Пояснительная записка по технологии 1-4 класс

  • doc
  • 03.06.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Храмова Т.И (2).doc

Технология

Пояснительная записка

Нормативно-правовые документы, на основании которых составлена программа

·         Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования,

·         Примерная основная образовательная программа начального общего образования (одобрена федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию, протокол заседания от 08.04.2015 № 1/15, реестр Министерства образования и науки Российской Федерации http://fgosreestr.ru/)

·         ООП НОО МБОУ СОШ №7 «Эдельвейс»,

·         Приказ МОРФ от 31.03.2014 г. №253 «Об утверждении Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (в ред. Приказов Минобрнауки России от 08.06.2015 г. № 576, от 28.12.2015 г. № 1529, от 26.01.2016 г. №38) / http://wvvw.consultant.ru/: http://www.garant.ru/

·         Положение о рабочей программе в МБОУ СОШ №7 «Эдельвейс»,

·         Примерные программы по технологии 1-4 класс УМК “Школа России”, Москва: Издательство “Просвещение”, 2014 год,

·         Письмо Минобрнауки России от 29.04.2014 № 08-548 «О федеральном перечне учебников»,

·         Рабочие программы. Технология. Предметная линия учебников»Школа России» под редакцией Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой: пособие для учителей общеобразовательных организаций. М.,Просвещение 2015год,

·         Количество учебных часов плана

 

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

всего

год

33ч

34ч

34ч

34ч

135ч

неделя

 

 

Рабочая программа составлена в полном соответствии с авторской программой под редакцией Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой. Программа выбрана из УМК «Школа России» так как формирует у ребёнка целостную современную картину мира и развивает умение учиться, позволяет дать учащимся первоначальный опыт преобразовательной художественно-творческой деятельности. Программа  основана на образцах духовно-культурного содержания, и создаёт условия для активного освоения детьми технологии ручной обработки доступных материалов, современных информационных технологий, необходимых в повседневной жизни современного человека.

Программа обеспечивает доступное для детей обобщение учебного материала.

 

Планируемые результаты освоения программы по предмету «Технология»

 1 класс.

Личностные

Создание условий для формирования следующих умений

положительно относиться к учению;

проявлять интерес к содержанию предмета «Технология»;

принимать одноклассников, помогать им, принимать помощь от взрослого и сверстников;

чувствовать уверенность в себе, верить в свои возможности;

самостоятельно определять и объяснять свои чувства и ощущения, возникающие в результате наблюдения, рассуждения, обсуждения, самые простые, общие для всех

людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей);

чувствовать удовлетворение от сделанного или созданного им самим для родных, друзей, других людей, себя;

бережно относиться к результатам своего труда и труда

одноклассников;

осознавать уязвимость, хрупкость природы, понимать положительные и негативные последствия деятельности человека;

с помощью учителя планировать предстоящую практическую деятельность;

под контролем учителя выполнять предлагаемые изделия с опорой на план и образец.

Метапредметные

Регулятивные УУД

принимать цель деятельности на уроке;

проговаривать последовательность действий на уроке;

высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;

объяснять выбор наиболее подходящих для выполнения задания материалов и инструментов;

готовить рабочее место, отбирать наиболее подходящие для выполнения задания материалы и инструменты;

выполнять практическую работу по предложенному учителем плану с опорой на образцы, рисунки учебника;

выполнять контроль точности разметки деталей с помощью шаблона;

совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку своей деятельности на уроке.

Познавательные УУД

Учащийся научится с помощью учителя:

наблюдать связи человека с природой и предметным миром, предметный мир ближайшего окружения; сравнивать конструкции и образы объектов природы и окружающего мира, конструкторско-технологические и декоративно-художественные особенности предлагаемых изделий;

сравнивать изучаемые материалы по их свойствам, конструкции предлагаемых изделий, делать простейшие обобщения; группировать предметы и их образы по общему признаку (конструкторскому, технологическому, декоративно-художественному);

анализировать предлагаемое задание, отличать новое от уже известного;

ориентироваться в материале на страницах учебника;

находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; пользоваться памятками (даны в конце учебника);

делать выводы о результате совместной работы всего класса;

преобразовывать информацию из одной формы в другую — в изделия, художественные образы.

Коммуникативные УУД

слушать и слышать учителя и одноклассников, совместно обсуждать предложенную или выявленную проблему.

Предметные

1. Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда. Самообслуживание.

