Подготовка к ОГЭ по русскому языку (работа над тестовой частью)

  • pptx
  • 17.05.2022
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Презентация по русскому языку на тему_ _Подготовка к ОГЭ.Тестовая часть_ (9 класс).pptx

Подготовка к ОГЭ
по русскому языку
(работа над тестовой частью)

9 класс

«Для того чтобы совершенствовать ум, надо более размышлять, чем заучивать»
Рене Декарта

Тестовые задания

Тестовая часть экзамена по русскому языку-это 2-я часть экзамена, она предполагает работу с текстом .
Тестовая часть состоит из 7 заданий, начиная со 2-го и заканчивая 8-м.
За выполнение этой части ученик получает 7 баллов.
В ответе может быть несколько вариантов ответа, но если хотя бы один вариант назван неправильно, весь ответ не засчитывается.
При выполнении этой части экзамена необходимо быть предельно внимательным.

Задание 2: синтаксический анализ

Прочитайте текст:
(1) Два дня весь дом работал над костюмом. (2)Груды искромсанного картона и бумаги лежали на столе в отцовском кабинете. (3)Все были перепачканы краской и гуммиарабиком. (4)Витя ходил, распорядительно задрав нос, и с него капали пот и тушь. (5)Папа безуспешно отдирал от пиджака аргентинскую марку, а мама обучала Марфушу манерам. (6)Перед маскарадом Марфушу нарядили в совсем уже готовый костюм.
Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.
1) дом работал (пр.1)
2)груды лежали (пр.2)
3) были перепачканы (пр.3)
4) папа отдирал марку (пр.5)
5)Марфушу нарядили (пр.6)

Алгоритм выполнения задания 2:

Вспомнить, что такое грамматическая основа предложения (ГО): это подлежащее и сказуемое.
Вспомнить, чем может быть выражено ПОДЛЕЖАЩЕЕ( только в форме именительного падежа: Кто? Что?) и СКАЗУЕМОЕ (ПГС,СГС И СИС)
Вспомнить, что предложение могут быть как простое (одна ГО), так и сложное (несколько ГО).
Вспомнить, что предложения могут быть как двусоставные
( подлежащее и сказуемое), так и односоставное (или подлежащее, или сказуемое).
Вспомнить, что и подлежащее, и сказуемое могут быть однородными членами предложения.
Вы должны повторить всю теорию синтаксиса простого и сложного предложения.

Выполняем задания 2.

Находим ГО в первом предложении: дом работал .
Находим ГО во втором предложении: груды лежали.
Находим ГО в третьем предложении: все были перепачканы (СИС).
Находим ГО в четвёртом предложении: Витя ходил, капали пот и тушь.(ССП)
Находим ГО в пятом предложении: папа отдирал, мама обучала.(ССП). Находим ГО в шестом предложении: нарядили (односоставное предложение).

Сравниваем свои ответы с предложенными в тесте, выписать номера совпадающих ответов.

Ответ: 12

3-й вариант ответа неправильный,
т.к. не включено подлежащее.
4-й вариант ответа неправильный,
так как вместо подлежащего включено дополнение.
5-й вариант ответа неправильный, так как включено дополнение.

Задание 3: пунктуационный анализ

Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.
Вечером (1)перед маскарадом(2) надушенную и завитую(3) Марфушу(4) нарядили в совсем уже готовый костюм. Это был громадный (5) почтовый конверт(6) совершенно готовый к отправлению.

Алгоритм выполнения задания 3:

Найдите ГО, определите, какое предложение:
простое, сложное, тип связи.
Вспомните, чем может быть осложнено простое предложение: однородные члены предложения, вводные слова и вставные конструкции, обращения, обособленные и уточняющие члены предложения.
Читая предложения, на месте цифр останавливайтесь и определяйте, нужна ли здесь запятая и почему.
Напишите правильный ответ.

Выполняем задания 3:

Находим ГО в первом предложении: нарядили(простое предложение). Оно осложнено уточняющим членом предложения, стоящим в середине предложения – перед маскарадом (запятые 12).
Находим ГО во втором предложении: был конверт ( простое предложение осложнено обособленным определением, стоящим после определяемого слова в конце предложения (запятая 6).

