Подготовка четвероклассников к изучению физики в основной школе
Оценка 4.9
Домашняя работа +7
docx
физика +1
4 кл—11 кл +1
09.06.2017
описание методики обучения элементам физики учеников начальной школы. Указание на актуальность проблемы, на востребованность н начальных знаний физики. т.к. овладение физическим языком и изучение физики создает большие трудности для учеников при изучении основного курса в седьмом классе. Создан пропедевтический курс физики, содержание которого позволяет знакомиться с физикой в безоце ночном варианте с использованием деятельностного подхода, проблемного диалога и созданием игровых ситуаций.Методика обучения элементам физики учащихся четвертых классов .Актуальность проблемы изучения физики . с раннего школьного возраста. Пропедевтический курс "На пути в физику".Использование проблемного диалога , создание игровых моментов , безоценочное обучение .
Подготовка четвероклассников к изучению физики в основной школе..docx
Подготовка четвероклассников к изучению физики в основной
(Картунов В.А. г Волгоград МОУ лицей №9)
школе.
Аннотация. В статье рассматриваются возможности «опережающего»
(пропедевтического) изучения физики для развития интереса учащихся
начальной школы к естествознанию и творческого исследовательского опыта.
Ключевые слова: пропедевтический курс физики, становление
осознанности и произвольности, сознательное оперирование знаниями, опыт
творчества.
Важнейшим из приоритетов современной школы является развитие
творческих способностей учащихся. В статье представлены результаты
опытной работы по развитию творческого потенциала учащихся на
завершающем этапе обучения в начальной школе (4е классы). Развитие
творческих интересов и способностей детей осуществлялось на материале
внеклассная работа в форме системы пропедевтических занятий «На пути в
физику». Замысел исследования основывался на предположении о том, что
знакомство с физикой, популярность которой в современной школе не очень
высока, лучше начинать в то время, когда у детей еще не угас интерес к
тайнам природы, к примеры в четвертом классе, потому что к седьмому
классу, «нахватавшись» поверхностных сведений о физических явлениях из
различных источников, они, как показывает опыт, уже без особого удивления
воспринимают физитческие эксперименты и открытия. Включение же
четвероклассников в серьезное знакомство с физикой, с ее предметом и
методами, пробуждает тот первичный интерес, который пробуждает
творческие силы детей. Пропедевтический курс был призван помочь
школьникам приобрести первоначальные знания в области физики, ценные
практические
трудолюбие,
дисциплинированность, культуру труда, умение работать в коллективе.
Вместо формальных отчетов учащимся предлагалось практически применять
полученные знания: в моделировании, конструировании, участвовать в
физических конкурсах и олимпиадах, что помогало (Еще раз напоминаю:
научный текст пишется только в прошедшем времени, потому что
представляет собой отчет о проведенном исследовании!!) им познать себя,
открыть свои индивидуальные особенности. Это позволяет, как мы
предположили, подготовить учеников к систематическому изучению физики в
седьмом классе.[1] Опыт работы учителя физики с учащимися начальной
умения и навыки,
воспитать 2
школы убеждает, что дети 1011 лет активные творцы. Они создают новые
миры, космические аппараты, своё «Новое, никому ранее не приходящее в
голову» [2.]. Не трудно предположить, что если эти задатки не поддерживать
и не развивать, эта способность у ребенка быстро исчезнет. Развитие интереса
четвероклассников к физике требовало учета индивидуальности ребенка, его
внеучебных увлечений, терпимости к его ошибкам.
На первом занятии ученикам был задан вопрос: «Почему ты решил
заниматься физикой?» Типичные ответы: «Думаю изобрести чтото новое»,
«хочу стать известным»… После того как они познакомились с разными
видами деятельности на последующих уроках ответы на вопрос: «почему ты
посещаешь занятия?» были уже другие: «интересно проводить опыты»,
«люблю наблюдать опыты которые проводит учитель», «интересно узнавать
новое», «нравиться смотреть фильмы о физике, интересно слушать рассказы
об ученых, особенно об их детстве», «люблю рассуждать, спорить»,«просто
интересно»...
