Подготовка к сочинениб
Оценка 4.8

Подготовка к сочинениб

Оценка 4.8
docx
31.05.2021
Подготовка к сочинениб
Подготовка к сочинению 6 класс.docx

 Урок русского языка

(6 класс)

Тема: «Подготовка к сочинению-рассуждению на лингвистическую тему»

Цель: подготовиться к написанию сочинения-рассуждения на тему «Почему  я люблю русский язык».

Задачи:

1.      Закрепить знания о тексте, типах текстов.

2.      Познакомить с особенностями написания текста-рассуждения на лингвистическую тему.

3.      Работать над предупреждением грамматических и речевых ошибок.

4.      Развивать речь, логическое мышление.

 

Ход урока

1.Организационный момент

2. Сообщение темы урока

-Сегодня главная задача - познакомиться с особенностями написания текста-рассуждения на лингвистическую тему.

3. Повторение

- Начнём с разминки. Найдите в предложениях речевые и грамматические ошибки. Подобные ошибки встречаются  в ваших сочинениях.

Молодой юноша очень прекрасный.

Сегодня на улице более теплее.

Вышивка получилась не так красива, чем у подруг.

 

- А теперь вспомним, что такое текс.

Показываю кусочек ткани. Скажите, что общего между тканью и текстом?

-Каковы признаки текста?

·         тематическое и композиционное единство всех его частей;

·         наличие грамматической связи между частями (цепная, параллельная);

·         смысловая цельность, относительная законченность.

 (Тема, идея, смысловая и грамматическая связь)

Если в первом предложении высказывается какая-то мысль, то в последующих она развивается, уточняется. Для выражения смысловых связей между предложениями существуют грамматические способы связи. Грамматическая связь означает, что формы слов зависят от других слов, находящихся в соседнем предложении, что согласуются между собой.

-Какие типы текста вам известны? (Описание, повествование, рассуждение).

- Определите, к какому типу текста отнесете следующие тексты. (Приложение 1)

 

4. Объяснение нового материала

- Сегодня будем учиться писать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему. Что такое лингвистика?

Лингви́стика (языкозна́ние, языкове́дение; от лат. lingua — язык) — наука, изучающая языки. 

-В сочинении-рассуждении на лингвистическую тему тезисом является высказывание учёного, писателя или другого знаменитого человека и ваш небольшой комментарий к этим словам, т.е. в одном-двух предложениях написать, как вы понимаете эти слова.

- Перед вами высказывание К.Г.Паустовского. Прочитаем его.

«Нет таких звуков, красок, образов и мыслей, для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения».

- Какие слова являются важными для понимания смысла высказывания? Подчеркнем их.

-Звуки, краски, образы, мысли. Это то, что составляет нашу жизнь. Какое местоимение можно использовать? (Всё).

-Как можно сказать по-другому? (Все в этом мире можно описать словами)

-Но что используем мы в нашей речи, чтобы описание стало точным, мы смогли не только увидеть картину, но и почувствовать запахи, услышать звуки? (Средства выразительности) Для точного выражения используются средства выразительности.

- Сформулируйте свой комментарий. Но для грамматической связи предложений используйте слова-помощники.

- Какие слова помогут соединить тезис и аргументы?

-Перейдем к доказательствам этого тезиса. Примеры для аргументов возьмем из стихотворения С.А. Есенина «С добрым утром!».

Чтение стихотворения.

-Какова тема?

-Какова идея произведения? (Воспевает истинную красоту русской природы)

-Чтобы вам легче было сформулировать аргумент, я буду задавать вопросы по художественному своеобразию произведения.

-Почему в первой строфе поэт использует слово «брезжит», а не «льётся»?

(“Льётся свет” так можно сказать, когда солнце уже встало и ярко светит, а сейчас свет только пробивается, именно “брезжит”).

-Сформулируйте первый аргумент.

-Второй аргумент должен отразить способность языка передавать звуки этого мира.

