Поэма «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Нравственная проблематика произведения
Оценка 4.9

Поэма «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Нравственная проблематика произведения

Оценка 4.9
Презентации учебные
pptx
русская литература
7 кл—8 кл
25.11.2023
Поэма «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Нравственная проблематика произведения
Поэма «Песня про ... удалого купца Калашникова». Нравственная проблематика.pptx

Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца

Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца

«Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»

М.Ю. ЛЕРМОНТОВ

М. Ю. Лермонтов часто размышлял о справедливости, чести и верности в государственных масштабах

М. Ю. Лермонтов часто размышлял о справедливости, чести и верности в государственных масштабах

М. Ю. Лермонтов часто размышлял о справедливости, чести и верности в государственных масштабах. Но при царе существовала цензура, поэтому автор схитрил и выразил критику существующего строя в историческом повествовании. Так что «Песня про купца Калашникова» — новаторское произведение,
в котором поэт искусно скрывает
подлинный смысл за историческими
подробностями.
Но обо всем по порядку.

Это единственное произведение Лермонтова, написанное в фольклорном стиле, оно уникально тем, что подобной стилизации в литературе ближайшего периода не встречается ни у одного современника поэта

Это единственное произведение Лермонтова, написанное в фольклорном стиле, оно уникально тем, что подобной стилизации в литературе ближайшего периода не встречается ни у одного современника поэта

Это единственное произведение Лермонтова, написанное в фольклорном стиле, оно уникально тем, что подобной стилизации в литературе ближайшего периода не встречается ни у одного современника поэта.

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ

После окончания гвардейской Школы в ноябре 1834 года

После окончания гвардейской Школы в ноябре 1834 года

После окончания гвардейской Школы в ноябре
1834 года Лермонтов был произведён в офицеры и определён в гвардейский гусарский полк. Который стоял в Царском Селе. Но Лермонтов ездил туда только на парады и дежурства. Большую часть времени проводя в Петербурге.

Лермонтов в гусарском полку

Русская гвардия в Царском Селе

Именно тогда у Лермонтова формируется своя точка зрения насчет жизни в России и он начинает работу над поэмой.
Поэт признает неоспоримые достоинства своего народа, а в его бедах винит власть, которая
не в состоянии справедливо
вершить суд.
К тому времени поэт и сам
пострадал от тяжелой руки
царя: попал в ссылку за
стихотворение, посвященное
смерти Пушкина.

Поэма написана в 1837 году. Изначально поэма «Песнь про купца

Поэма написана в 1837 году. Изначально поэма «Песнь про купца

Поэма написана в 1837 году.
Изначально поэма «Песнь про купца Калашникова» была издана анонимно в 1838 году, в «Литературных прибавлениях к «Русскому инвалиду». После ссылки поэт некоторое время не печатался, однако удивительную по своей самобытности поэму по некоторым сведениям опубликовали благодаря Жуковскому, который заступился за молодого опального поэта. В 1840 году произведение вошло в сборник «Стихотворения М. Лермонтова».
Есть несколько версий создания поэмы.

Поэма «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Нравственная проблематика произведения

Поэма «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Нравственная проблематика произведения

ОПРИЧНИК – человек. Состоящий в рядах опричного войска, то есть гвардии, созданной

ОПРИЧНИК – человек. Состоящий в рядах опричного войска, то есть гвардии, созданной

ОПРИЧНИК – человек. Состоящий в рядах опричного войска, то есть гвардии, созданной Иваном Грозным в рамках его политической реформы.

В 1553 году Иван IV тяжело заболел. Царь велел присягнуть его малолетнему сыну Дмитрию. Но вельможи хотели видеть царём двоюродного брата царя Владимира Старицкого.
Царь выздоровел и такое
неповиновение вельмож
не забыл.

Для установления своей единоличной власти и уничтожения сепаратизма феодальной знати царь в 1565 г. разделил страну на опричнину и земщину.

