Данное пособие предназначено для учителей начальной школы. В данном пособии содержится материал для устного счёта в начальной школе. Пособие предназначено для отработки навыков устного счёта в пределах 100.
с помощью данного пособия проверяется не сообразительность учащихся, а их знания. Диктанты составлены по курсу математики.Математические диктанты
Математические диктанты
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей №15»
1Математические диктанты
Составила: Созонова И.М.,
учитель начальных классов
Берёзовский ГО
Оглавление
1. Введение…………………………………………………………………4
2. Десяток. Нумерация чисел первого десятка…………………………...5
3. Сложение и вычитание………………………………………………….8
4. Нумерация в пределах 20……………………………………………….12
5. Сложение и вычитание однозначных и двузначных чисел…………..14
6. Сотня. Сложение и вычитание…………………………………………18
2Введение
Математический диктант – хорошо известное средство обратной связи между
учителем и учащимися. Это одна из многих форм контроля знаний учащихся.
Выполняя задания, дети становятся более организованными и сосредоточенными.
Проведение математического диктанта на этапе устного счёта способствует не
3только развитию навыков вычисления, но и повышению их математической
культуры, обогащению математического языка.
Если диктанты проводятся часто, то учащиеся приучаются воспринимать на слух.
Ценность такого умения неоспорима – она приводит к умению слушать. Вот
высказывание литературного критика Писарева применительно к значению
математических диктантов: «Смышленость учеников растёт постоянно во время
математических занятий, что так же верно и неизбежно, как, то, что мускулы
человека и ловкость его увеличиваются, когда он занимается гимнастическими
упражнениями».
Использовать диктанты можно на разных этапах урока. Текст сначала
прочитывается в целом, чтобы учащиеся знали, что от них требуется. В
математических диктантах часто записываются не только ответы, но и числовые
выражения. Однако на этапе устного счёта в большинстве дети указывают только
ответы. Поэтому результативность анализируется сразу же после его проведения.
Если задание математического диктанта трудно воспринимается учениками,
приходится одновременно с чтением задания выполнять записи на доске. Следует
помнить: математический диктант проверяет не сообразительность ученика, а его
знания. И если ученик надолго задумался, то и большая пауза не поможет, он просто
не знает ответа, не знает материала.
Прежде чем перейти к изложению нового материала, данная форма контроля
способствует тому, что учитель уверен или нет в усвоении предыдущего материала
учащимися. Математический диктант – одна из альтернативных форм контроля
знаний, позволяющая участвовать всем учащимся сразу, а не нескольким как при
традиционном опросе. Единое требование к содержанию математических
диктантов: ответы на вопросы должны непременно показывать, усвоено ли основное
содержание ранее изложенного материала!
Задания необходимо читать в оптимальном темпе, следить за всем классом,
реагировать на все неизбежные сбои темпа, на вопросы учащихся типа «Повторите,
я не успел», «А где мне писать новое задание?» и т.д.
Темп чтения нужно определять по темпу работы среднего ученика. Выбрать такого
ученика в классе, начинать читать следующее задание тогда, когда ученик
справился с предыдущим заданием.
Немалый опыт проведения математических диктантов позволяет отметить
следующее. Очень важно организовать проверку диктантов. Учитывая, что дети
желают узнать, как можно быстрее результат своей работы. Проверка может быть
разной.
В тексты диктантов включаю простые задачи, а если будут составные, то с
небольшими числовыми данными. Составлены по курсу математики.
Тема: «Десяток. Нумерация чисел первого десятка».
1. * У кошки 3 чёрных и 2 серых котёнка. Сколько всего котят у
4кошки?
* Витя сделал 2 звёздочки. Одну он подарил товарищу. Сколько
звёздочек у него осталось?
* На доске записаны числа 5, 2, 4, 3, 8, 1, 7. Запиши по порядку,
начиная с самого маленького.
* Назови соседей числа 6. Запиши их.
* У Пети 3 карандаша. Мама дала ему ещё столько же. Сколько стало у
Пети карандашей?
* У Юры было 4 голубя. 2 голубя улетели. Сколько голубей осталось у
Юры?
* Девочка купила 5 тетрадей в клетку и несколько в линейку. Всего
она купила 8 тетрадей. Сколько тетрадей в линейку купила девочка?
2. * На стройку привезли 7 машин песка. Разгрузили 2 машины. Сколько
машин осталось разгрузить?
* Серёжа поймал 5 рыбок, а Андрей – 3. Сколько рыбок поймали
мальчики?
* Как можно разложить 7 яблок на 2 тарелки?
* Саша выдернул 2 морковки, а Лена – на 2 больше. Сколько морковок
выдернула Лена?
* У Маши 3 ленты. Одну из них она разрезала на 2 ленты. Сколько лент
стало у Маши?
* Брату 9 лет. Сестра моложе брата на 2 года. Сколько лет сестре?
* На доске записаны числа 7, 2, 5, 8, 4, 1, 3. Запиши их, начиная с самого
большого.
3. * В посёлке нужно построить 8 домов. 4 дома уже построили. Сколько
домов осталось построить?
* В вагоне было 9 пассажиров. На станции в вагон вошёл 1 пассажир.
Сколько пассажиров стало в вагоне?
* Запиши в строку числа 3, 4, 5, 6. Рядом напиши числа, которые
предшествуют записанным.
* Запиши числа от 1 до 9 ( от 9 до 1).
* Запиши число, которое следует за числом 5.
* Запиши число, которое предшествует числу 7.
* Запиши число, которое находится между 9 и 7.