Учащийся будет знать о (на уровне представлений):

роли и месте человека в окружающем мире; о созидательной, творческой деятельности человека и природе как источнике его вдохновения;

отражении форм и образов природы в работах мастеров художников; о разнообразных предметах рукотворного мира;

профессиях близких и окружающих людей.

Учащийся будет уметь:

обслуживать себя во время работы (соблюдать порядок на рабочем месте, ухаживать за инструментами и правильно хранить их);

соблюдать правила гигиены труда.

2. Технология ручной обработки материалов. Основы художественно-практической деятельности.

Учащийся будет знать:

общие названия изученных видов материалов (природные, бумага, тонкий картон, ткань, клейстер, клей) и их свойства (цвет, фактура, форма и др.);

последовательность изготовления несложных изделий (разметка, резание, сборка, отделка);

способы разметки («на глаз», по шаблону);

формообразование сгибанием, складыванием, вытягиванием;

клеевой способ соединения;

способы отделки: раскрашивание, аппликация, прямая строчка;

названия и назначение ручных инструментов (ножницы, игла) и приспособлений (шаблон, булавки), правила безопасной работы ими.

Учащийся будет уметь:

различать материалы и инструменты по их назначению;

качественно выполнять операции и использовать верные приёмы при изготовлении несложных изделий:

1) экономно размечать по шаблону, сгибанием;

2) точно резать ножницами;

3) соединять изделия с помощью клея;

4) эстетично и аккуратно отделывать изделия раскрашиванием, аппликационно, прямой строчкой;

использовать для сушки плоских изделий пресс;

безопасно работать и правильно хранить инструменты (ножницы, иглы);

с помощью учителя выполнять практическую работу и осуществлять самоконтроль с опорой на инструкционную карту, образец, с помощью шаблона.

3. Конструирование и моделирование.

Учащийся будет знать о:

детали как составной части изделия;

конструкциях разборных и неразборных;

неподвижном клеевом соединении деталей.

Учащийся будет уметь:

различать разборные и неразборные конструкции несложных изделий;

конструировать и моделировать изделия из различных материалов по образцу, рисунку.

2 класс

Личностные результаты:

1. Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России

2.        Формирование целостного социально ориентированного взгляда на мир в его органичном еинстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

3.        Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других на­родов.

4.        Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятель­ности и формирование личностного смысла учения.

5.        Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

6.         Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

7.        Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, уме­ний не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

8.         Формирование установки на безопасный и здоровый образ жизни.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

- Определять и формулировать цель деятельности на уроке;

- проговаривать последовательность действий на уроке;

- высказывать свое предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;

- объяснять выбор наиболее подходящих для выполнения задания материалов и инструментов;

- подготавливать рабочее место, отбирать наиболее подходящие для выполнения задания материалы и инструменты;

- с помощью учителя планировать предстоящую практическую деятельность;

- под контролем учителя выполнять предлагаемые изделия с опорой на план и образец;

- выполнять практическую работу по предложенному учителем плану с опорой на образец, рисунки учебника;

- выполнять контроль точности разметки деталей с помощью шаблона;

- совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Познавательные УУД:

С помощью учителя:

-наблюдать связи человека с природой и предметным миром; предметный мир ближайшего окружения, конструкции и образы объектов природы и окружающего мира, конструкторско- технологические и декоративно – художественные особенности предлагаемых изделий;

-сравнивать изучаемые материалы по их свойствам, сравнивать конструкции предлагаемых изделий, делать простейшие обобщения, группировать предметы и их образы по общему признаку (конструкторскому, технологическому, декоративно – художественному);

- анализировать предлагаемое задание, отличать новое от уже известного;

- ориентироваться  в материале на страницах учебника;

- находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; пользоваться памятками (даны в конце учебника);

- делать выводы в результате совместной работы всего класса;

-преобразовывать информацию из одной формы в другую – в изделия, художественные образы.

Коммуникативные УУД:

-Слушать и слышать учителя и одноклассников, совместно обсуждать предложенную или выявленную проблему.

Предметные результаты:

1.      Получение первоначальных представлений о созидательном и нравственном значении тру­да в жизни человека и общества, о мире профессий и важности правильного выбора профессии.

2.     Формирование первоначальных представлений о материальной культуре как продукте пред­метно-преобразующей деятельности человека.

3.     Приобретение навыков самообслуживания, овладение технологическими приемами ручной обработки материалов, освоение правил техники безопасности.

4.     Использование приобретенных знаний и умений для творческого решения несложных кон­структорских, художественно-конструкторских (дизайнерских), технологических и организаци­онных задач.

