Данный материал представлен в формате Word и разработан в помощь учителю при проведении тематических занятий в курсе физики 9 класса при подготовке к ОГЭ. Разработка содержит лабораторные работы, которые необходимо выполнить для успешной сдачи экзамена. При желании материал можно распечатать в меньшем масштабе (шпаргалка). Материал полностью готов к распечатке
Билет № 1
Измерение сопротивления проводника
Цель: вычисление сопротивления лампы (резисторов)
1)макетная плата – 1 шт 5)амперметр – 1 шт
2)лампа МН 6,30,3А – шт 6)вольтметр – 1 шт
3)резистор 10 Ом – 1 шт 7)провода – набор
4)резистор 20 Ом – 1 шт 8)источник – 1 шт
№
1
2
3
устройство
Сила тока, А
Напряжение, В
Сопротивление, Ом
Лампа
На 10
На 20
Билет № 2
Определение фокусного расстояния собирающей линзы и её оптической силы
Цель: определить фокусное расстояние
1)линза собирающая – 1 шт 4)экран (стена или пластина) – 1 шт
2)источник света (солнце в окно или лазер) – 1 шт 5)линейка (или направляющая) – 1 шт
3)предмет (окно или маска с F) – 1 шт
Линза – окно линейка
Добиться на стене уменьшенного чёткого перевёрнутого
изображения окна
Измерить расстояние от линзы до стены (это и ест фокусное
расстояние) F= ____см = _____ м
Определить оптическую силу
D=1/F= дптр
Схема установки:
Стена (экран) – линза – окно (лазер)
Линза – буква F направляющая
Добиться на экране увеличенного чёткого изображения буквы
F
Измерить расстояние от источника до линзы
F= _____см = _____ м
Определить оптическую силу
D=1/F= дптр
Билет № 3
Получение изображения на экране при помощи собирающей линзы и изучение
свойств изображений
Цель: получить хотя бы одно изображение (увеличенное или уменьшенное), построить его изображение, показав ход лучей
1)стена – 1 шт
2)окно – 1 шт
3)линза собирающая – 1 шт
Получить изображение окна на стене и сделать чертёж хода лучей (т.к. изображение получается уменьшенным, то предмет
находится за тройным фокусом)Билет № 4
Наблюдение химического действия эл тока
1)макетная плата – 1 шт 5)соль (медный купорос) – 35 г
2)набор для электролиза – 1 шт 6)стакан воды – 1 шт
3)лампа 6,30,3А – 1 шт 7)провода набор
4)источник – 1 шт 8)амперметр – 1 шт
Цель: пронаблюдать выделение растворённого в воде вещества на одном из электродов.
1)Собрать цепь по рис, погрузив электроды в воду. Амперметр показывает ток, но лампа не горит (вода не проводник)
2)добавить немного соли в воду, то видим слабое свечение лампы
3)добавить ещё соли в воду, то свечение лампы ярче
4)мы получили раствор электролита (проводит ток): на катоде «» выделяется водород, а на аноде «+» хлор.
5)если растворить в воде медный купорос, то можно получить на одном из электродов слой меди его покрывающий.
Билет № 5
Демонстрация явления эл/маг индукции и изучение её закономерностей
1)катушка индуктивности – 1 шт 3)миллиамперметр – 1 шт
2)магнит полосовой – 1 шт 4)провода – 2 шт
Цель: получить эл ток в контуре (катушке)
Явление эл/маг индукции заключается в возникновении эл тока в контуре (проводнике), когда:
А)контур (катушка) покоится, а маг поле изменяется (магнит движется)
Б)контур (катушка) движется, а маг поле не изменяется (магнит покоится)
1)Собрать цепь по рис.