-Какие звуки в каких словах помогают создать образ легкого утреннего ветерка? Какие ещё слова показывают его еле слышимое трепетание?

Аргумент № 3

-Какие слова точно выражают радость пробуждающейся природы?

Аргумент № 4

-Почему в тексте Есенин использует так много олицетворений?

(Есенин изображает мир живой, одухотворенной, просыпающейся природы).

Вывод.

-Как правило, в выводе говорится о том же, о чём во вступлении, но другими словами.

О чём мы говорили во вступлении?
-Начать вывод можно следующими словами и фразами: Таким образом, ... 

Итак, ...

Следовательно, ...

В итоге можно прийти к такому выводу: ...

В заключение можно сказать, что ...

Итак, мы убедились , что «...».

Обобщая сказанное, ...

Из этого следует, что ...

5.      Подведение итогов урока

 

6.      Домашнее задание

Напишите аргумент № 3,4.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

  

                                                                   Дождь идет. 
Давно не было дождей.

Вдруг налетели тучи. Крупные капли дождя застучали по крыше. Все рады дождю. Ожили луга, поля, сады.

Все покрылось зеленью.

                                               Дождь.
 Льет дождь. Из налетевшей тучи падают и падают капли. Они стучат по крышам, шумят в листве.

По стеклам окон текут ручейки, а на асфальте блестят и пузырятся лужи.

В дождь приходится сидеть дома.

                                        Зачем нужен дождь?
Дождь очень нужен земле.

Когда долго нет дождя, земля высыхает, трава и деревья покрываются пылью, и все растения ждут влаги.

Если дождя нет очень долго, то засуха может погубить посевы.. В засуху возникают лесные пожары.

А когда дожди бывают вовремя , созревает богатый урожай, и все люди рады.

  

Приложение 2

Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему

План сочинения

Слова-помощники

1.       Тезис

К.Г. Паустовский утверждал: «Нет таких звуков, красок, образов и мыслей,

 для которых не нашлось бы в нашем языке

точного выражения».

 

 2. Аргументы-доказательства

 

 

Действительно; я согласен(на) с мнением писателя и считаю, что…; не могу не согласиться с высказыванием великого русского писателя и т.д.

 

 

Обратимся к тексту (жанр) русского писателя(поэта) ... (фамилия автора текста)


Докажем эту мысль на примерах из текста...


Попытаемся раскрыть значение тезиса на примерах, взятых из текста ... 

 

3.      Вывод

 

 

 

 

 

 

 

 

Таким образом, ... 

Итак, ...

Следовательно, ...

В итоге можно прийти к такому выводу: ...

В заключение можно сказать, что ...

Итак, мы убедились , что «...».

Обобщая сказанное, ...

Из этого следует, что ...

  

 

С добрым утром!

Задремали звезды золотые,

Задрожало зеркало затона,

Брезжит свет на заводи речные

И румянит сетку небосклона.

 

Улыбнулись сонные березки,

Растрепали шелковые косы.

Шелестят зеленые сережки,

И горят серебряные росы.

 

У плетня заросшая крапива

Обрядилась ярким перламутром

И, качаясь, шепчет шаловливо:

"С добрым утром!"

 

Сергей Есенин.

                                                                   Аргумент № 1

Почему в первой строфе поэт использует слово «брезжит», а не «льётся»?

Аргумент № 2

Какие звуки в каких словах помогают создать образ легкого утреннего ветерка? Какие ещё слова показывают его еле слышимое трепетание?

Аргумент № 3

 

Какие слова точно выражают радость пробуждающейся природы?

Аргумент № 4

 Почему в тексте Есенин использует так много олицетворений?


 

Урок русского языка (6 класс)

Урок русского языка (6 класс)

Звуки, краски, образы, мысли. Это то, что составляет нашу жизнь

Звуки, краски, образы, мысли. Это то, что составляет нашу жизнь

Приложение 1

Приложение 1

Обратимся к тексту (жанр) русского писателя(поэта)

Обратимся к тексту (жанр) русского писателя(поэта)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.05.2021