5.        Приобретение первоначальных знаний о правилах создания предметной и информацион­ной среды и умения применять их для выполнения учебно-познавательных и проектных художе­ственно-конструкторских задач.

 Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда.

·           воспринимать предметы материальной культуры как продукт творческой предметно­преобразующей деятельности человека на земле, в воздухе, на воде, в информационном пространстве;

·           называть основные виды профессиональной деятельности человека в разных сферах;

·           организовывать рабочее место по предложенному об­разцу для работы с материалами (бумагой, пластичными материалами, природными материалами, тканью, нитками) и инструментами (ножницами, стеками, швейной иглой, шилом);

·           соблюдать правила безопасной работы с инструментами и приспособлениями при выполнении изделия;

·           различать материалы и инструменты; определять необходимые материалы, инструменты и приспособления в зависимости от вида работы;

·           проводить под руководством учителя анализ простейших предметов быта по используемому материалу;

·           объяснять значение понятия «технология» (процесс изготовления изделия).

·           уважительно относиться к труду людей;

·           определять в своей деятельности элементы профессиональной деятельности человека;

·           организовывать рабочее место для работы с материалами и инструментами;

·           отбирать материалы и инструменты в зависимости от вида работы;

·           анализировать предметы быта по используемому материалу.

Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты.

Бумага и картон

·           выбирать под руководством учителя приёмы и способы работы с бумагой: склеивание, отрезание, рисование, складывание, проглаживание гладилкой, вырезание, отрывание, обрывание по контуру;

·           размечать детали изделия при помощи шаблона, по линейке;

·           соблюдать правила экономного расходования бумаги;

·           составлять композиции по образцу, в соответствии с собственным замыслом, используя различные техники (аппликация, рваная аппликация, мозаика, коллаж, конструирование из различных материалов, моделирование, макетирование);

·           выполнять изделия на основе техники оригами;

·           изготавливать изделие из бумаги на основе сгибания и вырезания простейшей фигуры;

·           использовать способ соединения бумажных изделий при помощи клея, а также приклеивания мыльным раствором к стеклу;

·           использовать в практической работе разные виды бумаги: журнальную, цветную, гофрированную, картон;

·           выполнять раскрой деталей при помощи ножниц и обрыванием по контуру

Ткани и нитки

·           отмерять длину нити;

·           выполнять строчки прямых стежков, строчки стежков с перевивом змейкой, строчки стежков с перевивом спиралью;

·           использовать различные виды стежков в декоративных работах для оформления изделий;

·           выполнять разметку деталей изделия при помощи выкройки;

·           выполнять раскрой деталей изделия при помощи ножниц;

·           создавать разные виды кукол из ниток по одной технологии;

·           использовать ткани и нити для украшения одежды и интерьера;

·           расходовать экономно ткань и нитки при выполнении изделия;

·           пришивать пуговицы с ушком, пуговицы со сквозными отверстиями (пуговицы с 2, 4 отверстиями)

Природные материалы

·           применять на практике различные приёмы работы с природными материалами: склеивание, соединение, деление на части;

·           использовать различные способы хранения природных материалов и подготовки их к работе;

·           оформлять изделия из природных материалов при помощи окрашивания их гуашью;

·           выполнять изделия с использованием различных природных материалов;

·           выполнять сборку изделий из природных материалов при помощи клея и пластилина

Пластичные материалы

·           использовать приёмы деления пластилина с помощью стеки и нитки;

·           использовать пластичные материалы для соединения деталей;

·           выполнять рельефную аппликацию из пластилина;

·           использовать конструктивный способ лепки: вылепливание сложной формы из нескольких частей разных форм путём примазывания одной части к другой;

·           использовать пластический способ лепки: лепка из целого куска.

·           комбинировать различные технологии при выполнении одного изделия;

·           использовать одну технологию для изготовления разных изделий;

·           применять инструменты и приспособления в практической работе в быту и профессиональной деятельности;

·           оформлять изделия по собственному замыслу и на основе предложенного образца.

Конструирование и моделирование.

·           выделять детали конструкции, называть их форму и способ соединения;

·           анализировать конструкцию изделия по рисунку, фотографии, схеме;

·           изготавливать конструкцию по слайдовому плану и/или заданным условиям.

·           создавать мысленный образ конструкции и воплощать этот образ в материале;

·           изменять вид конструкции.

Проектная деятельность.

           соблюдать безопасные приёмы труда, пользоваться персональным компьютером для воспроизведения и поиска необходимой информации;

           использовать простейшие приёмы работы с готовыми электронными ресурсами: читать информацию.

