Повышение качества образования через применение новых компьютерных технологий

  • Игры
  • Исследовательские работы
  • Работа в классе
  • docx
  • 06.11.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Задача учителя состоит в том, чтобы заинтересовать детей своим предметом, привлечь внимание учеников, чтобы они захотели получать предложенные им знания и учились добывать их сами. Современные информационные технологии открывают учащимся доступ к нетрадиционным источникам информации, позволяют реализовать принципиально новые формы и методы обучения.
Иконка файла материала качество образования и ИКТ.docx
Повышение качества образования через применение новых компьютерных технологий Основной   целью   модернизации   всей   системы   образования   в   последние десятилетие является – повышение качества образования. Современная школа в новом тысячелетии продолжает своё активное развитие. Она   должна отвечать актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства.  Чтобы   добиться   первостепенной   задачи   качественного   усвоения   знаний необходимо   сделать   учебный   процесс   максимально   эффективным.   Задача учителя состоит в том, чтобы заинтересовать детей своим предметом, привлечь внимание учеников, чтобы они захотели получать предложенные им знания и учились   добывать   их   сами.   Современные   информационные   технологии открывают   учащимся   доступ   к   нетрадиционным   источникам   информации, позволяют реализовать принципиально новые формы и методы обучения.  Позволяют: • усилить образовательные эффекты; • повысить качество усвоения материала; • построить индивидуальные образовательные траектории учащихся; • осуществить дифференцированный подход к учащимся с разным уровнем готовности к обучению; • организовать   одновременно   детей,   обладающих   различными способностями и возможностями. Внедрение ИКТ осуществляется по направлениям: • Создание презентаций к урокам; • Работа с ресурсами Интернет; • Использование готовых обучающих программ; • Разработка и использование собственных авторских программ.  Одним из  главных предметов, требующих дополнительные средства обучения, является урок математики.  По требованиям ФГОС  одна из главных задач образования ­ это развитие творческих   способностей   ребенка.   В   математике   это   достигается   решением необычных задач.  ­   Для   этого   детям   предлагаются   задачи   на   сообразительность,   задачи­ шутки,   блицы,   числовые   головоломки,   лабиринты,   ребусы.   Я   стараюсь использовать нестандартные и занимательные задачи на каждом уроке. Ребята с увлечением   решают   такие   задачи   и   очень   хотят   продемонстрировать   свои достижения всему классу, проверить их правильность, сравнить свои решения с другими.   Анимация   этих   заданий   и   демонстрация   на   экране   позволяет   это сделать.    «Ожившие» картинки помогли ребятам класса лучше усвоить новый материал и повысили их интерес к предмету.      На уроках русского языка во 2 ­ 4 классах я использую в качестве тренажёра для   отработки   ЗУН   программу   «Фраза»   на   компьютере.   Каждый     ученик, работая с этой программой ­ тренажёром   в конце работы получает оценку за тему, которую повторяли на уроке. Детям очень нравится. Время работы по этой программе примерно 10­15 мин.На уроках чтения я использую справочные материалы, т. е. Энциклопедии. Часть   презентаций   можно   предложить   подготовить   самим   учащимся, составление   рассказов   и   выборочное   чтение,   использование   отрывков   из фильмов с заданием (например: найдите сходство и различия между текстом и постановкой (фильмом), выборочное чтение к эпизоду фильма и т. д.  Я использую комбинированные игры на интегрированных уроках повторения и закрепления   ЗУН.  