Понятие о мышлении как о высшей форме познавательной деятельности

  • docx
  • 31.10.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Тема «Понятие о мышлении как о высшей форме познавательной деятельности».docx

 Тема «Понятие о мышлении как о высшей форме познавательной деятельности»

 

 

На протяжении всей своей жизни человек не только воспринимает окружающий мир, но и хочет его понять.

Понять, по мнению современных исследователей — это значит проникнуть в суть предметов и яв­лений, познать самое главное, существенное в них. Понимание обе­спечивается наиболее сложным познавательным психическим про­цессом, который называется мышлением.

Исходя из общего понятия психических явлений присущих человеку, можно дать определение данному процессу: мышление - это познавательный процесс отражения существенных связей и отношений предметов и явлений объективного мира.

В ходе изучения изучаемого процесса, можно задаться вопросами: что представляет собой мышление как познавательный процесс? Каковы его отличия от других психических процессов?

Односложно или однозначно нельзя ответить на эти вопросы, поскольку мышление самый сложный из процессов познания, причем его сложность такова, что превосходит даже возможности языка в кратком выражении сути мышления.

Дать исчерпывающее определение мышлению, ограничив его простым или единственным предложением, практически невозможно. Однако мышление можно описать с разных сторон, использовав для этого несколько предложений, что мы и попытаемся далее сделать.

 

Исходя из первого поставленного вопроса (что представляет собой мышление как познавательный процесс?), можно вывести ряд следующих определений:

-      Мышление — это процесс решения задач, где подзадачей понимается цель, которую нужно достичь путем преобразования заданных условий.

-      Мышление — это познание окружающей действительности в тех ее свойствах, которые непосредственно, с помощью органов чувств не вос­принимаются человеком (например, познание структуры микромира или химического состава вещества).

-      Мышление — это обобщенное познание человеком действительности, т.е. получение знаний о ней в форме понятий и идей (в отличие от ее конкретного познания через восприятие с помощью органов чувств).

-      Мышление — это опосредствованное познание мира, т.е. получение знаний о нем при помощи специальных средств: логики мышления, инструментов, приборов, машин и т.п.

-      Мышление в его абстрактном выражении — это движение идей, рас­крывающее суть вещей. Итогом мышления как процесса является не образ, а некоторая мысль или идея.

-      Мышление - это особого рода деятельность, предполагающая систему включенных в нее умственных и практических действий и операций ориентировочно-исследовательского, преобразовательного и познавательного характера.

 

Если рассматривать мышление в проекции ответа на второй вопрос (каковы отличия мышления от других психических процессов?), сравнивая с ощущениями и восприятием, которые дают возможность непосредственно по­знать отдельные предметы и явления реального мира, поскольку с помощью органов чувств мы воспринимаем действительность непосредствен­но, если в ощущениях реальность отражается отдельными своими сторонами, качествами, признаками, а в восприятии — в совокупно­сти всех этих качеств, признаков, то посредством мышления осу­ществляется отражение таких особенностей, свойств, признаков и явлений, которые обычно невозможно познать с помощью только органов чувств.

 

Нельзя решить поставленные вопросы жизнью, опираясь только на восприятие окружающих предметов и явлений или на припоминание того, что уже было воспринято раньше. На многие вопросы надо искать ответы косвенным путем, делая выво­ды из уже имеющихся знаний.

Человек мыслит, познает общие свойства опосредованно, т. е. че­рез посредство других, ранее усвоенных знаний.

Именно при этом становится возможным понять то, чего человек сам не может видеть, слышать, ощущать, чувственно воспринимать и представлять. На­пример, врач ставит диагноз, опираясь на симптомы болезни. Он де­лает вывод из них в соответствии со знаниями, полученными пре­жде.

Можно сделать вывод, что поиск ответа, который не может быть получен прямо из восприятия или припоминания конкретных фактов, а тре­бует выводов из полученных знаний, представляет собой мыслитель­ную деятельность.

 

Что же является существенной особенностью процес­са мышления? По мнению современных исследователей, это то, что человек выходит за пределы своего непосредственного опыта.

Опосредованный характер мышления дает нам возможность значительно расширить познание действи­тельности, а область того, что мы мыслим, шире того, что мы воспри­нимаем.

Опираясь на восприятие, но выходя за его пределы, мы по­знаем в итоге мышления далекое прошлое развития исторических процессов, расти­тельного и животного мира, историю человечества, открываем но­вые законы.

Итак, мышление — это опосредованное познание (или отраже­ние) действительности.

 

Ощущения и восприятия дают нам знание единичного — отдель­ных предметов и явлений (или их сторон, свойств, качеств) реально­го мира. Такое знание никак не может быть достаточным.