4. * В кувшин входит 3 стакана молока, а в бутылку – 2. Сколько стаканов
5молока можно влить в кувшин и бутылку?
* 9 мальчиков играли в прятки. 2 вышли из игры. Сколько мальчиков
продолжали игру?
* На тарелку положили 5 пирожков с грибами и 3 пирожка с мясом.
Сколько всего пирожков положили на тарелку?
* У Коли 7 марок. 2 марки он отдал другу. Сколько марок у него
осталось?
* На уроке труда Марина пришила 4 чёрные пуговицы, а белых – на 1
больше. Сколько она пришила белых пуговиц?
* Мальчик хотел сделать 3 скворечника, а сделал на 1 меньше. Сколько
скворечников сделал мальчик?
* Какие числа надо сложить, чтобы получить 9?
5. * Запиши, какое число предшествует числу 8.
* Запиши, какое число следует за числом 6.
* Запиши, какое число больше 6.
* на доске записаны числа 6, 3, 7, 2, 5. запиши эти числа, расположив их
по порядку, начиная с наименьшего.
* На наборном полотне стоят 6 кружков. Что нужно сделать, чтобы их
стало 8?
* Какое число находится между 6 и 8?
* Сосчитай от 8 до 3, от 5 до 1.
6. * В конверте лежит 3 треугольника, 4 квадрата, 2 круга. Сколько всего
фигур?
* Нарисуйте 6 треугольников, ниже квадратов – на 1 больше.
* Обведите в тетради 5 клеток. Раскрасьте вторую и четвёртую, считая
слева направо.
* Обведите в столбике 6 клеток. Раскрасьте вторую и пятую клетки,
считая снизу вверх.
* Нарисуй в строке через клетку 6 треугольников. Ниже 8 палочек.
* Обведи в строке столько клеток, сколько кругов на наборном полотне.
Раскрась их так: третий – красным карандашом, а седьмой и девятый
синим.
* Обведи в тетради на одну клетку больше, чем картинок на наборном
полотне.
66. * Нарисуй в тетради 3 треугольника. Раскрасьте второй.
* Запишите числа 4, 6, 8. Ниже запишите их соседей.
* К задуманному числу прибавили 1 и получили 3. Какое число задумали?
* Какое число больше 5 на 1; меньше 7 на 1; меньше 6 на 1?
* Увеличьте 9 на 1; уменьшите 7 на 1.
* Сколько ног у петуха? Сколько крыльев у птицы?
* На цветке сидит одна бабочка. К ней прилетела ещё одна. Сколько стало
бабочек?
7. * У мальчика было 3 тетради. Он отдал товарищу 1 тетрадь. Сколько у
него осталось тетрадей?
* У девочки было 8 шаров. 1 лопнул. Сколько шаров осталось?
* Мальчик поймал 4 рыбки и выпустил их в ведро. Потом он поймал ещё
3 рыбки. Сколько всего рыбок стало в ведре?
* Какое число больше 7 на 1; меньше 9 на 2?
* Назовите числа меньше 6.
* На сколько надо увеличить число 9, чтобы получить 10?
8. * Запишите числа, которые находятся между числами 6 и 8; 5 и 3; 7 и 9?
* Какое число получится, если к 3 прибавить 5?
* Какое число получится, если из 10 вычесть 3?
* Увеличьте: 9 на 1 4 на 1 7 на 1 6 на 1
* Было 4 пёстрых цыплёнка. К ним прибежали ещё 2. Сколько стало
цыплят?
* У Васи было 3 карандаша. Мама дала ему ещё столько же. Сколько
карандашей стало у Васи?
* На столе лежало 3 столовых ложки и 2 чайные. Сколько всего ложек?
9. * На столе лежало 5 ложек. 2 ложки убрали. Сколько ложек осталось?
* На кусте висело 8 ягод. 4 ягоды созрели и упали. Сколько ягод
осталось на кусте?
* Брату 4 года, сестра на 2 года старше. Сколько лет сестре?
* Саша принёс из огорода 5 морковок, а Лена столько же и ещё 1.
Сколько морковок принесло Лена?
* Лена посадила в землю 7 горошин. Одна горошина не взошла. Сколько
горошин взошло?
* Начерти отрезок длиной 7 см. Начерти второй отрезок, который на 1 см
7короче.
* Вова должен был раскрасить 9 бабочек. Он раскрасил только 2.
Сколько бабочек ему осталось раскрасить?
10. Контрольный диктант.
* Запишите все числа до 9, начиная с наименьшего.
* Какое число больше 8 на 1?
* какое число меньше 5 на 1?
* Какое число следует за числом 8?
* Какое число предшествует числу 7?
* К задуманному числу прибавили 1 и получили 8. Какое число задумали?
* Какое число находится между числами 7 и 9?
* Какое число получится, если к 3 прибавить 1?
* Какое число получится, если из 10 вычесть 1?
* К плаванию готовится команда катера: 5 матросов и командир. Сколько
человек в команде?
* Запишите ответы: 51, 3+1, 9+1, 7+1, 61, 81.
Тема: «Сложение и вычитание»
1. * Какое число меньше 6 на 2?
* Сумма двух чисел равна 8, одно из слагаемых 5. чему равно второе
слагаемое?
* Уменьшаемое 9, вычитаемое 6. Найди разность.
* Неизвестное число увеличили на 3 и получили 10.
Чему равно неизвестное число?
* В ящике было 9 банок сока. Взяли 4 банки. Сколько банок осталось в
ящике?
* В саду росло 6 кустов малины, а смородины на 4 куста больше.
