Представленный материал предназначен для организации внеурочной работы по нравственному воспитанию детей младшего и среднего школьного возраста. Способствует расширению кругозора и развитию творческих способностей учащихся, формированию в них духовных и моральных качеств личности. Может быть использован при проведении классных часов, тематических мероприятий, вечеров, встреч, бесед за круглым столом.
ПОГОВОРИМ ОБ ЭТИКЕТЕ…
(путешествиеигра)
Цели: ознакомление с историей этикета; уяснение необходимости
соблюдения в обществе этикетных норм; развитие умений высказывать
свою точку зрения и участвовать в обсуждении других мнений о
правилах поведения в различных ситуациях.
Материалы:
– карточка с изображенными на ней вопросительным знаком и
словом «этикет» на обратной стороне;
– приложение с иллюстрациями;
– задания для групповой работы на этапе «Введение понятия»;
– рабочий лист «Этикет в пословицах».
Х о д м е р о п р и я т и я
I. Мотивация.
Для создания мотивации используется приём «появление гостя».
Учитель вывешивает изображение «гостя» (школьник с
недовольным выражением лица).
У ч и т е л ь . Ребята, я хочу познакомить вас с Петей Васечкиным...
Как вы думаете, что с ним?
У ч е н и к и . Он огорчён, чемто озадачен, растерян, возмущён…
Учитель вывешивает лист с изображением «близких Пети В.».
(Мама, папа, бабушка восклицают: «Ешь культурно!», «Как ты
разговариваешь!», «Привыкай к хорошим манерам!».)
У ч и т е л ь . Вам приходилось когдалибо слышать подобное? В
какой ситуации?
Дети высказываются.
У ч и т е л ь . С возмущением Петя восклицает...
Учитель прикрепляет на доске лист с репликами «гостя».
– А кому нужны эти хорошие манеры?
– Не все ли равно, как есть?
– И вообще, кто все это выдумал?
У ч и т е л ь . Задавались ли вы подобными вопросами?.. Давайте
вместе с Петей Васечкиным попробуем разобраться в этой проблеме…II. Введение понятия «этикет». Историческая справка.
Учитель предлагает учащимся ответить на вопросы
(вывешивает лист).
В о п р о с ы :
1. Хотели бы вы чувствовать себя свободно в любом обществе?
2. Хотели бы вы нравиться себе и окружающим?
3. Хотели бы вы иметь хорошие манеры, широкий круг интересных
знакомых и быть «душой компании»?
Дети отвечают.
У ч и т е л ь . Что для этого надо знать? (На доске – карточка с
нарисованным вопросительным знаком.)
Выслушиваются предположения детей.
У ч и т е л ь . Вы правы, необходимо знать и соблюдать правила
поведения, проявлять вежливое и тактичное отношение к людям. Всё
это называется вместе – этикет. (Карточка с изображением «?»
переворачивается.)
А теперь немного поподробнее о том, «кто всё это выдумал»...
Хотите узнать?.. Этикет – это французское слово, которое переводится
так...
Учитель вывешивает рядом со словом «этикет» следующий лист
с представленной на нем записью.
ЭТИКЕТ – порядок поведения гделибо.
У ч и т е л ь . Но не спешите «обвинять» во всём французов. Не они
придумали этикет. Всё произошло давнымдавно... Вам не терпится
узнать, как это было? Мне понятно ваше любопытство. Для этого
совершим путешествие во времени... Начинаем запуск «машины
времени»…
– Включить контакты!
У ч е н и к и . Есть включить контакты!
У ч и т е л ь . Завести моторы!
У ч е н и к и . Есть завести моторы!
У ч и т е л ь . Совершаем перемещение. Начинаем обратный отсчёт.
Вместе (с закрытыми глазами). 5, 4, 3, 2, 1…
Учитель во время счёта вывешивает лист с изображением
древнего грека, словами «Древняя Греция. Красивое поведение» и
предлагает детям посмотреть на доску.У ч и т е л ь . Именно в это время наблюдаются первые попытки
научить людей «красивому поведению», а девизом каждого грека
провозглашаются слова – жить разумно, просто, избегать излишеств и
крайностей во всём.
