Подготовка к ЕГЭ по литературе: как написать хорошее сочинение (11 класс)
Оценка 4.9

Подготовка к ЕГЭ по литературе: как написать хорошее сочинение (11 класс)

Оценка 4.9
Презентации учебные
pdf
русская литература
11 кл
27.02.2017
Подготовка к ЕГЭ по литературе: как написать хорошее сочинение (11 класс)
Очень хорошая презентация В.В. Кондратьевой поможет учителю-предметнику и учащимся 11 класса подготовиться к ЕГЭ по русской литературе. В демонстративном материале представлен контрольно-измерительный материал по литературе, включающий части 1 и 2, дается структура развернутого ответа на вопросы 8,9,15 и 16, логика выполнения, составляющие для их успешного выполнения, а также алгоритм написания сочинения (17) и критерии оценивания.Подготовка к ЕГЭ по литературе: как написать хорошее сочинение (11 класс)
Презентация_ЕГЭ_литература.pdf

СТРУКТУРА КИМ ЕГЭ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

Часть 1. 

Отрывок из эпического    или драматического произведения: задания1-7 с кратким ответом на вопрос словом или словосочетанием и  задания 8 и 9 с развернутым ответом на вопрос.

Лирическое произведение: задания 10-14 с кратким ответом на вопрос словом или словосочетанием и задания  15 и 16 с развернутым ответом на вопрос.

Часть 2. 

Задание 17: 17.1, 17.2, 17.3 (сочинение-рассуждение, объем не менее 200 слов)

 

ЗАДАНИЯ 8 и15 с развернутым ответом

 

 

№ 8 – анализ эпизода              № 15  – анализ стихотворения 

Лаконичный связный аргументированный ответ  в объеме 5-10 предложений.

 

 

 

                                       КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА!!!

Приступая к выполнению задания необходимо в формулировке вопроса выявить ключевые слова (понятия / словосочетания). Ключевые слова направляют размышление и не позволяют уйти в сторону от ответа на вопрос.

                        Ключевые    слова    авторами сочинений            могут

вводиться как в тезисы, так и в аргументы.

СТРУКТУРА РАЗВЕРНУТОГО ОТВЕТА  на вопросы 8 и 15

НЕОБХОДИМЫ СЛЕДУЮЩИЕ

СОСТАВЛЯЮЩИЕ ДЛЯ УСПЕШНОГО

ОТВЕТА НА ВОПРОСЫ 8 И 15

•прямой связный ответ на вопрос  

•опора на текст (анализ текста, цитирование)

•выявление авторской позиции входе комментария

(анализа) текста

•использование теоретико-литературных понятий

•обобщение наблюдений над текстом

•отсутствие фактических ошибок

соблюдение норм речи 

 

Анализ эпизода из произведения А.И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича» (эпизод, когда Иван Денисович надеется докурить сигарету Цезаря)

 

8. Какие черты характера Ивана Денисовича раскрываются в приведённом отрывке?

 

ТЕЗИС. Начните свою работу с прямого ответа на вопрос (тезиса). 

В приведённом отрывке в Иване Шухове раскрываются уважительное отношение к «однобригаднику», терпеливость и чувство собственного достоинства.  

 

АРГУМЕНТ. Аргументируйте свой ответ, основываясь на тексте отрывка, комментируя произведение, характеризуя позицию автора. 

А.И. Солженицын противопоставляет Шухова Фетюкову, который готов унижаться ради «недокурка». Иван Денисович же не просто терпеливо ждёт, когда Цезарь ему предложит остаток сигареты, но проявляет такт и уважение к «однобригаднику», стараясь своим присутствием не прерывать его мысли. В отрывке в определённой степени показывается и проницательность Ивана Денисовича, который понимает, что Цезарь «курил, чтобы возбудить в себе сильную мысль и дать ей найти что-то». Кроме этого, в Шухове раскрывается и благодарность, которую ему удаётся выразить в движении руки («Шухов встрепенулся (он и ждал так, что Цезарь сам ему предложит), одной рукой поспешно благодарно брал недокурок…»).

