"Поговорим о доброте"
Оценка 4.7

"Поговорим о доброте"

Оценка 4.7
Мероприятия
docx
воспитательная работа
7 кл
11.11.2018
"Поговорим о доброте"
Сценарий внеклассного мероприятия по литературе для обучающихся 5-9 классов по ФГОС. Использованы произведения литературы, известные притчи, пословицы и поговорки. Мероприятие направлено на формирование нравственных качеств школьников, их творческих способностей, раскрытие индивидуальности. В ходе занятия звучит музыка, используются видеоматериалы, выставка книг о доброте.
Урок Добра.docx
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Рязанской области Калининская средняя школа Ухоловского муниципального района  "Поговорим  о доброте" Внеклассное занятие по литературе для учащихся 5­9 классов Занятие подготовили: Учителя русского языка и литературы Потапова О.Е., Тучина Е.А. 2018 г. Пояснительная записка. Данная   разработка   посвящена   формированию   нравственных   качеств личности школьников. Формирование основ личности связано с воспитанием нравственных   качеств,   творческих   особенностей   и   раскрытием индивидуальности ребенка. Педагог   является   программистом   человеческого   сознания.   Наделив школьника знаниями, но, не воспитав в своем ученике нравственно богатую личность, мы делаем его послушным исполнителем воли любого лидера. Для разных людей в разные исторические эпохи и в разные периоды жизни   на   первый   план   выступают   разные   ценности   и   цели.   Учитель   дает возможность   пробудить   интерес   к   данной   теме,   вызвать   ученика   на откровение,   на   спор   в   совместном   поиске   человеческих   ценностей. Педагогические цели: 1. Организовать учебную деятельность детей на формирование знаний  о добре и зле, убеждений, что добро всегда побеждает зло. 2. Организовать учебную деятельность, направленную на развитие творческих  способностей детей. 3. Организовать учебную деятельность учащихся на воспитание добрых  отношений и уважения к окружающим нас людям, воспитывая при этом  толерантность, добродушие, милосердие. Задачи:  1.Образовательные: сформировать умение работать в паре, в группе,  производить высказывание согласно предложенному тексту, слайду. 2.Развивающие:   развивать 1) познавательную компетенцию: ­ умение ставить цель; ­ умение принимать учебную задачу, ­ умение принимать роль в соответствии с учебной задачей, ­ умение планировать деятельность, оценивать результат своей деятельности, ­ умение осуществлять рефлексию деятельности; ­ умение оценить свою работу и коллектива в целом 1. информационную компетенцию: ­ умение извлекать, обрабатывать информацию, ­ умение представлять информацию в виде текста­ рассуждения ­ умение передавать полученную информацию; 1. коммуникативную компетенцию: ­ умение вести диалог, ­ умение публичного выступления, ­ умение задавать вопросы и отвечать на вопросы, ­ умение выражать свою позицию, 3. Воспитательные:  ­воспитывать доброжелательность и уважительное отношение к другому  человеку, к культуре и традициям своего края. Планируемый результат:  Метапредметные результаты: учащиеся усовершенствуют умения: ­ извлекать и систематизировать, оценивать и точно излагать полученную  информацию, задавать вопросы, участвовать в диалоге; ­ представлять информацию в виде cвязного монологического высказывания; ­ планировать своё действие в группе, в паре в соответствии с поставленной  задачей; ­ выполнять роль в соответствии с учебной задачей, выражать свою позицию. Тип урока: закрепление и обобщение знаний и умений. Оборудование: компьютер, проектор, экран. Используемые технологии:  технология компетентностно ­ ориентированных заданий, ИКТ. Ход занятия Звучит спокойная