"Поэты и писатели Казахстана".
Оценка 4.7

"Поэты и писатели Казахстана".

Оценка 4.7
Мероприятия
docx
воспитательная работа
6 кл
09.04.2018
"Поэты и писатели  Казахстана".
В процессе обретения независимости страны, ее социально-экономического развития, роста национального сознания возникает важность использования в воспитании молодежи практики всечеловеческих ценностей, вобравший в себя многовековую историю. Несомненно, на сегодняшний день есть свои особенности внедрения в образование национального воспитания. Лишь пропустив национальные ценности, культуру, историю, обычаи сквозь призму сегодняшнего дня, приходит более полное понимание других народов, что повышает научную значимость предмета.В процессе обретения независимости страны, ее социально-экономического развития, роста национального сознания возникает важность использования в воспитании молодежи практики всечеловеческих ценностей, вобравший в себя многовековую историю. Несомненно, на сегодняшний день есть свои особенности внедрения в образование национального воспитания. Лишь пропустив национальные ценности, культуру, историю, обычаи сквозь призму сегодняшнего дня, приходит более полное понимание других народов, что повышает научную значимость предмета.
Поэты и писатели Казахстана..docx

Тема:  «Поэты и писатели Казахстана».

Цель: познакомить с выдающимися  писателями и поэтами Казахстана;

воспитание любви к родному языку. Культуре и истории своего народа;

утверждение в сознании и  чувствах воспитанников уважения к  культурному и историческому прошлому Казахстана, к традициям;

привитие уважения к национальному наследию, культуре Казахстана.

 

Ход беседы.

1.Вступительное слово.

 Казахстан – многонациональное государство, литература которого объединяет представителей многих народов, в числе которых есть русские, украинские, белорусские  поэты, писатели, драматурги. Но,сегодня , во время нашей бесед мы познакомимся с выдающимися поэтами и писателями нашей республики. Наша республика Казахстан  по праву считается одним из ведущих духовных центров мира,  родиной талантливых мастеров слова.

На первом месте здесь стоит выдающаяся личность Абая – гениального поэта, мыслителя, мудрого философа. Настоящий реализм в казахской поэзии нашел свое достойное место во время творческой деятельности Абая и в результате творческого поиска талантливых последователей великого поэта он превратился в один из ведущих методов в литературе.

Абай Кунанбаев

Абай Кунанбаев

Абай Кунанбаев – выдающийся поэт, композитор, философ, мыслитель, просветитель-демократ, родоначальник новой казахской реалистической литературы. Время Абая – сложное и неспокойное. Вековые патриархально-феодальные устои в Степи стали разлаживаться под натиском начавших проникать в аулы товарно-денежных отношений; усиливается феодальный и колониальный гнет; упразднение ханств и установление волостного правления усиливали борьбу за власть, вражду, принцип «разделяй и властвуй» был в разгаре.

И все же местная и колониальная власти не смогли остановить развитие казахской прогрессивной общественной мысли и художественной литературы. Это время ознаменовалось становлением и дальнейшим развитием национальной реалистической литературы, основоположником которой явился Абай Кунанбаев.