 

Вывод. Таким образом, в приведенном отрывке в герое раскрываются черты, позволяющие ему выживать  в тяжелых условиях лагерной жизни, не теряя человеческого достоинства.

 

       указать не менее двух примеров

       обосновать каждый из примеров;

ВОПРОСЫ 9 И 16 сопоставить каждый из

(ПРИВЛЕЧЕНИЕ    примеров с исходным ЛИТЕРАТУРНОГО    текстом в заданном

                    КОНТЕКСТА) направлении анализа

В каких произведениях русских классиков изображены поединки и в чём можно сопоставить эти произведения с поэмой М.Ю. Лермонтова «Мцыри»?

 

В каких произведениях русской классики изображено противостояние рабов и господ и в чём его можно сопоставить с историей, изображённой в проведённом фрагменте?

 

Кто из русских классиков изображает в своих произведениях  героев, способных на жертву? В чём можно сопоставить эти произведения с рассказом М. Горького «Старуха Изергиль»?

 

В каких произведениях русской лирики звучит тема разлуки и как они перекликаются со стихотворением  В.В. Маяковского «Лиличка!»?

 

ПОЗИЦИИ СОПОСТАВЛЕНИЯ ТЕКСТОВ

В каких произведениях русских классиков изображены поединки и в чём можно сопоставить эти произведения с поэмой М.Ю. Лермонтова «Мцыри»?

 

В каких произведениях русской классики изображено противостояние

рабов и господ и в чём его можно сопоставить с историей, изображённой в проведённом фрагменте?

 

Кто из русских классиков изображает в своих произведениях  героев, способных на жертву? В чём можно сопоставить эти произведения с рассказом М. Горького «Старуха Изергиль»?

 

В каких произведениях русской лирики звучит тема разлуки и как они перекликаются со стихотворением  В.В. Маяковского «Лиличка!»?

 

16. Кто из русских поэтов, помимо А. А. Ахматовой, соотносит состояние мира природы и человеческой души и в чём эти произведения близки?  

 

В стихотворении «Выхожу один я на дорогу…» М. Ю. Лермонтов соотносит состояние мира природы с миром человеческой души и показывает несовпадение между ними. Если в мире природы царит покой и в нём  ничто не одиноко («Ночь тиха. Пустыня внемлет богу, И звезда с звездою говорит»), то герою «больно» и «трудно», он чувствует глубокое неудовлетворение, ни прошлое, ни будущее не радуют его. Он стремится вырваться из мира одиночества. Так же, как и лирическая героиня

Ахматовой, герой Лермонтова сознаёт гармонию в мире природы и мечтает приобщиться к нему. В стихотворении Б. Л. Пастернака «Февраль. Достать чернил и плакать!..», как и в ахматовском произведении, показано внутреннее изменение героя, переживающего ощущение неумолимо приближающейся весны. Под воздействием обновляющегося, пробуждающегося к жизни мира лирический герой обретает способность «слагать стихи навзрыд». Близость всех трёх стихотворений заключается в том, что герои этих произведений не только соотносят свой внутренний мир с миром природы, но и черпают в нём духовные силы. 

ЧАСТЬ 2  

Задание 17 (сочинение-рассуждение)  Объем не менее 200 слов

 

Три варианта тем:

17.1 – древнерусская литература,  литература XVIII века, литература XIX века (первая половина)

 

17.2 - литература XIX века (вторая половина)

 

17.3 – Литература конца XIXXX веков

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗАДАНИЯ 17

 

К1. Глубина раскрытия темы сочинения и убедительность суждений с опорой на авторские суждения.

 

К2. Уровень   владения       теоретико-литературными понятиями.

 

К3. Обоснованность привлечения текста произведения.

 

К4. Композиционная    цельность     и логичность изложения.

 

К5. Следование нормам речи.

    Внимательно прочитать вопрос. Выделить ключевые слова (понятия, словосочетания).

    Сформулировать тезис / тезисы . Соотнести свои тезисы с формулировкой вопроса.

    Обосновать каждый тезис аргументами с привлечением литературного текста и с учетом авторской позиции. 

