Урок русского языка в 9 классе
Тема: Подготовка к сочинению-рассуждению
на лингвистическую тему:
«Словарь языка свидетельствует,
о чём думают люди,
а грамматика - как они думают».
Цель урока: подготовить учащихся к написанию сочинения - рассуждения на лингвистическую тему.
Задачи урока.
Образовательные:
1)содействовать формированию у учащихся представления о лексическом и синтаксическом многообразии языка;
2)обогащать словарный запас;
Развивающие:
1)способствовать формированию у учащихся коммуникативной и исследовательской компетентности;
2)создать условия для развития креативности на уроке и во время подготовки различных проектов;
3)использовать приёмы педагогической техники для повышения мотивации с последующим развитием познавательной деятельности.
4)развивать у учащихся критическое мышление.
Воспитательные:
1)воспитывать нравственные ценности, учить внимательно и уважительно относиться к своему языку.
Тип урока: урок развития речи
Технологии: развивающее обучение;
дифференцированное обучение;
личностно-ориентированный подход;
информационное обучение;
комплексный анализ текста;
ХОД УРОКА.
1. ОРГМОМЕНТ. СТАДИЯ « ВЫЗОВА»:
-Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас очередной урок развития речи, посвящённый подготовке к написанию сочинения - рассуждения на лингвистическую тему: «Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают». Именно эти слова мы взяли и в качестве эпиграфа к нашему уроку, потому что они не только помогут решить нам образовательные задачи, но и заставят обратить внимание на огромные возможности русского языка, его нравственные ценности, научат внимательно и уважительно относиться к слову.
Урок мы начнём с чтения текста французского писателя Антуана де Сент- Экзюпери.
Антуан Мари Жан-Батист Рожер де Сент-Экзюпери родился 29 июня 1900 года в Лионе, Франция. Французский писатель. Автор произведений - «Ночной полёт», «Планета людей», «Маленький принц», «Письма юности», «Ветер, песок и звёзды» и др. Разбился на самолете около Марселя 31 июля 1944.
(ТЕКСТ ЛЕЖИТ ПЕРЕД КАЖДЫМ УЧЕНИКОМ)
(1) Работая только ради материальных благ, мы сами себе строим тюрьму.(2) И запираемся в одиночестве, и страдаем, и все наши богатства - прах и пепел: они бессильны доставить нам то, ради чего стоит жить.
(3)Я перебираю самые неизгладимые свои воспоминания, подвожу итог самому важному из пережитого - да, конечно, всего значительней, всего весомей были те часы, каких не принесло бы мне всё золото мира.
(4) Нельзя купить дружбу товарища, с которым навсегда связали нас пережитые испытания. (5) Нет в мире ничего драгоценнее уз, соединяющих человека с человеком…
(6) Нельзя купить за деньги это чувство, когда летишь сквозь ночь, в которой горят тысячи звёзд, и душа ясна, и на краткий срок ты - всесилен.
(7) Нельзя купить за деньги то ощущение новизны мира, что охватывает после трудного перелёта: деревья, краски, женщины, улыбки- весь согласный хор мелочей – вам награда…
( Антуан де Сент-Экзюпери)
- В течение 3 минут в тетрадях продолжите фразу: «Прочитав текст А. де Сент- Экзюпери, я понял, что…». Помните, что вы должны, не отрываясь, записать свои мысли, пришедшие к вам после знакомства с данным отрывком.
(ДЕТИ РАБОТАЮТ, А ПОТОМ ЧИТАЕМ 3 РАБОТЫ.
ОБОБЩЕНИЕ УЧИТЕЛЯ ПО СТАДИИ «ВЫЗОВ»).
- Что общего в этих мыслях? Как вы думаете, почему при написании сочинения на лингвистическую тему, мы такое внимание уделяем анализу текста, выяснению авторской позиции, в которой заключается основная идея текста?
2. СТАДИЯ ОСМЫСЛЕНИЯ.
-Запомните, для того чтобы хорошо справиться с сочинением на лингвистическую тему, нам необходимо понять смысл текста, выяснить, что автор хотел до нас донести, а потом найти, при помощи чего он это сделал. Поможет нам в этом анализ особенностей лексического и грамматического строения текста, построенный в форме тестов, первый из которых мы сделаем коллективно, так как он подтвердит или опровергнет записанные вами мысли. Помните, что у вас ответов может быть несколько, а на экзаменах только один!
1.Какой из следующих афоризмов наиболее полно выражает основную мысль текста и может служить эпиграфом к нему?
1) Воображение правит миром. (Наполеон I)
2) Для приобретения того, что нужно душе, денег не требуется. (Г. Торо)
3) Богатство подобно морской воде: чем больше её пьёшь, тем сильнее жажда. (А.Шопенгауэр)
4) Есть вещи важнее денег, но без денег эти вещи не купишь. (П. Мериме)
5) Дружба удваивает радости и сокращает горести. (Ф. Бэкон)
2. На месте двоеточия в 1-м абзаце можно было бы подставить слово (-а) и почему?
1) однако 4) к тому же
2) ибо 5) несмотря на то что
3) поскольку
3. Каковы смысловые отношения между выделенными частями сложного предложения 2-го абзаца?
1) тезис – аргумента 4) противопоставления
2) разделительные 5) уточнения
3) вывода, следствия
4. В качестве синонимов в тексте употреблены слова
1) воспоминания - часы
2) дружба – испытания
3)значительный - весомый
4) материальные блага – богатства
5) человек – женщина
5. Какое из слов является синонимом к слову согласный в 5-м абзаце?
1) стройный
2) уверенный
3) дружный
4) эстетичный
5) музыкальный
6. Какое слово употреблено в тексте в переносном значении?
