Портфолио – новое слово для российской педагогики. Слово «портфолио» не склоняется, словарь допускает использовать это слово в мужском и среднем роде.
Портфолио – это набор материалов, демонстрирующих умение учителя решать задачи своей профессиональной деятельности, выбирать стратегию и тактику профессионального поведения и предназначенный для оценки уровня профессионализма учителя.
ПОНЯТИЕ.doc
Тема: ПОНЯТИЕ «ПОРТФОЛИО»
Выступление на МО
Портфолио – новое слово для российской педагогики. Слово «портфолио» не
склоняется, словарь допускает использовать это слово в мужском и среднем
роде.
Портфолио – это набор материалов, демонстрирующих умение учителя
решать задачи своей профессиональной деятельности, выбирать стратегию и
тактику профессионального поведения и предназначенный для оценки уровня
профессионализма учителя.
Под портфолио обычно понимается собрание различных материалов,
документов и иных свидетельств достижений и прогресса в заданной области,
в случае учительского портфолио – в профессиональной педагогической
деятельности.
Портфолио является методом «аутентичного оценивания», т. е. оценивания
реальных достижений, правдивого, объективного.
Основное преимущество метода портфолио заключается в том, что, он
является многофункциональным инструментом, как оценивания, так и
самооценки собственных достижений.
Существенным аспектом использования портфолио может стать уход от
формального представления определённого набора документов и
сбалансированная презентация как формализованных свидетельств
достижений педагога, так и наглядных примеров, продуктов его
деятельности. Это усиливает практическую ориентацию экспертизы, делает её
прозрачной и содержательной.
Портфолио также позволяет педагогу более широко и разнообразно
презентовать свои достижения, умения и направления деятельности, выходя
за рамки специальности и предметов преподавания. Существенным становится перенос акцента с внешней экспертизы и контроля
на самоконтроль и проектированием своей профессиональной траектории.
Проект собственного профессионального развития, имеет долговременный
характер, соответствующий современной идеологии обучения в течение всей
жизни, и результаты которого он представляет на рассмотрение экспертов.
Портфолио в принципе созвучно такой актуальной образовательной идее, как
идея обучения в течение всей жизни, коротко говоря, «пожизненного»
Портфолио позволяет обеспечить
(longlife еducation) обучения.
преемственность разных этапов процесса профессиональной подготовки и
профессионального развития, помогает планировать, отслеживать и
корректировать образовательную и карьерную траекторию учащегося и
молодого профессионала, а затем становится доказательством роста его
профессиональной квалификации.
Понятие "портфолио" пришло из Западной Европы ХV–XVI вв. В эпоху
Возрождения архитекторы представляли заказчикам готовые работы и
наброски своих строительных проектов в особой папке, которую и называли
"портфолио". Документы, представленные в этой папке, позволяли составить
впечатление о профессиональных качествах претендента.
В настоящее время в сфере бизнеса портфолио применяется для показа
достижений фирмы. а в сфере фотографов и фотомоделей – как альбом с
фотографиями.
Идея использования портфолио в сфере образования возникла в середине 80
х годов в Соединённых Штатах Америки. В конце ХХ и начале ХХI вв. эта
идея становится популярной во всём мире, в том числе и у нас, в России.
Портфолио в переводе с французского означает «излагать»,
«формулировать», «нести» и «лист», «страница» или «досье», «собрание
достижений»; в переводе с итальянского означает «папка с документами»,
«папка специалиста». (Словарь иностранных слов) Согласно современным словарям, портфолио – это полное собрание
собственных достижений, своеобразное досье. Портфолио позволяет
учитывать результаты, достигнутые учителем в разнообразных видах
методической,
деятельности:
воспитательной,
учебной,
творческой,
исследовательской.
Как в мировой, так и в отечественной практике портфолио рассматривается
и как средство педагогической диагностики, и как метод оценки
профессионализма педагогов. В последнем случае портфолио – это набор
материалов, демонстрирующий умение учителя решать задачи своей
выбирать стратегию и тактику
профессиональной деятельности,
профессионального поведения и предназначенный для оценки уровня
профессионализма работника.
Портфолио – одна из наиболее приближённых к реальному состоянию форм,
которая ориентирует педагога на процесс самооценивания. С его помощью
можно решить такую проблему, как аттестация учителя, когда педагогу
необходимо осуществлять рефлексию и оценку собственной деятельности.
Ведь, чтобы подтвердить уровень своего профессионализма, учителю
приходится писать самоанализ за последние пять лет. Основанием для
составления портфолио могут также послужить желание и умение учителя
предложить свой положительный опыт для ознакомления и внедрения в
педагогическую практику. Ведь не секрет, что в деятельности педагога
приходит такой момент, когда ему есть чем поделиться с другими, и он
желает делать это.
В зависимости от целей создания портфолио бывают разных типов:
1) это п а п к а д о с т и ж е н и й, направленная на повышение собственной
значимости учителя и отражающая его успехи (грамоты, дипломы,
сертификаты детей и пр.);
2) р е ф л е к с и в н о е п о р т ф о л и о, раскрывающее динамику
личностного развития учителя, помогающее отследить результативность его деятельности как в количественном, так и в качественном плане; в эту папку
собираются статьи, эссе, анализ деятельности, видеокассеты, в общем, всё,
что делалось в течение определённого срока (напр., года, нескольких лет);
3) п р о б л е м н о и с с л е д о в а т е л ь с к и й, связанный с написанием
реферата, научной работы, подготовкой к выступлению на конференции;
4) т е м а т и ч е с к и й, создаваемый в процессе работы по определённому
проекту, теме, разделу;
5) м е т о д и ч е с к и й, в котором помещаются методические материалы,
свидетельствующие о профессионализме педагога, и которые собраны или
созданы им самим.
ПОНЯТИЕ «ПОРТФОЛИО»
ПОНЯТИЕ «ПОРТФОЛИО»
ПОНЯТИЕ «ПОРТФОЛИО»
ПОНЯТИЕ «ПОРТФОЛИО»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.