ПОГОВОРИМ ОБ ЭТИКЕТЕ… (путешествие-игра)

  • Мероприятия
  • rtf
  • 28.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Представленный материал предназначен для организации внеурочной работы по нравственному воспитанию детей младшего и среднего школьного возраста. Способствует расширению кругозора и развитию творческих способностей учащихся, формированию в них духовных и моральных качеств личности. Может быть использован при проведении классных часов, тематических мероприятий, вечеров, встреч, бесед за круглым столом.
Иконка файла материала Поговорим об этикете путешествие-игра.rtf
ПОГОВОРИМ ОБ ЭТИКЕТЕ… (путешествие­игра) Цели:  ознакомление  с историей этикета; уяснение необходимости соблюдения в обществе этикетных норм; развитие умений высказывать свою   точку   зрения   и   участвовать   в   обсуждении     других   мнений   о правилах поведения в различных ситуациях.  Материалы: –  карточка   с   изображенными   на   ней   вопросительным   знаком   и словом «этикет» на обратной стороне; – приложение с иллюстрациями; – задания для групповой работы на этапе «Введение понятия»; – рабочий лист «Этикет в пословицах». Х о д   м е р о п р и я т и я I. Мотивация. Для создания мотивации используется приём «появление гостя». Учитель   вывешивает   изображение   «гостя»   (школьник   с недовольным выражением лица). У ч и т е л ь .  Ребята, я хочу познакомить вас с Петей Васечкиным... Как вы думаете, что с ним?  У ч е н и к и . Он огорчён, чем­то озадачен, растерян, возмущён…  Учитель вывешивает лист с изображением «близких Пети В.». (Мама,   папа,   бабушка   восклицают:   «Ешь   культурно!»,   «Как   ты разговариваешь!», «Привыкай к хорошим манерам!».) У ч и т е л ь .     Вам   приходилось   когда­либо   слышать   подобное?   В какой ситуации?  Дети высказываются.  У ч и т е л ь .  С возмущением Петя восклицает... Учитель прикрепляет на доске лист с репликами «гостя». – А кому нужны эти хорошие манеры? – Не все ли равно, как есть? – И вообще, кто все это выдумал? У ч и т е л ь .   Задавались   ли   вы   подобными   вопросами?..   Давайте вместе с Петей Васечкиным попробуем разобраться в этой проблеме…II. Введение понятия «этикет». Историческая справка. Учитель   предлагает   учащимся   ответить   на   вопросы (вывешивает лист). В о п р о с ы : 1. Хотели бы вы чувствовать себя свободно в любом обществе?  2. Хотели бы вы нравиться себе и окружающим? 3. Хотели бы вы иметь хорошие манеры, широкий круг интересных знакомых и быть «душой компании»? Дети отвечают. У ч и т е л ь .   Что   для   этого   надо   знать?  (На   доске   –   карточка   с нарисованным вопросительным знаком.) Выслушиваются предположения детей. У ч и т е л ь .   Вы   правы,   необходимо   знать   и   соблюдать   правила поведения, проявлять вежливое и тактичное отношение к людям. Всё это   называется   вместе   –   этикет.  (Карточка   с   изображением   «?» переворачивается.) А   теперь   немного   поподробнее   о   том,   «кто   всё   это   выдумал»... Хотите узнать?.. Этикет – это французское слово, которое переводится так... Учитель вывешивает рядом со словом «этикет» следующий лист с представленной на нем записью.  ЭТИКЕТ – порядок поведения где­либо. У ч и т е л ь .  Но не спешите «обвинять» во всём французов. Не они придумали   этикет.   Всё   произошло   давным­давно...   Вам   не   терпится узнать,   как   это   было?   Мне   понятно   ваше   любопытство.   Для   этого совершим   путешествие   во   времени...   Начинаем   запуск   «машины времени»… – Включить контакты!  У ч е н и к и . Есть включить контакты! У ч и т е л ь . Завести моторы! У ч е н и к и . Есть завести моторы! У ч и т е л ь . Совершаем перемещение. Начинаем обратный отсчёт. Вместе (с закрытыми глазами). 5, 4, 3, 2, 1…  Учитель   во   время   счёта   вывешивает   лист   с   изображением древнего   грека,   словами   «Древняя   Греция.   Красивое   поведение»   и предлагает детям посмотреть на доску.У ч и т е л ь .   