ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА по содержанию работы на занятиях по РСВ

  • doc
  • 28.10.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Фронтальные занятия по РСВ.doc

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА по содержанию работы на занятиях по РСВ

 

Развитие слухового восприятия слабослышащих является одной из ведущих задач школы. Единая система работа по развитию слухового восприятия слабослышащих школьников охватывающая весь учебно-воспитательный процесс, направлена на формирование и совершенствование у учащихся умений и навыков восприятия на слух речи, музыки, различных неречевых звучаний, произносительных навыков на основе развивающейся в процессе работы слуховой функции учащихся с понижением слуха. В эту систему включены также фронтальные занятия в слуховом кабинете с учащимися школы для слабослышащих детей. В ходе фронталъных занятий в слуховом кабинете на основе реализации имеющихся у слабослышащих резервов слуха происходит развитие слуховой функции.

Содержание работы на занятиях в слуховом кабинета по развитию слухового восприятия речи, неречевых звучаний, музыки закладывает основы представления слабослышащих в многообразии и богатстве мира звуков, способствует формированию и совершенствованию навыков восприятия и воспроизведения ими ритмико- интонационной структуры звучащей речи, различных неречевых звучаний, музыки и шумов, формированию навыков практической ориентации в звучащем мире. Создаются позитивные предпосылки к формированию навыков общения слабослышащих с окружающими при помощи не только внятной, но и эмоционально выразительной речи, повышается их культурный уровень.

Программа определяет следующие задачи занятий в слуховом кабинете:

1.                 Совершенствование навыков восприятия устной речи и навыков внятной, выразительной речи учащихся. Совершенствование навыков речевой коммуникации.

2.                 Формирование навыков практической ориентации в звучащем мире.

3.                 Эстетическое развитие учащихся. формирование их художественного вкуса средствами музыки.

Программа по данному разделу работы, как части единой системы развития слухового восприятия слабослышащих школьников состоит из двух разделов:

I Восприятие и воспроизведение устной речи

П. Восприятие и воспроизведение неречевых звучаний.

 

I.                   ВОСПРИЯТИЕ И В0СПР0ИЗВДЕНИЕ РЕЧИ.

 

Навыки восприятия на слух устной речи формируются на материале, в первую очередь, осмысленном - слов, фраз, небольших прозаических текстов, сказок, стихотворений, песен, содержание которых близко жизненному опыту учащихся.

Основным критерием для отбора материала является его необходимость для общения, употребительность. Вместе с тем на занятиях впервые формируется ряд понятий, необходимых для организации учебной деятельности (ритм слова, скрипка, песня, тенор и т.п.) и речевой материал типа: Поставь(те) правильно регуляторы громкости. Выключи(те) аппарата. Слушай(те) друг друга. Сколько слогов в слове? Скажи словосочетание с движением. Танцуйте польку! и т.п.

Постепенно, от класса к классу речевой материал, включаемый на занятиях в слуховую тренировку, усложняется как по своей структуре, так и по смысловому содержанию, и в тексты включаются незнакомые по смыслу слова, значение которых объясняется контекстом. В начале обучения учащиеся воспринимают короткие простые предложения, тексты из 4-5 предложений (а затем из 6-7).

В IV классах объемы воспринимаемых текстов увеличиваются до 10-15 предложений. При этом усложняется смысловая нагрузка текстов, ставится задача увеличения расстояния, на котором дети воспринимают на слух с помощью индивидуальных слуховых аппаратов и без них слова, фразы, тексты (см. программу по развитию слухового восприятия).

Особое место занимает восприятие сказок, объем которых может превышать указанный выше. Они воспринимаются учащимися как в естественном звучании, так и с грампластинки, магнитофонной кассеты, диска.

При обучении восприятию речи на слух необходимо создавать ситуация, дающие возможность учащимся воспринимать не только речь учителя, но и своих товарищей, а такте и других дикторов, речь которых отличается темпом, тембром, интенсивностью звучания, "манерой".

Наряду с обучением в восприятии на слух речи в ее естественном звучании рекомендуется обучать учащихся восприятию речевого материала о магнитной пленки, грампластинки, а затем и по радио.

Со 2 класса (II отделения) с пленки воспринимается речь товарищей. Начиная о третьего - четвертого классов, в занятия вводится обучение восприятие короткой по объему и доступной по содержанию речевой информации по телевизору, радио, телефону.

При обучении восприятию речи на слух обучающихся воспринимают речевой материал как со звукоусиливающей аппаратурой разного типа (стационарной аппаратурой коллективного пользования и индивидуальными слуховыми аппаратами), так и без аппаратуры. При этом соблюдается поэтапность перехода от использования аппаратуры стационарного типа к использованию индивидуальных слуховых аппаратов (см. программу по развитию слухового восприятия). В процессе обучения восприятию речи на слух допускается многократное (до 5-6 раз) предъявление на слух одной в той же речевой единицы (слова, фразы).

В ходе каждого занятая проводится работа по формированию ритмико- интонационной структуры речи слабослышащего. Учащиеся воспринимают речь учителя, актеров (в записи), эмоционально выразительную, и, подражая, воспроизводят ее интонацию. Особенно большое внимание формированию этой стороне произношения отводятся при работе над ритмом стихотворения, над логическим ударением, восприятием сказки и т.д. Широко может быть использован прием фонетической ритмики, когда проговаривание сопровождается движениями. При коррекции произношения и грамматического оформления высказываний учащимися воспринимаются на слух и слухо-зрительно отдельные элементы слова (слоги, звуки), подобранные по фонетическому принципу (определенное количество слогов, определенный ритмический рисунок, а также сходные по звучанию олова, например, коза-коса, дочь - ночь, почка-бочка и т.п.

