Раздел: Тема социального неравенства в литературе |
||||
Тема: Язык и стиль произведений А. П. Чехова |
||||
Дата:24.02.20 |
Школа:Шилибастау |
ФИО учителя:Кравченко Л.А |
||
Класс: 10 |
Количество присутствующих: |
Количество отсутствующих: |
||
Цели обучения: |
||||
10.2.6создавать высказывание на основе рисунков, графиков, таблиц, схем, диаграмм 10.4.4писать творческие работы (описания, повествования), используя знания из других предметных областей 10.4.6соблюдать орфографические нормы (Н и НН в разных частях речи, правописание Ь и Ъ, правописание числительных, сложных слов) 10.4.7соблюдать пунктуационные нормы в сложных синтаксических конструкциях, тире в простом и сложном предложении 10.5.1использовать отглагольные существительные, сложные прилагательные, прилагательные в краткой форме, глаголы в страдательном залоге, причастия, деепричастия |
||||
Цели урока:
|
Все учащиеся смогут: |
|||
создать высказывание на основе рисунков, графиков, таблиц, схем, диаграмм; использовать отглагольные существительные, сложные прилагательные, прилагательные в краткой форме, глаголы в страдательном залоге, причастия, деепричастия; |
||||
Большинство учащихся смогут: |
||||
соблюдать орфографические нормы (Н и НН в разных частях речи, правописание Ь и Ъ, правописание числительных, сложных слов); соблюдать пунктуационные нормы в сложных синтаксических конструкциях, тире в простом и сложном предложении; |
||||
Некоторые учащиеся смогут: написать творческие работы (описания, повествования), используя знания из других предметных областей: эссе причинно-следственного характера. |
||||
Языковая цель |
Полиязычие: степени сравнения прилагательных в русском и казахском языках Основные термины и словосочетания:юмор, сатира, гротеск, смысл заглавия произведения |
|||
Привитие ценностей |
Воспитаниепатриотизма, интернационализма, толерантности в русле Стратегии «Казахстан – 2030», государственных программ «Культурное наследие», «Мәңгілік Ел», «Триединство языков»; «Рухани жанғыру», любви и бережного отношения к Родине, родному языку, русскому языку, литературе и культуре |
|||
Межпредметные связи |
Взаимосвязь с предметами: мировая литература, казахский язык и литература, английский язык. |
|||
Навыки использования ИКТ |
Использование интерактивной доски, интернет-ресурсы |
|||
Этапы урока
|
Запланированная деятельность на уроке |
Ресурсы |
||
Начало урока
|
Организационный момент Создание коллаборативной среды. Стратегия «Поздоровайся локтями!» Учитель приветствует учащихся, он призван мотивировать учащихся на изучение русского языка илитературы, создать эмоциональную атмосферу, настроить на увлекательный диалог автора и читателя. Стратегия «ИНСЕРТ». Просмотр презентаций и буктрейлеров. |
|||
Середина урока
|
Стратегия «Мозговой штурм». История слова. Мы знаем, что значительная часть лексики стилистически нейтральна, т.е.может употребляться влюбых видах устнойи письменной речи. Но многие слова литературного языка по характеру и кругу своего употребления, по принадлежности к разным стилям языка имеют различные оттенки в значениях. Стилистические пометы в толковых словарях указывают на сферу употребления слова и его оттенки в значениях. Ср.: разг., т. е. разговорное, означает, что слово свойственно обиходной, разговорной речи; ирон., т. е. ироническое; устар., т. е. устарелое, указывает, что слово вышло или выходит из живого употребления, но их можно встретить в классических литературных произведениях XIX — начала XX вв. Например, в рассказе А. П. Чехова “Толстый и тонкий” читаем: “Милый мой! — начал тонкий после лобызания” (т. е. после того, как поцеловались). Значение слова лобызание и его сфера употребления определяется следующим образом: устар. или ирон. Действие по значению глагола лобызать, лобызаться; целование. Значит, стилистические пометы указывают на то, что слово устаревшее (синоним — целовать) и употребляется в целях выражения иронии.Следует знать: Вы, наверное, обратили внимание, что в рассказе встречаются слова с уничижительной частицы (“приятно-с”, “вельможи-с”, “вы-с”), которая даже присутствует в жалком подобии смеха тонкого (“хи-хи-с”). Употребление этой частицы было характерно для русского языка XIX века и, как правило,в художественных произведениях того периода использовалось для придания иронически-сатирического звучания речи персонажей, пытающихся выслужиться перед начальством. Стратегия «Мозговой штурм».
• Выпишите из рассказа А. П. Чехова “Толстый и тонкий” слова и сочетания, значения которых вам неизвестны. Определи их значения по толковым словарям русского языка. Обратите внимание на стилистические пометы, указывающие на сферу употребления слова. Заполните таблицу. • Как характеризует речь и поступки персонажей обращения: ваше превосходительство, голубчик, друг детства, милый мой, душонок? Какие чувства они у вас вызывают? • Найдите в рассказе характерные черты разговорного стиля. Приведите примеры. Обсудите вопрос о связи культурно-фоновых и стилистических компонентов значения слова. Вглубь строки • Прочитайте текст. Выпишите значения слова олигархия, олигарх по “Толковому словарю иноязычных слов” Л. П. Крысина. Имеет ли это слово стилистические пометы в словарях? • Какие культурно-фоновые и стилистические значения получило слово олигарх в современной русской речи? Какое значение слова олигарх обсуждается в тексте?
Практическая грамматика Прочитайте фрагменты из рассказа А. П. Чехова “Толстый и тонкий”. Объясните расстановку знаков препинания в предложениях. Прочитайте предложения. Найдите нарушения, связанные с употреблением форм степеней сравнения прилагательных. Исправьте предложения, аргументируйте свое мнение.
Консультация Статистика как отрасль знаний, в которой излагаются общие вопросы сбора, измерения, мониторинга и анализа массовых статистических данных, использует специальные методы исследования и обработки материалов: массовые статистические наблюдения, математические методы, метод графических изображений (диаграммы, гистограммы, графики). К примеру, приведенная ниже гистограмма иллюстрирует динамику доходов богатого меньшинства в период с 2007 по 2015 гг.
Стратегия ИНСЕРТ Интерактивные технологии • Используя данные сайта Агентства по статистике Республики Казахстан составьте статистический отчет о доходах населения по регионам Казахстана за 2017 г., либо демографической ситуации в регионах республики за последние годы • Напишите эссе причинно-следственного характера на эту тему. Помните, что вы анализируете причины и следствия. В эссе должны быть даны ответы на вопросы “Почему?”, “Каков результат?” Учебник. Часть 1. Хрестоматия. презентация буктрейлеры
|
|||
Конец урока
|
Стратегия «Мозговой штурм». Письменный анализ текста “Государственная программа развития и функционирования языков в РК”. Творческая лаборатория • Прочитайте текст. Какой прием использован автором с целью эмоционального воздействия на читателя? На чем основан комический эффект?Вспомните, в каких современных казахстанских комедиях наиболее ярко изображается тема социального неравенства? Почему эта тема актуальна в наше время? • д\з: Взяв за основу приемы антитезы, анафоры и градации напишите юмористический рассказ натему социального неравенства в вашем понимании и восприятии современной жизни. |
|||
Рефлексия. |
Стратегия «Древо желаний».Как вы думаете, что нужно сделать, чтобы в обществе не было социального неравенства? |
|||
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.