·           пользоваться доступными приёмами работы с готовой текстовой, визуальной, звуковой информацией в сети Интернет, а также познакомится с доступными способами её получения, хранения, под руководством учителя;

3 КЛАСС

Личностные

отзывчиво относиться и проявлять готовность оказать посильную помощь одноклассникам;

проявлять интерес к историческим традициям России и своего края;

испытывать потребность в самореализации в доступной декоративно-прикладной деятельности, простейшем техническом моделировании;

принимать другие мнения и высказывания, уважительно относиться к ним;

опираясь на освоенные изобразительные и конструкторско-технологические знания и умения, делать выбор способов реализации предложенного или собственного замысла.

Метапредметные

Регулятивные УУД

формулировать цель урока после предварительного обсуждения;

выявлять и формулировать учебную проблему;

анализировать предложенное задание, отделять известное от неизвестного;

самостоятельно выполнять пробные поисковые действия (упражнения) для выявления оптимального решения проблемы (задачи);

коллективно разрабатывать несложные тематические проекты и самостоятельно их реализовывать, вносить коррективы в полученные результаты;

осуществлять текущий контроль и точность выполнения технологических операций (с помощью простых и сложных по конфигурации шаблонов, чертёжных инструментов), итоговый контроль общего качества выполненного изделия, задания; проверять модели в действии, вносить необходимые конструктивные доработки;

выполнять текущий контроль (точность изготовления деталей и аккуратность всей работы) и оценку выполненной работы по предложенным учителем критериям.

Познавательные УУД

искать и отбирать необходимую для решения учебной задачи информацию в учебнике (текст, иллюстрация, схема, чертёж, инструкционная карта), энциклопедиях, справочниках, Интернете;

открывать новые знания, осваивать новые умения в процессе наблюдений, рассуждений и обсуждений материалов учебника, выполнения пробных поисковых упражнений;

преобразовывать информацию (представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы (в информационных проектах).

Коммуникативные УУД

высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать;

слушать других, пытаться принимать другую точку зрения;

уметь сотрудничать, выполняя различные роли в группе, в совместном решении проблемы (задачи);

уважительно относиться к позиции другого человека, пытаться договариваться.

Предметные

1. Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда. Самообслуживание.

характерных особенностях изученных видов декоративно-прикладного искусства;

профессиях мастеров прикладного искусства (в рамках изученного).

узнавать и называть по характерным особенностям образцов или по описанию изученные и распространённые в крае ремёсла;

соблюдать правила безопасного пользования домашними электроприборами (светильниками, звонками, теле- и радиоаппаратурой).

2. Технология ручной обработки материалов. Основы художественно-практической деятельности.

названия и свойства наиболее распространённых искусственных и синтетических материалов (бумага, металлы, ткани);

последовательность чтения и выполнения разметки развёрток с помощью чертёжных инструментов;

линии чертежа (осевая и центровая);

правила безопасной работы канцелярским ножом;

косую строчку, её варианты, назначение;

несколько названий видов информационных технологий и соответствующих способов передачи информации (из реального окружения учащихся).

композиции декоративно-прикладного характера на плоскости и в объёме;

традициях канонов декоративно-прикладного искусства в изделиях.

Учащийся будет уметь (под контролем учителя):

читать простейший чертёж (эскиз) развёрток;

выполнять разметку развёрток с помощью чертёжных инструментов с опорой на чертёж (эскиз);

подбирать и обосновывать наиболее рациональные технологические приёмы изготовления изделий;

выполнять рицовку;

оформлять изделия и соединять детали строчкой косого стежка и её вариантами;

находить и использовать дополнительную информацию из различных источников (в том числе из Интернета);

решать доступные технологические задачи.

3. Конструирование и моделирование.

простейшие способы достижения прочности конструкций.

Учащийся будет уметь:

конструировать и моделировать изделия из разных материалов по заданным техническим, технологическим и декоративно-художественным условиям;

изменять конструкцию изделия по заданным условиям;

выбирать способ соединения и соединительный материал в зависимости от требований конструкции.

4. Практика работы на компьютере.

Учащийся будет знать:

названия и назначение основных устройств персонального компьютера для ввода, вывода и обработки информации;

основные правила безопасной работы на компьютере.

 иметь общее представление о:

назначении клавиатуры, приёмах пользования мышью.