Абай (Ибрагим) Кунанбаев родился в 1845 году в Семипалатинской области, среди голубых Чингисских гор, в семье главы рода Тобыкты. Акыны и сказители воспитали в нем искреннюю любовь к родному народу, его истории и богатому культурному наследию. От матери он унаследовал доброе сердце, в котором с каждым днем росло возмущение против насилия и зла.
Отданный отцом в Семипалатинское медресе, Абай, нарушая его суровые законы, стремится изучить русский язык. Всего лишь три месяца продолжалось его учение в русской приходской школе.
По настоянию отца тринадцатилетний Абай возвращается домой для участия в политической жизни Степи. Лишь через пятнадцать лет Абай снова приезжает в город, чтобы углубить свои знания и стать поборником справедливости, защитником бедных и угнетенных. Он жадно изучает произведения классиков русской и западноевропейской литературы, знакомится с передовыми русскими людьми, сосланными царским правительством в Семипалатинск.
Пушкин и Лермонтов, пожалуй, были самыми любимыми поэтами Абая. Его волновали правдивость, высокое мастерство, жизнеутверждающая сила их произведений. Абай стремится познакомить с творчеством этих великих русских поэтов жителей казахских аулов, и в 80-х годах XIX века начинает переводить отрывки из романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин» и стихи М. Ю. Лермонтова.
Изучение русской классической литературы идейно и художественно обогатило творчество казахского поэта, он органически впитывал в себя ее просветительские и эстетические идеи.
Но вместе с тем, творчество Абая остается оригинальным, самобытным, он глубоко национальный поэт и философ. Предметом его поэтических описаний и философских рассуждений была жизнь казахского народа. Мы видим в нем художника, глубоко, правдиво и ярко рисующего быт, нравы и характер казахов.
Абай умер в 1904 году. При жизни поэта его отдельные стихотворения публиковались в 1889–1890 годах на страницах газеты «Дала уалаяты» («Степная киргизская газета»), издававшейся в Омске. Первый сборник стихов Абая вышел в свет после его смерти, в 1909 году в Петербурге. Произведения Абая переведены на многие языки разных народов.
Великий сын казахского народа, Абай Кунанбаев, оставил в наследие прекрасные творения. В них воплощена вся его жизнь, его мечты о светлом будущем. Его пламенные стихи и мудрые «Слова назидания» никогда не утратят своей силы и свежести. Абай вечно с народом.

Алтынсарин Ибрай

Алтынсарин Ибрай

1. Ибрай (Ибрагим) Алтынсарин родился 20 октября (1(2) ноября) 1841 года в ауле Жанбурчи Кустанайской области. Он принадлежал к знаменитому роду «кипчак». Отец его Алтынсары Балгожин умер, когда Ыбраю не исполнилось и четырех лет. Мальчик воспитывался в доме своего деда, известного бия Балгожи Жанбурчина. Балгожа был в то время одним из самых авторитетных биев во всей Средней Орде и пользовался большим влиянием среди господствующей верхушки казахского общества. В 1850 году, когда Ибраю исполнилось 9 лет, в Оренбурге — административном центре Тургайской области, открылась первая особая школа для казахских детей, куда Балгожа отдал своего внука. Одаренный, живой и прилежный, он с первых же дней школьной жизни резко выделялся среди своих сверстников. Преподаватели сразу обратили внимание на одаренного мальчика, который старательно воспринимал все, что они объясняли, глубоко вникая в каждый изучаемый предмет. Ибрай быстро и хорошо овладел русским языком, изучению которого обращалось особое внимание.

В 1857 Ибрай Алтынсарин окончил школу и как лучший ученик получил похвальный отзыв. При распределении он был оставлен переводчиком Правления Оренбургской губернии. Два последующих года И.Алтынсарин упорно самостоятельно занимается, значительно углубляя свои знания в области русской литературы. Изучает историю своего народа. Занимаясь самообразованием, Ибрай изучил произведения классиков мировой литературы – Шекспира, Гете, Байрона, Пушкина, Лермонтова, Навои, Фирдоуси и многих других. В 1860 году Алтынсарину удалось покинуть Оренбург и перевестись в крепость Торгай на учительскую работу. При его непосредственном участии в 1864 году там была открыта начальная школа для казахских детей. С этого момента начинается просветительская и педагогическая деятельность И. Алтынсарина

2. Летом 1860 года И.Алтынсарину разрешают открыть начальную школу в городе Тургае, а затем преподавать в ней. Именно с этого времени Ы.Алтынсарин начинает свою просветительскую деятельность, которой посвятит всю свою жизнь. И.Алтынсарин был знаком с трудами великих педагогов Я.А.Коменского и К.Д.Ушинского, испытал на себе огромное влияние идей А.И.Герцена, В.Г.Белинского, Н.Г.Чернышевского, Н.А.Добролюбова.