                                АЛГОРИТМ     • Сформулировать вывод. Вывод

                           НАПИСАНИЯ             необходимо соотнести с формулировкой вопроса, чтобы не

                  СОЧИНЕНИЯ 17 нарушить логику рассуждений в самом конце.

    Проверить текст на соответствие речевым и стилистическим нормам.

17.1.  Какие мотивы и образы встречаются в философской лирике М. Ю. Лермонтова? 

 

Приступая к написанию сочинения, выберите для комментария не менее трёх произведений М. Ю. Лермонтова философской направленности. Последовательно охарактеризуйте каждое из стихотворений, делая акцент на ключевых понятиях «мотив» и «образ».

В стихотворении «Выхожу один я на дорогу...» развиваются мотивы одиночества и смысла жизни. В самом начале стихотворения полноте и спокойствию природы противопоставлено чувство одиночества лирического героя. Ему «больно» и «трудно», он переживает глубокое неудовлетворение: ни прошлое, ни будущее не радуют его. Он стремится вырваться из мира одиночества и приобщиться к миру природы. В финале стихотворения поэт вводит символический образ тёмного дуба, который в сопряжении с мотивом любви («О любви мне сладкий голос пел…») воплощает мечту лирического героя о долгой, спокойной, полной гармонии жизни. Философское преломление получает мотив любви в стихотворении «Нищий». В центре первых двух строф образ нищего, в руку которого, вместо хлеба, положили камень. Поэт проводит параллель между нищим и влюблённым, развивая философскую мысль о том, что обманутый в чувствах человек подобен обманутому нищему. В стихотворении «Молитва» философски осмысляется один из самых сокровенных моментов человеческой жизни — общение с Богом. Поэт описывает преображающую силу молитвы. Эту мысль точно выражают эпитеты в словосочетаниях «молитва чудная», «сила благодатная», «святая прелесть». В третьей, финальной, строфе эта мысль утверждается. Именно молитва помогает лирическому герою «счастье постигнуть на земле» и «в небесах видеть Бога». В выводе подчеркните, что мотивы и образы, встречающиеся в философской лирике М. Ю. Лермонтова, разнообразны. 

17.2.  Какова роль антитезы в романе-эпопее Л. Н. Толстого «Война и мир»? 

 

Размышляя над вопросом, обратите внимание на то, что принцип антитезы прослеживается уже в заглавии романа. Противопоставление отражает философский смысл изображённого Толстым исторического процесса, у которого два состояния: либо война, либо мир. Эти два понятия чётко определены писателем. Война представлена им как «противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие», а мир — как жизнь людей без войны под мирным небом и без пролития невинной крови. 

В романе изображаются две войны. Покажите, что эти исторические события противопоставлены автором. Первая война, 1805–1807 гг., не имеет смысла для русского человека, в то время как война 1812 года воспринимается многими героями как личная трагедия. Далее подчеркните, что в обстоятельствах войны раскрываются герои, чувства и помыслы которых подчинены одному — победе над врагом. Так, например, купец Ферапонтов в эпизоде оставления Смоленска, и Наташа, выезжающая из Москвы, забывают о своих личных целях. Таким образом, Толстой показывает, что в ситуации войны люди сплачиваются и действуют сообща. Им Толстой противопоставляет героев, не способных осознать значимость ситуации. Одним из них является Берг, который даже в ситуации войны не оставляет своих корыстных целей (покупка «шифоньерочки»). Так, в романе реализуется основная идея Толстого — «мысль народная». 

Необходимо прокомментировать противопоставление Наполеона и Кутузова. Кутузов воплощает идею единства русского мира, а Наполеон — эгоистический произвол. Они являются основными антиподами романа. Полководцы поразному относятся к армии, к своим солдатам, а главное — славе. В отличие от Наполеона, Кутузов равнодушен к славе. Главное для него — победа русской армии и изгнание неприятеля с родной земли. Наполеон, напротив, мнит себя величайшим героем истории. 