Учащийся будет уметь (с помощью учителя):

включать и выключать компьютер;

пользоваться клавиатурой (в рамках необходимого для выполнения предъявляемого задания);

выполнять простейшие операции над готовыми файлами и папками (открывать, читать);

работать с ЭОР (электронными образовательными ресурсами), готовыми материалами на электронных носителях (CD, DVD): активация диска, чтение информации, выполнение предложенных заданий, закрытие материала.

4 класс

Личностные

Учащийся будет уметь:

оценивать поступки, явления, события с точки зрения собственных ощущений, соотносить их с общепринятыми нормами и ценностями;

описывать свои чувства и ощущения от наблюдаемых явлений, событий, изделий декоративно-прикладного характера, уважительно относиться к результатам труда

мастеров;

принимать другие мнения и высказывания, уважительно относиться к ним;

опираясь на освоенные изобразительные и конструкторско-технологические знания и умения, делать выбор способов реализации предложенного учителем или собственного

замысла;

понимать необходимость бережного отношения к результатам труда людей; уважать людей различного труда.

Метапредметные

Регулятивные УУД

Учащийся будет уметь:

самостоятельно формулировать цель урока после предварительного обсуждения;

анализировать предложенное задание, отделять известное от неизвестного;

выявлять и формулировать учебную проблему;

выполнять пробные поисковые действия (упражнения), отбирать оптимальное решение проблемы (задачи);

предлагать конструкторско-технологические решения и способы выполнения отдельных этапов изготовления изделий из числа освоенных;

самостоятельно отбирать наиболее подходящие для выполнения задания материалы и инструменты;

выполнять задание по коллективно составленному плану, сверять свои действия с ним;

осуществлять текущий и итоговый контроль выполненной работы, уметь проверять модели в действии, вносить необходимые конструктивные доработки.

Познавательные УУД

Учащийся будет уметь:

искать и отбирать необходимую информацию для решения учебной задачи в учебнике, энциклопедиях, справочниках, Интернете;

приобретать новые знания в процессе наблюдений, рассуждений и обсуждений заданий, образцов и материалов учебника, выполнения пробных поисковых упражнений;

перерабатывать полученную информацию: сравнивать и классифицировать факты и явления; определять причинно-следственные связи изучаемых явлений (событий),

проводить аналогии, использовать полученную информацию для выполнения предлагаемых и жизненных задач;

делать выводы на основе обобщения полученных знаний и освоенных умений.

Коммуникативные УУД

Учащийся будет уметь:

формулировать свои мысли с учётом учебных и жизненных речевых ситуаций;

высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать и аргументировать;

слушать других, уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться;

сотрудничать, выполняя различные роли в группе, в совместном решении проблемы (задачи).

Предметные

1. Общекультурные и общетрудовые компетенции.

Основы культуры труда. Самообслуживание.

Учащийся будет иметь общее представление:

о творчестве и творческих профессиях, о мировых достижениях в области техники и искусства (в рамках изученного), о наиболее значимых окружающих производствах;

об основных правилах дизайна и их учёте при конструировании изделий (единство формы, функции и декора; стилевая гармония);

о правилах безопасного пользования бытовыми приборами.

Учащийся будет уметь:

организовывать и выполнять свою художественно-практическую деятельность в соответствии с собственным замыслом;

использовать знания и умения, приобретённые в ходе изучения технологии, изобразительного искусства и других учебных предметов в собственной творческой деятельности;

защищать природу и материальное окружение и бережно относиться к ним;

безопасно пользоваться бытовыми приборами (розетками, электрочайниками, компьютером);

выполнять простой ремонт одежды (пришивать пуговицы, зашивать разрывы по шву).

2. Технология ручной обработки материалов. Основы

художественно-практической деятельности.

Учащийся будет знать:

названия и свойства наиболее распространённых искусственных и синтетических материалов (бумага, металлы, ткани);

последовательность чтения и выполнения разметки развёрток с помощью чертёжных инструментов;

линии чертежа (осевая и центровая);

правила безопасной работы канцелярским ножом;

косую строчку, её варианты, назначение;

несколько названий видов информационных технологий и соответствующих способов передачи информации (из реального окружения учащихся).

Учащийся будет иметь представление о:

дизайне, его месте и роли в современной проектной деятельности;

основных условиях дизайна — единстве пользы, удобства и красоты;

композиции декоративно-прикладного характера на плоскости и в объёме;

традициях канонов декоративно-прикладного искусства в изделиях;

стилизации природных форм в технике, архитектуре и др.;

художественных техниках (в рамках изученного).