Ответы учеников показывают, что созданные учителем условия
значительно расширили диапазон познания окружающего мира и
одновременно изменили взгляд на него, подход к истолкованию явлений. Это
давало возможность проследить и формировать готовность детей к изучению
физики. На пропедевтических занятиях ученики постоянно находились в
состоянии поиска новых знаний. Суть опытной работы состояла в реализации
несколько стратегий:
1. Включение учащихся в поиск проблемы и её решение. Так, изучая
тему «Механическое движение», они сталкиваются с проблемой – нужен
прибор для записи траектории и вида движения движущегося тела. Для
активизации их мыслительной деятельности был поставлен вопрос: «Какие
траектории можно наблюдать во время движения тела или после движения?».
Ученики: «След от самолета в небе, след на воде от быстро движущейся
лодки, след на земле от животных, от колес автомобиля» «Можно ли по этим
траекториям – следам узнать направление движения тела». «Можно! След от
самолета тоньше в той стороне куда тело движется, следы животных имеют
отпечатки когтей, а вот с колесами автомобиля труднее…». «А можно узнать
по оставленной траектории как движется тело: разгоняется, замедляется или
не изменяет скорость?» «Нельзя, потому что надо видеть движение и знать
проходимое телом расстояние и затраченное время». «Придумайте способ с
помощью которого, тело оставляло бы следы, по которым можно понять, как
оно двигалось». После рассуждений и споров прибор был придуман.
Тележка с капельницей, из которой равномерно капает жидкость. Домашнее
задание – разработать конструкцию (схему) и собрать прибор. 3
В основном для
создания прибора использовались движущиеся
игрушки: тележки, машинки на которые, устанавливались пузырьки с
отверстиями через, которое капала вода. При этом у многих учеников
возникал вопрос, почему для того, чтобы вода капала нужно отверстие в
верхней части сосуда? Ответ на этот вопрос был найден в рассуждениях и
опытах, где учитель осторожно направлял детей к правильным выводам.
2.
Постоянное поощрение
умственной деятельности и
интеллектуальных усилий учащихся, в виде одобрения сделанного,
положительных характеристик высказанных
предложений, гипотез или
догадок.
3. Обязательное выделение мыслительных особенностей каждого
ученика, оказание ему помощи в рефлексии сути его подхода, в осознании
особенностей того или иного способа решения проблемы. При этом особое
внимание уделялось в соответствии с требованием Стандарта начального
общего образования универсальным метапредметным действиям (пониманию
проблемы, выдвижению гипотезы, обоснованию утверждения, подбору
аргументов и др.). При этом мы стремились создать такую ситуацию, в
которой бы ученик отчетливо осознавал каким
именно способом
деятельности он должен овладеть. [3. ].
На уроке учитель занимал позицию организатора учебно
познавательной деятельности учащихся, создавая условия для получения
новых знаний, не предлагая им заранее свои выводы. При этом важно было
привлечь внимание учеников к значимым для их развития особенностям
физического познания. Ориентиром для нас выступала идея Л.С.Выготского о
том, что важнейшим признаком развития ребенка является становление
осознанности и произвольности. Примером выполнения этого требования
была работа над развитием произвольного внимания у детей.
К.Д. Ушинский отмечал, что внимание – это дверь, через которую
проходит все, что только входит в душу человека из внешнего мира.
Ребенок не может быть внимательным вообще и опыт с учениками данного
возраста показал,что желательно привлекать их к определенным действиям
для концентрации внимания: «посмотрите как движется тело в начале и конце
траектории, проследите за образованием, формой и поведением воздушных
пузырьков при нагревании воды, вслушайтесь в звуки при кипении воды,
подумайте почему возникает звук при кипении воды». При этом, как мы
предположили, формировалось активное внимание, связанное с сознательно
поставленной целью, с волевым усилием.