В 1879г.И. Алтынсарин получил назначение на должность инспектора школ Тургайской области. В первые же годы работы на этом поприще в каждом из четырех уездов Тургайской области им было открыто по одному центральному училищу. В училищах вместе учились дети казахов, русских и других национальностей.

Учебно-образовательную работу школы Алтынсарин не ограничивал урочными часами. Одновременно с открытием четырех школ Алтынсарин разрабатывает тип волостных и аульных школ. По инициативе И.Алтынсарина были открыты женские училища (с пансионатом) в городе Иргиз для казахских девушек. Их обучали рукоделию, русской грамоте и арифметике.

Много сил и энергии И.Алтынсарин тратил на создание ремесленных и сельскохозяйственных училищ.

Литературная деятельность И.Алтынсарина началась с написания им «Киргизской хрестоматии», которой он посвятил три года (1876 -1879) и «Основное руководство по обучению киргизов русскому языку» , эти труды помогли казахским детям быстро освоить русский язык, уважать свой народ , научить их трудолюбию , воспитать в них высокие нравственные качества.

Его перу принадлежат рассказы и новеллы «Кибитка и дом», «Кыпчак Сейит», «Мать и сын», «Чистый родник». Переводы И. Алтынсарина положили начало басенному жанру в казахской художественной литературе, способствовали становлению казахского литературного языка. Басни И. А. Крылова, переложенные на казахский язык И. Алтынсариным, были предназначены, прежде всего, для детей школьного возраста и стали эффективным средством воспитания подрастающего поколения. В «Хрестоматию», написанную И. Алтынсариным, вошли также его переводы Л. Н. Толстого, К. Ушинского, В. Даля и других русских писателей и поэтов.

Его рассказы и новеллы очень поучительны. – Послушайте, пожалуйста, старинную историю. Сравните точки зрения трех путников и подумайте, какая из позиций вам ближе и почему. /можно инсценировать, чтение по ролям /.

По ходу рассказа на доске изречение: «Путник, будь чистым, как этот родник».

Автор: Три путника встретились у одного родника. Родник вытекал из каменистого места. Вокруг него рос густой лес, ветви, листья которого затеняли русло. Вода в роднике была чистая, холодная, как лёд, и блестела, как стекло. У самого источника кто-то положил камень с котёл величиной, просверлил и обтесал его, а в том месте, где стекала вода, высек надпись: «Путник, будь чистым, как этот родник».

Когда три путешественника, напившись вдоволь воды, прочитали надпись, то один из них, по-видимому,

Купец, сказал:

–Умные слова здесь высечены. Ручеек от родника бежит днём и ночью, не переставая, и протекает в дальние земли, и чем дальше течёт, тем больше вливается в него других ручейков. Так, протекая, превращается он в большую реку. Из этого следует такой вывод: «Ты, человек, тоже, не переставая, работай, никогда не останавливайся и не предавайся лени; если будешь поступать так, то, в конце концов, станешь великим и достигнешь цели». Вот о чём говорит эта надпись, как я разумею.

Второй путник был бедным муллой; он, качая головой, сказал:

– Нет, я думаю не так. Смысл надписи куда более значительный, чем вы предполагаете. Этот родник готов служить всем: кто изнывает от жары, тому он даёт прохладу; кто хочет пить, тому утоляет жажду, и за всё это он ни от кого не ждёт награду. А если так, то смысл этой надписи таков: если делаешь кому-то добро, то не возлагай на него обязанность ответить тебе тем же. Вот о чём говорит эта надпись.

Третий путник, стройный красивый юноша, стоял молча. Товарищи спросили его, что думает он. Юноша ответил так:

– Я думаю иначе. Если бы вода стояла спокойно на одном месте, то трава и мусор замутили бы и загрязнили его. Но, так как вода течёт беспрестанно и днём, и ночью, родник остаётся всегда чистым, и за это его любят. Если так, то смысл надписи такой: душу и тело храни в чистоте, как этот родник. Видишь, как в нём отражаются зелень и блеск солнца? И ты душу, как этот родник, держи открытой для всех, пусть в ней видно будет всё. Вот о чём, по-моему, говорит эта надпись.