катушка
покоится
движется
2)Чем быстрее движется магнит, тем ток больше
3)Чем больше магнитов, тем ток больше
4)Чем больше витков имеет катушка, тем ток больше
магнит
движется
покоится
Наблюдаемое явление
амперметр показывает ток
амперметр показывает ток
Билет № 6
Демонстрация опытов по электризации тел и изучение взаимодействия эл зарядов
1)гильза из фольги – 1 шт 5)пластмассовая палочка – 1 шт 9)штатив изолирующий
2)нить шёлковая (3035 см)– 1 шт 6)полиэтиленовая плёнка – 1 шт
3)расчёска – 1 шт 7)полоска бумаги – 1 шт
4)стеклянная палочка – 1 шт 8)шёлковая ткань – 1 шт
Цель: согласно проведённым опытам по электризации, определить знак заряда
Электризация – это процесс сообщения телу эл заряда (потереть нейтральное тело или коснуться наэлектризованным телом
нейтрального)
П о д з а р я ж а т ь г и л ь з у п о с л е к а ж д о г о о п ы т а
1)подвесить гильзу к лапке штатива
2)расчесать свои волосы расчёской => «»
3)коснуться гильзы => она зарядится «»
4)подносить к гильзе наэлектризованные тела, согласно таблице
Наблюдаемое явление
Знак заряда
Электризованное тело
Эбонитовая палочка, потёртая о мех
Стеклянная трубка, натёртая шёлковой
тканью
Полиэтиленовая плёнка, разглаженная
рукой
Полоска бумаги, разглаженная рукойБилет № 7
Демонстрация опытов по взаимод-ю постоянных магнитов, получение спектров
маг полей
1)Магниты: полосовой – 2 шт 2)железные опилки – 1 банка
дуговой – 1 шт 3)листы белой бумаги – 3 шт
круглый – 1 шт
Цель: получить спектры маг полей и показать взаимодействие магнитов
О д и н о ч н ы е с п е к т р ы
1)на бумагу положить один полосовой магнит и осторожно рассыпать вокруг его опилки.
2) Потрясти немного лист, то увидим спектр (линии маг поля): линии замкнутые, вблизи магнита густота больше, т.к. поле
сильнее, особенно у полюсов
3)проделать опыт с дуговым и круглым магнитом на отдельных листах
1)поднести полосовой магнит к полосовому на первом листе разными полюсами, то увидим либо притяжение, либо
отталкивание (можно добавить опилок)
С п е к т р ы в з а и м о д е й с т в и я
Билет № 8
Экспериментальная проверка правила моментов сил для тела, имеющего ось
вращения (рычаг)
1)динамометр на 15Н – 1 шт М1=М2 (момент силы)
2)штатив – 1 шт F1 сила слева L1 плечо силы F1
3)набор грузов по 1Н – 1 набор F2 – сила справа L2 – плечо силы F2
Цель: доказать, что рычаг находится в равновесии, когда момент сил, действующих на него справа равен моменту сил слева
1)прикрепить рычаг к штативу
2)слева привесить 1 груз на расстоянии 2х единиц от оси вращения рычага
3)определить на сколько единиц справа надо привесить 2 груза, чтобы рычаг находился в равновесии
№
1
2
М1=F1*L1=
М1=F1*L1=
M2=F2*L2=
M2=F2*L2=
L1, ед
2 ед
3 ед
F1, Н
1 Н
2 Н
F2, Н
2 Н
3 Н
М2, Н*м
М1, Н*м
L2, ед
Билет № 9
Измерение жёсткости пружины динамометра
1)динамометр на 15 Н – 1 шт Закон Гука: Fупр=k*x
2)штатив – 1 шт k – жёсткость Н/м
3)набор грузов – 1 набор
Цель: измерить жёсткость пружины динамометра
1)укрепить динамометр в штативе
2)подвесить 1 груз, измерить удлинение пружины х1 в метрах
3)подвесить 2 груза, измерить удлинение пружины х2 в метрах (можно ещё подвесить несколько грузов)
№
1
2
Один груз
Два груза
Жёсткость k, н/м
k=Р1/х1=
k=Р2/х2=
Удлинение х, м
Условия опыта
Вес груза Р, Н
Р1=1 Н
Р2=2 Н
Х1=
Х2=
Билет №10
Измерение периода колебаний нитяного маятника и изучение зависимости его
значений от длины нити
1)штатив – 1 шт 4)секундомер – 1 шт