Именно   в   это   время   наблюдаются   первые   попытки научить   людей   «красивому   поведению»,   а   девизом   каждого   грека провозглашаются слова – жить разумно, просто, избегать излишеств и крайностей во всём. Детям предлагается объяснить понимание девиза. Учитель   проводит   второе   «перемещение»   и   вывешивает   новый лист   с   изображением   рыцаря   и   словами   «XIV–XVII   века.   Кодекс рыцарской чести». У ч и т е л ь .  В   эти   романтические   времена   девизом   рыцарей становятся   слова   –   верность,   мужество,   отвага.   Удел   дамы   – скромность, верность, покорность. Дети   высказывают   своё   понимание   поведения   людей   данной эпохи. Учитель   проводит   третье   «перемещение»   и   вывешивает   новый лист   с   изображением   джентельмена   и   словами   «XIX   век. Джентельмен с хорошими манерами». У ч и т е л ь .   В   те   времена   считалось,   что   молодой   человек, начинающий   самостоятельную   жизнь,   должен   обладать   четырьмя качествами: добродетелью, мудростью, благовоспитанностью и знанием. Учитель предлагает дать объяснение любому из перечисленных качеств, делает свой комментарий. У ч и т е л ь .  Последняя   наша   остановка   во   времени   –   недалёкое прошлое русского народа. Учитель вывешивает лист с представленной записью: «Юности честное зерцало».  (Петр I.) У ч и т е л ь . Русский царь Пётр I сам принимал участие в составлении первого   сборника   правил   поведения.   На   некоторое   время   я   вам предлагаю   стать   переводчиками   со   старо­русского   на   современный язык. Прочитайте правило из этого сборника и дайте его современное толкование, можно инсценировать. Детям,   разделившимся   на   группы,   выдаются   выдержки   из сборника «Юности честное зерцало». Група «переводчиков» № 1. …У   родителей   речей   перебивать   не   надлежит,   не   следует   им прекословить… но ожидать пока они выговорят… Група «переводчиков» № 2.…Отрок должен быть весьма учтив и вежлив, как в словах, так и в делах: на руку не дерзок и не драчлив… Група «переводчиков» № 3. …Кашлять   и  подобные   такие   грубые   действия   в  лице   другого   не чини,   но   всегда   либо   рукой   закрой,   или   отворотя   рот   в   сторону полотенцем прикрой, чтоб никого не коснуться… Група «переводчиков»№ 4. …Встретив знакомого, должно шляпу приятным образом снять, а не мимо прошедши и назад оглядываясь приветствовать его… Група «переводчиков» № 5. …Неприлично   отрокам   руками   или   ногами   по   столу   везде колобродить, но нужно смирно себя вести; а вилками и ножиком по тарелкам не стучать… Група «переводчиков» № 6. …Ешь, что перед тобой лежит, а иное не хватай, не бери перстами, не проглотя куска, не говори… Группы учащихся после выполнения задания представляют своё понимание правил поведения, инсценируют. III. Рефлексия.  У ч и т е л ь .  Вы вернулись из путешествия. У вас, наверное, много впечатлений. А Петя Васечкин уже поджидает нас на своём диване. Что ему расскажем? На какие из его вопросов сможем дать ответ? Дети высказываются. У ч и т е л ь .  Петя   Васечкин   прощается   с   вами,   ребята.   Ему   было интересно. Он благодарит вас за полезные советы. А за что мы можем поблагодарить его? Что нового для себя вы узнали, благодаря встрече с Петей? IV. Применение знаний. У ч и т е л ь . Везде и во все времена люди помнили, что они живут среди   других   людей.   В   пословицах   народ   сохранил   мудрые   советы молодым   поколениям   о   правилах   поведения.   Хотели   бы   вы познакомиться с таким «посланием из прошлого»? Детям, разделенным  на группы, предлагается задание «Этикет в пословицах»   (на   рабочих   листах).   Они   «расшифровывают» информацию, содержащуюся в пословицах, комментируют её для одноклассников.Рабочий лист «Этикет в пословицах». З а д а н и е  №  1: правильно соедините половинки пословиц. 1. Чего в другом не любишь, у Карпа свой. 2. Береги платье снову, того и сам не делай. 3. У Сидора обычай, а честь смолоду. 4. В чужой монастырь со своим уставом не ходят. 5. Мил тот гость, а думай быть опрятным. 6. Не думай быть нарядным, что недолго гостит. З а д а н и е  №  2: объясните смысл пословицы. V. Подведение итогов.