Автор: Я думаю, что главное в жизни каждого человека заключается в том, что он родился, живет, может понимать и изменять мир и самого себя, ставить интересные вопросы и находить на них ответы. Человек может размышлять, чувствовать, действовать. Перед каждым человеком есть разные пути-дороги жизни, и мы сами можем выбирать, кем нам быть, как нам жить, потому что мы действуем разумно!

Перевел на казахский язык произведения М.Лермонтова, А.Пушкина, К.Ушинского, Л.Толстого, И.Крылова. И.Алтынсарин создал более 100 произведений. Почти 20 лет он занимал руководящие должности в системе народного просвещения, долгое время был инспектором по народному образованию. Именно на этом посту И.Алтынсарин проявил себя выдающимся организатором, талантливым педагогом, известным писателем и крупным общественным деятелем. Ибрай Алтынсарин умер 17 июля 1889 года,  похоронен недалеко от своего дома на берегу Тобола рядом с могилой отца.
Многосторонняя деятельность И. Алтынсарина способствовала экономическому, культурному и духовному развитию казахского народа. И. Алтынсарин является выдающимся просветителем, педагогом, писателем и общественным деятелем, внесшим большой вклад в дело приобщения казахов к передовой, демократической культуре.
В 1989 году отмечалось 150-летие со дня рождения И.Алтынсарина. В г.Аркалыке открыт музей , на берегу р.Тобол установлен надгробный памятник, его именем названы районы, аулы, уч.заведения, горная вершина, ледник в Жетысу Алатау, Казахская Академия образования. С 1983г. утверждена медаль им.И.Алтынсарина, которой удостаиваются лучшие педагоги и ученые республики. 

Байтурсынов Ахмет

Байтурсынов Ахмет

Ахмет Байтурсынов – поэт, ученый, тюрколог, переводчик, педагог, публицист, общественный деятель. В свое время он стал жертвой несправедливости сталинских репрессий, более полувека не удостаивался упоминания, его имя не занимало достойного места в истории Казахстана. Лишь сейчас, в условиях перемен, когда устраняются «белые» пятна в истории, народу возвращены имена таких его деятелей.А. Байтурсынов родился 18 января 1873 года в Тосынской волости Тургайского уезда, в семье крестьянина. Получил первоначальное образование в родном ауле, затем учился в Тургайском русско-казахском училище (1886–1891), в Оренбургской учительской семинарии (1891–1895). Педагогическую деятельность начал в 1895 году учителем аульной затем волостной школ. В 1909 году, будучи заведующим двухклассным русско-казахским училищем, в г. Каркаралинске примкнул к оппозиции существующему строю, за что был арестован и сослан в г. Оренбург.
К этому периоду относятся его научные поиски в области казахского языкознания и методики преподавания родного языка. В последующие годы он приступает к разработке принципов реформы казахской письменности, разрабатывает научную терминологию для определения категорий казахской грамматики.
А. Байтурсынов – автор первого казахского букваря. Новый казахский алфавит, названный в честь ученого байтурсыновским, в свое время служил хорошим образцом для всех тюркоязычных народов при проведении реформы письменности. Автором написаны также «Пособие по родному языку», «Изложение курса казахского языка», «Руководство к изучению грамматики», «Развитие речи», различные хрестоматии. Эти методические труды до сих пор пользуются авторитетом у ученых в области казахского языкознания и методики преподавания казахского языка.
Творческую деятельность А. Байтурсынов начал как баснописец. В своих стихотворениях он выражал нужды и чаяния казахского народа, его мечту о светлом будущем, обличал лицемерие чиновничьего аппарата, призывал к свету знаний, культуре. В произведениях «Сорок басен» (1909), «Маса» (1911), «Комар» (1911) высмеиваются такие людские пороки и недостатки, как праздность, лень, тщеславие, невежество.
В 1913 году А. Байтурсынов становится первым редактором газеты «Казах», созданной по инициативе казахской интеллигенции. Главным в программе газеты было освещение проблем развития казахского языка, культуры, школьного образования.
В 1920 году вступает в РКП (б), в 1921–1928 годах работает в Казахском институте народного образования, где читает лекции по казахскому языку и литературе, истории и культуре. В 1928–1929 годах А. Байтурсынов – профессор Казахского государственного университета. Созданная им и названная его именем графическая система позволила быстрее ликвидировать неграмотность, повысить письменную культуру казахов.
В июне 1929 года во время творческой поездки в Кзыл-Орду А. Байтурсынов был арестован. Ему вменялось в вину, что в 1926 году на съезде тюркологов в Баку он встречался с зарубежными учеными, пытался наладить связь с Мустафой Чокаевым, якобы для того, чтобы тот помог осуществить план отделения Казахстана от России.
В 1931 году – ссылка в Архангельскую область, откуда он вернулся в Алма-Ату лишь через три года. И в 1937 году, когда поднялась новая волна репрессий, его вновь арестовали. 8 декабря 1938 года Ахмат Байтурсынов был расстрелян как «враг народа».
Но время все расставило по своим местам. В 1988 г. Ахмет Байтурсынулы был реабилитирован. Ученый, просветитель Ахмет Байтурсынов снова с нами. В своих книгах, в фонде его имени, в названии улиц, а главное – в своих идеях, которые созвучны проблемам дня сегодняшнего.
В Алма-Ате на углу улиц Байтурсынова и Джамбула открыт Дом-музей Ахмета Байтурсынова и около него установлен памятник-бюст просветителю;
Ему установлены памятники в Костанае (2000), Шымкенте (2004), его именем названы улицы во многих городах Казахстана; именем Байтурсынова назван Костанайский государственный университет

