Подвиг генерала Д.М. Карбышева
Оценка 4.6

Подвиг генерала Д.М. Карбышева

Оценка 4.6
Мероприятия
docx
воспитательная работа
22.01.2020
Подвиг генерала Д.М. Карбышева
формирование уважения к историческому прошлому своего народа, создание условий для воспитания сознательной любви к Родине на примере подвига Д.М. Карбышева.
Подвиг генерала КАРБЫШЕВА.docx

План-конспект

воспитательного мероприятия

 

Тема: Подвиг генерала Д. Карбышева: «Я честью и Родиной не торгую».

Форма проведения: урок мужества.

Цель: формирование уважения к историческому прошлому своего народа, создание условий для воспитания сознательной любви к Родине на примере подвига Д.М. Карбышева.  

Задачи:

ü  формирование у подростков осознания исторического прошлого, национального самосознания;

ü  расширить и углубить знания обучающихся о жизни героя Великой Отечественной войны генерала Д.М. Карбышева;

ü  воспитание волевых качеств на примере жизни Д.М. Карбышева;

ü  развитие непримиримого отношения к фашизму.

Использование современных образовательных технологий:

Современные образовательные технологии, применяемые в учебно-воспитательном процессе

Этапы воспитательного мероприятия,

на которых применяются образовательные технологии

Элементы личностно-ориентированных технологий

Подготовительный этап:

-подбор и изучение материала о жизни и подвиге генерала Карбышева;

-подготовка презентационного материала

Элементы технологии сотрудничества

Подведение итогов: Рефлексия.

- метод незаконченного предложения;

- викторина

Элементы технологии организации самовоспитания

Организационный момент: актуализация знаний

Основной этап.

Элементы информационно-коммуникационных технологий

Основной и заключительные этапы.

Анализ исторического материала. Просмотр роликов по теме.

План:

I.                  Организационный момент. Вступительное слово.

1.1. Ввод в тему.

II.               Основная часть.

2.1.          Долгие версты Победы.

2.2.           Жизнь и подвиг генерала Д.М. Карбышева.

2.3.          Просмотр видеороликов

III.            Подведение итогов. Рефлексия.

3.1. Метод незаконченного предложения.

3.2. Викторина.

Ход мероприятия:

I.                  Мобилизующее начало. Вступительное слово.

Организационный момент. Звучит мелодия-минусовка из фильма «Офицеры» «От героев былых времен».

Слайд 1.

Неволя его не сломила,

Не вырвал измены допрос,

И бросил конвой генерала

На жгучий тюремный мороз.

Ученик 1: Добрый день, уважаемые  воспитанники 5 «Е» класса!  Мы рады новой встрече с вами! Сегодня мы продолжим наши совместные занятия в рамках проекта разновозрастного сотрудничества «Вертикаль кадетской дружбы».

Этой весной наша страна будет праздновать 75-летия со Дня Победы нашего народа в Великой Отечественной войне. Вы уже взрослые, много знаете об этой чудовищной по своей жестокости и количеству жертв войне из книг и фильмов, а так же из рассказов своих родных.  Историческая память – великая сила, нравственная, культурная.  Нынешнее поколение россиян, особенно, приемников этой памяти, должно воспринять и продолжить замечательную традицию уважения к нашей истории, к нашему прошлому, хранить благодарную память о тех, кто доблестно защищал и спасал нашу Родину от порабощения иноземными захватчиками.

Слайд 2.

II.               Основная часть.

2.1. Долгие версты Победы.

Слайд 2.

Ученик 2: Российским людям свойственна любовь к родному краю, где они родились и выросли, к своей прекрасной Родине. Эта любовь испокон века проявляется в их готовности защищать, не жалея жизни, своё Отечество от врагов.

В русском народе живёт убеждение, что истинный человек и сын Отечества есть одно и тоже. Воины знали, что идут сражаться за землю, политую кровью предков, что в их жилах течет кровь тех, кто не отдал и пяди родной земли.

Прошу вас ответить на вопрос: Что такое патриотизм?

Ответы воспитанников.

Вы правы! Патриотизм – это любовь к Родине, преданность ей, стремление защитить её от врагов, своими делами служить её интересам – чувство великое, необходимое, прекрасное. И всегда самым тяжким преступлением было предать свою Отчизну. Измена ей никогда и ни чем не искупается.