музыка. Вступительное слово учителя: Здравствуйте, ребята, закройте, пожалуйста, на минутку глаза, улыбнитесь  (только обязательно от души) расслабьтесь и повторяйте за мной: Я ­ свет … Я ­ мир и согласие … Я не буду бояться никого и ничего … Я буду делить любовь с теми, кто меня любит … Я смотрела на ваши улыбающиеся лица и заметила, что в кабинете стало  светлее. Это, наверное, потому, что собрались здесь добрые сердечные люди. Давайте все вместе прочитаем слова Михаила Михайловича Пришвина: «Доброта – это солнце, которое согревает душу человека. Все прекрасное на  земле – от солнца, а все лучшее в жизни – от человека». В каждом из нас есть маленькое солнце. Это солнце – доброта. Добрый  человек – это тот, кто любит людей и помогает им. Добрый человек любит  природу и сохраняет ее. А любовь и доброта согревают нас и окружающих,  как солнце. Сегодня мы с вами поразмышляем всего лишь над одним словом. Какая  простая задача, скажете вы, но так ли это? Иногда одно слово может вмещать  в себя очень и очень много. Что же это за слово? Сейчас ________ прочитает  нам стихотворение, и я думаю, вы сразу поймете, о каком слове пойдет речь. Чтение стихотворения Ю. Друниной «Стираются лица и даты…» Стираются лица и даты, Но всё ж до последнего дня, Мне помнить о тех, что когда­то Хоть чем­то согрели меня. Согрели своей плащ­палаткой, Иль тихим шутливым словцом, Иль чаем на столике шатком, Иль попросту добрым лицом. Как праздник, как счастье, как чудо Идёт Доброта по земле. И я про неё не забуду, Как я забываю о зле… ­ О чём это стихотворение? ­ Какова его основная мысль? ­ А как вы думаете, какому человеку легче живется и почему? (Злой человек плохо ест, беспокойно спит, злится, завидует). Добрые слова всем нам известны с детства. Задумываемся ли мы о том,  что они обладают большой, поистине чудодейственной силой? Ведь именно с  их помощью можно в один миг разогнать льдинки недоверия между людьми и  там, где только что царило непонимание и страх, посеять зерна теплого  чувства! Итак, скажите, о чём же сегодня будет наш разговор (о доброте),  правильно, а тема нашего занятия так и звучит: «Поговорим о доброте!» ­ Как вы думаете, какова цель нашего занятия? ­ А что же такое добро? доброта? (Ответы детей …) А вот как объясняет понятие «доброта» толковый словарь Ожегова: «Доброта – это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать  добро другим». Давайте послушаем притчу. Притча «Прекрасное сердце»   они   сердце,   которое когда­либо В один солнечный день красивый парень стоял на площади в центре города   и с   гордостью   хвастался   самым   прекрасным   сердцем   в   округе.  Он   был   окружен   толпой   людей,   которые   искренне   восхищались безупречностью   его   сердца.   Оно   было,   действительно,   идеально   ­   ни вмятинки, ни царапинки. И каждый в толпе соглашался, что это самое прекрасное видели.  Парень   был   очень   этим   горд   и   просто   сиял   от   счастья.  Неожиданно, из толпы вперед вышел старик и сказал, обращаясь к парню:  ­   Твое   сердце   по   красоте   и   близко   не   стояло   рядом   с   моим…  Тогда старика.  Оно было помято, все в шрамах, в некоторых местах куски сердца были вынуты   и   на   их   местах   были   вставлены   другие,   которые   совсем   не подходили, рваными… К   тому   же   в   некоторых   местах   в   сердце   старика   явно   не   хватало кусочков.  Толпа уставилась на старика ­ как он мог сказать такую нелепость, что его сердце красивее? Парень взглянул на сердце старика и рассмеялся:  ­   Ты,   вероятно,   шутишь,   старик!   Сравни   свое   сердце   с   моим!   