Сколько кустов смородины росло в саду?
2. * Первое слагаемое 6, второе – 3. Найди сумму.
* На сколько 8 больше 3?
* На сколько 10 больше 7?
* На сколько 6 меньше 9?
* Назови разность чисел 8 и 4.
* На клумбе распустилось утром 8 астр, а к вечеру их стало на 2 больше.
Сколько астр распустилось к вечеру?
8* Сестре дали 10 орехов, а брату – на 2 ореха меньше.
Сколько орехов у брата?
3. * Первое слагаемое 5, второе – 4. Найди сумму.
* Первое слагаемое 8, второе – 2. Чему равна сумма?
* Найди сумму, если первое слагаемое равно3, а второе 6.
* Чему равна сумма, если первое слагаемое равно 2, а второе – 5.
* Ване нужно нарисовать 6 грибов. Он уже нарисовал 3 гриба.
Сколько грибов ему осталось нарисовать?
* У брата 5 тетрадей, у сестры столько же. Сколько у них тетрадей?
* Андрею надо было выстрогать 4 палочки, а он выстрогал на 2 больше.
Сколько палочек выстрогал Андрей?
4. * 5 плюс 4.
* Найди сумму чисел 6 и 4.
* Увеличь 5 на 4.
* Уменьши 9 на 6.
* Запиши числа 5 и 4. Сравни их и поставь между ними знак.
* К 5 прибавили столько же. Чему равна сумма?
* Из какого числа нужно вычесть 3, чтобы получить 10?
* Какое число надо прибавить к 3, чтобы получить 6?
* Один мальчик поймал 5 рыбок, а другой 4 рыбки.
Сколько рыбок поймали мальчики?
* Мальчики поймали 8 рыбок. Из 4 они сварили уху. Сколько рыбок
осталось?
5. * Запиши пример, в котором первое слагаемое 6, а второе – 4.
Вычисли сумму.
* Запиши число 8, увеличь его на 2. Какое число получили?
* Запиши число, которое следует за числом 6. Уменьши его на 4.
Запиши ответ.
* Запиши выражение, в котором надо 5 увеличить на 2.
* Запиши выражение, в котором надо 9 уменьшить на 5.
* Запиши выражение, в котором первое слагаемое 5, второе – 4.
Вычисли сумму.
* Запиши пример: 7 уменьши на 3.
* Запиши выражение, в котором надо найти сумму чисел 8 и 2.
Вычисли эту сумму.
9* Запиши, как можно получить число 7.
* Школьники посадили около школы 6 дубков и 3 липы.
Сколько всего деревьев посадили школьники?
6. * 4 увеличь на 2.
* К 4 прибавить 2.
* На сколько 4 меньше 8?
* Какое число на 2 больше 8?
* Какое число меньше, чем 6, на 2?
* 8 уменьши на 3.
* Как можно разложить 6 яблок на 2 тарелки? Запиши три выражения.
* В палатку привезли 6 ящиков яблок и 4 ящика груш.
На сколько больше привезли ящиков с яблоками, чем с грушами?
7. * Увелить 6 на 3.
* Уменьши 6 на 2.
* 8 плюс 2.
* 6 минус 3.
* Найди разность чисел 5 и 3.
* Найди сумму чисел 5 и 4.
* В библиотеку записались 7 девочек, а мальчиков 9.
На сколько больше мальчиков, чем девочек записались в библиотеку?
8. * Из чисел 10, 1, 6. 2, 0, 8. выпиши те, которые меньше 6.
* Найди разность чисел 7 и 3.
* На какое число надо увеличить 4, чтобы получить 5?
* Какое число больше 6. но меньше 8?
* Увеличь 5 на 2.
* Уменьши 9 на 5.
* Какое число надо уменьшить на 3, чтобы получить 2?
* Какое число меньше 6 на 4?
* Первое слагаемое 3, второе слагаемое 3. Найди сумму.
* Выпиши пары чисел, разность которых равна 3: 8, 3, 7, 2, 6, 4.
9. * К какому числу надо прибавить7, чтобы получить 10?
* На сколько надо уменьшить 5, чтобы получить 4?
* Найди сумму чисел 6 и 3.
* На сколько 6 меньше 8?
10* Из какого числа надо вычесть 7, чтобы получить 2?
* Прибавь к 3 число 5.
* Уменьшаемое 10, вычитаемое 5. Найди разность.
* Сумма трёх слагаемых равна 9. Запиши возможные варианты.
* На доске нарисовано 5 точек. Дорисуй в тетради столько точек, чтобы
их всего стало 8.
* Турист готовился к девятому путешествию. Сколько путешествий он
уже совершил?
* Запиши любое число, которое меньше разности чисел 8 и 3.
10. * Увеличь 2 на 4.
* Из 10 вычти 3.
* Уменьши 8 на 6.
* Увеличь 7 на 3.
* Первое слагаемое 3, второе 6. Найди сумму.
* Найди сумму чисел 6 и 2.
* На сколько 8 больше, чем ?
* На сколько 5 меньше 7?
* Найди разность чисел 8 и 5.
11. * Уменьшаемое 8, вычитаемое 3. Найди разность.
* Первое слагаемое 5, второе 4. Найди сумму.
* Найди число, которое больше 7 на 3.
* Увеличь 4 на 2; уменьши 7 на 5; на сколько 10 больше 2?
* Толя знает 4 сказки, а его друг Серёжа на 3 больше.
Сколько сказок знает Серёжа?
12. * Сколько нужно вычесть из 10, чтобы получить 4?
* На сколько 9 больше 8?