2)груз из набора – 1 шт 5)рулетка – 1 шт
3)нить до 1 м – 1 шт
Цель: измерить период колебаний Т и сделать вывод о связи длины нити и Т
1)изготовить маятник и закрепить его на штативе (35 см от пола), измерить длину нити
2)отклонить маятник от положения равновесия на 58 см и отпустить
3)измерить время 40 полных колебаний
4)провести второй опыт, уменьшив нить в 2 раза и сделать вывод
№
1
2
При уменьшении нити в 2 раза Т уменьшится в 2 раза (и наоборот)
Т, с по числу колебаний
Т, с по длине нити
n
40
40
L, м
t, сБилет № 11
Измерение коэффициента трения дерева по дереву
1)стол – 1 шт 3)набор грузов
2)брусок с отверстием – 1 шт 4)динамометр на 15Н – 1 шт
Цель: измерить коэффициент трения
1)Измерить вес бруска с одним грузом Р1 (подвесить к динамометру)
2)Измерить силу трения бруска о стол с одним грузом Fтр1 (тянуть по столу)
3)повторить пункт 2) с двумя грузами
№ Колво грузов
Р, Н
1
2
Fтр1=
Fтр2=
Р1=
Р2=
Fтр, Н
1
2
μ= Fтр1/Р1=
μ= Fтр2/Р2=
Билет № 12
Измерение КПД наклонной плоскости
1)штатив – 1 шт 3)динамометр на 15Н – 1 шт
2)плоскость – 1 шт 4)рулетка – 1 шт
Цель: измерить КПД
1)измерить затраченную работу Аз=Fтяг*s
*F прикрепит динамометр к бруску и равномерно тянуть вверх по плоскости (Н)
*s – измерить длину наклонной плоскости (м)
2)измерить полезную работу Ап=mgh=Fтh=Ph
*mg=Fт=P (подвесить брусок к динамометру и узнать его вес) (Н)
*h – измерить высоту подъёма (м)
№ Fтяг, Н
mg, Н
1
Аз, Дж
Fтяг*s=
S, м
h, м
Ап, Дж
mgh=
μ, Н/м
КПД, %
Ап/Аз*100%=
Билет № 13
Наблюдение действия жидкости на погруженное в неё тело и выявление
факторов, от которых зависит её величина
1)стакан с водой – 1 шт 4)штатив – 1 шт
2)цилиндрическое тело – 1 шт 5)нить – 1 шт
3)динамометр – 1 шт 6)соль – 1 стакан
Цель: рассчитать Архимедову силу и определить от каких факторов она зависит
1)измерить вес тела в воздухе Рвоз=
2)опустить тело в воду и измерить его вес в воде Рвод=
3)видим уменьшение веса, т.к. на тело в воде действует Архимедова сила, направленная вверх (выталкивающая)
4)определить Архимедову силу FA=РвозРвод=
5)проделать 14 согласно условию опыта
№
1
2
3
Архимедова сила действует только на погруженную часть тела. В солёной воде Архимедова сила больше по величине.
Архимедова сила зависит от: рода жидкости (её плотности), а также части тела, погружённой в воду, и ещё плотности тела.
Полностью в воду пресную
Наполовину в воду пресную
Полностью в воду солёную
FA=РвозРвод=
FA=РвозРвод=
FA=РвозРвод=
Условия опыта
Рвод, Н
Рвоз, Н
FА, НБилет № 14
Наблюдение существования атмосферного давления
1)стакан с водой – 1 шт 3)пипетка – 1 шт
2)шприц – 1 шт 4)полая трубка – 1 шт
Цель: наблюдать существование атмосферного давления
1)набор воды в шприц: опустить его в воду и поршень тянуть вверх (вода поднимается вверх, т.к.
при подъёме поршня между ним и водой образуется безвоздушное пространство, в которое под
давлением наружного воздуха и поднимается вслед за поршнем вода – в насосах применяют)
2)автоматическая поилка для птиц: бутылка с водой опрокинутая в корытце, что горлышко
находится немного ниже уровня воды в корытце. По мере отпития воды из корытца она немного
выливается из бутылки
3)набор воды в пипетку: закрыть пальцем верхнее отверстие, нижнее опустить в воду и закрыть
пальцем верхнее, поднять пипетку с набранной водой (её удерживает внешнее давление). Как
только открыть верхнее отверстие вода вытечет (под действием внешнего давления).