Султанмахмут Торайгыров

Султанмахмут Торайгыров

Поэт-демократ Султанмахмут Торайгыров родился в 1893 году в Кызылтауском районе Кокшетауской области. Он в 13 лет стал учеником аульного муллы, знатока казахского фольклора, занимавшегося литературным творчеством. Следуя примеру наставника, Султанмахмут сам начал сочинять стихи и рассказы. Мечтая продолжить ученье, С. Торайгыров в 1912 году поступает в медресе в городе Троицке, но, не проучившись и года, оставляет учебу из-за болезни.

В 1913 году он учительствует в казахском ауле близ Троицка, а осенью возвращается в город и становится секретарем редакции журнала «Айкап», на страницах которого впервые выступает как поэт и публицист. Благодаря журналу С. Торайгыров смог познакомить со своим творчеством широкий круг читателей, поверил в свое призвание и твердо решил связать свое будущее с поэзией. Юношескую лирику С. Торайгырова отмечает тяготение к гражданской общественной тематике, пафос обновления жизни на основе знаний, выработанных человечеством. В стихотворениях «К молодежи», «Думы ученика», «Какова цель учебы» поэт призывает казахскую молодежь к овладению высотами культуры и образования.
Социальное положение и судьба казахской женщины занимает особое место в творчестве С. Торайгырова (стихотворения «Во сне я видел жалостное положение», «Стройной красотке», «Любовь к девушке», «Гуляим», «Милая душа моя», поэма «Камар Сулу»). Одна из признанных вершин творчества С. Торайгырова – философская поэма «Жизнь в заблуждениях», рассказывающая о цели и смысле человеческого существования, о возвышенных идеалах и суровой реальности. Поэма «Бедняк» близка по тематике к философской поэме:
… «Мороз меня мучил и голод томил,
И ветер холодный мне тело студил,
И ныла спина, и кололо в груди,
И ноги болели, и не было сил.
Холодный, голодный я плелся домой.
Но разве был добр хозяин со мной?
Бросал, как собаке, остатки еды,
Ругал ненасытной и жадной свиньей.
И в лютую стужу во мраке ночном
Мы вместе с собакой овец стерегли.
Пугая коров, я кричу до зари,
Абай в теплой юрте спит сладким сном,» — так рассказывает главный герой поэмы о своей исполненной тягот и лишений жизни. Этой поэмой С. Торайгыров смело выступил защитником человеческого достоинства, борцом против социальной несправедливости. Положительный образ человека из народа в поэме «Бедняк» стал одним их самых значительным художественным достижением поэта-демократа.
Поэт умер в 1920 году, сломленный болезнью, прожив всего 27 лет.