* Найди сумму чисел 8 и 2.
* К какому числу надо прибавить 3, чтобы получить 9?
* Первое слагаемое 5, сумма равна 8. Чему равно второе слагаемое?
* Запиши число, которое больше 2 на 3.
* Найди разность чисел 8 и 4.
* Сколько надо прибавить к 7, чтобы получилось 10?
* Увеличь число 3 на столько же.
13. * Запиши, как можно получить число, следующее сразу за числом 7.
* На сколько каждое последующее число больше предыдущего?
* Запиши соседей числа 6.
* Какое из трёх чисел является суммой двух других?
112, 3, 5; 7, 2, 5; 2, 10, 8.
* Какие числа могут быть слагаемыми, чтобы в сумме было число 6, 8?
* Брату 6 лет, сестра на 2 года старше. Сколько лет сестре?
* На столе лежало 8 книг. Миша взял 2 книги. Сколько книг осталось?
14. * Какое число больше 8 на 1?
* К числам 6, 8, 7, 5 прибавьте 2.
* Девочке надо выстирать 5 платков. Она выстирала 3 платка.
Сколько ещё платков ей осталось выстирать?
* Костя утром прочитал 2 страницы книги и вечером столько же.
Сколько страниц Костя прочитал за весь день?
* Коля вырезал 9 красных флажков, 2 флажка он отдал товарищу.
Сколько флажков осталось у Коли?
* Алёша готовил уроки. Сначала он решил 5 примеров, а потом ещё 3
примера. Сколько всего примеров решил Алёша?
* У мальчика было 3 конфеты. Он съел 3 конфеты. Сколько конфет
осталось?
* У брата 3 ореха и у сестры столько же. Сколько орехов было у них?
* Витя поймал 10 рыбок, а Коля – на 2 рыбки меньше. Сколько рыбок
поймал Коля?
15. Контрольный диктант.
* К 5 прибавьте 4.
* Найдите сумму чисел 7 и 3.
* Увеличьте 4 на 3.
* Уменьшите 9 на 4.
* К 4 прибавили столько же. Сколько получили?
* Из какого числа нужно вычесть3, чтобы получить 7?
* Какое число надо прибавить к 3, чтобы получить 6?
* Один мальчик поймал 5 рыбок, а другой – 3.
Сколько рыбок у них стало?
* Мальчик поймал 8 рыбок. Их 5 сварили уху. Сколько рыбок осталось?
* У Васи 9 марок, А у Коли на 3 марки меньше. Сколько марок у Коли?
* У Веры 6 игрушек, у Любы на 4 игрушки больше.
Сколько игрушек у Любы?
* Вставь числа: 9=6+… 7=3+… 10=5+…
8=4+… 6=2+… 5=3+…
Тема: «Нумерация чисел в пределах20»
121. * Запиши числа 1 дес. 3 ед.; 2 дес. 0 ед.; 2 дес. 7 ед.; 1 дес. 4 ед..
* Запиши, за каким числом следует 15, 17, 13.
* Прочитай числа: 15, 16, 20, 19. 12, 18, 14, 13, 17.
Запиши их начиная с наименьшего.
* Какое число находится между числами 13 и 15? 17 и 18.
* На школьном катке расчищают площадку для катка 16 мальчиков и
девочек. Мальчиков 10. Сколько девочек?
* Числа 4, 8, 3, 1. Увеличьте на 10.
* Числа 12, 15, 17, 19, 20 уменьши на 10.
2. * Чему равна разность чисел 10 и 7?
* Найди сумму чисел 10 и 5.
* Какое число предшествует числу 20?
* Какое число на 1 больше, чем 18?
* На сколько19 больше 8?
* Увеличь 6 на 4.
* Уменьши 19 на 9.
* У Игоря было 12 марок, 2 марки он подарил другу.
Сколько у него осталось?
3. * Запиши число, которое состоит из 1 дес. 7 ед.
Запишите рядом предшествующее число.
* Запиши число, которое получим, если к 10 прибавить 9.
Найди разность чисел 16 и 6. Найди сумму чисел 8 и 10.
* Запиши сумму чисел 10 и 3.
* Запиши разность чисел 18 и 10.
* Запиши выражение: к разности чисел 7 и 5 прибавить 7. Вычисли.
* Неизвестное число больше 7 на 3. Чему равно неизвестное число?
* В первом бидоне 3 л молока, а в другом на 2 л больше.
Сколько литров молока в другом бидоне?
4. * Уменьшаемое 17, вычитаемое 5. Найди разность.
* Первое слагаемое 5, второе – неизвестно, сумма – 12.
Найди второе слагаемое.
* Найди сумму чисел 10 и 6.
* Какое число больше, чем 5, на 10?
* Какое число на 2 меньше 18?
* Уменьши 16 на 6.
13* Увеличь 16 на 4.
* Запиши число, которое при счёте называют после 15.
* Запиши число, которое при счёте называют перед числом 20.
* Запиши число, в котором 1 дес. 3 ед.
5. * Запиши число, в котором 1 дес 8 ед.; 2 дес.
* Запиши число, которое на 2 меньше, чем 20.
* Уменьши 18 на 8.
* Увеличь 16 на 3.
* Найди сумму чисел 14 и 4.
* Какое число надо прибавить к 10, чтобы получить 15?
* Уменьшаемое 10, вычитаемое 10. Чему равна разность?
* Из числа 17 вычесть разность чисел 11 и 10.
* На ёлке горело 10 зелёных лампочек, а красных на 5 больше.
Сколько горело на ёлке красных лампочек?