Билет № 15
Демонстрация зависимости периода колебаний нитяного маятника от параметров
колебательной системы
1)нить – 1 шт 4)рулетка – 1 шт
2)груз из набора – 1 шт 5)секундомер – 1 шт
3)штатив – 1 шт
Цель: выявить параметры, которые влияют на период колебаний нитяного маятника
1)изготовить маятник и закрепить его на штативе (35 см от пола), измерить длину нити
2)отклонить маятник от положения равновесия на 58 см и отпустить
3)измерить время 40 полных колебаний
4)провести второй опыт, уменьшив нить в 2 раза и сделать вывод
№
1
2
*длина нити (если длину нити уменьшить, то и Т уменьшится
*от g (ускор своб падеия) Т не зависит, т.к. это постоянная величина
Т, с по числу колебаний
L, м
1 м
0,5 м
t, с
Т, с по длине нити
n
40
40
Билет № 16
Основные макроскопические свойства жидкостей, газов и твёрдых тел
1)тв брусок – 1 шт 4)сосуды разной формы и объёма неск
2)вода – 1 шт 5)мячик – 1 шт
3)стакан – 1 шт 6)ширик – 1 шт
Цель: выявить основные свойства тв тел, жидкостей и газов
объём
форма
Расст меж молек
Сила притяж меж
Тв тело
Жидкость
газ
сохр
Сохр (трудно сжать)
не сохр (занимает весь
предоставленный объём)
сохр
не сохр (принимает форму сосуда)
не сохр
очень малое
малое
большое
молекулами
очень большая
средняя
малая
1)растянуть или сжать тв тело
2)налить 100 г воды в предложенные сосуды
3)сжимать мячик. Надуть шарик (надуть половину шарика?!)
Билет № 17
Измерение плотности тв тела произвольной формы
1)стакан с водой – 1 шт 3)весы – 1 шт
2)тв тело – 1 шт 4)разновесы – 1 набор
Цель: определить плотность тв тела
1)определить массу на весах2)определить объём тела , погрузив его в воду Vтела = V2 – V1 (после погружения до погружения)
№
1
Объём тела V, см3
Масса тела m, г
Плотность тела
ρ
, г/см
3Билет № 18
Измерение величины атмосферного давления, температуры и влажности воздуха
1)барометр – анероид – 1 шт 3)вата немного
2)термометр – 2 шт 4)стакан с водой – 1 шт
Цель: измерить атмосферное давление, температуру и влажность воздуха
1)определив цену деления барометра – анероида, измерить атмосферное двление
*в Па =
*в мм рт ст =
2)термометром измерить температуру воздуха =
3)определить влажность воздуха:
Температура сухого термометра tсух =
Температура влажного термометра tвлаж =
Разность температур t = tсух tвлаж
Влажность по психрометрической таблице =
Билет № 20
Обнаружение закономерностей явления испарения жидкости
1)предметное стекло – 2 шт 3)одеколон – 10г
2)вода – 100г
Цель: выявить условия, влияющие на быстроту испарения жидкости
№ Стекло
4)стеклянная палочка – 1 шт
Что сделать
вопрос
Что
наблюдали
1
2
3
4
1
Капля
воды
Капля
одек
Капля
воды
Капля
воды
Стекло
2
Капля
одек
Капля
одек
Капля
воды
Капля
воды
Растереть по стеклу
палочкой
Помахать на стекло 2
Какая из капель быстрее
испарится
Какая капля высохнет быстрее
Погреть снизу стекло
2
На 2 заставить
растечся
Какая капля высохнет быстрее
Где быстрее испаряется
вывод
От рода жидкости
От наличия ветра
От температуры
От площади
поверхности
Билет № 19
Способы тепло передачи и их закономерности
1)подручные предметы в классе
Цель: рассказать о способах теплопередачи и показать их на примере
1)Теплопроводность – это непосредственная передача энергии от более нагретых частиц к менее нагретым (в тв телах).
*коснуться рукой холодного предмета, то он нагревается (без совершения работы)
*потереть рукой книгу то она нагревается (с совершением работы)
2)Конвекция – передача тепла осуществляется потоками струями вещества (в жидкостях и газах)
*поместить руку над включённой плиткой, то рука нагревается (горячий воздух вверх)
* тёплый воздух от радиаторов отопления поднимается вверх, а в форточку опускается вниз холодный
*чайник с водой нагреваем снизу и тёплая вода поднимается вверх перемешиваясь с холодной
3)Лучистый теплообмен – энергия переносится различными лучами (на расстоянии)
*выставить руку под лучи солнца, то она нагревается (светлое тело нагревается медленнее, а чёрное быстрее, т.ю.к. белое
тело больше отражает, а чёрное больше поглощает)