Учащийся будет уметь самостоятельно:

читать простейший чертёж (эскиз) плоских и объёмных изделий (развёрток);

выполнять разметку развёрток с помощью чертёжных инструментов;

подбирать и обосновывать наиболее рациональные технологические приёмы изготовления изделий;

выполнять рицовку оформлять изделия и соединять детали петельной

строчкой и её вариантами;

находить и использовать дополнительную информацию из различных источников (в том числе из Интернета).

3. Конструирование и моделирование.

Учащийся будет знать:

простейшие способы достижения прочности конструкций.

Учащийся будет уметь:

конструировать и моделировать изделия из разных материалов по заданным декоративно-художественным условиям;

изменять конструкцию изделия по заданным условиям;

выбирать способ соединения и соединительного материала в зависимости от требований конструкции.

4. Практика работы на компьютере.

Учащийся будет иметь представление о:

использовании компьютеров в различных сферах жизни и деятельности человека.

Учащийся будет знать:

названия и основное назначение частей компьютера (с которыми работали на уроках).

Учащийся научится с помощью учителя:

создавать небольшие тексты и печатные публикации с использованием изображений на экране компьютера;

оформлять текст (выбор шрифта, размера, цвета шрифта, выравнивание абзаца);

работать с доступной информацией;

работать в программах Word, Power Point.

 

Содержание учебного предмета «Технология»

Программа технологии по каждому году обучения включает в себя следующие разделы:

  1. Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание.
  2. Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты.
  3. Конструирование и моделирование.
  4. Использование информационных технологий.

 

1 класс (33 часа)

Раздел 1. Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание (6 ч)

Мир профессий. Профессии близких; профессии, знакомые детям; профессии мастеров.

Разнообразные предметы рукотворного мира (быта и декоративно-прикладного искусства).

Роль и место человека в окружающем мире. Созидательная, творче­ская деятельность человека и природа как источник его вдохновения. Элементарные общие правила создания рукотворного мира (эстетиче­ская выразительность — цвет, форма, композиция); гармония предметов и окружающей среды (сочетание цветов и основы композиции).

Бережное отношение к природе как к источнику сырьевых ресурсов, природные материалы.

Самообслуживание: организация рабочего места (рациональное размещение материалов и инструментов) и сохранение порядка на нём во время и после работы; уход за инструментами и их хранение. Гигиена труда.

Организация рабочего места (рациональное размещение материа­лов и инструментов) и сохранение порядка на нём во время и после ра­боты.

Простейший анализ задания (образца), планирование трудового процесса.

Работа с доступной информацией в учебнике, рабочей тетради (при­ложении) — рисунки, схемы, инструкционные карты; образцы изде­лий.

Самоконтроль в ходе работы по инструкционной карте, соотнесе­ние промежуточного и конечного результата (детали, изделия) с образ­цом. Самоконтроль качества выполненной работы — соответствие результата (изделия) предложенному образцу.

Выполнение коллективных работ.

Раздел 2. Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты (17 ч)

Знакомство с материалами (бумага, картон, нитки, ткань) и их прак­тическим применением в жизни. Основные свойства материалов: цвет, пластичность, мягкость, твёрдость, прочность, гладкость, шершавость, влагопроницаемость, коробление (для бумаги и картона). Сравнение ма­териалов по их свойствам: декоративно-художественные и конструктив­ные. Виды бумаги (рисовальная, цветная тонкая, газетная и др.). Тонкий картон, пластичные материалы (глина, пластилин), природные мате­риалы. Свойства этих материалов.

Подготовка материалов к работе. Сбор и сушка природного мате­риала. Экономное расходование материалов.

Инструменты и приспособления для обработки доступных материа­лов: ножницы, игла, стека, шаблон, булавки (знание названий используе­мых инструментов). Выполнение приёмов рационального и безопасного пользования ими.

Знакомство с графическими изображениями: рисунок, схема (их уз­навание). Обозначение линии сгиба на рисунках, схемах.

Общее понятие о технологии. Элементарное знакомство (понимание и называние) с технологическим процессом изготовления изделия из мате­риалов: разметка деталей, их выделение, формообразование, сборка. Размет­ка деталей на глаз, по шаблону. Выделение деталей отрыванием, резанием ножницами. Формообразование деталей сгибанием, складыванием, вытяги­ванием. Клеевое соединение деталей изделия. Отделка деталей изделия ри­сованием, аппликацией, прямой строчкой. Сушка изделий под прессом.