 

II. ВОСПРИЯТИЕ И ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ НЕРЕЧЕВЫХ ЗВУЧАНИЙ.

 

Восприятие неречевых звучаний включает в себя знакомство со звучанием различных шумов: бытового характера (шум бытовой техники, звонки, музыка ...), шумов, характеризующих состояние человека (плач, смех, кашель и т.п.); шумов большого города (транспорта, ...), шумов, вызываемых различными явлениями природы (раскаты грома, шум дождя, завывание ветра, звон капели к т.п.); шумов, производимых техникой (пулеметом, космической ракетой, самолетом, ...). Наряду с этим слабослышащие получают звуковые представления о различных голосах природа - пении разных птиц, кваканье лягушек, лай собак, ... и т.д. Знакомство с ними происходит при прослушивании с помощью стационарной аппаратуры, грампластинки или магнитофона. Постепенно дети учатся воспринимать их с помощью индивидуальных слуховых аппаратов при проведении экскурсий, прогулок. При обучении восприятию неречевых звучаний, музыки школьники сначала воспринимают звучания, акустически резко противопоставленные: например, воспринимаются барабан - дудка, пианино -скрипка, хор - соло, мычанье коровы - пение птички и т.п. Лишь постепенно им предлагаются для восприятия акустически всё более близкие звучания.

Одновременно у учащихся формируются навыки дифференцированного восприятия речевых и музыкальных звуков, вокальной и инструментальной музыки; формируются навыки определения характера музыкального произведения, высоты, длительности, интенсивности звучания голоса певца и т.д. Дети знакомятся со звучанием различных музыкальных инструментов (в естественном звучании и в записи), учатся воспринимать различные музыкальные, танцевальные ритмы, разновидности песенного жанра, сольное и хоровое, сольное и оркестровое исполнение и т.п. На занятиях ученики получают определенное представление о творчестве выдающихся композиторов, певцов, музыкантов-исполнителей и т.д.. Эта работа продолжается воспитателями, родителями учащихся во внеклассное время.

Значительное место отводится на занятиях выработке умений правильно воспроизвести услышанное: музыкальный ритм, шум (например, характеризующий состояние человека), мелодию и т.д. движениями, пением, танцами, игрой на инструментах и т.д. В связи с этим дети учатся элементарно дирижировать, исполнять песни, соблюдая ритмический рисунок, и, по возможности, мелодию песни; отхлопывать, отстукивать разные по сложности ритмы, передавать движениями ритм и характер музыкального произведения.

Большое внимание уделяется на занятиях совершенствованию музыкально-ритмических навыков учащихся, которыми они овладевают на музыкально - ритмических занятиях умению учащихся двигаться под музыку, передавая движениями ритм, темп, характер музыки, в том числе танцевальной (бальной, современной, народной). При работе над восприятием музыкальных ритмов - марша и танцевальных (польки, вальса, летки - енки, венгерки и других) - дети, передавая движениями характер музыки, учатся маршировать, танцевать. Передавая движениями ритм музыки дети могут выполнять элементы ритмической гимнастики. Составной частью каждого занятия является работа как над восприятием и воспроизведением речи, так и над восприятием и воспроизведением неречевых звучаний, музыки. Исключение составляют занятия темой которых является лишь работа над восприятием на слух речевого материала: в основном, текстов, а также материала обиходно - разговорного характера, сходных слов.

В первых классах знакомство с музыкальными звучаниями начинается восприятия звучания различных музыкальных игрушек (пианино, гармошки, дудки; шарманки, ...). При этом обучающихся с меньшей потерей слуха начинают значительно но быстрее воспринимать звучания, акустически близкие. Если в первых классах дети воспринимают звучания отдельных музыкальных инструментов, акустически противопоставленных.

Во вторых, классах - более близких по звучанию. Учащиеся вторых классов не только должны уметь дифференцированно воспринимать. звучание одного инструмента и оркестра, но и уметь отличить, каким именно оркестром исполняется музыкальное произведение (оркестром народных инструментов или духовым).

В третьих классах расширяются знания о типе оркестров (народных инструментов, духовой, симфонический, эстрадный).

В четвертом классе учащиеся получают представления о вокально-инструментальных ансамблях, ансамблях музыкантов-исполнителей, например, ансамбле, скрипачей.

В пятом классе расширяется представление учащихся о вокальных и инструментальных музыкальных коллективах. Постепенно формируются представления учащихся

о звучании певческих голосов: от определения, кому принадлежит голос - певцу или певице (I класс) до определения тембра голоса поющего - бас, сопрано.

V класс II отделения, а также принадлежности голоса определенному певцу (оперному, эстрадному, ...). На занятиях дети учатся определять и характер музыки на материале сначала простых инструментальных пьес, а затем симфонической, оперной музыки и т.д.

При проведении занятий осуществляется дифференцированный подход к обучению детей. Так, например, дети с меньшей потерей слуха воспринимают материал занятия с более далекого; чем другие дети, расстояния, с меньшего количества предъявлений материала; значительно ранее других учащихся они должны овладеть навыком точного воспроизведения мелодия несложной песни и т.п.

При работе по развитию слухового восприятия в слуховом кабинете большое внимание, как и на других уроках и занятиях, следует обращать на режим усиления звучания с помощью звукоусиливающей аппаратуры разного типа, вырабатывать у детей., по возможности, умение воспринимать звучание при всё уменьшающемся уровне усиления. При работе с индивидуальным аппаратом, кроме того, следует добиваться уменьшения величины оптимального для восприятия на слух звучания (неречевого, речи) расстояния. Эту же задачу следует решать при работе ученика без аппаратуры.