Ответ: 126.

Запятые 3,4 не нужны, т.к. одиночные определения, стоящие перед определяемым словом, не обособляются.
Запятая 5 не нужна, т.к. громадный почтовый (конверт)-это неоднородные определения.

Задание 4: синтаксический анализ.

Замените словосочетание «аргентинскую марку», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

Алгоритм выполнения:

Вспомнить 3 вида связи словосочетания: согласование, управление и примыкание.
Согласование: главное выражено сущ., зависимое-прилагательным, причастием, числительным или местоимением, отвечает на вопросы какой или чей?
Управление: главное выражено глаголом, существительным, зависимое- существительным или местоимением. Главное «управляет» падежом зависимого, отвечает на падежные вопросы и на смысловые.
Примыкание: главное и зависимое связаны только по смыслу, так как зависимое слово выражено неизменяемой частью речи: наречием, деепричастием, неопределённой частью речи.
Определить в предложенном словосочетании главное слово, оно должно быть главным и в новом словосочетании. Зависимое слово заменяем в зависимости от типа связи: при согласовании-сущ. меняем на прилагательное, при управлении-на сущ. с предлогом или без, при примыкании-на наречие или деепричастие.

Выполняем задания 4.

Замените словосочетание «аргентинскую марку», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
Находим главное слово –марку.
Зависимое слово выражено прилагательным аргентинскую.
Обращаем внимание на то, что согласование нужно заменить на управление.
Заменяем синонимичным словосочетанием: главное слово марку, зависимое должно быть выражено однокоренным существительным от прилагательного аргентинскую: из Аргентины.

Ответ:



марку из Аргентины

Задание 5: орфографический анализ.

Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.
1) СДЕЛАЕМ-приставка неизменяемая.
2) ГУСИНЫЙ (укус)-в суффиксе –ин-отымённых прилагательных пишется одна н.
3) ГОРЕЛ-написание безударной чередующейся гласной в корне слова зависит от суффикса, который следует за корнем.
4) (ТЁМНАЯ) НОЧЬ- в именах существительных 1-го склонения после шипящих буква Ь пишется.
5) (придумать бы) ЧТО-ЛИБО-наречие пишется через дефис, так как с суффиксом ЛИБО слова пишутся через дефис.

Алгоритм выполнения задания 5:

Определить часть речи выделенного слова.
Определить, в какой морфеме находится орфограмма.
Читаем правило, обращая внимание на формулировку, склонение, спряжение, род, число, падеж и другое.
Оставляем только те ответы, в которых нет ошибок или несовпадений.

При подготовке к экзамену необходимо повторить и систематизировать все орфографические правила.

Выполняем задания 5:

Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.
1) СДЕЛАЕМ-приставка неизменяемая. (Правильно!)
2) ГУСИНЫЙ (укус)-в суффиксе –ин-отымённых прилагательных пишется одна н.(ГУСЬ +ИН)-правильно!
3) ГОРЕЛ-написание безударной чередующейся гласной в корне слова зависит от суффикса, который следует за корнем. (Неправильно: чередующаяся гласная зависит от ударения)
4) (тёмная) НОЧЬ- в именах существительных 1-го склонения после шипящих буква Ь пишется. ( Неправильно: НОЧЬ-сущ. 3-го склонения)
5) (придумал бы) ЧТО-ЛИБО-наречие пишется через дефис, так как с суффиксом ЛИБО слова пишутся через дефис. ( Правильно!)

Ответ:


125

Задание 6: анализ содержания текста.

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1)Витя тихо подкатывает со своим ценным пакетом к клубу.
2) За тёмными окнами ухает барабан.
3)Витя высаживает Марфушу и снимает с неё шубу.
4)Он не раскланивается ни с кем..
5)На минуту хохот заглушает музыку.