6. * Найди сумму чисел 10 и 2, разность чисел 16 и 10.
* Найди разность чисел 15 и 10.
* К сумме чисел 3 и 7 прибавь 5.
* Из числа 8 вычти сумму чисел 3 и 2.
* Первое слагаемое 12, второе – 2. Чему равна сумма?
* Из числа 12 вычти разность чисел 12 и 10.
* К числу 10 прибавь сумму чисел 2 и 5.
7. * К числу 7 прибавь сумму чисел 3 и 5.
* Разность чисел 12 и 10 увеличь на 5.
* На сколько 3 меньше 20?
* Увеличь 19 на 1.
* Первое слагаемое 20, второе – 4. Найди сумму.
* Уменьшаемое 19, вычитаемое 1. Найди разность.
* Какое число больше 6 на 4?
* Из 8 дм 2 см вычли 2 см.
* В живом уголке 3 ежа, это на 2 меньше, чем кроликов.
Сколько кроликов в живом уголке?
* У портнихи 13 пуговиц. К рубашке она пришила 10 пуговиц.
Сколько пуговиц осталось?
Тема: «Сложение и вычитание однозначных и
двузначных чисел»
1. * Запиши числа 20, 18, 12, 15, 17.
* Запиши число, в котором 1дес. 4 ед.; 2 дес. 5 ед.
* Запиши число, которое следует за числом18.
* Запиши число, которое предшествует числу 20.
14* В двух клетках 10 крольчат. В одной из них 6. Сколько в другой?
* Папа купил 10 кг картофеля, а моркови на 8 кг меньше.
Сколько килограммов моркови купил папа?
* Дима прыгнул в высоту на 7 дм, а Сережа – на 9 дм.
На сколько дм выше прыгнул Серёжа?
2. * Запиши числа 18, 80, 60, 16, 100.
* Запиши число, в котором 4 дес. 7 ед.; 7 дес. 4 ед.
* Запиши числа, которые при счёте следуют сразу за числами 69, 39.
* Запиши числа, которые при счёте предшествуют числам 90, 50.
* Заполни пропуски: 1 дм = 7 см; 1 м = ? см.
* Брату 10 лет, а сестра на 7 лет старше. Сколько лет сестре?
* Высота берёзы 12 м, а сосна на 2 м ниже. Какой высоты сосна?
3. * Найди разность чисел 30 и 1.
* Найди сумму чисел 69 и 1.
* Уменьши 100 на 1.
* Из суммы чисел 5 и 9 вычти 7.
* К разности чисел 18 и 8 прибавь 3.
* Сумма двух чисел равна 18. Найди эти числа и запиши.
* Разность чисел 14 и 6 увеличь на 9.
* Какое число состоит из 1 дес. 5 ед.; 3 дес.; 1 дес. 9 ед.; 7 дес. 9 ед.
* Сколько десятков и единиц в числах: 28, 82, 17, 79, 80.
Запиши по образцу: 35=3дес. 5ед.
4. * Увеличь 9 на 2.
* К 46 прибавить 4.
* Уменьши 13 на 3.
* Из 100 вычти 2.
* Первое слагаемое 20, второе 8. Найди сумму.
* На сколько 46 больше, чем 40?
* На сколько 5 меньше, чем 25?
* Найди разность чисел 92и 2.
* Найди сумму чисел 30 и 30.
5. * Запиши числа 72, 90, 29, 19, 88, 100.
* Запиши число, которое следует при счёте перед числом 50, после 79.
15* Запиши шесть чисел, отсчитывая по одному, начиная с числа 54.
* Запиши число, в котором 8 дес.2ед.; 7 дес.
* К какому числу надо прибавить 1, чтобы получить 60?
* Из какого числа надо вычесть 1, чтобы получить 29?
* Вырази в см: 2дм 6 см; 1 дм 1 см.
6. * Запиши, между какими числами находится число 50.
* Запиши число, которое на 1 больше, чем 29.
* Запиши число, которое на 1 меньше, чем 80.
* Какое число получится, если 60 увеличить на 5?
* Запиши пять чисел, присчитывая по одному, начиная с числа 76.
* У хозяйки было 15 яиц. Она израсходовала на пирожки десяток.
Сколько яиц осталось у хозяйки?
7. * Какое число получится, если 69 увеличить на 1?
* Уменьши 40 на 1.
* Найди сумму чисел 60 и 7.
* Найди разность чисел 70 и 1.
* К числу 32 прибавили 2 десятка. Какое число получили?
* 95 меньше задуманного числа на 5 ед. Запиши задуманное число.
* Какое число задумали, если в нём не хватает единицы до 5 десятков?
* Число 30 меньше неизвестного числа на 5.
Чему равно неизвестное число?
8. * Найди сумму чисел 45 и 3.
* Увеличь 45 на 3.
* Уменьши 45 на 3.
* На сколько 37 больше 7?
* На сколько 40 меньше 73?
* Уменьшаемое 80, вычитаемое 8. Найди разность.
* Из 32 вычти сумму чисел 10 и 12.
* Из какого числа надо вычесть 7, чтобы получить 30?
9. * Уменьши 90 на 8.
* Увеличь 65 на 5.
* Найди сумму чисел 17 и 30.
* Первое слагаемое неизвестно, второе – 6, сумма – 30.
Найди первое слагаемое.
* К какому числу надо прибавить 7. чтобы получить 80?
* Вова вырастил 9 кроликов, а Серёжа на 4 кролика больше.
Сколько кроликов вырастил Серёжа?
1610. * Увеличь 7 на 5.