Корниенко Максим: Тема войны всегда трагична. Война - это невозвратимые потери, гибель людей, человеческое горе. Война постепенно уходит в прошлое, становится страницей истории. Почему же мы вновь вспоминаем о ней, почему нас всех это так волнует?

Ответы воспитанников.

От Бреста до Москвы 1000 км. От Москвы до Берлина 2600 км. Поездом - 2 суток, самолётом 4 часа, а дорогами войны ~ 4 года! 4 года, 1418 дней! 34 тысячи часов и 28 млн. погибших советских людей. Если по каждому из них объявить минуту молчания…. Страна будет молчать 32 года…

Бирюков Андрей:  Сегодня немного кто сможет рассказать о легендарном советском герое – Дмитрии Михайловиче Карбышеве.

Кто-то из вас слышал, или может быть, знает об этом великом человеке-герое, и о его подвиге?

Ответы воспитанников.

2.2.          Жизнь и подвиг генерала Д.М. Карбышева.

Слайд 3.

Сегодня мы поговорим о человеке, принявшем мученическую смерть, но не предавшем Родину. 17 августа 1946 года в газетах был опубликован Указ: «За исключительную стойкость и мужество, проявленные в борьбе с немецкими захватчиками в Великой Отечественной войне, присвоить посмертно звание Героя Советского Союза генерал-лейтенанту инженерных войск Карбышеву Дмитрию Михайловичу.»

Ученик 1: Дмитрий Михайлович Карбышев – потомок сибирских казаков. Отец Михаил Ильич окончил военное училище.

Родился Дмитрий Михайлович в Омске в 1880 году. Высоко ценя образование и науку, родители дали сыну хорошее образование. С одиннадцати лет мальчик учился в кадетском корпусе. Он обладал превосходной памятью, исключительными способностями к истории и математике. Карбышев прекрасно владел русским языком и умел лаконично, чётко излагать свои мысли.

В 1898 году Д. И. Карбышев поступает в Петербургское инженерное училище. Осенью 1900 года с отличными оценками по всем предметам заканчивает училище, и получает звание подпоручика. Вскоре его назначают в Восточносибирский сапёрный батальон.

Он показал себя не только храбрым, но и талантливым офицером-сапёром. Его ратный труд был оценён по достоинству – пять боевых орденов, три медали! А последний пятый – Святой Анны – с надписью «За храбрость».В 1908 году Карбышев поступает в Николаевскую военно-инженерную академию.

Ученик 2:  В Гражданскую войну руководит строительством военных укреплений на фронтах против Колчака и Врангеля.

Дмитрий Карбышев является первым советским учёным, который разработал и первый тип советских противотанковых мин. Научные труды имеют высокую ценность, так как были использованы нашими войсками в ходе Великой Отечественной войны. Как учёный – фортификатор, Д.М. Карбышев получил признание во многих странах мира.

Слайд 4.

В 40-м ему присвоили высокое звание генерала-лейтенанта инженерных войск. 26 октября 1940 года в связи с 60-тилетием, Д.М. Карбышев был награжден орденом Красного Знамени. А в канун войны, в феврале 1941 года, профессору Карбышеву была присвоена ученая степень доктора военных наук.

Видеоролик «Жизнь М. Карбышева до войны».

Ученик 3: Войну встретил в Гродно, 29 июня 1941 года оказался в окружении, под Рогачевом попал в плен. Генералу Карбышеву, как крупному ученому, было предложено отбыть в Москву, предлагали выделить транспорт и личную охрану, но он категорически отказался. Карбышев с войсками Красной Армии оказался в окружении. Пробиваясь с боями из окружения в течение шести недель тяжелого похода, наконец, группа советских военных вышла к Днепру севернее Могилева, и здесь Карбышеву удалось форсировать Днепр, но при обстреле он был тяжело ранен и контужен. В таком состоянии его обнаружили полицаи, и передали в гестапо.

Вскоре начался горький бесстрашный путь генерала Карбышева по фашистским застенкам. Шталаг 324 – так назывался гитлеровский лагерь у Польского города Острув – Мазовецки. В этот лагерь и попал Д.М. Карбышев в августе 1941 года.