Задачей Ивана Грозного было ослабить

Задачей Ивана Грозного было ослабить

Задачей Ивана Грозного было ослабить Боярскую думу. Первыми жертвами опричников стали представители родовитых дворянских семейств, особенно сурово царь преследовал своих дальних родственников, потомков суздальских князей. С территории опричнины сотнями выселялись местные землевладельцы-феодалы.
Их земли и земли их крестьян передавались дворянам-опричникам, крестьян при этом зачастую просто убивали. Взятые в опричнину дворяне лучше, чем другие помещики, наделялись землёй и крепостными, получали щедрые льготы.

Древнерусское слово «ОПРИЧЬ» , согласно словарю

Древнерусское слово «ОПРИЧЬ» , согласно словарю

Древнерусское слово «ОПРИЧЬ», согласно словарю В. Даля, означает «Вне, окроме, за пределами чего». Отсюда «опричный» – «отдельный, выделенный, особый».

Опричники носили особую чёрную одежду, похожую на монашескую, но при этом имели оружие. К седлу они привязывали собачью голову и метлу. Чёрная одежда грубого сукна, прикреплённая к седлу собачья голова и мела, означали, что слуги-опричники подобно псам будут грызть крамольников и выметут всю измену из Московского государства. Всем своим видом опричники наводили ужас на встречных.

Опричники были готовы выполнить любой приказ

Опричники были готовы выполнить любой приказ

Опричники были готовы выполнить любой приказ Ивана Грозного. Были его охраной, вели разведку и следствие, наказывали неугодных царю бояр.

Никто не смел противиться опричникам, ведь это было личное войско царя.

МАЛЮ́ТА СКУРА́ТОВ – НАСТОЯЩЕЕ

МАЛЮ́ТА СКУРА́ТОВ – НАСТОЯЩЕЕ

МАЛЮ́ТА СКУРА́ТОВ – НАСТОЯЩЕЕ ИМЯ ГРИГО́РИЙ ЛУКЬЯ́НОВИЧ СКУРА́ТОВ-БЕ́ЛЬСКИЙ — (? – 1 ЯНВАРЯ 1573) 

Русский государственный деятель, военный, политический деятель,один из руководителей опричнины, думный боярин (с 1570).
Прозвище «Малюта» получил за свой малый рост, оно сделалось в народе нарицательным названием палача и злодея. «Скурат» - было прозвищем его отца, Лукьяна Афанасьевича Бельского. Григорий стал Скуратовым, т.е. «сыном Скурата».
Решительность и жестокость, с которыми Малюта выполнял все поручения царя, вызывали гнев и осуждение окружающих. Образ послушного и бездушного исполнителя бесчеловечных приказов царя раскрыт в исторических песнях русского народа, на века сохранившего в своей памяти имя палача и душегуба Малюты Скуратова.
Девиз «ПРЕДАН КАК ПЁС» украшал герб Малюты.

Малюта Скуратов был правой рукой

Малюта Скуратов был правой рукой

Малюта Скуратов был правой рукой Ивана Грозного по вопросам казни.
В подвалах своего дома подвергал людей пыткам и записывал всех казнённых в списки поминания церкви.

Малюта Скуратов задушил митрополита Филиппа, осуждавшего действия опричников и не желавшего давать благословления на погром Новгорода. Выйдя из кельи старца, палач заявил монахам: «В келье душно, старец умер».
В декабре 1569 г. опричное войско двинулось на Новгород, жителей которого царь подозревал
в намерении перейти под управление
Польши.
Было казнено с применением
различных пыток около 15 000 человек,
включая женщин и детей.

ЖАНРОВОЕ СВОЕОБРАЗИЕ « Песня про царя

ЖАНРОВОЕ СВОЕОБРАЗИЕ « Песня про царя

ЖАНРОВОЕ СВОЕОБРАЗИЕ

«Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»

Поэма – это большое стихотворное произведение на историческую, героическую или возвышенную лирическую тему.
Толковый словарь русского языка С.И. Ожегова

Поэма – крупное по объёму стихотворное произведение (реже прозаическое). Основными чертами которого являются наличие сюжета и образа лирического героя.