1) купить (дружбу)
2) узы (дружбы)
3) новизна (мира)
4) бессильны
5) хор (мелочей)
7. Фразеологизмами являются сочетания
1) стоит жить
2) купить за деньги
3) узы дружбы
4) краткий срок
5) перебирать воспоминания
8. Какие тропы использованы в 1-м абзаце?
1)олицетворение
2) гипербола
3) метафора
4) эпитет
9. Какие фигуры речи использует автор в 3-5 абзацах, чтобы донести до читателя свою позицию?
1) анафора
2) антитеза
3) многосоюзие
4) параллелизм
10. Как называются фигуры речи, использованные в 1-м абзаце и выделенном предложении?
(САМОПРОВЕРКА С ПОСЛЕДУЮЩИМ АНАЛИЗОМ НЕПРАВИЛЬНЫХ ОТВЕТОВ)
1) 2
2) 2,3
3) 3
4) 3,4
5) !,3
6) 1,2,5
7) 3
8) 2,3
9) 1,5
10) ПАРЦЕЛЛЯЦИЯ, МНОГОСОЮЗИЕ, РЯДЫ ОДНОРОДНЫХ ЧЛЕНОВ
-Итак, всё это нам необходимо, чтобы понять, что автор хотел до нас донести своим текстом и как это всё связано со словами лингвиста Степанова, над которыми мы с вами часто работаем, поэтому устно продолжите фразу: «Словарь- это…» «Грамматика- это…»
Предлагаю обобщить ваши знания в форме таблицы, смысл которой сводится к тому, что «словарь» - это всё, что связано со словом, а «грамматика» - со строением самой фразы, её назначение - быть услышанным.
СЛОВАРЬ – это лексические средства выразительности |
ГРАММАТИКА – это синтаксические средства выразительности |
Специальные лексические изобразительно- выразительные средства (тропы): эпитет, сравнение, метафора, олицетворение, метонимия, синекдоха, перифраза, гипербола, литота, ирония, сарказм… |
Специальные синтаксические выразительные средства (фигуры речи): риторические вопросы, восклицания, обращения; анафора, эпифора, параллелизм, многосоюзие (полисиндетон). бессоюзие ( асиндетон), эллипсис, инверсия, парцелляция, градация, антитеза… |
«Неспециальные» лексические изобразительно- выразительные средства: синонимы, антонимы, паронимы |
Синтаксическая структура предложений и знаки препинания: осложнённые предложения, содержащие ряды однородных членов -обособленные члены предложения, вводные слова и обращения; простые- сложные, двусоставные – односоставные, полные – неполные; многоточие, авторские знаки препинания, точка, восклицательный и вопросительный знаки |
фразеологические обороты как средство языковой выразительности |
Особые приёмы композиционно – речевого оформления текста: вопросно – ответная форма изложения, несобственно – прямая речь, цитирование, |
стилистически окрашенная лексика: а) эмоционально-экспрессивные (оценочные) слова; б) функционально - стилиистически окрашенная лексика (книжная: научная, официально-деловая, публицистическая, художественно- поэтическая; разговорная, или обиходно-бытовая) |
|
Лексика ограниченного употребления: диалектные слова, просторечные профессиональные, жаргонные, устаревшие (архаизмы и историзмы), новые слова (неологизмы) |
|
3.СТАДИЯ « РЕФЛЕКСИИ».
-Итак, ребята, а теперь обобщим полученную информацию в той форме, что вам ближе:
1. Те, кто сразу не может приступить к написанию сочинения, заполните в своих тетрадях 2 столбика: словарь- грамматика, опираясь на ответы к тестам, (на экзамене вам поможет выполнение заданий А-3, В-1), обращая внимание на необычные слова, фразы, на своеобразное использование синтаксиса и пунктуации. Помните: вы не просто механически записываете средство выразительности и номер предложения, а пытаетесь объяснить, как оно помогает автору донести до читателя свою позицию.
2. Другая группа работает над основной частью сочинения, аргументируя выбранный пример, так как вступление и заключение могут быть написаны по привычному вам шаблону.
3.Подведение итогов, комментирование оценок.
4 Домашнее задание: написать сочинение, взяв за основу слова Степанова и текст А. де Сент- Экзюпери. Работая над сочинением, обращайтесь к памятке.
АЛГОРИТМ РАБОТЫ НАД СОЧИНЕНИЕМ НА ЛИНГВИСТИЧЕСКУЮ ТЕМУ.
1.Внимательно почитайте текст и выясните его основную мысль, то есть ответьте на вопрос: что автор хотел сказать этим отрывком, в чём старался убедить читателя?
2. Разделите лист пополам: 1 столбик - словарь, а 2 – грамматика. Выпишите на черновик слова, которые вам показались необычными, добавив пример из А3, и попробуйте понять, что за средства выразительности перед вами , какую роль они играют в раскрытии проблемы текста. (Мысленно вспомните 1 столбик нашей памятки).
3.Посмотрите на строение предложений и постарайтесь найти в них что-то особенное: необычный порядок слов, одинаковое начало или конец предложение и прочее – всё то, что в нашей памятке находится во 2 столбике. Запишите их себе на черновик с небольшим комментарием.
4. Теперь внимательно всмотритесь в свою таблицу и из каждого столбика оставьте только по одному примеру, который вы можете объяснить с точки зрения формулировки авторской позиции, донесения до читателя основной мысли текста.
5. Приступайте к работе над сочинением, вспомнив шаблон вступления и заключения. Перепроверьте черновик, а для воспользуйтесь орфографическим словарём и начинайте аккуратно переписывать сочинение на чистовик.
Желаю удачи!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.