Алгоритм выполнения задания 6:

Внимательно прочитайте текст, обращая внимание на имена, отчества, фамилии героев.
Обратите внимание на даты и географические названия.
Обратите внимание на последовательность событий.
Читая варианты ответов, сравнивайте их с текстом, записывайте номера предложений с правильными ответами.

Задание 7: анализ средств выразительности.

Укажите номера предложений, в которых средством выразительности являются ЭПИТЕТЫ.
1) Музыканты раздувают щёки.
2) Земский угощает Марфушу мороженым.
3) Устрашающие нос и усы Вити сдерживают любопытство гостей.
4) Золушка возвращается на кухню.
5)Счастливая и уставшая, спит Марфуша.

Алгоритм выполнения задания 7:

Вспомнить, какие средства выразительности речи существуют.
Тропы: эпитеты, сравнения, метафоры, олицетворения, гипербола, литота, антитеза.
Синтаксические средства выразительности: парцелляция, синтаксический параллелизм, анафора, эпифора, риторические вопросы, обращения, инверсия.
Читая предложения, обращайте внимание на слова, употреблённые в переносном смысле-это признак наличия ТРОПОВ в предложении.
Обращайте внимание на наличие синонимов или антонимов.
Обращайте внимание на наличие сравнительных союзов СЛОВНО, БУДТО, КАК ,ЧТО, КАК БУДТО, противительный союз А.
Обращайте внимание на строение предложений, на наличие вопросов и обращений.
Повторите определения выразительных средств.

Выполняем задания 7:

Укажите номера предложений, в которых средством выразительности являются ЭПИТЕТЫ.
1) Музыканты раздувают щёки.(Нет ВС)
2) Земский угощает Марфушу мороженым. (нет ВС)
3) Устрашающие нос и усы Вити сдерживают любопытство гостей. (Эпитет-устрашающие)
4) Золушка возвращается на кухню. (Нет ВС)
5)Счастливая и уставшая, спит Марфуша.(Эпитет-счастливая)

Ответ:

35

Задание 8: лексический анализ.

Найдите в тексте синоним к слову КОТЕЛОК (предложение –Ну, как котелок? Варит?). Напишите этот синоним.

Алгоритм выполнения задания:

Внимательно прочитайте указанное в задании предложение, обратите внимание, в каком значении употреблено указанное слово в предложении ( прямое или переносное).
Обратите внимание, что нужно найти к данному слову: синоним, антоним, омоним или другое.
Вспомнить, что означает данный термин.
Перечитайте внимательно текст, обращая внимание на синонимы или антонимы к данному слову.
Выпишите данное (данные) слово (слова).

Повторите основные понятия по теме «Лексика»: общеупотребительная и необщеупотребительная, историзмы, архаизмы, жаргонизмы, профессионализмы, диалектизмы.

Выполняем задания 8:

Найдите в тексте синоним к слову котелок (предложение –Ну, как котелок? Варит?). Напишите этот синоним.
Папа перед отъездом в больницу положил свою большую руку мне на макушку, откинул мою голову назад и спросил: -Ну, как котелок? Варит?

Ответ:

голова

Лексический анализ


1. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.

 1) Отец громко возразил: — Не городи чепуху, сынок! «Педагогично, непедагогично»…
2) Отец пришёл домой изрядно вымотанный, но в хорошем настроении.
3) А как жить, чтобы не обсуждать?
4) Человеческое понимание — это, если хочешь, тоже мощное оружие в борьбе за справедливость...

1

Лексический анализ

2.Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.

 1) Мужчина встал перед старым человеком, воинственно расставив ноги, его крик заглушал стук колёс.
2) Наш вагон был относительно пуст — в нём ехали несколько домохозяек с детьми и пожилые люди.
3) — С какой это стати я стану с тобой разговаривать?
4) Он взглянул на работягу, в глазах его горел озорной огонёк.

4

Лексический анализ

3.Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является эпитет.
 
1) На высоком берегу ручья, на поваленном бурей дереве, сидела Чечек.
2) По хрустящей, подтаявшей тропинке он прошёл через сад, где старые берёзы и черёмухи позванивали хрустальными обледенелыми ветками.
3) «Как снегирь сидит», – усмехнулся Костя; он подошёл и сел на дерево рядом с Чечек.
4) И совсем нечего тут сидеть одной: подруги тебя ищут, так что вставай, беги!