Вспомните, какое стихотворение Султанмахмута Торайгырова вы учили в 4 классе? / «Я стану человеком»/. Чтение стихотворения.

-Какие чувства волнуют героя стихотворения? К чему он стремится?
- Что понимает поэт под выражением «стать человеком», «исполнить свой долг»?

-Кто такой, по-вашему, настоящий человек?
-Как стать настоящим человеком?

Чтобы стать настоящим человеком:
1. надо читать книги, прислушиваться к старшим;
2. анализировать различные ситуации и применять их к себе, делать выводы;
3. надо избавляться от вредных привычек, научиться делать людям добро, относиться к людям так, как ты бы хотел, чтобы относились к тебе.
4. Настоящий человек – это человек, который всегда рядом в радости и в горе. У настоящего человека слова не расходятся с делом (А.И.Билалова).
5. Настоящий человек – это неравнодушный, болеющий за всё происходящее вокруг. У настоящего человека понятия честь, совесть, порядочность и трудолюбие на первом месте

Какова основная мысль стихотворения С.Торайгырова «Я стану человеком»? (И в прошлые времена, и в настоящее время люди должны стремиться к знаниям, хорошо обращаться друг с другом, уважать и ценить человеческие отношения…)
- Действительно, проходят годы, меняются люди, а человеческие ценности остаются неизменными. Это доброта, желание учиться, быть полезным обществу
.


Вклад Султанмахмута Торайгырова в казахскую поэзию очень значителен, его стихи по праву вошли в сокровищницу казахской литературы. Войдя в школьную программу, они, несомненно, стали достоянием нескольких поколений.

Творчеству поэта посвятил свой роман-трилогию «Мечта поэта», «Путь мечты», «У подножия Баян-аула» известный казахский поэт Дихан Абилев. Трилогия вышла на казахском и русском языках.

Произведения С. Торайгырова издавались отдельными сборниками. Лучшие из них вошли в хрестоматии и антологии казахской поэзии.

Рефлексия:

 

  Попытка осмыслить место человека в этом мире, прославление силы человеческого разума, стремление помочь людям найти дорогу к знаниям были под силу только волевым и сильным личностям, таким как Ы.Алтынсарин, С.Торайгыров, Абай Кунанбаев,  с биографиями, которых мы сегодня паознакомились.  Смысл своей жизни эти люди видели в просвещении и верном служении своей стране, желании творить добрые дела и жить для людей. Как солнце, воспетое Торайгыровым в стихотворении, дарит свет, тепло, надежду, так и мы должны каждый день, каждую минуту, каждую секунду работать над своей душой, чтобы стать настоящими людьми с большой буквы!

 

 


 

Тема: «Поэты и писатели Казахстана»

Тема: «Поэты и писатели Казахстана»

По настоянию отца тринадцатилетний

По настоянию отца тринадцатилетний

В 1857 Ибрай Алтынсарин окончил школу и как лучший ученик получил похвальный отзыв

В 1857 Ибрай Алтынсарин окончил школу и как лучший ученик получил похвальный отзыв

Купец, сказал: –Умные слова здесь высечены

Купец, сказал: –Умные слова здесь высечены

Ахмет Байтурсынов – поэт, ученый, тюрколог, переводчик, педагог, публицист, общественный деятель

Ахмет Байтурсынов – поэт, ученый, тюрколог, переводчик, педагог, публицист, общественный деятель

Султанмахмут Торайгыров Поэт-демократ

Султанмахмут Торайгыров Поэт-демократ

Вспомните, какое стихотворение

Вспомните, какое стихотворение
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.04.2018