В   поисках   информации   выручают   мультимедийные энциклопедии   Кирилла   и   Мефодия:   «Большая   энциклопедия»,   «Детская энциклопедия», «Энциклопедия животных», «Энциклопедия здоровья» и др. В них я использую не только иллюстрации, видеосюжеты, а также тексты, которые уже адаптированы для детского восприятия. В результате я собрала коллекцию уроков­презентаций для уроков природоведения (1­ 4 класс). Возможен показ документальных фильмов по теме урока. С помощью компьютерных технологий можно решить следующие задачи: • усиление интенсивности урока  • повышение мотивации учащихся  • мониторинг их достижений Для решения этих задач я использую следующие направления:  создание флеш­анимаций   подготовка индивидуальных карточек Основные этапы по созданию флэш­анимации включают в себя:  * выбор тем и иллюстраций для анимации;  * определение педагогических методик их использования;  * создание флэш­анимаций;  * проведение урока;  * включение наработок в общую педагогическую копилку  Но   подготовка   таких   флэш­роликов   довольно   трудное   дело.   Мне   в   этом большую помощь оказывает муж. Было бы здорово, если бы вместе с учебником уже   предлагался   набор   соответствующих   электронных   ресурсов.   Пока   же приходится их делать самостоятельно, используя внутренние резервы. Поэтому я старалась выбирать наиболее важные темы, где компьютерная демонстрация наиболее   полезна.   Были   подготовлены   флэш­анимации   еще   для   нескольких уроков.  Всем известно, как дети любят смотреть мультфильмы, а когда они получают возможность   управлять   действиями   персонажей   из   своего   учебника,   они счастливы.   При   этом   самостоятельные   действия   с   героями   и   моделями   на экране реализуют элементы деятельностного подхода.  Использование компьютера, повышает мотивацию ребят, а также обеспечивает лучшее восприятие материала, в данном случае, ­ решения занимательных задач. Это помогает воспитывать интерес детей к математике, способствует развитию математических способностей, таким образом, применение флэш­анимаций на уроках   усиливает   мотивацию   школьников   при   изучении   учебного   материала, повышает интенсивность урока, способствует лучшему усвоению материала за счет наглядности его представления. Работа на экране позволяет вовлечь веськласс в процесс получения знаний, одновременно исключая вред здоровью детей от мониторов.  На родительских собраниях я рекомендовала родителям контролировать время и   игры,   в   которые   дети   играют,   и   предложить   учащимся   обучающие   и развивающие игры, например: «Фраза», «Юный математик. 3­4 класс», «Весёлая математика»,   и   многие   другие.    Не   секрет,   что   уроки   окружающего   мира требуют   наглядности   для   лучшего   усвоения   материала.   Здесь   на   помощь приходит   компьютер   с   его   неограниченными   возможностями.   Использование наглядности иллюстрирует авторский текст, помогает увидеть своими глазами необыкновенные   растения   и   животных,   отправиться   в   увлекательные путешествия.  В   2007­2008   учебном   году   я   начала   проводить   уроки   окружающего   мира   с компьютерным сопровождением. Накапливая опыт в составлении и реализации таких   уроков,   я   пришла   к   выводу,   что   необходима   система   уроков.   Уроки, составленные в виде презентаций в Power Point, для учителя являются опорой для   объяснения   нового   материала   в   сопровождении   иллюстраций   и видеосюжетов. Сначала я приобрела Детскую медиаэнциклопедию Кирилла и Мефодия.   Использование   анимации   в   слайдах   позволяет   педагогу   дать учащимся   более   яркое   представление   об   услышанном   на   уроке.   Дети   с удовольствием   погружаются   в   материал   урока,   рассказывают   дома   об увиденном на экране, да и к природе начинают относиться более внимательно и бережно. Ребята активно помогают мне в поиске информации, учатся создавать свои презентации и с гордостью демонстрируют их одноклассникам. Это очень увлекательная работа, но она отнимает массу времени. Во­первых, нужно найти необходимый   иллюстративный   материал.  Применяя   ИКТ   на   своих   уроках,   я пришла к выводу, что необходимо учитывать следующие факторы:  • Методическая цель урока и определяемый ею тип урока (объяснение нового  материала, закрепление, обобщение пройденной темы, промежуточный контроль и т.п.). • Численность учебной группы (класса) и численность компьютеров в учебном  кабинете. • Гигиенические требования к работе учащихся за компьютером.  • Уровень подготовки класса. Важно учесть, является класс однородным или  разноуровневым. Если класс не однороден по способности к усвоению  материала, то обычно выделяют три подгруппы учащихся. Условно ­ сильные,  средние и слабые. При подготовке урока нужно отдельно продумать учебные  задачи для учащихся каждой из подгрупп. • Готовность учащихся к новому виду учебной деятельности.  От того, насколько ученики хорошо знают приемы работы с компьютерными программами с мышью и клавиатурой, зависит темп и, в конечном счете, успех урока. Для слабо подготовленных детей необходимо больше внимания уделять технологии   работы   с   программой.   Грамотные   учащиеся   способны   быстро ориентироваться   в   программе   и   операционной   среде.   В   этом   случае   задача учителя   сильно   облегчается.   Однако   в   этом   случае   следует   особо   обратить внимание   учащихся   на   дисциплину   работы   с   компьютером   на   уроке,   такимдидактические   возможности   современных   ИКТ   позволяют образом, интегрировать их в существующие формы обучения, как например:  При проведении комбинированных уроков и уроков изучения нового материала  я использую проектор, CD­диски, обучающие программы, демонстрационные  программы, Internet, моделирующие программы. На уроках закрепления знаний, совершенствования, обобщения и  систематизации умений и навыков я использую обучающе­контролирующие  программы, моделирующие системы. На уроках контроля и коррекции знаний, умений и навыков применяю  программы с тестовыми системами. С помощью мультимедийного проекта  демонстрирую слайды, созданные в программе Microsoft Power Point.  Использование данной технологии позволяет:  1.Значительно сэкономить время на уроке. 2. Продемонстрировать ученикам аккуратные, четкие образцы оформления  решений. 3. Повысить уровень наглядности в ходе обучения. 4. Внести элементы занимательности, оживить учебный процесс Преимущество уроков с использованием ИКТ перед другими формами  уроков состоит в том, что ученик сам определяет темп своей познавательной  деятельности. Это следует из того, что учащийся управляет работой программы  за компьютером. Следовательно, на таких уроках у нас есть идеальная  возможность осуществить разноуровневый подход к обучению, даже  индивидуальное обучение каждого учащегося. Это достигается делением класса  на подгруппы, подготовкой различных модульных заданий для каждой  подгруппы.  Преимущества работы с интерактивными досками для преподавателей: • Позволяет преподавателям объяснять новый материал из центра класса, работать в большой аудитории;  • Поощряет импровизацию и гибкость, позволяя рисовать и делать записи поверх любых приложений;  • Позволяет   сохранять   и   распечатывать   изображения   на   доске,   включая любые записи, сделанные во время занятия, не затрачивая при этом много времени и сил и упрощая проверку усвоенного материала;  • Позволяет   учителям   делиться   материалами   друг   с   другом   и   вновь использовать их;  • Вдохновляет   преподавателей   на   поиск   новых   подходов   к   обучению, стимулирует профессиональный рост.  Преимущества для учащихся: • Делает занятия интересными и развивает мотивацию;  • Предоставляет больше возможностей для участия в коллективной работе, развития личных и социальных навыков;  • Учащиеся легче воспринимают и усваивают сложные вопросы в результате более ясной, эффективной и динамичной подачи материала;• Позволяет использовать различные стили обучения, преподаватели могут обращаться к всевозможным ресурсам, приспосабливаясь к определенным потребностям;  • Учащиеся начинают работать более творчески и становятся уверенными в себе. Вывод: • информационные  технологии  открывают  новые возможности  для • • совершенствования  учебного  процесса,   активизируют  познавательную  деятельность  учеников;    позволяет   организовать самостоятельную   и   совместную   работу учащихся  и  учителей  на  более высоком творческом уровне. Применение   ИКТ   на   уроках   позволяет  развивать   умение   учащихся ориентироваться   в   информационных   потоках   окружающего   мира,   овладевать практическими   способами   работы   с   информацией,   развивать   умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств,   перейти   от   объяснительно­иллюстрированного   способа   обучения   к деятельностному,   при   котором   ребёнок   становится   активным   субъектом учебной деятельности.  