В младшем дошкольном возрасте детей начинают обучать новым действиям. И они стараются выполнять их так, как требуют взрослые: «Возьмите ложку в правую руку», «Взяли карандаш в правую руку», и как правило, дети выполняют безропотно такие указания, и работают правой рукой, даже если это не очень удобно. Так происходит ненасильственное переучивание в дошкольном возрасте и многие родители даже не подозревают, что их ребенок левша, что его переучили. Основные тревоги их ждут впереди, когда ребенок пойдет в школу, начнет учиться и возникнут неожиданные трудности при обучении письму и чтению. Особенно важно определить ведущую руку перед школой (а если есть какие-либо сомнения, то лучше сделать это раньше, в четырех-пятилетнем возрасте), т.к. в этом возрасте ребенок учится правильно держать карандаш, ручку, учиться писать, и необходимо, что бы он выполнял эти сложные действия ведущей рукой, а переучивание может отрицательно оразится на росте и развитии ребенка, осложнить процесс адаптации к школе, привести к серьезным нарушениям здоровья.
Успешно адаптироваться к школе и избежать отрицательного влияния «праворукой» среды леворуким детям помогут единая тактика поведения воспитателей, специалистов и родителей детского сада и создание благоприятных условий для формирования двигательных навыков.
Подготовка к школе леворукого ребенка.pptx
Подготовка леворукого ребенка к школе
Подготовка к школе
леворукого ребенка.
Подготовка леворукого ребенка к школе
Леонародо да Винчи Юлий Цезарь Александр Македонский
Наполеон И.П. Павлов В.И.Даль
Подготовка леворукого ребенка к школе
Зарубежные ученые отмечают, что количество леворуких
нарастает:
в 1928г. среди взрослых было выявлено 3,3% леворуких женщин
и 4,7% леворуких мужчин,
в 197888 годах достигло 12,4% среди женщин и 13,9% среди
мужчин.
Подготовка леворукого ребенка к школе
Причины леворукости
1. Влияние внешних обстоятельств.
Вынужденная леворукость: травмы правой руки (переломы,
вывихи, растяжение связок) перенесенные в раннем детстве;
дети с последствиями ДЦП.
2. Патологическое происхождение леворукости.
патология беременности и родов, родовые травмы;
среди близнецов – и однояйцевых, и двухяйцевых.
3. Генетический фактор.
Подготовка леворукого ребенка к школе
Как вычислить левшу?
В возрасте 45 лет формируется стойкое предпочтение
одной из рук.
Степень леворукости (праворукости) продолжает
нарастать с возрастом, по крайней мере до 910 лет, а
возможно, и в дальнейшем.
Подготовка леворукого ребенка к школе
Ненасильственное переучивание
В младшем дошкольном возрасте детей начинают
обучать новым действиям:
«Возьмите ложку в правую руку»,
«Возьмите карандаш в правую руку»
Подготовка леворукого ребенка к школе
Варианты определения ведущей руки.
1. Вопросники от 5 до 20 видов вопросов:
какой рукой пишет человек легче, красивее;
какой рукой бросает мяч,
режет ножом, ножницами,
вдевает нитку в иголку,
забивает гвоздь,
держит зубную щетку,
веник, расчёску и т.д.).
Подготовка леворукого ребенка к школе
2. Тесты по 20 и более заданий и их сокращенные варианты:
Переплетение пальцев рук;
«Поза Наполеона»;
Аплодирование.
Подготовка леворукого ребенка к школе
Исследования на выявление ведущей руки, ведущей
ноги и ведущего глаза предлагаются в книге Марьяны
Михайловны Безруких «Леворукий ребенок в школе и
дома».
Подготовка леворукого ребенка к школе
Нужно ли переучивать леворукого ребенка?
Подготовка леворукого ребенка к школе
Подготовка леворукого ребенка к школе.
Подготовка может быть эффективной только тогда, когда она
строится с учетом индивидуальных особенностей каждого
ребенка.
Функциональные особенности леворуких детей:
Нарушение или дефицит речевого развития;
Нарушения
восприятия;
дефицит
или
зрительнопространственного
Нарушения моторного развития, координации движений руки,
кисти, пальцев;
Нарушение зрительномоторных интеграций.