* Найди сумму чисел 8 и 12
* Найди разность чисел 40 и 9
* Уменьши 11 на 6.
* На школьном участке работали 12 мальчиков и 13 девочек.
На сколько меньше мальчиков, чем девочек?
* На сколько 70 больше 7?
11. * 28 увеличь на 14.
* На сколько 16 меньше 32?
* Найди сумму чисел 36 и 5.
* 38 уменьши на 22.
* Первое слагаемое 80, второе на 5 меньше.
Чему равно второе слагаемое?
* Найди разность чисел 84 и 21.
12. * Увеличь 7 на 4, 6 на 7.
* Уменьши 80 на 7, 28 на 5.
* Найди сумму чисел 12 и 8, 16 и 30.
* Найди разность чисел 30 и 7, 86 и 5.
* Неизвестное число больше 30 на 2.
* Неизвестное число меньше 30 на 2.
* Какое число состоит из 2 дес. 6 ед.?
13. * Запиши числа 18, 32, 87, 40, 37.
* Запиши число, в котором 3 дес.9ед.
* Запиши число, которое следует за числом 39.
* Запиши число, которое предшествует числу 70.
* Запиши все числа от 76 до 83.
14. * Вычисли:
9+7 116 8+6 125 158
7+7 177 6+5 139 6+6
178 124 3+9 189 7+6
9+8 113 146 9+4 145
15. * На сколько надо уменьшить 63, чтобы получить 30?
* Первое слагаемое 9, второе – на 2 больше.
17Чему равно второе слагаемое? Чему равна сумма?
* На сколько 70 больше 7?
* Из какого числа надо вычесть 8, чтобы получить 30?
* Найди разность чисел 34 и 2.
* К какому числу надо прибавить 1, чтобы получить 99?
* Запиши числа, которые состоят из 6 дес.9 ед.; 9 дес.6 ед..
Уменьши каждое число на 2 дес. Запиши результат.
16. * На сколько 8 меньше 12?
* Сумма двух чисел равна 80. Первое слагаемое 20.
Найди второе слагаемое.
* Запиши пары чисел, сумма которых равна 13: 1, 2, 3, 4, 5. 6, 7, 8, 9, 10.
* Запиши числа, которые на 1 больше 89, на 1 десяток меньше 89.
* какое число надо прибавить к 40, чтобы получить 80?
* Разность 60 и 50 увеличь на 1.
* К сумме чисел 10 и 6 прибавь сумму чисел 1 и 0.
* В книге 75 страниц. Дима прочитал 66 страниц.
Запиши номера оставшихся страниц.
17. * На сколько 98 больше 40?
* К какому числу надо прибавить 60, чтобы получить 67?
* Уменьшаемое 15, вычитаемое 8. Найди разность.
* Уменьшаемое 13, разность 6. Найди вычитаемое.
* Запиши число, которое больше 50 на 20.
* Дополни до 80: 4, 30, 16, 48.
Тема: «Сотня. Сложение и вычитание»
1. * Найди сумму чисел 34 и 8.
* Найди разность 61 и 6.
* Увеличь 28 на 46, 76 на 8
* Уменьши 81 на 37.
* На сколько 6 меньше 30?
* Первое слагаемое 26, второе – 9. Чему равна сумма?
2. Запиши выражения и вычисли их значения.
* Из суммы чисел 65 и 3 0 вычти 23.
* Из числа 96 вычти сумму чисел 46 и 30.
* Из суммы чисел 42и 18 вычти сумму чисел 36 и 16.
* К сумме чисел 30 и 23 прибавь сумму чисел 9 и 7.
183. * Найди сумму числе 38 и 17.
* Сумму чисел 13 и 9 уменьши на 8.
* Из суммы чисел 42 и 9 вычти 15.
* Из числа 47 вычти сумму чисел 6 и 8.
* Уменьшаемое 52, вычитаемое 17. Найди разность.
* На сколько 72 больше 49?
* В санатории мальчик поправился на 2 кг. Теперь он весит 20 кг.
Сколько весил мальчик до приезда в санаторий?
4. * Найди сумму чисел 34 и 7.
* Чему равна разность чисел 60 и 12?
* Из какого числа надо вычесть 6, чтобы получить 16?
* Неизвестное число увеличили на 5 и получили 23.
Чему равно неизвестное число?
* 8 меньше неизвестного числа на 7. Чему равно неизвестное число?
* На сколько 8 дес. Больше 8 ед.?
* У Марины 73 руб., а у Наташи на 25 руб. меньше.
Сколько денег у Наташи?
5. * Из какого числа надо вычесть7, чтобы получить 27?
* Какое число надо прибавить к 43, чтобы получить 52?
* Какое число надо вычесть из 40, чтобы получить 13?
* 36 увеличь на 7.
* Найди сумму чисел 19 и 7.
* На сколько 68 меньше 72?
* На сколько 32 больше 16?
* Неизвестное число меньше, чем 60 на 8. Найди неизвестное число.
6. * 17 больше неизвестного числа на 9. Чему равно неизвестное число?
* Из суммы чисел 46 и 18 вычли 18. Чему равно значение выражения?
* Найди уменьшаемое, если разность 12, а вычитаемое 9.
* Из суммы чисел 24 и 8 вычти сумму чисел 6 и 7. Чему равно значение
выражения?
* Сыну 14, а его отцу 40. На сколько лет сын моложе отца?
* Школьники окопали 24 груши, а яблонь на 9 больше, чем груш.
Сколько яблонь окопали школьники?
7. * Уменьши 11 на 2.