Также большую роль играло развитие произвольной памяти школьников,
что обеспечивало их способность к воспроизведению и пониманию учебного 4
материала, что в конечном итоге приводило к созданию личностной картины
мира как целостного образа мира. [4.]. Личностное восприятие картины
окружающего мира четвероклассниками проявлялось через (сущность) и
содержание направленности личности, т.е. через систему потребностей,
устремлений, смыслообразующих мотивов, выражающихся в жизненных целях
человека, его установках, перспективах, намерениях, стремлениях и активной
деятельности по их достижению. Как пример проявления направленности
личности – активная деятельность четвероклассника Николая С. по созданию
«разработал» источник
проекта нового источника энергии. Он
электричества на античастицах, детально показал, как будет работать его
устройство, чем вызвал волну активности учеников. Понятно, что это детские
фантазии, но они не бесплодны, т.к. это рождают в них веру в свои
возможности, в собственный талант, придают силы и ученики после таких
опытов с более высоким интересом приходили на занятия и приносили свои
«открытия».
Одна из форм проявления направленности личности особенности ее
поведения в той или иной сфере жизнедеятельности. Для учеников 1011 лет
свойственна открытость, доверие учителю. По их высказываниям мы
определяли, что именно им нравилось на занятиях, какие опыты им
интересны, кем они хотят стать. Дома дети рассказывали родителям о том
чем они занимаются на физике и уговаривали купить им физический
конструктор, работают с ним в домашних условиях, а самые интересные
опыты показывают на занятиях в лицее и этим увлекают других школьников.
Так поведение наиболее активной группы влияет на формирование
направленности личностей остальных участников этого процесса и формируя
устойчивые формы такого проявления. Устойчивость личности это базовая
характеристика, неразрывно связанная с ее направленностью. 5
Воспроизведение изученного трудная для младшего школьника
деятельность, требующая постановки цели, включения процессов мышления и
речи, самоконтроля, и для облегчения этой ситуации мы предлагали ученикам
повторить фразу за учителем или учеником: «Мы наблюдали равноускоренное
движение, потому что расстояние между оставленными каплями постепенно
увеличивалось». При воспроизведении одни ученики не сразу повторяли
услышанное, теряя какието важные детали. Чтобы преодолеть эти
затруднения, мы сделали воспроизведение коллективной работой: ученики
дополняли друг друга, совместно строили высказывания, осмысленно
вставляя пропущенное.
Последующие повторения актуализировали
универсальные способы мышления и самоконтроля. Затем в соответствии с
планом опытной работы нашей целью выступало формирование потребности в
самоконтроле, что, по нашему замыслу, должно было привести к более
устойчивому вниманию,
концентрации
воспроизведению полученных знаний.
памяти и осмысленному
внимание учащихся
Так,
сосредотачивалось на самой учебной деятельности, им становился интересен
сам процесс постижения нового. Все это сопровождалось развитием
произвольности, осмысленности, избирательности восприятия материала.
Через 810 систематических занятий у учащихся формировалось наблюдение
как специальная деятельность, очень важная при усвоении физики, т.е.
ученики смотрели на предлагаемое явление с точки зрения осмысления
происходящего: что происходит?, почему происходит именно так?, как можно
повлиять на процесс, чтобы изменить его в одну или другую сторону. Пример:
учитель предлагал
толкнуть металлический шарик снизу вверх по
наклонному желобу и объяснить – что происходит. Ученики, проделав опыт
говорили следующее: шарик вначале тормозил и остановился, потом
разгонялся; шарик двигался вверх замедленно, остановился и двигался
разгоняясь вниз; шарик двигался вверх уменьшая скорость, потому, что 6
мешало трение. Затем шарик двигался и разгонялся, под действием
притяжения Земли. Учитель: «При движении вверх притяжение не
действовало?» Ученик: «Действовало, но оно было слабее, чем сила, с
которой шарик толкнули. Для того, чтобы шарик прокатился вверх дальше
надо толкнуть его сильнее.» Учитель: как заставить шарик скатываться по
наклонной плоскости быстрее?» Ученики: « Это как на зимней горке, надо
выбрать горку покруче. Т.е. желоб установить под большим углом».