ПЕСНЯ
словесно-музыкальное небольшое лирическое произведение,один из жанров фольклора, предназначенное для пения.

НАРОДНАЯ ПЕСНЯ историческая обрядовая лирическая календарная

НАРОДНАЯ ПЕСНЯ историческая обрядовая лирическая календарная

НАРОДНАЯ ПЕСНЯ

историческая

обрядовая

лирическая

календарная

Исторические песни возникли во время борьбы с татаро-монгольским игом. В них идет речь о каком-нибудь реальном историческом событии или лице.

ЖАНРОВОЕ СВОЕОБРАЗИЕ Сам автор назвал произведение песней, что и отражает её жанровое своеобразие: оно очень напоминает русские народные исторические песни или эпические фольклорные сказания, которые…

ЖАНРОВОЕ СВОЕОБРАЗИЕ Сам автор назвал произведение песней, что и отражает её жанровое своеобразие: оно очень напоминает русские народные исторические песни или эпические фольклорные сказания, которые…

ЖАНРОВОЕ СВОЕОБРАЗИЕ

Сам автор назвал произведение песней, что и отражает
её жанровое своеобразие: оно очень напоминает русские народные исторические песни или эпические фольклорные сказания, которые на Руси исполнялись гуслярами.
Критика приняла произведение позитивно, высоко
оценив мастерство автора, его стилизацию под народное творчество. Идея и смысл произведения очень близки для русского народа, оно бесценно и в историческом аспекте.

«Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» – историческая поэма в народном стиле

ТЕМА За честь Алёны Дмитриевны вступился её супруг, талантливый торговец, чудесный муж и отец,

ТЕМА За честь Алёны Дмитриевны вступился её супруг, талантливый торговец, чудесный муж и отец,

ТЕМА

За честь Алёны Дмитриевны вступился её супруг, талантливый торговец, чудесный муж и отец, Степан Парамонович Калашников. В кулачных боях он вступает в схватку с опричником царя, “с божьей помощью” побеждает его, опричник же погибает. Царь не может оставить такое происшествие без наказания, не узнав истинной причины, по которой молодой купец решился на отчаянный поступок, он отправляет его на казнь.

В «Песне…» рассказывается о любимом опричнике Ивана Грозного, который полюбил Алену Дмитревну — жену удалого купца Степана Парамоновича Калашникова и своими притязаниями бросил тень на честное имя женщины и ее семьи.

Проанализируйте название произведения

Проанализируйте название произведения

Проанализируйте название произведения. Что вы можете сказать о героях еще до того, как автор начнет свое повествование.
Сколько героев поэмы отмечено в заглавии? Кто из них, на ваш взгляд, является настоящим героем и почему?

В заглавии отражены столько три героя, самый настоящий из них купец Калашников, потому что он идет на смерть, защищая честь жены, семьи в поединке с царским опричником.

Почему героев в заглавии нельзя расположить в ином порядке?

Герои расположены в заглавии в соответствии с иерархией.

Какой период русской истории отражён в «Песне…» Почему поэт обратился к прошлому? Почему не мог написать о своём времени?

В поэме отражён 16 век, время деспотичного правления Ивана Грозного. Произведение прозвучало как глубоко современное.

ИМЕНА ГЕРОЕВ КИРИБЕЕВИЧ — КАЛАШНИКОВ

ИМЕНА ГЕРОЕВ КИРИБЕЕВИЧ — КАЛАШНИКОВ

ИМЕНА ГЕРОЕВ

КИРИБЕЕВИЧ

КАЛАШНИКОВ СТЕПАН ПАРАМОНОВИЧ

АЛЕНА -

"басурманский сын", его отчество указывает на не русские корни: кирибей в переводе с татарского языка — "непокорный князь". 