Подготовка леворукого ребенка к школе
1.Речевое развитие детей 56 лет. обращается внимание на:
развитие общих речевых навыков (звукопроизношение, темп,
интонационная окраска, владение голосом)
формирование лексикограмматических категорий и развитие
связной речи;
развитие фонетикофонематической стороны речи; подготовка
к обучению грамоте;
Подготовка леворукого ребенка к школе
2. Развитие тонкокоординированных движений рук.
Моторная неловкость достаточно часто встречается у леворуких
детей, но это совсем не обязательная особенность.
У детей 56 лет еще слабо развиты мелкие мышцы кисти,
незакончено окостенение костей запястья и фаланг пальцев,
несовершенна
затрудняет
регуляция,
формирование и выполнение движений.
нервная
и
это
Подготовка леворукого ребенка к школе
Недовольство взрослых:
«Ну что ты копаешься! Такой большой, а пуговицы
застегнуть не можешь»,
«С этим конструктором даже малыши справляются»,
«Ты же девочка, а шнурки на бантик завязать не
можешь»
Подготовка леворукого ребенка к школе
Игры и упражнения на развитие
тонкокоординированных движений рук.
1.Гимнастика для пальцев:
ладони рук лежат на столе; поднять по одному пальцы сначала
левой руки, а затем правой и в обратном порядке;
выпрямить кисть левой руки и поочередно присоединить
безымянный палец к мизинцу, средний к указательному и т. д.;
Подготовка леворукого ребенка к школе
левую ладошку плотно положить на стол и постепенно сгибать
то средний, то указательный, то большой палец, остальные
пальцы при этим должны постепенно подниматься вверх;
сжать пальцы левой руки в кулак и вращать кистью в разные
стороны;
Подготовка леворукого ребенка к школе
левую руку поставить на локоть, разомкнуть пальцы как
можно шире и, медленно соединяя их, опускать руку;
перекатывать маленький шарик (или ластик) на столе с
поворотами его в разные стороны;
– сложить ровно палочки на столе и т. д.
Подготовка леворукого ребенка к школе
сложить ровно палочки на столе и т. д.
Подготовка леворукого ребенка к школе
2.Упражнения на укрепление и развитие руки и
координации движений:
застегивание и расстегивание пуговиц,
завязывание и развязывание лент, ниток,
перекладывание мелких игрушек,
работа с конструктором, закручивание и раскручивание гаек
конструктора,
Подготовка леворукого ребенка к школе
игра с мозаикой,
вырезание из бумаги предметов различной формы,
плетение из ниток, завязывание узелков,
работа с пластилином и т. д.
Подготовка леворукого ребенка к школе
3.Рисование:
плавных линий, петель и зигзагов (пройти, пробежать по
дорожке, выйти из лабиринта, проехать по горкам, нарисовать
морские волны, дождь, горы, снежные вершины, облака.
Рисование линий, овалов, полуовалов в тетрадях.
Подготовка леворукого ребенка к школе
Задания на развитие и коррекцию графо моторных
навыков предлагаются в книге Ольги Борисны
Иншаковой «Развитие и коррекция графо моторных
навыков у детей 57лет.» Часть 2.
Подготовка леворукого ребенка к школе
Гелевая техника
Авторское пособие, учителя
дефектолога. МБДОУ «Детский сад
№ 27 компенсирующего вида» г.
КаменскаУральского.
Каблуковой Н. В.
развивает собственные
тактильные ощущения;
активизирует активные и
пассивные движения рук;
используется для формирования
положительного эмоционального
настроя на совместную
деятельность, речевой мотивации
и т.д.
Подготовка леворукого ребенка к школе
Воскотерапия.
способствует развитию моторики
пальцев рук;
речевых процессов;
познавательной деятельности
дошкольников и т.д.
Примерные задания:
Скатывание прямыми руками.
Скатывание круговыми
Сплющивание между ладонями,
движениями.
пальцами.
Прижимание частей друг к другу
и.д.
Изготовление поделок.
Подготовка леворукого ребенка к школе
При подготовке леворукого ребёнка к письму следует
научить его:
Соблюдать правильную позу при рисовании и письме;
Правильно держать карандаш (ручку);
Правильно координировать движения пальцев, кисти,
предплечья, при рисовании и письме.
Подготовка леворукого ребенка к школе
3. Развитие зрительнопространственного восприятия и
зрительномоторной координации.