В немецко-фашистском плену ему пришлось пройти через десять концлагерей: Замосць, Хаммельбург, Флоссенбюрг, Майданек, Аушвиц, Заксенхаузен, Маутхаузен и др.

Ученик 1: Гитлеровские захватчики задались целью любой ценой, во что бы то ни стало привлечь, переманить советского генерала на службу фашистской Германии. Но он проявил выдержку, стойкость, верность присяге и воинскому долгу. Его беззаветная любовь к Родине помогла людям обрести душевные силы, дала многим понять, что и в фашистском плену есть на кого равняться, с кого брать пример.

Вскоре весь лагерь передавал от одного к другому имя непреклонного советского военачальника. Несколько поколений наших офицеров учились у него в военных академиях или изучали его военные труды.

Слайд 5.

Ученик 4:  В гитлеровской Германии Карбышева хорошо знали: уже в 1940 году IV управление РСХА Имперского управления безопасности открыло по нему специальное досье. Досье имело особую пометку и проходило по категории учета «IV D 3-а», что означало, - помимо наблюдения за деятельностью, - применять особое обращение в случае захвата в плен.

Вскоре Карбышева отправляет в лагерь польского местечка Замостье, Дмитрия Михайловича поселяют в барак №11 (позже прозванный генеральским). Расчёт немцев на то, что после лишений лагерной жизни, Карбышев согласится сотрудничать с ними, не оправдался, и весной 1942 года Карбышева перевели в офицерский концентрационный лагерь города Хаммельбург (Бавария).

Этот лагерь, состоящий сугубо из контингента советских пленных офицеров и генералов, был особенным, - в задачу его руководства входило любыми методами склонять заключённых к сотрудничеству с нацистской Германией. Именно поэтому в его атмосфере соблюдались некие нормы законности и гуманного обращения.

Ученик 2: На Дмитрия Карбышева эти методы не действовали, именно здесь родился его девиз: «Нет большей победы, чем победа над собой! Главное - не пасть на колени перед врагом».

С 1943 года «профилактическую работу» с Карбышевым ведёт бывший офицер царской русской армии Пелит (примечательно, что этот Пелит когда-то служил вместе с Дмитрием Михайловичем в Бресте). Полковника Пелита предупредили, что русский военный инженер представляет для Германии особый интерес, соответственно, нужно приложить все усилия для привлечения его на сторону нацистов.

Тонкий психолог Пелит взялся за дело с основанием: играя роль бывалого вояки, далёкого от политики, расписывал Карбышеву все преимущества перехода на немецкую сторону (фантастические по своей сути). Дмитрий Михайлович, однако, сразу раскусил хитрость Пелита, и стоял на своём: Родину не предаю!

Видеоролик «М. Карбышев в годы войны: плен».

Слайд 6.

Ученик 1: Гестаповское командование принимает решение использовать несколько другую тактику. Дмитрия Карбышева вывозят в Берлин, где ему организовывают встречу с Гейнцем Раубенгеймером, известным немецким профессором и знатоком фортификационной инженерии. В обмен на сотрудничество, он предлагает Карбышеву условия для работы и проживания на территории Германии, делавшие бы его практически свободным человеком.

Ответ Дмитрия Михайловича был исчерпывающ: «Мои убеждения не выпадают вместе с зубами от недостатка витаминов в лагерном рационе. Я солдат, и остаюсь верен своему долгу. А он запрещает мне работать на ту страну, которая находится в состоянии войны с моей Родиной».

После такого твёрдого отказа вновь меняется тактика по отношению к советскому генералу-военнопленному – Карбышева отправляют в концентрационный лагерь Флоссенбург, лагерь, знаменитый своими каторжными работами, и поистине бесчеловечными условиями по отношению к заключённым.

Ученик 4: В берлинской канцелярии вермахта был обнаружен документ, равносильный смертному приговору: «Этот крупнейший советский фортификатор, кадровый офицер старой русской армии, человек, которому перевалило за шестьдесят лет, оказался фанатически преданным идее верности, воинскому долгу и патриотизму...

Слайд 7.

