«Понятие толерантности. Формирование толерантности в процессе обучения»
ФИО преподавателя: Семёнова И. В.
2020
Прежде чем говорить о воспитании толерантности, следует остановиться на том, что именно вкладывается в данное понятие.
Понятие "толерантность" было введено в научный оборот в XVIII веке.
В переводе с латинского "толерантность"
(tolerantia) означает "терпение". Часто как синоним толерантности
выступает терпимость. Кроме того, все словари XX века однозначно указывают
прямое толкование толерантности как терпимости.
Мчелдов М.П. подчеркивает, что толерантность -
это качество культуры (нравственной, правовой, политической) каждого общества,
любого социального слоя, каждого гражданина, невзирая на пол, возраст,
этническую или расовую принадлежность.
Можно выделить разные формы толерантности:
1 ) личная,
2) общественная (отраженная в морали, нравах, общественной психологии, сознании),
3) государственная (отраженная в законодательстве,
политической практике).
В эту схему хорошо укладываются различные
определения толерантности и подходы к ней: личная толерантность будет выступать
как морально-нравственное качество личности, а общественная и государственная -
как ценность и норма культуры.
Также Мчелдов М.П. выделяет основные требования
толерантной культуры: свободное исповедование каждым гражданином, общественной
группой, обществом свободно избранных нравственных, социально-политических,
мировоззренческих предпочтений предполагает их лояльное, терпимое, не
враждебное, уважительное отношение к аналогичному выбору других. (5) Поэтому
важным компонентом толерантности является понимание воззрений, нравов,
привычек, чувств, способов действий, отличных от наших. Отсюда вытекает первая
задача воспитания толерантности в школе - знакомство с основами других культур,
зарождение к ним интереса. Признание права на различие - основа толерантности.
Хорошо показано место толерантности на шкале
"агрессия - безразличие", толерантность в таком случае - это
"золотая середина" между НЕтерпимым отношением к чему-либо или
кому-либо и индифферентностью.
«Воспитание – это,
прежде всего человековедение»
В.А.Сухомлинский
Особая роль в формировании толерантности у всех
категорий обучаемых – от дошкольной до послевузовской образовательной системы
- принадлежит, безусловно, педагогам.
В настоящее время перед всеми педагогами встает
вопрос: как обеспечить формирование толерантных качеств личности
школьника в процессе поликультурного образования. В современной социокультурной
ситуации школа, должна стать местом, где создаются благоприятные условия для
межэтнического общения, где всем учащимся прививается уважение к своей культуре
и культурам других народов, поскольку именно в учебно-воспитательном процессе
создаются ситуации культурного, межличностного, межнационального, формального и
неформального общения.
На плечи педагогов, с одной стороны, ложится ответственность за формирование толерантности у подрастающего поколения, а с другой стороны, педагоги сами должны быть эталонами толерантной личности, уважающей национальную, религиозную и иную принадлежность и идентификацию своих учеников, и должны умело организовать бесконфликтную учебную и воспитательную деятельность в неоднородном детском коллективе. Только толерантный учитель может способствовать развитию толерантности учеников.
В современном обществе толерантность является не просто абстрактной гуманистической ценностью, она закреплена в нормативных документах, а для педагогов - это одно из обязательных направлений работы. В Законе РФ "Об образовании" (273-ФЗ от 29.12.2012) закреплены следующие положения, касающиеся толерантности:
Статья 5.2 Право на образование в Российской Федерации гарантируется независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. (7)
Статья 66.2 Основное общее образование направлено на становление и формирование личности обучающегося (формирование нравственных убеждений, эстетического вкуса и здорового образа жизни, высокой культуры межличностного и межэтнического общения, овладение основами наук, государственным языком Российской Федерации, навыками умственного и физического труда, развитие склонностей, интересов, способности к социальному самоопределению).
Согласно этим статьям, современный педагог, во-первых, должен уметь работать с коллективом детей разных национальностей и вероисповеданий, учитывая их особенности и не оскорбляя их национальные и иные чувства (т.е. сам проявлять толерантность на высшем уровне).