Ученики вначале опытной работы, разумеется, слабо владели
физическими понятиями, но они пытались мыслить, анализировать причины и
ход процессов, применять физическую терминологию, делать выводы. Это
позволило отметить,что у учеников формируется стремление
наблюдаяявление дать ему собственное объяснение с использованием
приобретенных физических знаний и умений, оперировать этими знаниями.
Знакомство с физикой не всегда интересный процесс, иногда требуются
рутинные действия: наблюдать за перемещением подкрашенной жидкости в
воде, отсчитывать капли воды, наблюдая за поведением поверхностного слоя
воды в ложке, по несколько раз проделывать физический опыт, достигая
нужного результата. Учащиеся приобретали опыт добывания знаний,
связанный с преодолением трудностей, а следовательно, с воспитанием
волевых качеств. В процессе волевого действия («усилия над собой»)
формируются, как мы предположили, социально ценные качества личности.
Опыт показал, что для концентрации воли важно, что бы ученик отчетливее,
осознал цель исследования. Например: «Если вы очень осторожно будите
добавлять на поверхность воды в ложке каплю за каплей, то вы сумеете
вместить еще столько же воды сколько ее имеется в ложке. Но это требует
аккуратности и терпения». Ученики осторожно капля за каплей наполняли
ложку и замечали как ложка переполняется, а вода не выливается, но ее
поверхность становится все более выпуклой. Наконец, становится очевидно, 7
что воды стало больше в два раза. Такой опыт сразу не получается и
требуются терпеливо проделывать его несколько раз. Некоторые дети не
выдерживали: раздражались, бросали, но, увидев, как это делают другие,
успокаивались и помогали им. Волевое напряжение, как мы заметили,делало
ученика более решительным, что выражалосьв быстроте принятия решения и
уверенности в его правильности. Наблюдения показали, что пропедевтическое
каковой являлась подготовка
обучение достигало своей цели,
четвероклассников к целенаправленному изучению физики в основной
школе,т.е. не к формальному изучению очередного школьного предмета, а
кизучению с желанием познать физику глубоко и с интересом. В итоге
деятельность учителя направлена на формирование готовности учеников к
изучению физики. В «Словаре синонимов русского языка» выделяется два
смысла термина «готовность»: 1 желание, стремление (т.е. направленность) и
Многие ученые рассматривают
2 подготовленность (т.е. состояние).
готовности к деятельности как неразрывное единство мотивационноцелевого,
содержательного и процессуальнодеятельностного компонентов
(А.Н.Вырщиков, В.С.Ильин, Б.Ф.Райский, С.Л.Рубинштейн, Ф.К.Савина,
Н.К.Сергеев, В.В.Сериков и др.). Нами также учитывались особенности
школьников данного возраста выделяем мотивационную сторону. Пример,
четвероклассник Николай С., под влиянием наших занятий искал возможность
получения новых источников электроэнергии, позволяющих сохранить
природу. Он собирал информацию о таких способах, делал небольшие
сообщения о ветровых, приливных, солнечных, плазменных электростанциях.
Ученики с интересом слушали его, спорили по поводу схем, которыми он
пояснял свои сообщения, и включались в поиск. Они находили источники
электроэнергии, работающие от разных фруктов и овощей яблок, томатов,
если в них погрузить контакты из разных металлов и подключить к 8
чувствительному прибору для измерения электрического тока, проводили
эксперименты, подтверждающие действенность таких источников.
Для вовлечениядетей в конструирование нами были опробованы два
способа.
1.
