"ПОДГОТОВКА К ОГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ. СТИЛИСТИЧЕСКИЕ СИНОНИМЫ"
Оценка 4.8

"ПОДГОТОВКА К ОГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ. СТИЛИСТИЧЕСКИЕ СИНОНИМЫ"

Оценка 4.8
docx
01.06.2020
"ПОДГОТОВКА К ОГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ.  СТИЛИСТИЧЕСКИЕ СИНОНИМЫ"
Джафарова Вазипат Камиловн2.docx

                                                                           Джафарова Вазипат Камиловна,

      учитель русского языка и

                                                               литературы высшей категории

                                                                 Верхнеказанищенской СОШ №2,

                                                              Россия, РД, Буйнакский р.,

                                                                                                           с. В-Казанище

 

                                                 Доклад на тему:

"ПОДГОТОВКА К ОГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ.

СТИЛИСТИЧЕСКИЕ СИНОНИМЫ" (ЗАДАНИЕ 6)

     В экзаменационные тесты по русскому языку включены задания по лексике. Это задание 3 (выразительные средства языка) и задание 6 (стилистические синонимы). Задание 6 ориентировано на умение выпускников заменять указанное слово стилистически нейтральным синонимом. Еще из курса 5 класса ученики знают, что синонимы – это слова одной и той же части речи, имеющие близкие значения. Например, метель – пурга, сверкать – сиять, трудный – сложный. Синонимы могут отличаться оттенками значений или сферой употребления. Например, смеяться и хохотать. Слово «смеяться» означает издавать смех, а «хохотать» – громко смеяться. Стилистические синонимы принадлежат к разным стилям речи. Например, глаза – очи – гляделки. Слово «гляделки» явно разговорное, слово «очи» – книжное, так как может встретиться в художественном произведении, чтобы выразить возвышенное отношение к какому-либо герою. А вот слово «глаза» – нейтральное: оно может употребляться в любом стиле. Слово «бродить» является стилистически нейтральным синонимом разговорного «шататься» и книжного «блуждать».

   Таким образом, стилистические синонимы – это слова, которые имеют одинаковое значение, но употребляются в разных стилях, а стилистически нейтральные синонимы – это синонимы, которые не прикреплены к одному стилю.

   Ученикам можно предложить такое задания: «Заполните первую графу таблицы примерами».

Стилистически нейтральный синоним

Разговорное (просторечное) слово

Слова книжной лексики

Спать

Дрыхнуть

Почивать

 

Верзила

 Исполин

 

Болтать

 

 

Слопать

 

 

Клянчить

Долговязый

 

 

Обскакать

 

 

 

Взор

 

 

Грёзы

 

 

Очи

 

 

Жаждать

 

 

Возмездие

 

 

Уста

 

 

Сетовать

 

   При анализе примеров ученики делают вывод, что нейтральная лексика лишена эмоциональности, экспрессии, тогда как разговорные слова придают речи непринужденность, неофициальность. Разговорная лексика не выходит за пределы литературных норм. Просторечная же используется лицами, которые не владеют или владеют в меньшей степени нормами литературного языка. В зависимости от контекста она служит средством характеристики явлений, предметов, персонажей.     

   Лексические задания включаются в задания комплексного анализа текста. Приведу несколько примеров.

   Текст №1

— Огурец! — позвал Таракан.— Иди сюда!

  Славик растерянно поднялся, сделал шагов пять и остановился...

   — Ну чего застыл? Топай! — звал его Таракан... Иди, не трону... У меня к тебе клёвое предложение. Хочешь голубей водить?

   Славик выпучил большие серые глаза.

    — Чего зенки вылупил? Хочешь?

    — Хочу, — сказал Славик тихо.

   Таракан открыл дверцу. Два голубя мраморной масти важно вышли на травку. (С. Антонов.)

   Данный текст представляет из себя диалог, состоящий из простых предложений. Есть прозвища (Огурец, Таракан). В тексте употреблены разговорные (топай, выпучил) и просторечные (вылупил, зенки, клёвое) слова. Детям предлагается подумать над тем, как эти слова характеризуют героев.

      Ответы учащихся: «Верный способ узнать человека, его моральный облик, его характер – прислушаться к его речи», – писал Д. С. Лихачев. Действительно, по тому, как говорит человек, можно судить о его воспитанности, образованности. Использование автором просторечных слов «зенки вылупил» и разговорных конструкций «Ну чего застыл?» показывает грубое и пренебрежительное отношение героя по прозвищу Таракан к Славе».

   «С. Антонов намеренно использует в речи Таракана просторечные слова «зенки», «вылупил», «клевое». Они помогают дать точную характеристику мальчику: показывают его грубость, невоспитанность».