Мое идеально! А твое! Твое ­ это набор шрамов, и в нем не хватает кусочков. вся   толпа некоторые взглянула   края   сердца сердце   были     на ­ Да, ­ ответил старик, ­ твое сердце выглядит идеально, но я бы никогда не согласился обменяться нашими сердцами... Смотри! Каждый шрам на моем сердце ­ это человек, которому я отдал свою любовь ­ я вырывал кусок моего сердца и отдавал этому человеку. И он часто взамен отдавал мне   свою   любовь   ­   свой   кусок   сердца,   которое   заполняло   пустые пространства   в   моем.   Но   поскольку   кусочки   разных   сердец   точно   не подходят друг к другу, поэтому у меня в сердце есть рваные края, которые я   берегу,   потому   что   они   напоминают   мне   о   любви,   которой   мы делились…  Иногда я отдавал куски моего сердца, но другие люди не возвращали мне свои ­ поэтому вы можете видеть пустые дыры в моём сердце ­ когда ты отдаешь   свою   любовь   не   всегда   есть   гарантии   на   взаимность.  И хоть эти дыры приносят боль, они мне напоминают о любви, которой я делился, и я надеюсь, что в один прекрасный день эти кусочки сердца ко мне вернутся. Теперь ты видишь, что означает истинная красота? Толпа замерла и безмолвствовала. Молодой человек тоже притих и стоял ошеломленный... На его глазах показались слезы.  – Как вы поняли смысл притчи? – Каким человека делает добро? – Кого называют добрым? (Учащиеся отвечают на вопросы учителя) ­ Давайте посмотрим видео о девочке и доброте и обсудим его. (Просмотр и обсуждение видео) ­ Доброта.   Все   время,   пока   существует   человек,   это   качество   ценилось всегда. Еще в поучении Владимира Мономаха мы читаем: «А куда не пойдете, где не остановитесь в пути, везде накормите и напоите всякого просящего...» Вы   же,   поступая   хорошо,   не   ленитесь   на   все   доброе,   не   пройдите   мимо человека, не приветствуя его, а скажите каждому при встрече доброе слово. Вспомним вежливые слова, ведь быть приветливым по отношению к другим это тоже проявление доброты. Поиграем в игру: «Доскажи словечко» 1) Дети вежливые и развитые говорят, встречаясь…(ЗДРАВСТВУЙТЕ!) 2) Зазеленеет даже пень, когда услышит…(ДОБРЫЙ ДЕНЬ) 3) Растает ледяная глыба от слова теплого… (СПАСИБО) 4) Когда бранят за шалости, то говорим: «Прости, …» (ПОЖАЛУЙСТА!) 5) И во Франции, и в Дании на прощанье говорят: «…» (ДО СВИДАНИЯ!) Молодцы! Вежливые слова знаете все, значит вы все воспитанные и добрые. А  всегда ли вы их используете в обыденной жизни, при общении друг с другом,  со взрослыми? Давайте проверим. Физкультминутка (если согласны с утверждением – руки вверх, похлопать; если не согласны – покачать головой) ­ Уступай старшим место при входе в здание. ­ Обижай слабых и младших. ­ Здоровайся при встрече. ­ Разговаривай по телефону громко, чтобы все окружающие тебя люди  слышали. ­ Обзывай людей, хами и груби им. ­ Понимай состояние и настроение друга или собеседника. ­ Бережно относись к своим вещам. ­ Мучай животных. ­ Не повышай голоса, не кричи, не унижай, не оскорбляй.  ­ Оставляй грязную посуду после обеда на столе. ­ Делай замечания тем, кто бросил мусор не в мусорное ведро. ­ Плюй на пол в здании. ­ Здоровайся при входе в любое здание. ­ Выражай свои негативные эмоции вслух. ­ Уважай старших. ­ Радуйся успехам и достижениям друга.  Молодцы, справились с заданием. Любой человек раним, любой нуждается в уважении и внимании, и мы не можем ни за что ни про что причинить ему неудобство, неприятность, а тем более горе, жестокую обиду, рану. Мы должны быть внимательны к любому человеку – будь – то близкий, или случайный попутчик. Еще в давние, древние времена люди говорили о добрых делах, которые характеризовали людей. И эти высказывания преобразовались в пословицы и поговорки. Я предлагаю вам поиграть в игру «Собери пословицу» (работа в парах).  