2

Лексический анализ

4. В каком варианте ответа средством выразительности речи является сравнение?
 
1) Прославится сразу на весь лагерь!
2) Она, наверное, думает, что она такая неотразимая, – хихикали девчонки, – выйдет на сцену и всех покорит своей красотой!
3) Бесхитростный радостный Герка преподнёс мне новость, как пирожное на блюдечке.
4) Понятно, что от ребят мы помощи не дождёмся – они будут всячески ей вредить.

3

Лексический анализ

5.Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является олицетворение.
 
1) Из всех игрушек ясельного возраста медведь был забыт самым последним.
2) На миг я ощутил полузабытый запах – такой свежий, холодящий, словно от сосульки, положенной на язык.
3) Дома тоже дышали, жадно и глубоко
4) Я представил себе тех, кто живёт на этой улице, и подумал: как удалось им сохранить черёмуху?

3

Орфографический анализ

1.Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.

1) РАССТАВЛЯТЬ — на конце приставки перед буквой, обозначающей глухой согласный звук, пишется буква С.
2) РЕШЕНА (задача) — в краткой форме имени прилагательного пишется столько же Н, сколько и в полной форме этого прилагательного.
3) ПРИКАСАТЬСЯ — написание безударной чередующейся гласной в корне слова зависит от его лексического значения.
4) (устал от) НЕУДАЧ — в форме множественного числа имени существительного 3-го склонения после шипящего буква Ь не пишется.
5) (объяснялся) ПО-НЕМЕЦКИ — наречие пишется через дефис, потому что оно образовано от основы имени прилагательного при помощи приставки ПО- и суффикса -И.

Задание 5

Орфографический анализ


2.Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.  1) БЕСЦВЕТНЫЙ – на конце приставки перед глухой согласной пишется С  2) ОБМАКНУТЬ – написание чередующейся гласной в корне зависит от ударения  3) В ТЕЧЕНИЕ (дня) - на конце пишется Е, поскольку это производный предлог, а не существительное с предлогом.  4) ПОКОСИЛ (траву) – написание чередующейся гласной в корне зависит последующего суффикса А.  5) Он СТЕЛЕТ – в личном окончании глаголов II спряжения пишется Е. 

Орфографический анализ

3.Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов. 
1) ПОДЪЕЗД – разделительный Ъ пишется после приставки, оканчивающейся на согласный звук перед йотированными гласными.  2) ЗАГОРАТЬ - написание чередующейся гласной в корне зависит от следующего за корнем суффикса А.  3) ЦЫПЛЕНОК – в корне после Ц пишется Ы, так как слово является исключением из правил.  4) ДЕРЕВЯННЫЙ – в прилагательном, образованном от существительного при помощи суффикса ЯН, пишется НН  5) ВО-ПЕРВЫХ – существительное пишется через дефис, поскольку оно является сложным. 

Орфографический анализ


4.Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов. 

1) НАКЛОНИЛСЯ – написание чередующейся гласной зависит от ударения  2) Тучи РАССЕЯНЫ – в кратких прилагательных пишется столько Н, сколько в полных, от которых они образованы.  3) ПРЕДЫСТОРИЯ – после заимствованных приставок пишется Ы. 
4) ЗАСЕЯННОЕ ПОЛЕ – написание гласной перед НН проверяется инфинитивом 5) ВРАЧОМ – в суффиксах существительных после шипящей под ударением пишется О 

Орфографический анализ

5.Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.  1) ПРИЕХАТЬ – приставка ПРИ пишется в значении «неполнота действия»  2) Девушка ЮНА – в кратком прилагательном пишется столько Н, сколько в полном прилагательном, от которого оно образовано  3) ГОРИЗОНТ – написание гласной в корне определяется подбором однокоренного слова.  4) Много ТУЧ – в форме множественного числа имени существительного 1-го склонения после шипящего Ь не пишется  5) ЧЕРЕСЧУР – написание согласной на конце приставки зависит от лексического значения. 