При постановки задания ученикам предлагались подсказки, таким
образом, чтобы на основе известных знаний получить новые. Учитель с
помощью наводящих вопросов подводил учеников к открытию. Тема
«Давление жидкостей». Учитель: «Какие ощущения вы испытываете при
погружении в воду на большую глубину?» Ученики:«На большей глубине на
уши сильнее давление». Учитель «Предложите конструкцию прибора, на
котором можно наглядно представить зависимость: чем выше столб
жидкости, тем больше давление». И предлагает пластмассовую бутылку,
гвоздь,скотч и сосуд с водой. Ученики понимают, что гвоздь дан для
прокалывания отверстий, скотч, чтобы чтото заклеить. Не трудно догадаться,
что погружение можно показать прокалывая отверстия на бутылке по
вертикали. Чтобы вода не выливалась при заполнении бутылки, отверстия
следует заклеить скотчем. Осталось заполнить бутылку водой и сразу открыть
отверстия. Длина струй демонстрирует величину давления на разной глубине.
Учитель ставил задачу при знакомстве с новой темой, предлагая
2.
применить полученные знания для их практического применения. После темы
«Давление твердого тела»,
учитель предлагал создать прибор,
демонстрирующий, как зависит давление от площади опоры, используя для
этого кирпич и песок. Ученикиположили кирпич на большую площадь и
наблюдали как он провалится, потом на самую малую и сравнивали глубину
погружения». Все было проделано несколько раз и выявлена закономерность,
но учитель обратил внимание на громоздкость новой демонстрации,
наеенеэстетичность.Тогда ученики предложили сделать столики: один с
толстыми ножками, другой с тонкими. После споров, предложен столик со
сменными ножками, в виде гвоздей, шляпками вниз и остриями вниз. 9
Наиболее активные ученики с помощью учителя в школьной мастерской
прибор сделали. Получился компактный, удобный в применении результат
творческой деятельности четвероклассников.
3.
Имеются, таким образом, основания полагать, что в процессе
знакомства с физикой с опорой на деятельностный подход у учащихся
начинают формироваться оценочные умения – действия, готовность к
которым включает мотивационный ,
деятельностный
содержательный,
компоненты, помогающих ученику сделать определенный выводопроделанной
работе.(Радченко Н.Н. Формирование оценочных умений у первоклассниковв
условиях современной школы Республики Казахстанавтореф.Дис. канд.пед.
наук. Караганда, 2008.)
Опыт показал, что пропедевтическое обучение физике является одним
из важных факторов подготовки четвероклассников к системному изучению
физики и мощным рычагом развития опыта реализации познавательных
компетенций учащихся начальной школы, они становятся:
более
раскованными, смело высказывают свои соображения, умеют наблюдать за
окружающими
физическими процессами, анализировать их и давать
объяснения происходящему, они умеют проектировать опыт, проводить его,
работать в группе и самостоятельно, приэтом раскрываются и развиваются их
познавательные способности, предметные и универсальные учебные действия,
мотивация изучения физики.
Список литературы:
1.
Ясвин В.Я . Психологопедагогическое проектирование
образовательной среды.//Дополнительное образование, 2000 №2.С.3
2.
Ясвин В.Я. Психологопедагогическое проектирование
образовательной среды.//Дополнительное образование, 2000 №2.C.6.
3.
Сериков В.В. «От знания к деятельности: Стратегия
развития современного образования» Материалы XIIМеждународных
педагогических чтений.Волгоград 2013\
4.
Кузибецкий И. А. «Методологический статус категории
«Научная картина мира» в контексте личностного понавательного 10
развития ребенка». Материалы XIIМеждународных педагогических
чтений. Волгоград 2013
Подготовка четвероклассников к изучению физики в основной школе
Подготовка четвероклассников к изучению физики в основной школе
Подготовка четвероклассников к изучению физики в основной школе
Подготовка четвероклассников к изучению физики в основной школе
Подготовка четвероклассников к изучению физики в основной школе
Подготовка четвероклассников к изучению физики в основной школе
Подготовка четвероклассников к изучению физики в основной школе
Подготовка четвероклассников к изучению физики в основной школе
Подготовка четвероклассников к изучению физики в основной школе
Подготовка четвероклассников к изучению физики в основной школе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.