Детям предлагается объяснить понимание девиза.
Учитель проводит второе «перемещение» и вывешивает новый
лист с изображением рыцаря и словами «XIV–XVII века. Кодекс
рыцарской чести».
У ч и т е л ь . В эти романтические времена девизом рыцарей
становятся слова – верность, мужество, отвага. Удел дамы –
скромность, верность, покорность.
Дети высказывают своё понимание поведения людей данной
эпохи.
Учитель проводит третье «перемещение» и вывешивает новый
лист с изображением джентельмена и словами «XIX век.
Джентельмен с хорошими манерами».
У ч и т е л ь . В те времена считалось, что молодой человек,
начинающий самостоятельную жизнь, должен обладать четырьмя
качествами: добродетелью, мудростью, благовоспитанностью и знанием.
Учитель предлагает дать объяснение любому из перечисленных
качеств, делает свой комментарий.
У ч и т е л ь . Последняя наша остановка во времени – недалёкое
прошлое русского народа.
Учитель вывешивает лист с представленной записью: «Юности
честное зерцало». (Петр I.)
У ч и т е л ь . Русский царь Пётр I сам принимал участие в составлении
первого сборника правил поведения. На некоторое время я вам
предлагаю стать переводчиками со старорусского на современный
язык. Прочитайте правило из этого сборника и дайте его современное
толкование, можно инсценировать.
Детям, разделившимся на группы, выдаются выдержки из
сборника «Юности честное зерцало».
Група «переводчиков» № 1.
…У родителей речей перебивать не надлежит, не следует им
прекословить… но ожидать пока они выговорят…
Група «переводчиков» № 2.…Отрок должен быть весьма учтив и вежлив, как в словах, так и в
делах: на руку не дерзок и не драчлив…
Група «переводчиков» № 3.
…Кашлять и подобные такие грубые действия в лице другого не
чини, но всегда либо рукой закрой, или отворотя рот в сторону
полотенцем прикрой, чтоб никого не коснуться…
Група «переводчиков»№ 4.
…Встретив знакомого, должно шляпу приятным образом снять, а не
мимо прошедши и назад оглядываясь приветствовать его…
Група «переводчиков» № 5.
…Неприлично отрокам руками или ногами по столу везде
колобродить, но нужно смирно себя вести; а вилками и ножиком по
тарелкам не стучать…
Група «переводчиков» № 6.
…Ешь, что перед тобой лежит, а иное не хватай, не бери перстами,
не проглотя куска, не говори…
Группы учащихся после выполнения задания представляют своё
понимание правил поведения, инсценируют.
III. Рефлексия.
У ч и т е л ь . Вы вернулись из путешествия. У вас, наверное, много
впечатлений. А Петя Васечкин уже поджидает нас на своём диване. Что
ему расскажем? На какие из его вопросов сможем дать ответ?
Дети высказываются.
У ч и т е л ь . Петя Васечкин прощается с вами, ребята. Ему было
интересно. Он благодарит вас за полезные советы. А за что мы можем
поблагодарить его? Что нового для себя вы узнали, благодаря встрече с
Петей?
IV. Применение знаний.
У ч и т е л ь . Везде и во все времена люди помнили, что они живут
среди других людей. В пословицах народ сохранил мудрые советы
молодым поколениям о правилах поведения. Хотели бы вы
познакомиться с таким «посланием из прошлого»?
Детям, разделенным на группы, предлагается задание «Этикет в
пословицах» (на рабочих листах). Они «расшифровывают»
информацию, содержащуюся в пословицах, комментируют её для
одноклассников.Рабочий лист «Этикет в пословицах».
З а д а н и е № 1: правильно соедините половинки пословиц.
1. Чего в другом не любишь, у Карпа свой.
2. Береги платье снову, того и сам не делай.
3. У Сидора обычай, а честь смолоду.
4. В чужой монастырь со своим уставом не ходят.
5. Мил тот гость, а думай быть опрятным.
6. Не думай быть нарядным, что недолго гостит.
З а д а н и е № 2: объясните смысл пословицы.
V. Подведение итогов.