Карбышева можно считать безнадежным в смысле использования его у нас в качестве специалиста военно-инженерного дела». На документе нанесена резолюция: «направить в концлагерь Флоссенбург на каторжные работы. Не делать никаких скидок на звание и возраст».

В 1944г. во Флоссенбурге пустили в ход 11 газовых камер, оборудованных «по последнему слову техники». Они стояли на вершине откоса, который под резким углом спускался к крематорию. Замаскированные перекрытия канав автоматически открывались, и трупы скатывались в печи крематория.

Теперь на трубе крематория мемориальная доска. На ней - цифры сожженных: 80 тыс. человек 20-ти национальностей. Среди них – 26.400 русских.

Ученик 1: Карбышев жил в бараке. Ему отвели место на одной из трехъярусных нар с соломенным матрацем. Матрац был покрыт ветхим одеялом. Больше ничего на нарах не было. Дневной рацион заключенного состоял из 250 граммов эрзац – хлеба и кружки «чая», заваренного травой, на завтрак. На обед - 250 граммов «супа» из свекольных листьев, на ужин - тот же «чай» и тот же «суп». Подъем - полшестого утра. Проверка, а затем тяжелый труд в каменоломне.

Шестимесячное пребывание Дмитрия Карбышева в аду Флоссенбурга закончилось его переводом в нюрнбергскую гестаповскую тюрьму. После нее мрачной каруселью закружились лагеря: Освенцим, Заксенхаузен, Маутхаузен… Эти кошмарные лагеря смерти, через которые пришлось пройти Карбышеву, и в которых, несмотря на нечеловеческие условия существования, он до последних своих дней оставался волевым и несгибаемым человеком.

Слайд 8.

Ученик 3: «Основное сейчас – сохранить честь советского воина. Ведь мы лишь временно вышли из строя…. – говорил генерал и просил запомнить и передать всем неписанные правила поведения советских людей в фашистском плену.

1.   Организованность и сплоченность в любых условиях плена.

2.   Взаимопомощь. В первую очередь, помогать больным и раненым  товарищам.

3.   Ни в чём не унижать своего достоинства перед лицом врага.

4.   Высоко держать честь советского воина.

5.   Заставить фашистов уважать единство и сплоченность военнопленных.

6.   Вести борьбу с фашистами, предателями и изменниками Родины и т.д.

Карбышевские правила знали наизусть узники разных лагерей. Чтобы поднять дух военнопленных и их волю к борьбе, Карбышев часто рассказывал военнопленным о славе русского солдата.

Ученик 2: Фашистские палачи торопились покончить с Карбышевым. Он был им страшен даже на деревянных колодках, в полосатой робе, высохший, больной, страдавший дистрофией, едва передвигавший распухшие ноги.

С очередной тысячей обреченных, генерала привезли в Маутхаузен – это было 17 февраля 1945 года в 12 часов дня – его отобрали в особую группу. И подвергли садистской, изощренной казни. Не петлей и не газом, не огнем, а водой.

Слайд 9.

Узникам велели догола раздеться. При двенадцатиградусном морозе, на лютом ветру, их держали несколько часов на площади. Для многих такая экзекуция была невмоготу. Коченели, падали бездыханными. Остальных затолкали в баню, под горячий душ. Оттуда обратно на площадь, под нацеленные бранд-спойты – леденящий душ на морозе. И опять уцелевших – в баню. А оттуда опять – на площадь…

Как по ледяному катку, сверкавшему всеми цветами спектра – от красного до фиолетового, - метались голые люди….

Ученик 4:  Гоготали, ржали эсэсовцы, напором воды сбивая с ног тех, кто еще пытался встать. Один за другим, превращались в ледяные изваяния люди. Один за другим замерзали их крики. Крики проклятия!

Очевидцы рассказывали, что изможденный седовласый человек, упиравшийся в чернокаменную стену. Он был прикован к стене ледяной цепью, а острые и холодные клювы терзали и терзали его иссушенное мукой тело…

Человек этот кричал! Нет, он не проклинал палачей! Он обращался к оставшимся в жизни! В последней несломанной гордости, в последних словах своих он был с теми, кто оставался на земле:

- Бодрей, товарищи! Думайте о своей Родине, и мужество вас не покинет!