Степан — венец, корона, Парамон — твёрдый, верный, надёжный. Называя Калашникова по имени-отчеству, автор не только говорит о его русских корнях, но и придаёт его образу дополнительные черты.

ИВАН -

предположительно от греческого helenos – свет, иногда переводят как "сияющая"

Яхве (Бог) «помилованный Богом», «милость Божья», «подарок Божий»,
«Бог благословил», «Божье благоволение».

Поэма «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Нравственная проблематика произведения

Поэма «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Нравственная проблематика произведения

Калашников знал, какая судьба ожидает его в последующем после боя, но защитить достоинство своей семьи он считал своим нравственным долгом

Калашников знал, какая судьба ожидает его в последующем после боя, но защитить достоинство своей семьи он считал своим нравственным долгом

Калашников знал, какая судьба ожидает его в последующем после боя, но защитить достоинство своей семьи он считал своим нравственным долгом. Жить в позоре и позволить царским слугам надругаться над его супругой он не мог и не хотел.

Люди не видят границ, не видят никаких преград из-за влюбленности и страсти. Так и Кирибеевич, несмотря на то, что Алена Дмитриевна была замужней, начал оказывать ей знаки внимания, а в последующем и вовсе перешагнул черту. Другая сторона любви – поведение супруга, который заботится о репутации семьи. Он жертвует собой, но перед смертью обеспечивает жену всем необходимым для хорошей жизни. Да и сама героиня верна Степану, она любит его всей душой.

Степан Калашников – свободная личность, которая не сдается даже под царским гнетом. Несмотря на рабское положение людей на Руси, он открыто восстает против всех, решив отстоять свое право на неприкосновенность и честь семьи.

ПРОБЛЕМАТИКА ?

ЧЕСТЬ

СВОБОДА

ЛЮБОВЬ

ПРОБЛЕМАТИКА ? НРАВСТВЕННАЯ ПРОБЛЕМАТИКА

ПРОБЛЕМАТИКА ? НРАВСТВЕННАЯ ПРОБЛЕМАТИКА

ПРОБЛЕМАТИКА ?

НРАВСТВЕННАЯ ПРОБЛЕМАТИКА 

НЕСПРАВЕДЛИВОСТЬ

ВСЕДОЗВОЛЕННОСТЬ
ВЛАСТИ.

Кирибеевич был опричником при царе, поэтому за домогательство до чьей-либо жены ему ничего не будет, ведь царь поверит в его невиновность, да и какое ему дело до судьбы какой-то купчихи? Он предпочтет потешить своего воина и посмотреть на драку, развлекаясь кровавым зрелищем.

Выражается и в поведении царя. Он правит не мудро, позволяя произвольным желаниям взять верх над интересами государства и народа. Зачем казнить силача, который одолел

его лучшего бойца? Он явно пригодится, если русской земле будет угрожать серьезный противник. Такие люди – опора страны. Но правителю все равно, он ставит свои мелочные интересы выше человеческих судеб и даже самого отечества.

Иван IV, объявляя о правилах боя, сам же их потом и не соблюдает, когда казнит Калашникова, ведь он владыка, и ему, видимо, так разрешено.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: Вам предлагается ряд пословиц, из которых вам необходимо выбрать те, которые помогают понять характеры главных героев, их поведение

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: Вам предлагается ряд пословиц, из которых вам необходимо выбрать те, которые помогают понять характеры главных героев, их поведение

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:
Вам предлагается ряд пословиц, из которых вам необходимо выбрать те, которые помогают понять характеры главных героев, их поведение. Свой выбор аргументируйте.
Чьё правое дело, тот говорит смело.
Темные дела свету боятся.
Жизнь дана на добрые дела.
Береги платье снову, а честь смолоду.
Тяжело против воды плыть.
За совесть и честь хоть голову снесть.
За правое дело стой смело.
Личиком белёное, а душою чернёнок.
Правда суда не боится.
Честь лучше бесчестия.

Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.11.2023