КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«КАМЧАТСКАЯ ШКОЛА - ИНТЕРНАТ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»
|
|
|
Рабочая программа для обучающихся с интеллектуальной недостаточностью по подготовке руки к письму дошкольной группы
«Звездочки»
(четвертого года обучения)
Составитель:
учитель-дефектолог Коломиец В.В.
г. Петропавловск-Камчатский
2020г.
Пояснительная записка.
При подготовке ребенка к школе важнее не учить его писать, а создавать условия для развития мелких мышц рук.
В воспитании и обучении дошкольников важнейшую роль играет развитие рук. В ходе обучения письму ребёнок испытывает огромные трудности. В том числе и потому, что у него не развиты мелкие мышцы рук.
Для успешного овладения школьными навыками ребёнку необходимо иметь хорошо развитую моторику руки, так как большая нагрузка на руку в школе может вызвать чувство усталости, напряжения и нарушение при формировании почерка. Овладение навыками письма является длительным и сложным процессом.
Когда начнется непосредственное письмо
новая и трудная для ребенка деятельность, делать это гораздо труднее.
У детей, поступающих в первый класс, еще недостаточно развиты мышцы кисти руки, координация движений пальцев, предплечья и плечевой части пишущей руки.
Поэтому отработке этого навыка необходимо
уделять достаточное количество времени, проводя занятия с ребенком в виде различных игр и упражнений.
Программа по обучению грамоте составлена на основе: «Адаптированной основной образовательной программы дошкольного отделения КГОБУ «Камчатская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
Цель: подготовка детей дошкольного возраста к обучению в школе, развитие мелкой моторики руки.
Задачи
- формирование навыка «видеть» рабочую строку;
- знакомство с написанием печатных букв русского алфавита, элементами прописных букв;
- отработка дифференциации правых и левых частей тела
- развитие мускульной памяти, развитие мышц пальцев ведущей руки;
- развитие ориентации в окружающем пространстве;
- развитие умения свободно владеть пишущим инструментом (ручка,
- карандаш);
- развитие образного и вариативного мышления, фантазии, воображения, творческих способностей
Организация работы по программе.
На коррекционные индивидуальные занятия по расписанию отводятся часы в первую половину дня. Основной формой работы являются подгупповые занятия. На занятия отводится 20 минут. Продолжительность занятий может меняться в зависимости от психофизического состояния ребенка. Подгрупповые занятия с ребенком проводятся 1 раз в неделю.
Структура коррекционного занятия.
Каждое занятие дефектолога включает 3 структурные части:
- Вводная часть (организационный момент) - установление эмоционального контакта с ребенком, организации его внимания на предстоящий вид деятельности.
- Основная часть (обучающая) – включает в себя основное содержание предстоящего занятия, предусматривающее взаимодействие с ребенком с целью формирования конкретных навыков и умений в ходе различных видов деятельности взрослого и ребенка.
- Заключительная часть – анализ и поощрение деятельности ребенка.
Специальные методы и приемы работы.
Репродуктивный метод – организация деятельности по неоднократному воспроизведению сообщённых им знаний и показанных способов действий. Репродуктивный метод называют также инструктивно-репродуктивным, т.к. непременная черта этого метода - инструктаж. Репродуктивный метод предполагает организующую, побуждающую деятельность учителя.
По мере увеличения объёма знаний возрастает частота применения репродуктивного метода в сочетании с информационно-рецептивным методом, который предшествует репродуктивному методу при любом варианте обучения.
Репродуктивный метод обогащает учащихся знаниями, умениями и навыками, формирует у них основные мыслительные операции. Эффективной является следующая последовательность в применении приемов обучения при обучении и организации игр:
· Проигрывание действий педагогом на глазах у детей
· Совместное проигрывание действий педагогом и детьми
· Выполнение действий ребенком, с опорой на образец, предлагаемый педагогом
· Выполнение действий ребенком по словесной инструкции
· Самостоятельное выполнение детьми игровых действий
· Сопровождение ребенком речью выполняемых действий
Формы контроля: тестовые задания практического характера.
