ты.
Как две ниточки связали –
Теплоты и доброты.
ДОБРОГО ПУТИ
Нам желают: «Доброго пути!»
Будет легче ехать и идти.
Приведет, конечно, добрый путь
Тоже к доброму чемунибудь.
ЗДРАВСТВУЙТЕ
Здравствуйте! ты скажешь человеку.
Здравствуй! улыбнется он в ответ.
И, наверно, не пойдет в аптеку
И здоровым будет много лет.
СПАСИБО За что мы говорим «спасибо»?
За все, что делают для нас.
И мы припомнить не смогли бы
Кому сказали, сколько раз?
ПРОСТИТЕ.
Простите, я больше не буду
Нечаянно бить посуду,
И взрослых перебивать,
И что обещал – забывать.
Но если я все же забуду
Простите, я больше не буду.
ПОЖАЛУЙСТА
Отменить, что ли, слово «пожалуйста»
Повторяем его поминутно.
Нет, пожалуй, что, без «пожалуйста»
Нам становится неуютно.
ДОБРЫЕ СЛОВА
Эти слова всем известны давно,
Видишь – они просты, и не новы.
Но я еще повторю все равно:
Добрые люди, будьте здоровы!
Игра: Учитель. Давайте мы немного поиграем. Я прочту стихотворение, а ваша задача
досказать подходящее по смыслу доброе слово.
Придумано кемто просто и мудро
При встрече здороваться ... (“Доброе утро!”)
Зазеленеет старый пень,
Когда услышит: ... (“Добрый день!”)
Мальчик вежливый и развитый,
Говорит, встречаясь: ... (“Здравствуйте!”)
Растает ледяная глыба
От слова доброго ... (“Спасибо!”)
Когда бранят за шалости, Мы говорим: ... (“Прости, пожалуйста!”)
И во Франции, и в Дании Говорят, прощаясь: ... (“До свидания!”) Всем вам с большой любовью
Желаю… (Крепкого здоровья.)
Вывод учителя: много тёплых добрых слов в нашей речи. Доброе слово может нас
приободрить. Вселить в нас уверенность, согреть душу.
Пусть эти золотые слова определяют все ваши поступки в жизни. Каждый ребенок хочет,
чтобы окружающие его любили, заботились о нем. Но мало только желать этого. Надо
самому все делать так, чтобы твои поступки не вызывали у других обиду, горечь, досаду и
чувство несправедливости.
Может ктонибудь из вас сказать по совести: «Я добрый человек».
Давайте проведём анкету «Добрый ли вы человек?» (да или нет)
1) У вас появились деньги. Могли бы вы истратить всё, что у вас есть, на подарки друзьям?
2) Товарищ рассказывает вам о своих невзгодах. Дадите ли вы ему понять, что вас это мало
интересует, даже если это так?
3) Если ваш партнёр плохо играет в шахматы или другую игру, будете ли вы иногда ему
поддаваться, чтобы сделать ему приятное?
4) Часто ли вы говорите приятное людям, просто чтобы поднять им настроение?
5) Любите ли вы злые шутки?
6) Вы злопамятны?
7) Сможете ли вы терпеливо выслушивать даже то, что вас совершенно не интересует?
8) Умеете ли на практике применять свои способности?
9) Бросаете ли вы игру, когда начинаете проигрывать?
10) Если вы уверены в своей правоте, отказываетесь ли вы слушать аргументы оппонента?
11) Вы охотно выполняете просьбы?
12) Станете ли вы подтрунивать над кемто, чтобы развеселить окружающих?
Результаты анкеты
А теперь вы можете засчитать себе 1 очко за ответ «да» на вопросы: 1, 3, 4, 7, 11 и за ответ
«нет» на вопросы: 2, 5, 6, 8, 9, 10, 12.
Вы набрали больше 8 очков. Вы любезны. Нравитесь окружающим, умеете общаться с
людьми. У вас, наверное, много друзей. Одно предостережение: никогда не пытайтесь
иметь хорошие отношения со всеми – всем не угодишь, да и на пользу это вам не пойдёт.
От 4 до 8 очков. Ну что же, ваша доброта – вопрос случая. Добры вы далеко не со всеми.