Единообразие технологических операций (как последовательности выполнения изделия) при изготовлении изделий из разных материалов.

Связь и взаимообусловленность свойств используемых учащимися материалов и технологических приёмов их обработки.

Приёмы выполнения различных видов декоративно-художествен­ных изделий (в технике аппликации, мозаики, лепки, оригами, бумажной пластики и пр.).

Раздел 3. Конструирование и моделирование (10 ч)

Элементарное понятие конструкции. Изделие, деталь изделия. Конструирование и моделирование изделий из природных мате­риалов и бумаги складыванием, сгибанием, вытягиванием по образцу

 

2 класс (34 часа)

Раздел 1. Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание (8 ч)

Значение трудовой деятельности в жизни человека — труд как спо­соб самовыражения человека. История приспособляемости первобыт­ного человека к окружающей среде. Реализация потребностей человека в укрытии (жилище), питании (охота, примитивная кулинарная обра­ботка добычи), одежде. Объективная необходимость разделения труда. Ремёсла и ремесленники. Названия профессий ремесленников. Совре­менное состояние ремёсел. Ремесленные профессии, распространённые в месте проживания детей (крае, регионе). Технологии выполнения ра­бот во времена Средневековья и сегодня.

Элементарные общие правила создания предметов рукотворного ми­ра (прочность, удобство, эстетическая выразительность — симметрия, асимметрия, композиция); гармония рукотворных предметов и окру­жающей среды (городской и сельский ландшафты).

Разнообразие предметов рукотворного мира (предметы быта и де­коративно-прикладного искусства, архитектуры и техники).

Природа — источник сырья. Природное сырьё, природные мате­риалы.

Мастера и их профессии. Традиции творчества мастеров в создании предметной среды (общее представление).

Развёрнутый анализ заданий (материалы, конструкция, технология изготовления). Составление плана практической работы.

Работа с доступной информацией (тексты, рисунки, простейшие чертежи, эскизы, схемы).

Введение в проектную деятельность. Выполнение с помощью учи­теля доступных простых проектов (разработка предложенного замысла, поиск доступных решений, выполнение и защита проекта). Результат проектной деятельности — изделия, оформление праздников.

Работа в малых группах. Осуществление сотрудничества.

Самоконтроль в ходе работы (точность разметки с использованием чертёжных инструментов).

Самообслуживание. Самостоятельный отбор материалов и инстру­ментов для урока.

Раздел 2. Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты (15 ч)

Материалы природного происхождения: природные материалы (встречающиеся в регионе), натуральные ткани, нитки (пряжа). Строение ткани. Продольное и поперечное направление нитей ткани. Основа, уток. Общая технология получения нитей и тканей на основе натурального сы­рья. Проволока (тонкая), её свойства: гибкость, упругость. Сравнение свойств материалов. Выбор материалов по их декоративно-художествен­ным и конструктивным свойствам.

Чертёжные инструменты: линейка, угольник, циркуль. Канцелярский нож, лекало. Их названия, функциональное назначение, устройство. Приёмы безопасной работы и обращения с колющими и режущими инст­рументами.

Технологические операции, их обобщённые названия: разметка, по­лучение деталей из заготовки, сборка изделия, отделка.

Элементарное представление о простейшем чертеже и эскизе. Ли­нии чертежа (контурная, линия надреза, выносная, размерная, осевая, центровая). Чтение чертежа. Разметка по линейке, угольнику, циркулем

с опорой на простейший чертёж. Экономная рациональная разметка не­скольких деталей с помощью чертёжных инструментов. Построение прямо­угольных и круглых деталей с помощью чертёжных инструментов. Деление окружности и круга на части с помощью циркуля, складыванием.

Сборка изделия: проволочное подвижное и ниточное соединение деталей.

Отделка аппликацией (с полиэтиленовой прокладкой), ручными строчками (варианты прямой строчки).

Раздел 3. Конструирование и моделирование (9+3 ч из 4 раздела)

Конструирование из готовых форм (упаковки). Композиционное расположение деталей в изделии. Получение объёмных форм сгибани­ем. Виды соединения деталей конструкции. Подвижное соединение де­талей изделия. Способы сборки разборных конструкций (винтовой, проволочный). Соответствие материалов, конструкции и внешнего оформления назначению изделия.

Транспортные средства, используемые для передвижения по земле, воде, в воздухе. Виды, названия, назначение. Макет, модель. Конструи­рование и моделирование изделий из разных материалов; транспортных средств по модели, простейшему чертежу или эскизу. Биговка.