(Поваренков Ю.П. даже выделяет педагогическую толерантность как особый вид, включающий в себя социальную и психологическую толерантности педагога: "Наличие социальной толерантности позволяет учителю эффективно взаимодействовать со всеми участниками образовательного процесса, а сформированность психологической толерантности обеспечивает высокую устойчивость учителя к многочисленным профессиональным стрессам и способствует эффективному построению своей профессиональной карьеры." (6))
Во-вторых, воспитывать
обучающихся в духе миролюбия и толерантности. Закреплено формирование
толерантности как обязательная функция педагога и в новом нормативном
документе, регламентирующем педагогическую деятельность и предъявляющем
требования к педагогическим работникам - в Профессиональном стандарте
"Педагог (воспитатель, учитель)" (утвержден приказом Министерства
труда и социальной защиты РФ от 18.10.2013 г. №544н). В разделе 3.1.2
"Воспитательная деятельность" среди трудовых действий педагога
указано "формирование толерантности и навыков поведения в изменяющейся поликультурной
среде". (10) В разделе 3.1.3 "Развивающая деятельность" среди
трудовых действий педагога указано "формирование толерантности и
позитивных образцов поликультурного общения".
Эффект воспитательной деятельности по
формированию толерантности обучающихся складывается из прохождения 3 уровней
воспитательных результатов:
1) приобретение школьником социальных знаний,
2) получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества,
3) получение школьником опыта самостоятельного общественного действия.
Конечно, педагог должен быть нацелен на достижение идеального эффекта, но неукоснительно он может и должен обеспечить достижение ребенком хотя бы 1го и 2го уровней. Если перефразировать, то на 1 уровне педагог должен дать ребенку "нравственное знание" о том, что такое толерантность, что она является ценностью современного общества, что в мире есть разнообразные культуры, национальности, религии, но все они могут и должны мирно сосуществовать и взаимодействовать. Ребенок при этом вполне может не разделять и не принимать это "нравственное знание", не уметь его реализовывать, но главное, что он с ним знаком. На 2м уровне педагог должен создать условия для развития "нравственных умений" ребенка - умения работать в команде, умения слушать и слышать другого, договариваться с ним, принимать отличия другого человека от себя и учитывать их при общении и взаимодействии, умения с достоинством и тактом разрешать конфликтные ситуации. Опять же, главное, показать, как правильно действовать и дать возможность ребенку в игровой ситуации проявить все эти умения. Но в реальной жизненной ситуации ребенок может быть не заинтересован в их применении. Поэтому 3 уровень, самый желаемый и труднодостижимый - "нравственный навык" - зависит не только от педагога, но и от самого ребенка, и от его окружения. Это внутренне принятие ребенком нравственных ценностей как своих собственных и единственно возможное поведение в ситуациях выбора - в соответствии с ними.
Именно на этот эффект направлены образовательные и воспитательные усилия.
Как было уже сказано выше, формирование толерантности следует начинать еще в раннем детстве, когда закладывается первооснова человеческого общения и основные нравственные категории (доброта, чуткость, отзывчивость, честность и т.д.). Для того чтобы сформировать толерантные черты личности необходим целенаправленный процесс и организованная педагогическая деятельность.
Для достижения наибольшей результативности формирования основ толерантности необходимо знать методологию формирования данного процесса, методы и приемы воспитания толерантности.
Список литературы:
1. Толерантность в современном мире: опыт междисциплинарных исследований / Сборник научных статей / под научн. ред. М.В. Новикова, Н.В. Нижегородцевой. - Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2011. - 357 с.
2. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации". - М.: Омега-Л, 2014. - 135с.
3. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. - СПб.: Питер Пресс, 1997. - 608с
4. Ямбург Е.А. Что принесет учителю новый профессиональный стандарт педагога? - М.: Просвещение, 2014. - 175с.
5. https: // ru. wikipedia.org/wiki/Толерантность . http://school-sector. relarn.ru/prava/zakony/tolerance/index.
6. htm (Декларация принципов толерантности, утверждена
резолюцией 5.61 генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 года)
7.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.