Для одних вы можете пойти на всё, но общение с вами более чем неприятно для тех, кто вам не нравится. Это не так уж плохо. Но, наверное, надо стараться быть ровным со всеми,
чтобы люди не обижались.
Вы набрали меньше 4 очков. Общение с вами, надо признаться, порой бывает просто мукой
даже для самых близких вам людей. Будьте доброжелательны, и у вас будет больше друзей.
Ведь дружба требует доброго отношения…
Нам приятнее находиться в обществе добрых людей, но для этого мы должны быть сами
добрыми людьми.
ПОМНИ:
Попробуй не наступить, а уступить.
Не захватить, а отдать.
Не кулак показать, а протянуть ладонь.
Не спрятать, а поделиться.
Не кричать, а выслушать.
Не разорвать, а склеить.
Учитель
Попробуй и ты увидишь, какими теплыми, радостными, спокойными станут отношения с
окружающими людьми, какое удивительное чувство согревает сердце, старайтесь ради себя
самого не причинять вреда другому человеку
Рефлексия.
Учитель.
В моих руках ларец. В нем находится волшебные зернышки Добра. Сейчас я каждому из
вас раздам по зернышку. Держите очень бережно, чтобы оно не упало.
(Учитель подходит к каждому и нежно прикасаясь к ладоням детей, кладет в них
невидимое зернышко). Тихо звучит музыка.
• А теперь очень осторожно, чтобы не обронить зернышко посадите его внутрь себя. Теперь
это зернышко внутри вас. Почувствуйте, как добро входит в вас, доставляет вам радость.
Пусть оно прорастет в ваших душах и сердцах. Но не забывайте об одном условии – оно
прорастет только тогда, когда вы не на словах, а на деле будете совершать добрые дела.
Ребята, а давайте прямо сейчас сделаем друг другу добрый подарок, подарим кусочек
своего сердца с самыми добрыми пожеланиями.
А. Напишите пожелание на сердечке и подарите соседу по парте Б. Гостям в подарок шары с пожеланиями.
V. Итог
– Все мы живем среди людей, но поступаем ли так, чтобы вокруг нас было светло и
радостно? Умеем ли первыми сказать доброе слово, простить обиду или сделать шаг к
примирению?
Дарите людям искренне добро...
Дарите людям искренне добро,
дарите ежедневно, ежечасно!
Пусть добрых дел сияет серебро,
пусть добротой заполнится пространство.
Творите это чудо из чудес
от всей души легко и бескорыстно!
Пусть вырастает рукотворный лес
добрейших слов и благородных мыслей.
Добро, как чистый воздух на земле
не может быть излишним и напрасным...
Дарите, станет мир вокруг светлей
от радости подаренного счастья
Учитель: В заключение мне хочется вам пожелать доброты. Помните, что добро, сколь ни
было оно мало, гораздо лучше, чем большое зло. Спасибо вам, ребята, за минуты общения,
за ваше участие, поддержку. На этом наш классный час окончен. До свидания.
Литература
1. Дереклеева Н.И. Классные часы по теме “Нравственность”. Москва, 2006.
2. Персидская И.В. Классные часы. Волгоград, 2005.
3. Алешина Л. О вежливости, о такте, о деликатности. –Л .Лениздат, 1986.
4.
Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – М.:
Азбуковник, 1999.
5.
Галищук Е.О. От сердца к сердцу. – СПб.: «Паритет», 2003.
6. http://nsportal.ru/shkola/klassnoerukovodstvo/library/2012/08/29/klassnyychasspeshi
tvoritdobro9kl
7. Баринова Светлана Николаевна. Классный час "Спеши творить добро"
/2012/08/29/
klassnyy
rukovodstvo
/ klassnoe
/ library
http
:// nsportal
. ru / shkola
chas
speshi
tvorit
dobro
9
klass
«Поделись своей добротой!»
«Поделись своей добротой!»
«Поделись своей добротой!»
«Поделись своей добротой!»
«Поделись своей добротой!»
«Поделись своей добротой!»
«Поделись своей добротой!»
«Поделись своей добротой!»
«Поделись своей добротой!»
«Поделись своей добротой!»
«Поделись своей добротой!»
«Поделись своей добротой!»
«Поделись своей добротой!»
«Поделись своей добротой!»
«Поделись своей добротой!»
«Поделись своей добротой!»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.