Упражнения на развитие зрительно моторной координации:
Найди такую же фигуру. Найди букву.
Подготовка леворукого ребенка к школе
Найди сочетание цифр. Найди буквы и цифры,
которые
нарисованы непра
вильно.
Подготовка леворукого ребенка к школе
Найди «спрятанные» треугольники и заштрихуй их.
Подготовка леворукого ребенка к школе
Нарисуй маршрут.
фломастер,
Для этого задания нужно взять чистый
лист бумаги (можно большой), дать
ребенку
толстый
карандаш или мелок. Представьте, что
вы едете на автомобиле, и ребенок
чертит на бумаге маршрут: «едем
прямо,
направо,
продвигаемся вперед, стоп, дорога
перекрыта, поворачиваем назад, потом
налево, делаем круг и…» Получится
схема движения. Ребенок освоит
правила движения руки с карандашом
или ручкой по плоскости листа.
сворачиваем
Подготовка леворукого ребенка к школе
Игра «Квадрат»
Попросите нарисовать на чистом листе нелинованной бумаги в
середине квадрат, над квадратом и под квадратом на равном
расстоянии – круги одинаковой величины. Все остальное
зависит от Вашей фантазии и от того, что наиболее сложно для
ребенка (для левшей это, как правило, дифференцировка
праволево).
Подготовка леворукого ребенка к школе
Обведи воздушный шарик в направлении, указанном стрелкой.
Подготовка леворукого ребенка к школе
Игры и упражнения на развитие зрительной памяти:
На доске нарисована таблица с предметами и фигурами.
Запомни фигуры, нарисованные справа от предметов, а
затем по памяти нарисуй предметы в пустых квадратах.
Подготовка леворукого ребенка к школе
Ребенку последовательно предъявляются 6 изображений,
которые необходимо внимательно посмотреть и
запомнить, затем взрослый их убирает. На начальном
этапе ребенок должен нарисовать каждую картинку сразу
после ее предъявления («Нарисуй картинку по памяти»).
На втором этапе ребенок должен зарисовать серию
картинок после их предъявления («Нарисуй все картинки,
какие запомнил»).
Подготовка леворукого ребенка к школе
Взрослый подбирает две одинаковые картинки с определенным
предметом или сюжетом, но отличающиеся друг от друга некоторыми
деталями. Ребенку предлагается запомнить первую картинку в течение
определенного времени (для лучшего запоминания можно обсудить с ним
детали картинки). Затем данная картинка убирается и предлагается
вторая картинка, которая отличается некоторыми деталями от первой.
Ребенку необходимо определить, чем вторая картинка отличается от
первой, найти все недостающие детали.
Подготовка леворукого ребенка к школе
«Разноцветная лесенка»
Для занятия потребуется 5 разноцветных карточек.
Ребенок должен в течение 10 секунд внимательно посмотреть и
запомнить последовательность цветов.
После этого карточки закрываются листом бумаги. Вы
просите ребенка закрыть глаза и мысленно представить
себе, как были расположены карточки. Затем ребенок
должен перечислить, как располагались цвета друг за
другом. Ответ сверяется с исходным образцом.
Подготовка леворукого ребенка к школе
Литература:
Безруких М. Леворукий ребенок в школе и дома. – Екатеринбург:
«АРД ЛТД», 1998;
Иншакова О.Б. Развитие и коррекция графо моторных навыков у
детей 57лет. Часть 2. – «Владос», 2003;
Арбузова Е.С. Психологопедагогические условия социальной
адаптации леворуких детей к обучению в общеобразовательной
школе. М.2009;
Арбузова Е.С. Выявление эффективности применения методики
«Гимнастика мозга» для психологопедагогической адаптации
леворуких первокласников. Сборник найчных трудов НФ УРАО.
Новомосковск: НФ УРАО,2007.т.5.4,2с.57;
Савкина Н.Г. Проблемы леворукости при обучении письму//Материалы
международной научной конференции молодых ученых. Ишим: ИГПИ им.
П.П. Ершова, 2001. С. 9193.
Матюгин И.,Чакаберия Е. Зрительная память. – М.: «Эйдос», 1992;
Шарохина В.Л. Психологическая подготовка детей к школе. Конспекты
занятий. – М.: «Книголюб», 2009
Подготовка леворукого ребенка к школе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.