Детям раздаются листочки с частями пословиц и предлагается  расположить их в правильном порядке, чтобы получилась пословица.  ­ Любят того, кто не обидит никого.  ­ Сделав добро, не хвались. ­ Нет друга ­ ищи, а нашёл ­ береги. ­ Жизнь дана на добрые дела. ­ Про доброе дело говори смело. ­ Неверный друг ­ опасный враг.  ­ Добрый молодец никогда не выдаст тайны. Наша   жизнь   подтверждает   этими   пословицами? Молодцы! Как вы считаете, народная мудрость права? Мы можем согласиться с эти слова? (Выслушиваются   ответы   детей,   если   нужно,   то   можно прокомментировать их) А   теперь,   ребята,   прочитайте   и   объясните   смысл   этих   высказываний: 1. Добро и зло творить всегда Во власти всех людей. Но зло творится без труда, Добро творить трудней. 2. Добро, сколь ни было оно мало, гораздо лучше, чем большое зло. 3. Худо тому, кто добра не делает никому. 4. Твори добро, чтобы, любя, добро тебя нашло, Зла не верши, чтобы тебя, не погубило зло. Вы обратили внимание на то, что рядом с добром часто упоминается зло. Как вы думаете, почему? (Ответы детей и комментарии к ним) Действительно,   добро   всегда   противодействует   злу,   борется   с   ним. Философ Альберт Швейцер очень образно определил сущность добра и зла. «Добро – то, что служит сохранению и развитию жизни, зло ­ есть то, что уничтожает жизнь или препятствует ей». Вспомните, ведь в вашей не столь долгой жизни вы не раз убеждались в том, что ДОБРО ВСЕГДА ПОБЕЖДАЕТ ЗЛО! Сейчас я предлагаю вам поработать группами. Задание для каждой группы ­ объяснить смысл афоризма о добре: 1) «Добро должно быть с кулаками», 2) «Лучшее в добрых делах — это желание их утаить». Чтение стихотворений учащимися Послушайте, пожалуйста, рассказ великого русского педагога Василия  Александровича Сухомлинского «Красивые слова и красивые дела». «Среди поля стоит маленькая хатка. Её построили для того, чтобы в ненастье люди могли спрятаться и пересидеть в тепле. Однажды среди летнего дня небо обложили тучи, пошел дождь. В лесу   в   это   время   были   трое   мальчиков.   Они   вовремя   спрятались   от дождя и смотрели, как с неба льют потоки воды. Вдруг они увидели: к хатке бежит мальчик лет десяти. Они не знали его, мальчик был из соседнего села. Он промок до нитки и дрожал от холода. И вот самый старший из тех, кто убежал от дождя и сидел в сухой   одежде,   сказал:   –   Как   это   плохо,   что   ты,   мальчик,   попал   под дождь.   Мне   жаль   тебя…   Второй   мальчик   тоже   произнес   красивые   и жалостливые слова. – Наверно, страшно очутиться в такую погоду среди СЛАЙД поля.   Я   сочувствую   тебе,   мальчик…   А   третий   не   сказал   ни   слова.   Он молча снял свою рубашку и отдал дрожащему от холода мальчику. Красивы не красивые слова. Красивы красивые дела». ­ Как проявляется Доброта в этом рассказе?  ­ Как вы понимаете последние строки?  Хотелось бы вспомнить еще одного героя, проявляющего прекрасное  великодушие не на словах, а на деле. Он придумал увлекательную форму  тайной заботы о тех, кто нуждался в помощи. Смелый, отзывчивый,  благородный в своих побуждениях, неугомонный и хитроумный в достижении  задуманного, этот мальчуган стал образом, по которому захотели равняться,  которому хотели подражать миллионы ребят. О ком речь? (Тимур из книги А.  Гайдара «Тимур и его команда»)   ­ Чем же занимались тимуровцы? Какие дела творили? ­ Действительно ли это были добрые дела? Что двигало героями? ­ Все ли мальчишки поселка входили в команду Тимура? ­ Кто такой Квакин? Что это за человек? В   современном   мире   есть   многие   движения,   основанные   на   милосердии   и благотворительности  –   на   стремлении   делать   добро   людям.   