* Увеличь 9 на 3.
* На сколько 7 меньше 23?
19* На сколько 16 больше 8?
* Найди сумму чисел 17 и 8, 32 и 18.
* Найди разность чисел 30 и 16, 42 и 27.
* Первое слагаемое 16, второе 17. Найди сумму двух слагаемых.
* Уменьшаемое 70, вычитаемое 7. Чему равна разность?
8. Запиши выражения и вычисли их значения.
* К сумме чисел 5 и 15 прибавь сумму чисел 18 и 12.
* К сумме чисел 31 и 3 прибавь сумму чисел 9 и 7.
* Из суммы чисел 48 и 32 вычти сумму чисел 16 и 14.
* Из суммы чисел 46 и 18 вычти число 18.
* Из числа 96 вычти сумму чисел 46 и 30.
9. Запиши выражения и вычисли значения.
* Первое слагаемое 64, второе – 29. Найди сумму.
* Уменьшаемое 63, вычитаемое 17. Найди разность.
* Увеличь 36 на 3.
* Уменьши 49 на 6.
* На сколько 16 меньше 30?
* На сколько 63 больше 7?
* Сыну 22 года, его отцу 50 лет. На сколько лет отец старше сына?
10. * 19 увеличь на 14.
* Найди разность чисел 24 и 16.
* Найди сумму чисел 25 и 7.
* Уменьши 61 на 40.
* На сколько 21 больше 13?
* На сколько 1 м больше 4 см?
* Первое слагаемое 12, второе – на 8 больше первого. Найди сумму.
* Отцу 40 лет, а сыну 15. На сколько лет сын моложе отца?
* У Даши было 10 руб. Она купила альбом за 6 руб.
Сколько денег осталось у девочки?
11. * Вычисли сумму чисел 44 и 8.
* Найди разность чисел 71 и 16.
* Увеличь 28 на 46.
* Уменьши 81 на 38.
* На сколько 17 меньше 30?
* На сколько 45 больше 19?
* На сколько меньше 27, чем 30?
12. * Найди разность чисел 81 и 17.
20* Увеличь 58 на 29.
* Уменьши 63 на 37.
* Вычисли сумму чисел 66 и 7.
* На сколько 45 больше 26?
* На сколько 25 меньше 53?
* На сколько 40 больше, чем 36?
13. * Увеличь 30 на 10.
* Уменьши 50 на 1.
* На сколько 86 больше 80?
* Найди сумму чисел 20 и 5.
* Найди разность чисел 42 и 2.
* На сколько 90 больше 60?
* Уменьши 6 десятков на 1 десяток.
14. * Чему равна разность чисел 18 и 87
* Уменьши 16 на 6. Увеличь 30 на 7.
* Неизвестное число больше 30 на 2. Чему равно неизвестное число?
* Число 20 больше неизвестного числа на 8. Чему равно неизвестное
число?
* К сумме чисел 7 и 9 прибавьте 3.
* На сколько 54 больше 7?
* В первом куске 6 м ткани, а во втором – на 7 м больше.
Сколько метров ткани во втором куске?
15. * Найди сумму чисел 80 и 5.
* Увеличь 54 на 3; 67 на 20; 40 на 7.
* Найди разность 68 и 4.
* На сколько 8 меньше 39?
* Какое число больше 53 на 7?
* Какое число меньше 67 на 5?
* В куске 13 м ткани. Отрезали на платье 3 м. На сколько метров
ткани осталось больше, чем отрезали?
* Мальчик поймал 5 карасей, окуней – на 3 больше, чем карасей, а щук –
на 6 меньше, чем окуней. Сколько щук поймал мальчик?
16. * Уменьшаемое 40, вычитаемое 6. Найди разность.
* Увеличьте 32 на 20; 9 на 30.
* Первое слагаемое 16, второе – 30. Найди сумму.
* Уменьшите 70 на 6; 36 на 30.
* Найдите разность чисел 86 и 5.
* У Серёжи было несколько тетрадей. После того как сестра дала ему
216 тетрадей, у него стало 10. Сколько тетрадей у Серёжи было сначала?
* В корзине 8 кг огурцов. После того как в неё положили ещё несколько
килограммов, там стало 20 кг. Сколько кг огурцов положили в
корзину?
* Из бидона вылили 4 л молока, после этого в нём осталось 6 л.
Сколько литров молока было в бидоне?
* Найдите сумму чисел 32 и 8. На сколько 9 меньше 30.
Увеличьте 6 на 7. Уменьшите 28 на 5.
17. * Уменьшаемое 80, вычитаемое 2. Найдите разность.
* На сколько 3 меньше 30? 7 меньше 70?
* К какому числу надо прибавить 4, чтобы получить 30?
* Какое число надо уменьшить на 10, чтобы получить 20?
* Из мешка продали 55 кг сахара, и в нём осталось 5 кг.
На сколько больше кг сахара продали, чем осталось?
* Число 20 больше неизвестного числа на 4.
Чему равно неизвестное число?
* В магазине продано в понедельник 20 телевизоров, а во вторник – 17.
Сколько продано телевизоров за два дня?
* Число 25 уменьшите на 2 дес.
* В одной корзине 8 кг груш, а в другой – 7 кг. Сколько в двух корзинах?
* В первой корзине 8 кг груш, в ней на 7 кг груш меньше, чем во второй.
Сколько кг груш во второй корзине?
* В первой корзине 8 кг груш, во второй – на 7 кг груш больше. Сколько
кг груш во второй корзине?
18. * Какое число больше 12 и меньше 18 на 3?