Основное содержание работ.
· Учить проводить плавную непрерывную линию, не отрывая карандаша от бумаги.
· Учить проводить пальцем и карандашом плавную непрерывную линию от начала до определенной точки
· Продолжать учить проводить прямые непрерывные линии до определенной точки слева направо, сверху вниз.
· Учить проводить непрерывную плавную линию пальцем и карандашом между двумя ломаными линиями, повторяя изгиб;
· Учить проводить волнистые линии по контуру, не отрывая карандаша от бумаги;
· Учить обводить пальцем по контуру простые нарисованные предметы, следить за тем, чтобы пиния была плавной; штриховать простые предметы сверху вниз.
· Продолжать учить штриховать простые предметы в разном направлении; обводить предметы по контуру карандашом плавным непрерывным движением;
· Учить ориентироваться на листе бумаги, правильно располагать рисунок на листе;
· Продолжать учить ориентироваться в тетради в клетку, обводить клетки, считать их, проводить горизонтальные и вертикальные линии;
· Продолжать учить раскрашивать сюжетный рисунок разными карандашами, не выходя за контур.
Целевые ориентиры к концу учебного года.
Ребенок может научиться:
· - проводить плавную непрерывную линию, не отрывая карандаша от бумаги.
· - проводить пальцем и карандашом плавную непрерывную линию от начала до,
· - проводить прямые непрерывные линии до определенной точки слева направо, сверху вниз.
· - проводить непрерывную плавную линию пальцем и карандашом между двумя ломаными линиями, повторяя изгиб;
· - проводить волнистые линии по контуру, не отрывая карандаша от бумаги;
· - обводить пальцем по контуру простые нарисованные предметы, следить за тем, чтобы пиния была плавной; штриховать простые предметы сверху вниз.
· - штриховать простые предметы в разном направлении; обводить предметы по контуру карандашом плавным непрерывным движением;
· - ориентироваться на листе бумаги, правильно располагать рисунок на листе;
· - ориентироваться в тетради в клетку, обводить клетки, считать их, проводить горизонтальные и вертикальные линии;
· - раскрашивать сюжетный рисунок разными карандашами, не выходя за контур.
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса.
I. Литература, используемая учителем в работе над программой:
1. Белая А.Е., Мирясова В.И. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников. – Москва: Астрель, 2003.
2. Жукова Н.С. Уроки чистописания и грамотности (обучающие прописи). –Москва: ЭКСМО, 2009.
3. Узорова О.В., Нефёдова Е.А. Ускоренный курс для подготовки детей к школе. – Москва: Астрель, 2007.
4. Сайкина Е.Г., Фирилёва Ж.Е. Физкульт-привет минуткам и паузам. – Санкт- Петербург: Детство-Пресс, 2005.
5. Сахарова О.М. Готовим пальчики к письму (развитие мелкой моторики). –Москва: Литера, 2009.
6. Соколова Е.В., Нянковская Н.И. Гимнастика для пальчиков от АБВГДейки. -Москва: Астрель, 2010.
7. Сочеванова Е.А. Подготовка руки дошкольника к письму. - Санкт-Петербург: Детство-Пресс, 2011.
8. Фалькович Т.А., Барылкина Л.П. Развитие речи, подготовка к освоению письма. – Москва: ВАКО, 2005.
II. Техническое обеспечение образовательного процесса.
1. Орг. техника (компьютер, принтер)
2. Интерактивная панель «Солнышко».
III. Материалы учебно-методического комплекта.
1. Методические пособия.
2. 2.Диагностические задания.
3. Пособие для коррекционно-педагогической работы с детьми:
4. Методическая литература.
5. Методические рекомендации.
6. Литература с содержанием педагогических методов работы.
7. Презентации по темам
8. Раздаточный материал
9. Развивающие игры.
10. Конструкторы
11. Наглядные пособия
12. Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.