Это   и   служба Красного   Креста   и   Красного   Полумесяца,   добровольческие   отряды миссионеров, движение зеленых, волонтерство. ­ Скажите, кто такие волонтёры? В нашей школе действует волонтёрский отряд «Волна», который оказывает помощь   в   благоустройстве   пришкольной   территории,   в   благоустройстве памятников, участвует в различных патриотических акциях и т. д. (Слайды) О книгах (Е.А.) Мне хотелось бы прочитать стихотворение Эдуарда Асадова: В народе говорят, что человек, Когда он что–то доброе свершает, То свой земной, свой человечий век Не менее чем на год продлевает, А потому, чтоб жизнь не подвела И чтоб прожить вам более столетия Шагайте люди, избегая зла, и помните, Что добрые дела – Вернейшая дорога в долголетие. Что же получается: основное назначение человека – творить добро. Может  быть, именно поэтому еще в старославянской азбуке буквы алфавита  обозначались самыми близкими человеку словами: З – «земля», Л – «люди»,  «М» ­ мыслите, а буква «Д» обозначалась словом «добро». И азбука как бы призывала: Люди, Земли, мыслите, думайте, и творите ДОБРО! Помните этот  призыв, ребята и всегда следуйте ему! В 60­80­е года XX столетия в Советском Союзе жила поэтесса Людмила  Константиновна Татьяничева. Ее поразительные стихи были посвящены  отношению человека к природе, к животным, взаимоотношению людей.  Давайте послушаем стихотворение «Что ты сделал хорошего?» (Включить  фонограмму песни «Прекрасное далеко». Стихотворение звучит на фоне  музыки). Достается недешево Счастье трудных дорог Что ты сделал хорошего, Чем ты другу помог? Этой мерой измеряться Все земные труды, Может, вырастишь деревце На земле Кулунды? Может, строишь ракету? Гидростанцию? дом? Согреваешь планету Своим мирным трудом? Иль под снежной порошей Жизнь спасаешь кому? Делать людям хорошее – Хорошеть самому. «Делать людям хорошее» – какие замечательные слова. И они должны стать девизом   каждого   из   каждого   современного   человека. Вы тоже можете привести примеры из своей жизни, когда вы сделали что–то хорошее   другому   человеку   бескорыстно,   не   ради   награды. Пусть что–то маленькое, но такое, от чего другому человеку стало приятно, а у   вас   на   душе   светлее.   Давайте   вновь   вернёмся   к   высказываю   М.М. Пришвина (читается высказывание). Перед каждым из вас волшебный лучик. Чтобы наше солнышко доброты стало ещё ярче, светлее, напишите кратко, какое доброе дело вы совершили, от которого вам и окружающим вас людям стало   радостно.   Эти   лучики   мы   добавим   к   нашему   солнышку.  (На партах лежат лучики из бумаги. Дети на обратной стороне пишут о добрых делах, которые они совершили, и приклеивают к солнышку). Зачитывать мы их не станем. Кричать о своих добрых делах не стоит, потому что как гласит английская пословица: «Кто добр поистине, добро творит в молчании». Посмотрите, какое яркое солнышко у нас получилось!   нас, Будьте добрыми, умейте быть добрыми, учите других быть добрыми! Спасибо за занятие и всего вам хорошего. Рефлексия: учащиеся оценивают свою работу на уроке Я – МЫ – ДЕЛО

"Поговорим о доброте"

"Поговорим о доброте"

"Поговорим о доброте"

"Поговорим о доброте"

"Поговорим о доброте"

"Поговорим о доброте"

"Поговорим о доброте"

"Поговорим о доброте"

"Поговорим о доброте"

"Поговорим о доброте"

"Поговорим о доброте"

"Поговорим о доброте"

"Поговорим о доброте"

"Поговорим о доброте"

"Поговорим о доброте"

"Поговорим о доброте"

"Поговорим о доброте"

"Поговорим о доброте"

"Поговорим о доброте"

"Поговорим о доброте"

"Поговорим о доброте"

"Поговорим о доброте"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.11.2018