* Лестница состоит из 15 ступенек. На какую надо встать, чтобы быть на
середине лестницы?
* Найдите сумму чисел 48 и 7; 12 и 7.
* Найдите разность чисел 30 и 6; 22 и 6.
* Неизвестное число меньше 18 на 7. Чему равно неизвестное число?
* Неизвестное число больше 14 на 7. Чему равно неизвестное число?
* Увеличьте 53 на 8. Уменьшите 82 на 6.
* На сколько 95 больше 8? На сколько 8 меньше 15?
* К какому числу надо прибавить 6, чтобы получить 40?
* Какое число надо отнять от 36, чтобы получить 30?
* От 60 отняли число и получили 7. Какое число отняли?
19. * У мальчика 15 тетрадей в линейку. Тетрадей в клетку у него на 3
больше. Сколько у мальчика тетрадей в клетку?
* У мальчика 15 тетрадей в линейку и 3 в клетку.
22Сколько всего тетрадей у мальчика?
* У мальчика 18 тетрадей. Из них 15 в линейку, а остальные в клетку.
Сколько тетрадей в клетку?
* Брату 7 лет, сестра на 2 года моложе. Сколько лет сестре?
* Брату 7 лет, это на 2 года больше, чем сестре. Сколько лет сестре?
* На первой машине 100 мешков картофеля, на второй – на 20 мешков
меньше. Сколько мешков картофеля на второй машине?
* У Пети было несколько марок. Когда папа подарил ему ещё 8 марок,
То у мальчика стало 17 марок. Сколько марок было у Пети
первоначально?
20. * От какого числа надо отнять 8, чтобы получить 12?
* Уменьшаемое 32, вычитаемое неизвестно, разность 6.
Найдите неизвестное число.
* Чему равна разность чисел 30 и 8?
* Найдите неизвестное уменьшаемое, если разность равна 27, а
вычитаемое 5.
* Найдите неизвестное вычитаемое, если уменьшаемое 30, а разность 7.
* Длина первого отрезка 6 см, он на 2 см короче второго.
Чему равна длина второго отрезка?
* Дополните до ближайшего круглого числа каждое из чисел:
18, 27, 39, 99, 58, 66.
21. * У Серёжи было 25 марок. Когда папа подарил сыну ещё несколько
марок, у него стало 30 марок. Сколько марок подарил папа?
* В двух кусках 25 метров ткани. В первом куске 10 м ткани.
Сколько метров ткани во втором куске?
* Колодец был глубиной 7 м, а верёвка для ведра длиной 8 м.
Какова длина лишнего конца верёвки?
* Мальчику 12 лет. Сколько лет назад ему было 8 лет?
* Разность равна 27, вычитаемое 5. Найдите уменьшаемое.
* Найдите неизвестное вычитаемое, если уменьшаемое 30, а разность7.
* Что меньше: сумма 17 и 5 или разность 30 и 2?
* Задумали число, прибавили к нему 8 и получили 8.
Какое число задумали?
* В банке находилось 16 л керосина. Когда израсходовали несколько
литров, в банке осталось 9 л. Сколько л керосина израсходовали?
2322. * Какое число надо вычесть из 50, чтобы получить 16?
* Найди сумму чисел 18 и 7.
* Найди разность чисел 40 и 8.
* На сколько 90 больше 75?
* Найди сумму чисел 27 и 18.
* Уменьшаемое 60, разность 36. Найди вычитаемое.
* Вычитаемое 30, разность 17. Найдите уменьшаемое.
* Увеличьте 7 на 4. Уменьшите 36 на 20.
* Какое число больше и на сколько: 24 или 23?
* Число 17 меньше неизвестного числа на 3. Найдите неизвестное число.
* Из какого числа надо вычесть 8, чтобы получить 22?
* Из 20 вычтите сумму чисел 10 и 3.
* Из суммы чисел 30 и 5 вычтите 2.
* Израсходовали 10 л молока. Это на 30 л меньше, чем осталось.
Сколько литров молока осталось?
23. * Уменьшите на 7 каждое из чисел: 50, 88, 70, 79, 16, 35.
* Из 21 вычтите сумму чисел 6 и 5.
* К числу 48 прибавьте сумму чисел 7 и 2.
* К сумме чисел 16 и 27 прибавьте число 4.
* Из суммы чисел 20 и 5 вычтите 9.
* Уменьшаемое 8, вычитаемое 2. Найдите разность.
* На сколько 39 меньше 50?
* На сколько 7 меньше 70?
* К какому числу надо прибавить 4, чтобы получить 30?
* Какое число надо уменьшить на 10, чтобы получить 20?
* Число 20 больше неизвестного числа на 4. Чему равно неизвестное
число?
24. * Сумма двух чисел равна 100, одно слагаемое равно 25.
Найдите другое слагаемое.
* Уменьшаемое 60, разность 36. Найдите вычитаемое.
* Вычитаемое 12, разность 27. Найдите уменьшаемое.
* Мише 13 лет, сестра моложе его на 5 лет. Сколько лет сестре?
* Сестре 8 лет, брату 13. На сколько лет сестра моложе брата?
* В первом альбоме 18 открыток, а во втором – 12. На сколько открыток
в первом альбоме больше, чем во втором?
* На полке было несколько книг. Когда выдали 15 книг, там осталось 23
книги. Сколько книг было на полке?
* На 4 грядках рассадили поровну 12 луковиц. Сколько луковиц
24посажено на каждой грядке?
* На 4 грядках посажено по 3 луковицы. Сколько всего посажено
луковиц?
25