Цель урока:
повторить основные этапы жизни и творчества М.Ю. Лермонтова;
проанализировать стихотворение
М.Ю. Лермонтова «Парус».
«И вижу я себя
ребёнком,
и кругом…
родные всё места».
М.Ю. Лермонтов
ребёнком (1817-1818)
Я сын страданья. Мой отецНе знал покоя по конец, В слезах угасла мать моя От них остался только я…
Портрет
Юрия Петровича
Лермонтова
(1810-ые годы)
Портрет Е.А. Арсеньевой(бабушки поэта)
Из письма родственницы:
«Старушка Арсеньева
боготворила
своего внука
Лермонтова…
Она жила им одним.
Не нахвалится, бывало,
не налюбуется на него».
Из письма поэта М.А. Лопухиной: «… до сих пор предназначал себя для литературного дела, и вдруг становлюсь воином».
М.Ю. Лермонтов
в вицмундире
лейб-гвардии
Гусарского полка
Может, находясь в этих прекрасных местах, писал Лермонтов свои поэмы «Демон», «Мцыри»?…
Вид Пятигорска.
Акварель М.Ю. Лермонтова (1837)
Дуэль
«И, может быть,
я завтра умру!...
и не останется
на земле ни одного
существа, которое
поняло меня совершенно…
Одни скажут: он был добрый малый,
другие – мерзавец.
И то и другое ложно.
После этого стоит ли труда жить?
Что ж?
умереть,
так умереть…» - писал
поэт незадолго
до гибели.
«Нет, я не Байрон, я другой,
Ещё неведомый избранник…»
Составим перечень произведений
М.Ю. Лермонтова.
Назовите произведения М.Ю. Лермонтова.
- Стихотворения, например «Парус»,
«Поэт», «Смерть поэта», «Бородино»…
Поэмы «Демон», «Мцыри»,
Драма «Маскарад»,
Роман «Герой нашего времени».
«Он любит бури роковые…»
Повторим мотивы лирики Лермонтова:
стремление к свободе («Люблю Отчизну я…»);
борьба и протест («Смерть поэта»);
обвинение в бездействии своего поколения («Печально я гляжу на наше поколенье…»);
одиночество («Парус»);
размышления о смысле жизни («Дума»);
трагичность любви («Я не унижусь пред тобою…»).
Схема анализа поэтического текста.
Помните, что создание исследовательского текста
можно начинать
с любого пункта плана,
подсказку нужно искать
в самом стихотворении.
Выразительно прочитайте стихотворение
Белеет парус одинокий
В тумане моря голубом!...
Что ищет он в стране далёкой?
Что ищет он в краю родном?
Играют волны — ветер свищет,
И мачта гнётся и скрипит…
Увы, — он счастия не ищет
И не от счастия бежит!
Под ним струя светлей лазури,
Над ним луч солнца золотой…
А он, мятежный, просит бури,
Как будто в бурях есть покой!
1832
Приглашаю к сотворчеству!Ответьте, пожалуйста, на вопросы.
Какие чувства вызвало у вас это произведение?
Вы бы хотели понять содержание стихотворения «Парус»?
Какие обстоятельства в жизни Лермонтова помогли в создании этого стихотворения? (Историко-биографический материал).
Сколько строк в стихотворении? Какие строки каждого четверостишия передают картину моря, а какие настроение лирического героя?
Нарисуйте словесную картину моря, паруса.
Объясните подтекст стихотворения. (Напомню, что подтекст – это скрытый смысл текста).
С кем или чем сравнивает парус автор? Какие вопросы задаёт лирический герой?
Подведите итог – о чём размышляет Лермонтов в стихотворении «Парус»?
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.