ПОХОД В МУЗЕЙ-СКУЧНО ЛИ ЭТО?
Топучканова Ольга Александровна,
методист МБОУ ДО «Бакчарский ЦДО»,
село Бакчар,
e-mail:topuolga@yandex.ru
Считается, что поход в музей – это очень скучное занятие. На самом деле это не так. Поход в музей- это интересно, а самое главное- познавательно. С открытием в МБОУ ДО «Бакчарский ЦДО» группы «Умнички», в которую ходят заниматься дети в возрасте 5- 7 лет, я как педагог дополнительного образования начала задумываться над тем, как воспитать у детей любовь к своему родному краю, приобщить их к истокам народной культуры, познакомить с нравственными ценностями русского народа, как сформировать всесторонне развитую личность. Для реализации этих вопросов я решила организовать экскурсию в Бакчарский краеведческий музей северного садоводства. К посещению музея необходимо заранее подготовиться. Ребёнок в этом возрасте не готов к восприятию сложной и сухой информации, поэтому мной была проведена предварительная встреча с сотрудниками музея, на которой мы обсудили весь ход экскурсии и доступность информации для дошкольников. Хотелось, чтобы первая экскурсия в музей принесла положительные эмоции и ребятам захотелось побывать в музее еще раз. В мае прошлого года состоялась наша первая экскурсия в музей. Все ребята были в музее первый раз. Никто из детей не знал, что же ждет их внутри здания. Все были в нетерпении увидеть все поскорее. Первая экскурсия была посвящена нашим землякам, воевавшим в годы Великой Отечественной Войны. Здесь ребята увидели настоящую военную форму, предметы военного времени, посуду, из которой во время войны ели солдаты. Дети удивились, когда им начали рассказывать про музыкальные инструменты, которые были нужны солдату на отдыхе между боями. Дети с интересом рассматривали экспонаты выставки, слушали рассказ экскурсовода. Во втором зале музея ребят ждал сюрприз. Надо было видеть глаза детей, когда им показали макет винтовки АК-47. Ребятам разрешили его потрогать и сфотографироваться. С интересом и удовольствием слушали рассказ про нашего земляка М. Т. Калашникова. Дети были довольны тем, что посетили музей и еще долго вспоминали об этом, а потом задавали вопрос: «Когда же мы еще пойдем в музей?» Так и началось наше сотрудничество с музеем. Ребята с нетерпением ждали каждой новой встречи. Эпидемия короновируса все дальше откладывала и отменяла намеченные встречи. И вот морозным зимним утром ребят группы «Умнички» приглашают посетить выставку «Новогодние чудеса». Выставка была организована в парке семейного отдыха на территории музейного комплекса северного садоводства. Как только мы попали на территорию музея, то как будто очутились в сказке. Все комнаты музейного комплекса были красиво украшены. Хранители музея радушно встретили ребят и рассказали нам об истории возникновения традиции праздновать Новый год и украшать красавицу ёлку. Ребята узнали, какими предметами в старину украшали ёлку. Не все ребята знали, из каких материалов изготавливались первые игрушки. Было интересно слушать рассказ о появлении на ёлке игрушек в виде сказочных персонажей, звезд и даже космонавтов. Где как не в музее можно увидеть Деда Мороза из папье-маше и ваты. На экскурсиях ребята узнают много новой информации. Дети не знали, что их мамы и бабушки подписывали новогодние открытки добрыми пожеланиями и посылали их почтой своим родным и близким людям. Расширил кругозор рассказ о зимних забавах детей. Ребята увидели разные виды санок, детские лыжи на валенки, коньки. Помимо зрительного и слухового восприятия ребенок в музее с разрешения сотрудников может потрогать руками некоторые экспонаты, а в некоторых случаях даже примерить их. На этой экскурсии ребятам разрешили примерить лыжи на валенки и пройтись на них по полу. В красиво украшенной фотозоне «Хохлома» получились замечательные фото на память. А чай у самовара со сладостями в музее показался особенно вкусным. Даже обычная конфета становится в музее сундучком с секретом. На прощание на свежем воздухе мы поиграли в подвижную русскую народную игру «У медведя во бору». При посещении музея ребята получают много положительных эмоций, у них расширяется кругозор. На экскурсии на тему «Народные промыслы» обучающиеся познакомились с различными видами народных промыслов: хохломская роспись, гжель, тульские самовары, павлопосадские шали, изделия из бересты, различные виды вышивок. Полученные на экскурсиях знания ребята могут применить на модуле «Волшебный мир народного творчества» дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «5+», составленной на основе программы «Преемственность: программа по подготовке к школе детей 5-7лет» Н. А. Федосовой и др. помогают обучающимся при изучении таких тем, как «Голубая гжель», «Светлая красота русского костюма», «Каргапольская глиняная игрушка», «Радуга дымковских узоров» и др. Самым увлекательным для детей становятся мастер-классы в музее. Одним из таких стал мастер-класс, на котором ребятам самим надо было смастерить игрушку, но не простую, а соломенную куклу «Стригушку». Все куклы получились на славу! Никто из детей не ожидал, что если поставить ее на ровную поверхность и постучать кулачком по столу, то кукла пойдет в пляс- начнет подпрыгивать и кружиться в танце. Сколько восторга было в глазах наших детей, когда они наблюдали за удивительным «оживлением» куклы. Ребятам так понравилось ходить в музей, что это стало уже настоящей традицией. Не остался незамеченным и праздник Пасхи. На занятиях в группе «Умнички» ребята узнали о самом главном христианском празднике Пасхе, о народных традициях и обычаях, связанных с его празднованием. Обучающиеся на занятиях придумывали узоры и раскрашивали пасхальные яички, мастерили пасхальные открытки для своих родных и близких. На пасхальных посиделках сотрудники музея углубили знания детей о празднике. Они рассказали ребятам об истории возникновения праздника, показали детский познавательный мультфильм. Многое из увиденного в музее уже не встретишь в современном мире. В результате экскурсии дети узнали много нового и интересного о традициях праздника, об обычае христосоваться крашеными яйцами, о весенних пасхальных приметах.
Считаю, что велика роль музея в приобщении детей к миру музейных ценностей. Экскурсии по музею способствуют развитию познавательного интереса, связной речи, прививают любовь к родному краю, родной природе. Дети узнают историю и традиции своего села, своей страны, приобщаются к культурному наследию. Таким образом, благодаря этим экскурсиям расширяется кругозор ребенка, развиваются познавательные способности детей, развивается творческое мышление и начинает закладываться активная жизненная позиция. Надеюсь, что и в следующем учебном году продолжится сотрудничество с Бакчарским краеведческим музеем, и теперь уже другие ребята смогут окунуться в таинственный мир музея.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.