  Текст №2

   Что из того, что когда-нибудь будет опять сверкать такое же весёлое утро, которое он не испортит, как сегодня? Тогда будет другой мальчик, счастливый, умный, довольный. Чтоб добраться до этого другого, надо пройти бездну, разделяющую его от  этого другого, надо пережить что-то страшное, ужасное. О, что бы он дал, чтобы всё вдруг остановилось, чтобы всегда было это свежее яркое утро, чтобы папа и мама всегда спали… Боже мой, отчего он такой несчастный? Отчего над ним тяготеет какой-то вечный неумолимый рок? Отчего он всегда хочет так хорошо, а выходит всё так скверно и гадко?.. О, как сильно, как глубоко старается он заглянуть в себя, постигнуть причину этого. Он хочет её понять, он будет строг и беспристрастен к себе… Он действительно дурной мальчик. Он виноват, и он должен искупить свою вину. Он заслужил наказание, и пусть его накажут.   

    Данный текст является отрывком из рассказа Н. Гарина-Михайловского «Детство Тёмы». Восьмилетний мальчик Тёма, главный герой книги, решает трудные жизненные проблемы. Он нечаянно сломал папин любимый цветок, который только что расцвел. Тёма переживает и осуждает себя. В отрывке автор использует книжные слова. Найдите их и объясните значение. Подумайте, почему автор использует именно эти слова.

    Ответы учащихся:

   «Книжная лексика необходима в том случае, когда говорят о чем-то важном, значительном. Автор намеренно использует книжное слово «бездна» вместо нейтрального «пропасть», чтобы показать, насколько сильны переживания Тёмы. Он осуждает себя, сам дает оценку своему поступку».   

   «Читая текст, удивляешься, как восьмилетний мальчик может так глубоко размышлять, как переживать случившееся. Тёма страдает, думая, что ему не везет, потому что такова его судьба. Чтобы подчеркнуть глубину переживаний героя, автор использует лексику высокого стиля: «Отчего над ним тяготеет какой-то вечный неумолимый рок?»

   Такая работа, ведущаяся в системе, начиная с 5 класса, поможет ученикам справиться с экзаменационным заданием №6. Кроме того, они могут легко использовать это задание в качестве аргумента в сочинении на лингвистическую тему, если в высказывании речь идет о лексике. Приведу несколько примеров.

   Задание: «Замените книжное слово «назидательно» в предложении 28 стилистически нейтральным синонимом. Напишите  этот синоним».

 (28) При этом она строго следила за тем, что я выбираю в ее домашней библиотеке, и говорила назидательно: «Нет, это тебе еще рано читать, возьми лучше эту книгу».

    Отрывок из сочинения ученика: «В предложении 28 моё внимание привлекло книжное слово «назидательно». Автор намеренно использует его вместо нейтрального «поучающее», чтобы показать, что Любовь Дмитриевна разбиралась в литературе и хотела видеть своего племянника воспитанным и образованным».

   Задание: «Замените разговорное слово «выуживал» из предложения 10 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним».

 (10) Зажав в когтях шишку, он (клёст) вонзал клюв под каждую чешуинку и выуживал оттуда смоляное семечко.

   Отрывок из сочинения: «В предложение 10 автор включил разговорное слово «выуживал», его он употребил вместо нейтрального «доставал». Выбор этого слова не случаен. Оно показывает, как невыносимо трудно было птице вытаскивать каждое семечко из шишки».

   Задание: «Замените разговорное слово «возиться» в предложении 19 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним».

 (19) Нет... у нас не было времени возиться с рыбой, – ответил отец. Отрывок из сочинения: «В речи человека отражаются его мысли, чувства. Поэтому в предложении 19 автор неслучайно использует разговорное слово «возиться» вместо нейтрального «заниматься». Оно помогает полнее обрисовать речевую ситуацию. Нам становится понятно, что отец в отсутствии сына совершенно равнодушно и бессердечно отнесся к раненой чайке, не ухаживал за ней».

   Задание: «Замените книжное слово «бравурную» в предложении 2 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним».

 (2) К этому дню Неля выучила новую музыкальную пьесу – бравурную, торжественную, подобную маршам, какими встречают победителей сражений.

   Отрывок из сочинения: «Книжная лексика служит для создания полноты картины, образного восприятия действительности. В предложении 2 мое внимание привлекло слово «бравурная (музыка)». Оно говорит о том, как встречала сестра Кольку. Она заранее разучила торжественный марш, словно готовилась к приезду важного гостя».

   Таким образом, если в системе вести работу по подготовке к единому государственному экзамену, можно скорректировать уровень знаний, умений и навыков по конкретным темам, изученным в курсе общеобразовательной организации. Постоянная, но разнообразная работа по подготовке к выпускному экзамену по русскому языку помогает и учителю, и ученику преодолеть психологический дискомфорт во время итогового контроля знаний.


 

Джафарова Вазипат Камиловна, учитель русского языка и литературы высшей категории

Джафарова Вазипат Камиловна, учитель русского языка и литературы высшей категории

Клянчить Долговязый

Клянчить Долговязый

Детям предлагается подумать над тем, как эти слова характеризуют героев

Детям предлагается подумать над тем, как эти слова характеризуют героев

Тёмы. Он осуждает себя, сам дает оценку своему поступку»

Тёмы. Он осуждает себя, сам дает оценку своему поступку»

Поэтому в предложении 19 автор неслучайно использует разговорное слово «возиться» вместо нейтрального «заниматься»

Поэтому в предложении 19 автор неслучайно использует разговорное слово «возиться» вместо нейтрального «заниматься»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.06.2020