Обобщенное отражение (познание) действительности — важ­нейший признак мышления. Не всегда и опыт человека может дать достаточный материал для обобщения. Люди в своей деятельности постоянно опираются на общий опыт, усвоенный от других, обоб­щенный и закрепленный в языке. Обобщения отражают общие и потому наиболее существенные свойства предметов и явлений, их общие и поэтому закономерные связи. Обобщая, мы познаем сущ­ность предмета. Только с помощью мышления мы познаем то общее в предметах и явлениях, те закономерные, существенные связи меж­ду ними, которые недоступны непосредственно ощущению и вос­приятию и которые составляют сущность, закономерность объек­тивной действительности. Поэтому мы можем сказать, что мышле­ние есть отражение закономерных существенных связей.

Итак, мышление — это процесс опосредованного и обобщенного познания (отражения) окружающего мира.

 

Из приведенного выше достаточно сложного описательного определения мышления следует, что у человека имеется множество разных видов мышления.

 

Их, в свою очередь, можно выделять по следующим основаниям:

1.       продукту;

2.       характеру действий, с помощью которых мышление реализуется как познавательный процесс;

3.       использованию логики;

4.       типу решаемых задач;

5.       уровню развития и по ряду других признаков.

 

1) По продукту мышление можно разделить на теоретическое и практическое, творческое и нетворческое.

 

Теоретическое это мышление, с помощью которого одни знания выводятся из других знаний путем оперирования понятиями, в содержании которых эти знания представлены.

Результатом теоретического мышления может стать определение понятия, формулирование и доказательство гипотезы путем рассуждений в уме, разработка и обоснование теории, объясняющей определенную совокупность фактов или явлений.

Практическое - это мышление, предполагающее реальные действия человека с материальными предметами. В таком мышлении человек ставит и решает практические задачи, в число которых входят многие, за исключением тех, которые решаются при помощи теоретического мышления.

 

Творческое мышление (его иногда называют продуктивным) это мышление, в результате которого человек получает новые знания, придумывает или создает нечто такое, что до него никто еще не придумал и не создал.

Нетворческое (репродуктивное) — это мышление, открывающее для человека уже известные знания. Например, если учащийся на уроке математики в школе решает учебные задачи, то он, несомненно, занимается мышлением. Однако его мышление ничего нового не открывает и поэтому называется репродуктивным.

 

2) По характеру действий, включенных в процесс мышления, выделяются следующие его виды:

а)   мышление, совершаемое в уме (с помощью действий с образами предметов или с понятиями),

б)  мышление, совершаемое с помощью практических действий.

 

Заметим, что мышление, совершаемое в уме, это не то же самое, что теоретическое мышление, а мышление, выполняемое при помощи практических действий, может отличаться от широко понимаемого практического мышления.

 Мышление, которое включает в себя действия с образами, это, конечно, мышление, совершаемое в уме, но оно теоретическим не является, поскольку не предлагает обобщенного объяснения чего-либо. Практическое мышление может включать в себя и умственные действия, связанные с решением практических задач, в то время как мышление, выполняемое с помощью практических действий, умственных действий в свой состав, как правило, не включает.

 

3) По использованию логики мышление делится на логическое и интуитивное.

 

а)       Логическое это развернутое, строго последовательное мышление, в ходе которого человек неоднократно обращается к использованию логических операций и умозаключений, причем ход этого мышления можно проследить с начала и до конца и проверить его правильность, соотнося ход рассуждений с формальными требованиями логики.

б)      Интуитивным называют мышление, в котором человек в поиске истины или находясь на пути к намеченной цели руководствуется не логикой, а тем, что назы­вают здравым смыслом. Основу здравого смысла составляет особого рода чувство, подсказывающее человеку, что он на правильном пути. Интуитивно мыслящий человек не всегда может объяснить, каким образом он пришел к тому или иному решению, не в состоянии его обосновать, но тем не менее найденные им решения часто оказываются более правильными, чем решения, предлагаемые строго логически мыслящим человеком.

 

4) По типу решаемых задач мышление можно разделить на типы, руководствуясь, в свою очередь, теми формами деятельности, в которых возникают соответствующие ему задачи.

Так, например, можно выделить математическое, техническое, физическое, химическое, психологическое и множество других видов мышления.

Их специфика заключается в том, что для решения соответствующих задач человеку необходимо хорошо ориентироваться в данной области профессиональной деятельности.

 

5) По уровню развития (генезису, последовательности появления в процессе интеллектуального развития человека) различают следующие виды мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое.