ОТВЕТЫ :

15
13
13
14
24


Следите за движениями дискетки

Синтаксический анализ предложения: найдите грамматическую основу.

1.Может быть, пригласить весь наш студенческий оркестр?

2. Я вышел во двор и, сжав кулаки, сел на поломанную железную койку возле террасы.

3. Собравшиеся в комнате боятся пропустить хоть слово из его рассказа.

4.Или была им недовольна?

5. Кларнет - её любимейший инструмент!

6.Все сразу начали бы глядеть на него.





Синтаксический анализ предложения: найдите грамматическую основу

7.Способность радоваться, чутко улавливать красоту родной земли дарована далеко не всем людям.

8.Не будет и тайн, рассказанных верному другу детства Хохолку.

9.Только Пушкин, Библия, Шекспир были её вечными спутниками.

10.Заходите, товарищ лейтенант.

11.И в один прекрасный день их купили в подарок девочке Маше.

Синтаксический анализ

(1)Население планеты очень быстро увеличивается. (2)Так, к началу XIX века на Земле проживал один миллиард человек, а к концу XX века — уже шесть миллиардов человек. (3)Такой быстрый рост населения за короткий исторический период называется демографическим взрывом. (4)Но рассчитана ли биосфера Земли на подобные взрывы? (5)Учёные установили, что наша планета рассчитана только на 200 миллионов человек. (6) Однако человек превысил свою долю в биосфере в несколько раз.
1. Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов. 1) население увеличивается (предложение 1)
2) проживал один миллиард человек (предложение 2)
3) называется (предложение 3)
4) биосфера Земли (предложение 4)
5) наша планета (предложение 5)

12

Синтаксический анализ


(1)Области, где часты землетрясения, охватывают земной шар как бы двумя поясами. (2)Один тянется с востока на запад и начинается, условно говоря, у Зондских островов, а заканчивается на Панамском перешейке. (3)Второй пояс — тихоокеанский — охватывает Японию и идёт через горы Калифорнии, Перу, Чили и далее — к Огненной земле, в Антарктиду. (4)Случайны ли эти пояса? (5)Нет. (6)Дело в том, что они отражают определённую закономерность, связанную с процессами горообразования.

3. Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов. 1) землетрясения часты (предложение 1)
2) один тянется (предложение 2)
3) второй охватывает Японию (предложение 3)
4) пояса случайны (предложение 4)
5) отражают (предложение 6)

14

Синтаксический анализ

(1) В психологии считается, что взрослый человек в состоянии зaпомнить от двaдцaти тысяч слов до стa. (2)Однако, существуют люди, которые имеют феноменaльную пaмять. (3)Например, Алексaндр Мaкедонский, который помнил именa абсолютно всех своих воинов. (4)Или академик Абрам Иоффе, который нaизусть знaл всю тaблицу логaрифмов. (5)Великому Моцaрту достaточно было один раз прослушать музыкaльное произведение, чтобы потом исполнить его самому и зaписaть нa бумaге.
 
Укажите варианты ответов, в которых верно выделена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.
 
1) Считается (предложение 1)
2) Люди имеют (предложение 2)
3) Александр Македонский помнил (предложение 3)
4) Абрам Иоффе знaл (предложение 4)
5) Исполнить и записать (предложение 5)

15

Пунктуационный анализ

Рас­ставь­те знаки пре­пи­на­ния. Ука­жи­те цифры, на месте ко­то­рых долж­ны сто­ять за­пя­тые.
 
И если тебе(1) мой чи­та­тель(2) по­счаст­ли­вит­ся по­бы­вать когда-ни­будь в Кав­каз­ском за­по­вед­ни­ке(3) и прой­ти по тропе(4) у ко­то­рой(5) стоит такой обе­лиск(6) низко по­кло­нись па­мя­ти за­щит­ни­ков нашей Ро­ди­ны (7) от­дав­ших свои жизни за то (8) чтобы се­год­ня мы жили в мире.

124678

Удачи
на экзамене!

Посмотрите также