Кто был этот старик, медленно и неумолимо превращавщийся в ледяной памятник? Карбышев! Дмитрий Карбышев! Советский генерал! И были эти слова, передававшиеся из уст в уста, как знамя, как факел в ночи». 

Видеоролик «Героическая смерть М. Карбышева».

III.           Рефлексивный анализ. Подведение итогов.

Ученик 1: Слайд 10.

Что открыла вам сегодня наша встреча? Что нового вы узнали?

Ответы воспитанников.

Продолжите предложение:

Я узнал сегодня о…

Я удивился тому, что…

Сегодня я решил, что…

Каждый живущий на Земле должен знать о бессмертном подвиге Карбышева. Он был одним из тех, кто в условиях гитлеровского плена самоотверженно боролся с коричневой чумой и адом фашизма. Боролся и отдал этой священной борьбе все что мог: неудержимую волю и энергию, кипучую страсть воина-патриота, несгибаемое упорство и собственную жизнь во имя Победы над фашизмом.

Слайд 11.

Ученик 2:  Нерукотворный памятник воздвиг себе коммунист Карбышев: героической жизнью и доблестной смертью заслужил он вечную Славу, любовь и бессмертие. «Дмитрию Карбышеву. Ученому. Воину. Коммунисту. Жизнь и смерть была подвигом во имя жизни». Такие слова вытеснены на пьедестале памятника Д.М. Карбышеву на русском и немецком языках перед железными воротами бывшего концлагеря Маутхаузен. Здесь было убито 32180 советских пленных - казненных, замученных пытками и заживо сожжённых.

Слайд 12.

В завершении нашей встречи, хотим предложить вам участие в викторине.

 

 

Викторина

1. Где и когда родился Дмитрий Карбышев? (в Омске в 1880 году)

2. В кого хотели превратить немцы Карбышева? (его хотели превратить в знамя борьбы с СССР.)

3. Каким авторитетом пользовался среди военнопленных легендарный герой?

4. Что делали немцы, чтобы склонить его к предательству?

5. Между Марсом и Юпитером ходит по орбите малая планета. Как ее в 1959г. назвали? (Карбышевым)

6. Каким вы представляете себе Карбышева?

7. Ваше отношение к Герою Советского Союза Дмитрию Карбышеву?

8. Кто из Вас хотел быть на него похожим?

9. А есть ли среди Вас те, кто хочет стать военным?

10. Какие чувства вызывает у Вас жизненный путь пламенного патриота?

Подвиг героя не может кануть в лету, исчезнуть, быть забытым. Он вечен. Теперь уже всему миру известно, какой стойкостью обладал генерал Карбышев. Будем же достойны памяти наших героев!

До свидания! Мы уверены, что подвиг генерала Карбышева останется в ваших сердцах и будет символом стойкости и преданности своей Родине.


 

Скачано с www.znanio.ru

План-конспект воспитательного мероприятия

План-конспект воспитательного мероприятия

Викторина. Ход мероприятия:

Викторина. Ход мероприятия:

Вы правы! Патриотизм – это любовь к

Вы правы! Патриотизм – это любовь к

Он показал себя не только храбрым, но и талантливым офицером-сапёром

Он показал себя не только храбрым, но и талантливым офицером-сапёром

Вскоре весь лагерь передавал от одного к другому имя непреклонного советского военачальника

Вскоре весь лагерь передавал от одного к другому имя непреклонного советского военачальника

Ученик 1: Гестаповское командование принимает решение использовать несколько другую тактику

Ученик 1: Гестаповское командование принимает решение использовать несколько другую тактику

Подъем - полшестого утра. Проверка, а затем тяжелый труд в каменоломне

Подъем - полшестого утра. Проверка, а затем тяжелый труд в каменоломне

Как по ледяному катку, сверкавшему всеми цветами спектра – от красного до фиолетового, - метались голые люди…

Как по ледяному катку, сверкавшему всеми цветами спектра – от красного до фиолетового, - метались голые люди…

Слайд 12. В завершении нашей встречи, хотим предложить вам участие в викторине

Слайд 12. В завершении нашей встречи, хотим предложить вам участие в викторине
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.01.2020