Теоретическое знание
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
Закон трактует целенаправленный процесс образования как единство двух процессов: воспитания и обучения, отдавая приоритет воспитательному процессу. В качестве главного результата модернизации образования объявлена готовность и способность молодых людей, заканчивающих школу, нести личную ответственность, как за собственное благополучие, так и за благополучие общества.
Федеральный государственный образовательный стандарт (требования к целям, содержанию и результатам освоения обучающимися образовательной программы).
Завгородняя Н.М. Организация групповой работы на уроках истории и обществознания. 2017. Показывает организацию групповой работы на уроках истории и обществознания в 9 – 11 классах, способствующую активизации познавательной деятельности учащихся, эффективность её использования на уроках истории и обществознания на основе собственного опыта и имеющихся методических материалов.
Вилинская В.И. Теоретические и методические основы организации групповой работы на уроках истории. 2017.
Использование групповой работы на уроках истории.
Практическое применение групповой работы на уроках истории.
Папоян М.А. МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКЛАД на тему «Организация группового взаимодействия на уроках истории и обществознания» . 2018. выделяет задачи и принципы групповой работы, плюсы и минусы, варианты комплектования групп.
ОПЫТ
Педагоги постоянно транслируют свой опыт по этой теме на педагогических конференциях, в научных журналах, методических объединениях и родительских собраниях.
Шилина О.В. Новые подходы к групповой работе. 2018 (теоретическое обоснование групповой работы, плюсы и минусы групповой работы, принципы групповой работы, варианты с комплектования групп, виды групповой работы, технология групповой работы, поведение учителя во время проведения групповой работы).
Мирошник Л.Б. Применение групповых технологий на уроках истории. 2019. Применяя групповые технологии, автор использует различные методы обучения. В статье описываются эти методы.
Консбаева А.Н. Применение групповой работы на уроках истории. 2014. Представляет рефлексивный отчет об участии детей в групповой презентации постера уроке «Цивилизация. Кочевые и современные цивилизации».
Карточки-задания для работы в группах
Класс делится на три группы:
1 группа выполняет задание по теме «Консервативное направление».
2 группа - либеральное направление.
3 группа - радикальное направление.
Работа с текстом учебника и документами.
Консервативное направление
Определите:
Представителей
Отношение к самодержавию
Наилучший государственный строй
Отношение к крепостному праву
Отношение к преобразованиям Петра I
Отношение к крестьянской общине
Отношение к влиянию Запада
Подготовьте выступление группы.
Либеральное направление
Определите:
Представителей
Отношение к самодержавию
Наилучший государственный строй
Отношение к крепостному праву
Отношение к преобразованиям Петра I
Отношение к крестьянской общине
Отношение к влиянию Запада
Подготовьте выступление группы.
Радикальное направление
Определите:
Представителей
Отношение к самодержавию
Наилучший государственный строй
Отношение к крепостному праву
Отношение к преобразованиям Петра I
Отношение к крестьянской общине
Отношение к влиянию Запада
Подготовьте выступление группы.
Деятельность в группе отстающих и лидеров
Внутри каждой группы, между ее участниками распределяются роли («лидер», «спикер», «аналитики», «хранитель времени» и т.п.);
Лидер в группе распределяет обязанности (поиск ответов на поставленные вопросы), следит и направляет деятельность отстающих.
Деятельность более слабых учеников можно свести к записыванию основных версий ответов и тезисов выступления.
процесс выполнения задания в группе осуществляется на основе обмена мнениями, оценками;
выработанные в группе решения обсуждаются всем классом.
Поведение учителя во время проведения групповой работы
Учитель дает четкий инструктаж учащимся, связанный с темой урока, её целями и планируемым результатом.
С началом работы учащихся в группах учитель обходит группы, уточняя с каждой задания и инструкции, проверяет, понятно ли задание учащимися. По ходу занятия, ведет наблюдение за работой каждой группы и работой отдельных учащихся.
Необходимо выдерживать график работы групп.
Выступление групп и их отчет о проделанной работе.
Проводится анализ работы в каждой группе самими учащимися:
Что удалось сделать?
Почему?
Что не удалось сделать?
Почему?
Как усовершенствовать работу группы в следующий раз?
Заполняют карточку взаимооценки и самооценки.
Работа учителя с лидерами групп (индивидуальная оценка каждого ученика в группе).
Результаты работы групп анализируются учителем, который оценивает деятельность всего класса, анализирует характер взаимодействия учащихся , отмечает успехи и просчеты урока.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.