Используя деятельностный метод обучения, я имею возможность решать  такие методические задачи:  ­ формирование умений и навыков критического мышления в условиях работы с  большими объёмами информации;  ­ формирование навыков самостоятельной работы с учебным материалом с  использованием информационных технологий;  ­ формирование навыков самообразования, развития способности к  академической способности учащихся;  ­ формирование навыков работы в группе; развитие умений сформулировать  задачу и кооперативно решить её;  ­ формирование навыков самоконтроля.  На уроках, в зависимости от его целей, использую разнообразные дидактические средства обучения: использование цифровых ресурсов при объяснении нового  материала: презентации, информационные Интернет­сайты, информационные  ресурсы на дисках. Использование ЦОРов при отработке и закреплении  навыков: компьютерные обучающие программы, компьютерные тренажеры,  ребусы, компьютерные игры, печатный раздаточный материал (карточки,  задания, схемы, таблицы, кроссворды без автоматической обработки  результатов) — (цифровые таблицы), печатный иллюстративный материал.  Использование ЦОРов на этапе контроля знаний: компьютерные тесты  (открытые, закрытые), кроссворды (с автоматической обработкой результата).  Использование ЦОРов для самостоятельной работы учащихся: цифровые  энциклопедии, словари, справочники, таблицы, шаблоны, электронные учебники, интегрированные задания.  Использование для исследовательской деятельности учащихся: цифровые  естественнонаучные лаборатории, Интернет. Внедрение информационно­коммуникационных технологий в нашу работу как учителя начальных классов  способствует достижению основной цели — улучшению качества обучения,  доступности образования, обеспечению развития личности, ориентирующийся в  информационном пространстве. Использование информационных технологий в  учебном процессе позволяет повысить не только эффективность, мотивацию  учащихся, но и сделать процесс обучения мобильным, строго  дифференцированным и индивидуальным. Применение компьютера на моих  уроках представляется целесообразным и необходимым. Результаты проведения уроков с ИКТ превысили мои ожидания. Успеваемость по предметам  повысилась. И дело даже не в оценках. Ребята бегут бегом на такие уроки,  потому что знают, что обязательно будет что­то интересное, и стараются  радовать меня своими знаниями.  Используемые Интернет ресурсы: 1.. Сетевое объединение методистов http://school.edu.ru/catalog.asp В разделе «Начальная школа»:  • • • •  разработки к урокам;  новинки литературы;  программы по предметам;  официальные документы.  2.  Газета «Первое сентября»         http://nsc.1september.ru/  «Начальная школа»:  Избранные   материалы   газеты   "Начальная   школа".   Лучшие   публикации. Методические   рекомендации,   сценарии   уроков,   примеры   тематического планирования   по   различным   учебно­методическим   комплектам,   сценарии праздников, олимпиады, викторины ...      http://school.edu.ru/catalog.asp Раздел «Начальная школа»        3.     Каталог   ресурсов   на   Российском   образовательном   портале • • • •  Интеллектуальное развитие и обучение (материалы по предметам);  Досуг;  Воспитание;  Психофизическое развитие    Каталог   ресурсов   на   Российском   образовательном   портале .   4.   http://school.edu.ru/catalog.asp Раздел «Начальная школа»  • • • •  Интеллектуальное развитие и обучение (материалы по предметам);  Досуг;  Воспитание;  Психофизическое развитие  Литература:1. Баранова   Е.   В.   Гогун   Е.   А.   и   др.   Методические   рекомендации   по использованию инструментальной компьютерной среды для организации уроков в начальной школе. — СПб.: Издат. «Анатолия», 2003.  2. Молоков Ю. Г. Информационные технологии в традиционной начальной школе // Начальное образование. 2002. — № 2.