ПОНЯТИЕ «ПОРТФОЛИО»

  • Документация
  • doc
  • 29.01.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Портфолио – новое слово для российской педагогики. Слово «портфолио» не склоняется, словарь допускает использовать это слово в мужском и среднем роде. Портфолио – это набор материалов, демонстрирующих умение учителя решать задачи своей профессиональной деятельности, выбирать стратегию и тактику профессионального поведения и предназначенный для оценки уровня профессионализма учителя.
Иконка файла материала ПОНЯТИЕ.doc
Тема: ПОНЯТИЕ «ПОРТФОЛИО» Выступление на МО  Портфолио – новое слово для российской педагогики. Слово «портфолио» не склоняется, словарь допускает использовать это слово в мужском и среднем роде.    Портфолио   –   это   набор   материалов,   демонстрирующих   умение   учителя решать задачи своей профессиональной деятельности, выбирать стратегию и тактику профессионального поведения и предназначенный для оценки уровня профессионализма учителя.    Под   портфолио   обычно   понимается   собрание   различных   материалов, документов и иных свидетельств достижений и прогресса в заданной области, в   случае   учительского   портфолио   –   в   профессиональной   педагогической деятельности.    Портфолио является методом «аутентичного оценивания», т. е. оценивания реальных достижений, правдивого, объективного.    Основное   преимущество   метода   портфолио   заключается   в   том,   что,   он является   многофункциональным   инструментом,   как   оценивания,   так   и самооценки собственных достижений.    Существенным   аспектом   использования   портфолио   может   стать   уход   от формального   представления   определённого   набора   документов   и сбалансированная   презентация   как   формализованных   свидетельств достижений   педагога,   так   и   наглядных   примеров,   продуктов   его деятельности. Это усиливает практическую ориентацию экспертизы, делает её прозрачной и содержательной.    Портфолио   также   позволяет   педагогу   более   широко   и   разнообразно презентовать свои достижения, умения и направления деятельности, выходя за рамки специальности и предметов преподавания.Существенным становится перенос акцента с внешней экспертизы и контроля на   самоконтроль   и   проектированием   своей   профессиональной   траектории. Проект   собственного   профессионального   развития,   имеет   долговременный характер, соответствующий современной идеологии обучения в течение всей жизни, и результаты которого он представляет на рассмотрение экспертов.   Портфолио в принципе созвучно такой актуальной образовательной идее, как идея   обучения   в   течение   всей   жизни,   коротко   говоря,   «пожизненного»   Портфолио   позволяет   обеспечить (longlife   еducation)   обучения. преемственность   разных   этапов   процесса   профессиональной   подготовки   и профессионального   развития,   помогает   планировать,   отслеживать   и корректировать   образовательную   и   карьерную   траекторию   учащегося   и молодого   профессионала,   а   затем   становится   доказательством   роста   его профессиональной квалификации.    Понятие   "портфолио"   пришло   из   Западной   Европы   ХV–XVI   вв.   В   эпоху Возрождения   архитекторы   представляли   заказчикам   готовые   работы   и наброски своих строительных проектов в особой папке, которую и называли "портфолио". Документы, представленные в этой папке, позволяли составить впечатление о профессиональных качествах претендента.    В   настоящее   время   в   сфере   бизнеса   портфолио   применяется   для   показа достижений фирмы. а в сфере фотографов и фотомоделей – как альбом с фотографиями.   Идея использования портфолио в сфере образования возникла в середине 80­ х годов в Соединённых Штатах Америки. В конце ХХ и начале ХХI вв. эта идея становится популярной во всём мире, в том числе и у нас, в России.    Портфолио   в   переводе   с   французского   означает   «излагать», «формулировать»,   «нести»   и   «лист»,   «страница»   или   «досье»,   «собрание достижений»; в переводе с итальянского означает «папка  с документами», «папка специалиста». (Словарь иностранных слов)Согласно   современным   словарям,   портфолио   –   это   полное   собрание собственных   достижений,   своеобразное   досье.   Портфолио   позволяет учитывать   результаты,   достигнутые   учителем   в   разнообразных   видах   методической, деятельности:   воспитательной,   учебной,   творческой, исследовательской.   Как в мировой, так и в отечественной практике портфолио рассматривается и   как   средство   педагогической   диагностики,   и   как   метод   оценки профессионализма   педагогов.   В   последнем   случае   портфолио   –   это   набор материалов,   демонстрирующий   умение   учителя   решать   задачи   своей   выбирать   стратегию   и   тактику профессиональной   деятельности, профессионального   поведения   и   предназначенный   для   оценки   уровня профессионализма работника.   Портфолио – одна из наиболее приближённых к реальному состоянию форм, которая ориентирует педагога на процесс самооценивания. С его помощью можно   решить   такую   проблему,   как   аттестация   учителя,   когда   педагогу необходимо   осуществлять   рефлексию   и   оценку   собственной   деятельности. Ведь,   чтобы   подтвердить   уровень   своего   профессионализма,   учителю приходится   писать   самоанализ   за   последние   пять   лет.   Основанием   для составления портфолио могут также послужить желание и умение учителя предложить   свой   положительный   опыт   для   ознакомления   и   внедрения   в педагогическую   практику.   Ведь   не   секрет,   что   в   деятельности   педагога приходит   такой   момент,   когда   ему   есть   чем   поделиться   с   другими,   и   он желает делать это.  В зависимости от целей создания портфолио бывают разных типов:   1) это п а п к а  д о с т и ж е н и й, направленная на повышение собственной значимости   учителя   и   отражающая   его   успехи   (грамоты,   дипломы, сертификаты детей и пр.);    2) р е ф л е к с и в н о е   п о р т ф о л и о, раскрывающее динамику личностного развития учителя, помогающее отследить результативность егодеятельности как в количественном, так и в качественном плане; в эту папку собираются статьи, эссе, анализ деятельности, видеокассеты, в общем, всё, что делалось в течение определённого срока (напр., года, нескольких лет);   3) п р о б л е м н о ­ и с с л е д о в а т е л ь с к и й, связанный с написанием реферата, научной работы, подготовкой к выступлению на конференции;   4) т е м а т и ч е с к и й, создаваемый в процессе работы по определённому проекту, теме, разделу;   5) м е т о д и ч е с к и й, в котором помещаются методические материалы, свидетельствующие   о   профессионализме   педагога,   и   которые   собраны   или созданы им самим.