В двух образах полководцев Толстой воплотил не только два разных принципа отношения к жизни. Автор отразил в них идею войны и мира. Поэтому героям, тяготеющим к полюсу Наполеона, свойствены эгоизм, лицемерие, расчётливость. Таковы Анна Павловна Шерер, Курагины и другие. Герои же, близкие Кутузову, воплощают идею любви и добра, а значит — мира. Это Наташа Ростова, Марья Болконская, некоторые военные — капитан Тушин, Денисов. Центральные же герои романа — Андрея Болконский и Пьер Безухов — проходят путь от наполеоновского восприятия мира к кутузовскому, тем самым отказываясь от ложных ценностей и приобретая истинные идеалы. 

Вывод обязательно логически свяжите с формулировкой вопроса. Антитеза является главным композиционным принципом в романе «Война и мир». Противопоставление становится важным способом изображения характеров и средством создания исторического пространства. Именно этот принцип обеспечивает целостность произведения, несмотря на эпически масштабную картину миру, идейную насыщенность, широкие временные рамки и большое количество героев.

СТРУКТУРА КИМ ЕГЭ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

СТРУКТУРА КИМ ЕГЭ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

ЗАДАНИЯ 8 и15 с развернутым ответом № 8 – анализ эпизода № 15 – анализ стихотворения

ЗАДАНИЯ 8 и15 с развернутым ответом № 8 – анализ эпизода № 15 – анализ стихотворения

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА!!! Приступая к выполнению задания необходимо в формулировке вопроса выявить ключевые слова (понятия / словосочетания)

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА!!! Приступая к выполнению задания необходимо в формулировке вопроса выявить ключевые слова (понятия / словосочетания)

СТРУКТУРА РАЗВЕРНУТОГО ОТВЕТА на вопросы 8 и 15

СТРУКТУРА РАЗВЕРНУТОГО ОТВЕТА на вопросы 8 и 15

Подготовка к ЕГЭ по литературе: как написать хорошее сочинение (11 класс)

Подготовка к ЕГЭ по литературе: как написать хорошее сочинение (11 класс)

НЕОБХОДИМЫ СЛЕДУЮЩИЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ

НЕОБХОДИМЫ СЛЕДУЮЩИЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ

Анализ эпизода из произведения

Анализ эпизода из произведения

Вывод. Таким образом, в приведенном отрывке в герое раскрываются черты, позволяющие ему выживать в тяжелых условиях лагерной жизни, не теряя человеческого достоинства

Вывод. Таким образом, в приведенном отрывке в герое раскрываются черты, позволяющие ему выживать в тяжелых условиях лагерной жизни, не теряя человеческого достоинства

В каких произведениях русской классики изображено противостояние рабов и господ и в чём его можно сопоставить с историей, изображённой в проведённом фрагменте?

В каких произведениях русской классики изображено противостояние рабов и господ и в чём его можно сопоставить с историей, изображённой в проведённом фрагменте?

Кто из русских классиков изображает в своих произведениях героев, способных на жертву ?

Кто из русских классиков изображает в своих произведениях героев, способных на жертву ?

Ахматовой, герой Лермонтова сознаёт гармонию в мире природы и мечтает приобщиться к нему

Ахматовой, герой Лермонтова сознаёт гармонию в мире природы и мечтает приобщиться к нему

XVIII века, литература XIX века (первая половина) 17

XVIII века, литература XIX века (первая половина) 17

К2. Уровень владения теоретико-литературными понятиями

К2. Уровень владения теоретико-литературными понятиями

НАПИСАНИЯ необходимо соотнести с формулировкой вопроса, чтобы не

НАПИСАНИЯ необходимо соотнести с формулировкой вопроса, чтобы не

Подготовка к ЕГЭ по литературе: как написать хорошее сочинение (11 класс)

Подготовка к ЕГЭ по литературе: как написать хорошее сочинение (11 класс)

Какие мотивы и образы встречаются в философской лирике

Какие мотивы и образы встречаются в философской лирике

Приступая к написанию сочинения, выберите для комментария не менее трёх произведений

Приступая к написанию сочинения, выберите для комментария не менее трёх произведений

В романе изображаются две войны

В романе изображаются две войны
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.02.2017
Посмотрите также: