Министерство образования Красноярского края
Каратузский филиал
краевого государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения
«Минусинский сельскохозяйственный колледж»
ПОВЫШЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ МАСТЕРА ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ — КАК ОСНОВНОЕ УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ
аВТОР: cЕМЫКИН.В.А
КАРАТУЗСКОЕ.2021
АННОТАЦИЯ. В статье рассматривается понятие компетентности, педагогической компетентности, виды педагогических компетентностей. Приведены анализ характеристик мастера производственного обучения в зависимости от его стажа, базовые компетенции мастеров и их оценки.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА. Компетентность, оценка, способность, качество образования, образовательная ситуация, учебный процесс.
Компетенция – это совокупность полномочий, прав и обязанностей образовательного учреждения или мастера; ряд вопросов, в которых мастер имеет опыт и познания; умение устанавливать подходящее соответствие между знанием и ситуацией.
Профессиональная педагогическая компетентность – это способность идеально, продуктивно, систематично, учитывая развитие современной науки и интересов мастера производственного обучения, делать прогноз, выполнять педагогическую деятельность в пределах образовательного пространства.
Ниже перечислены главные уровни профессиональных компетентностей педагога.
· Обученность;
· Подготовленность;
· Профессиональный опыт;
· Профессионализм.
К видам педагогических компетентностей можно отнести базовую, творческую, интеллектуальную, социальную, поведенческую, проектную культуру, рефлексивную, профессиональную мобильность.
Все профессиональные характеристики мастера производственного обучения можно объединить в два блока: предметную и психолого - педагогическую компетентности.
Предметная компетентность:
1) Использование знаний и умении по преподаваемому предмету.
2) Учитывая специфику предмета владеть структурой конкретной темы.
Психолого – педагогическая компетентность:
1) Учитывать возрастные особенности обучающихся.
2) Применять различные педагогические технологии.
3) Культура мастера производственного обучения.
Каждый мастер производственного обучения проходит 4 основные стадии своего становления как профессионала.
Стадия |
Стаж работы |
Характеристика |
I |
Молодые специалисты |
Отличаются поведением, ориентированным на внешние правила, образцы, рекомендации. В связи с небольшим опытом; страхом потерпеть неудачу или совершить ошибку. Возникают трудности при разграничении важных характеристик от второстепенных в учебно-воспитательном процессе, выделяют компоненты ситуаций и подвергают их анализу, как психологическому так и педагогическому анализу. |
II |
Опытные мастера производственного обучения |
Самостоятельно организовывают и планируют свою деятельность и деятельность детей. Их особенностью является умение справляться нестандартными ситуациями. |
III |
Профессионалы |
Период “профессионального мастерства”. Умеют целостно увидеть педагогическую реальность. Выделяют важные элементы педагогической практики. |
IV |
Эксперты |
Схватывают сложные ситуации, которые требуют незамедлительного решения. |
В данной таблице показывается процесс движения от молодого специалиста к мастеру-эксперту, а именно отражаются изменения в аспектах профессионального поведения.
Профессиональный опыт мастера производственного обучения напрямую влияет на способы обучения и самообучения при повышении своего мастерства. Иными словами, педагогический опыт определяет выбор дидактической стратегии при повышении квалификации.
Профессиональный уровень мастера невозможно измерить точным баллом, точной величиной. Любая его оценка является относительной и содержит в себе элементы субъективизма, которые можно свести к минимуму рейтинговой системой оценок. В основном (и это справедливо) профессионализм преподавателя определяется оценкой его умений и навыков.
Мастер производственного обучения осуществляет одновременно преобразующую и управляющую функции.
Но для того чтобы управлять развитием личности, нужно быть компетентным. Поэтому определение профессиональной компетентности мастера производственного обучения выражает единство в его теоретической и практической готовности к выполнению педагогических действий и характеризуется его профессионализмом.
Сущность подготовки мастер производственного обучения по тому или иному предмету представляется его квалификационной характеристикой — нормативной моделью компетентности мастера, которая отображает научно обоснованный состав профессиональных знаний, умений и навыков.
Квалификационная характеристика—это, свод общих требований к мастеру производственного обучения на уровне его теоретического и практического опыта.
Важной квалификационной характеристикой каждого мастера производственного обучения является его умение создавать на уроке «развивающую среду», которую можно осуществить реализуя образовательные ситуаций:
1. Мотивировать обучающихся на выполнение той или иной работы, деятельности.
2. Самостоятельная, учебная работа обучающегося, деятельность (самостоятельное осуществление разных видов работы, в процессе которой происходит формирование умений, понятий, представлений - поиск нужной информации, проектирование и реализация своей деятельности, осознанность цели работы и ответственность за результат).
3. Обучающиеся выполняют самостоятельный выбор темы, над которой хотят работать, сами выбирают уровень сложности выполняемых заданий, в какой форме они будут представлены и т.д.).
4. Должна присутствовать групповая проектная работа учащихся (самостоятельно определяют тему и проблему, распределяют обязанности, осуществляют планирование, дискуссируют, оценивают и обсуждают результаты).
5. Обучающиеся участвуют в дискуссиях, которые представлены в различных формах.
6. Система оценивания, которая позволяет и помогает обучающемуся планировать свои будущие учебные результаты, самому оценивать уровень их достижения и совершенствовать их.
Также можно отметить что учебный процесс будет эффективным и результативным если мастер производственного обучения его создал сам и зависеть он будет на прямую от его умения:
1. Поощрять за попытки самостоятельной деятельности.
2. Показывать интерес в положительном результате обучающихся, при достижении поставленных целей.
3. Подталкивать к постановке трудных, но реализуемых целей.
4. Подталкивать к выражению своей точки зрения, а не навязывать мнение окружающих.
5. Подталкивать к использованию иных способов мышления и поведения.
6. Включать учащихся в разные виды деятельности, развивающие у них различные способности.
7. Создавать, разные мотивационные формы, которые позволяют включать в мотивированную деятельность разных обучающихся и поддерживать их активность.
8. Позволять строить картину мира на основе своего понимания и культурных образцов.
9. Создавать такие условия при которых обучающиеся сами проявляют инициативу основываясь своим представлением.
10. Учить не бояться высказывать свое понимание проблемы. Особенно в тех случаях, когда оно расходится с пониманием большинства.
11. Учить задавать вопросы и высказывать предложения.
12. Учить выслушивать и стараться понять мнение других, но соблюдать право не соглашаться с ним.
13. Учить относиться с пониманием к другим людям, которые имеют иные ценности, интересы и способности.
14. Учить определять свою позицию относительно обсуждаемой проблемы и свою роль в групповой работе.
15. Доводить до полного понимания учащимися критериев оценки результатов их работы.
16. Учить осуществлять самооценку своей деятельности и ее результатов по известным критериям.
17. Учить работать в группе, понимая, в чем состоит конечный результат, при выполнении своей части работы.
18. Показывать, что лежит в основе эффективной работы группы.
19. Позволять учащимся брать на себя ответственность за конечный результат.
20. Позволять учащимся находить место в коллективной деятельности сообразно своим интересам и способностям.
21. Делиться с обучающимися своими мыслями, чувствами, ожиданиями относительно обсуждаемой проблемы, темы или конкретной ситуации их деятельности.
22. Показывать обучающимся, как можно самостоятельно учиться и придумывать что-то новое.
23. Поддерживать учащихся, когда они делают ошибки, и помогать справляться с ними.
24. Показывать относительность любого знания и его связь с ценностями, целями и способами мышления тех, кто их породил.
25. Показывать, что осознание того, что я чего-то «не знаю», «не умею» или «не понимаю», не только не стыдно, но является главным шагом к «знаю», «умею» и «понимаю».
Подводя итог можно отметить что кроме умений, которые были перечислены в список компетентностей современного мастер производственного обучения можно добавить:
1. Умение изучать новое вместе с обучающимися, самостоятельно закрывая свои «образовательные дыры».
2. Умение планировать и организовывать самостоятельную деятельность учащихся
3. Умение мотивировать обучающихся, и включать их разные виды деятельности, для наработки требуемых компетенций.
4. Умение создавать такой «сценарий» учебного процесса, при котором необходимо использовать различные формы организации деятельности и включать разных обучающихся в разные виды работы и деятельности, с учетом их склонностей, индивидуальных особенностей и интересов.
5. Уметь выбирать материал для обучающихся учитывая их способности, склонности, интересы, возможности.
6. Владеть проектным мышлением и уметь организовать проектную работу обучающихся и руководить процессом ее выполнения.
7. Использовать такую систему оценивания, которая позволяет обучающимся адекватно оценивать свои , возможности, достижения и совершенствовать их.
8. Уметь осуществлять рефлексию своей деятельности и своего поведения и уметь организовать ее у учащихся в процессе учебных занятий.
9. Уметь вести уроки в виде диалога, дискуссии, создавая атмосферу, в которой обучающиеся не боялись, а хотел бы высказаться по поводу своих сомнений, точки зрения на обсуждаемый предмет, рассуждая не только между собой, но и с учителем, принимая то, что собственная точка зрения может быть также подвергнута сомнению и критике.
10. Владеть мультимедийными технологиями и уметь пользоваться ими во время учебного процесса.
Я думаю что в современном мире и в современных условия, для того чтоб давать качественное образование, каждый мастер производственного обучения должен вести активную жизненную позицию и постоянно повышать и совершенствовать свое мастерство и свои умения.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Ильенкова С.Д. и др. Социальный менеджмент. – М.: ЮНИТИ, 1998.
2. Ильясов Д.Ф., О.А. Ильясова Особенности проектирования образовательных программ . Школьные технологии №5, 2004 С.3-13.
3. Болотов В.А, В.В.Сериков Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе. Педагогика №10, 2003, С.8-14
4. Дахин А. Компетенция и компетентность: сколько их у российского школьника?// Народное образование 2004 №4 С136-144
5.
6. Казарницкая Т., Головина И., Каплич Л., Уварова И., Цветкова Т.Компетентность учителя: инструментарий оценки и самооценки. Директор 2002 №6, С.16-25.
7. Калиновский Ю.И. Развитие социально-профессиональной мобильности андрагога в контексте социокультурной образовательной политики региона С.Пб.2001
8. Нестеров В.В. Белкин А.С. Педагогическая компетентность. Екатеринбург. 2003.
9.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.