 

а)                 наглядно-действенное это простейший вид мышления, который полностью сводится к практическим действиям (манипуляциям) с предметами в непосредственно (наглядно) воспринимаемой ситуации. Данный вид мышления свойствен не только человеку, но и высшим животным, а у людей он встречается преимущественно у детей раннего возраста, от одного года до трех лет.

б)                наглядно-образным называют мышление, в котором задачи решаются с помощью действий с образами предметов. Предполагается, что человек непосредственно воспринимает соответствующие предметы в данный момент времени, но, решая задачу, действует уже не с ними, а с их образами, т.е. в уме.

Этот вид мышления встречается у детей в возрасте от трех до пяти лет, а далее сменяется более развитым, словесно-логическим мышлением.

в)                словесно-логическим называют такой вид мышления, в котором задачи решаются в уме с помощью действий с понятиями по законам логики. Первые признаки наличия такого мышления отмечаются у детей в возрасте около пяти лет, однако полного развития данный вид мышления достигает лишь к подростковому возрасту, продолжая совершенствоваться дальше, особенно у людей умственного труда.

 

По мнению специалистов, все перечисленные виды мышления у человека могут участвовать в одной и той же деятельности.

В зависимости от ее характера и конечной цели в мышлении человека, связанном сданной деятельностью, может преобладать тот или иной вид мышления.

Виды мышления разделяются по степени сложности, по требованиям, которые разные виды мышления предъявляют к интеллектуальным и другим способностям человека, все они, за исключением наглядно-действенного и наглядно образного, не уступают друг другу. Однако наличие в мышлении логики делает его более точным и обоснованным.

 

Научное мышление это всегда логическое мышление. Принципиальное отличие от мышления, основанного на здравом смысле (отсутствие строгой логики) делает такое мышление бездоказательным и не гарантирует от ошибок.

Поэтому, ошибку в интуитивном или основанном на здравом смысле мышлении обнаружить гораздо труднее, чем в логиче­ски выдержанном и последовательном мышлении.

Являясь неотъемлемой частью строгого мышления, логика как таковая не является предметом исследования психологов. Для ее изучения существует специальная наука логика. Эта наука по праву считается наукой о мышлении человека, и это право не могут оспаривать даже психологи, предметом исследования которых тоже выступает мышление.

Разница между логиком и психологией мышления заключается в том, что логика изучает формальные правила мышления (логические операции, формы и т.н.), абстрагируясь от того факта, что мышление выступает как разновидность психической деятельности реального, живого человека.

Мышление для логики — это абстрактный процесс размышления, включающий в себя логические операции, умозаключения и выводы, которые сами по себе могут рассматриваться как правильные или неправильные неза­висимо от того, кто эти операции, умозаключения и выводы совершает.

 

Для психолога мышление — это один из многих познавательных процессов» человека, и мышление интересует психолога не с точки зрения его правил, правильности или ложности, а как особый познавательный процесс.

 

Последний в психологии сравнивается с другими познавательными процессами, изучаются уровни его развития и зависимость от индивидуальных особенностей человека.

Особое внимание обращается на мышление как деятельность, направленную на получение знаний. Даже в том случае, если человек ошибается, неправильно мыслит, его мышление для психолога остается мышлением, имеющим такое же «право на существование», как и безошибочное или истинное мышление.

Тем не менее когда психологи изучают мышление человека, они также не могут пройти мимо его логики, должны знать и учитывать ее по крайней мере при решении следующих чисто психологических задач:

-      изучение мышления в процессе его развития у детей (это развитие напрямую связано с освоением детьми логики мышления);

-      исследование нарушений мышления при разных заболеваниях (эти нарушения часто касаются именно логики мышления).

 

 

1.     Немов, Р. С.  Психология : учебник для среднего профессионального образования / Р. С. Немов. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 501 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-9692-1138-4. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/545138 (стр. 181-211)

 

2.       Дубровина, И.В. Психология: учебник для студентов сред. пед. учеб. заведений/ И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова, А.М. Прихожан; под ред. И.В. Дубровиной. – 2. изд., стер. – Москва: Academia, 2021. – 460 стр., ил., табл.; (Педагогическое образование)

 

3.     Островский Э.В. Основы психологии : учебное пособие / Э.В. Островский. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Вузовский учебник;  ИНФРА-М, 2023. — 272 с.

 

4.     Ступницкий, В.П. Психология : учебник / В. П. Ступницкий, О. И. Щербакова, В. Е. Степанов. - 5-е изд., стер. - Москва : Дашков и К, 2023. - 516 с. - ISBN 978-5-394-05217-0. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.ru/catalog/product/2084157

 


 

Скачано с www.znanio.ru