 

3 класс (34 часа)

Раздел 1. Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание (12 ч)

Непрерывность процесса деятельностного освоения мира челове­ком и создания культуры. Материальные и духовные потребности чело­века как движущие силы прогресса. Отражение жизненной потребности, практичности, конструктивных и технологических особенностей, нацио­нально-культурной специфики в жилище, его обустройстве, убранстве, быте и одежде людей. Ключевые технические изобретения от Средневе­ковья до начала XX в. Использование человеком энергии сил природы (воды, ветра, огня) для повышения производительности труда. Исполь­зование человеком силы пара, электрической энергии для решения жиз­ненно важных проблем в разные исторические периоды. Зарождение наук. Взаимовлияние наук и технических изобретений в процессе разви­тия человечества.

Энергия природных стихий: ветра, воды (пара). Электричество, про­стейшая электрическая цепь и её компоненты. Простейшая схема элек­трической цепи с различными потребителями (лампочкой, звонком, электродвигателем).

Гармония предметов и окружающей среды — соответствие предмета (изделия) обстановке.

Элементарная проектная деятельность (обсуждение предложенно­го замысла, поиск доступных средств выразительности, выполнение и за­щита проекта). Результат проектной деятельности: изделия, подарки малышам и взрослым, пожилым (социальный проект), макеты.

Распределение ролей в проектной группе и их исполнение.

Самоконтроль качества выполненной работы (соответствие резуль­тата работы художественному или техническому замыслу).

Самообслуживание — правила безопасного пользования бытовыми электрическими приборами, электричеством.

Раздел 2. Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты (9 ч)

Некоторые виды искусственных и синтетических материалов (бума­га, металлы, ткани, мех и др.), их получение, применение.

Разметка развёрток с опорой на простейший чертёж. Линии черте­жа (осевая, центровая). Преобразование развёрток несложных форм (до­страивание элементов).

Выбор способа соединения и соединительного материала в зависи­мости от требований конструкции. Выполнение рицовки с помощью кан­целярского ножа. Приёмы безопасной работы им. Соединение деталей косой строчкой. Отделка (изделия и деталей) косой строчкой и её вари­антами (крестиком, росписью, стебельчатой строчкой и др.), кружевами, тесьмой, бусинами и т. д.

Раздел 3. Конструирование и моделирование (5 ч)

Полезность, прочность и эстетичность как общие требования к раз­личным конструкциям. Связь назначения изделия и его конструктивных особенностей: формы, способов соединения, соединительных материа­лов. Простейшие способы достижения прочности конструкций (соеди­нение деталей внахлёст, с помощью крепёжных деталей, щелевого замка, различными видами клея, сшиванием и др.). Использование принципов действия представителей животного мира для решения инженерных за­дач (бионика).

Конструирование и моделирование изделий из разных материалов по заданным декоративно-художественным условиям.

Техника как часть технологического процесса, технологические ма­шины. Общий принцип работы ветряных и водяных мельниц. Паровой двигатель.

Раздел 4. Использование информационных технологий (практика работы на компьютере) (8 ч)

Информационная среда, основные источники (органы восприятия) информации, получаемой человеком. Сохранение и передача информа­ции. Информационные технологии. Книга как древнейший вид графи­ческой информации. Источники информации, используемые человеком

 

4 класс (34 часа)

Раздел 1. Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание (13 ч)

Преобразовательная деятельность человека в XX — начале XXI в. На­учно-технический прогресс: главные открытия, изобретения, современ-

ные технологии (промышленные, информационные и др.), их положи­тельное и отрицательное влияние на человека, его жизнедеятельность и на природу Земли в целом. Угроза экологической катастрофы и роль ра­зума человека в её предотвращении.

Сферы использования электричества, природных энергоносителей (газа, нефти) в промышленности и быту.

Общие представления об авиации и космосе, энергии и энергетике, информационно-компьютерных технологиях.

Самые яркие изобретения начала XX в. (в обзорном порядке). Нача­ло XXI в. — использование компьютерных технологий во всех областях жизни человека. Влияние современных технологий и преобразующей деятельности человека на окружающую среду. Причины и пути предот­вращения экологических и техногенных катастроф.

Дизайн-анализ (анализ конструкторских, технологических и худо­жественных особенностей изделия). Распределение времени при выпол­нении проекта.

Коллективные проекты.

Самообслуживание: пришивание пуговиц, сшивание разрывов по шву. Правила безопасного пользования бытовыми приборами.

Раздел 2. Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты (8 ч)

Изобретение и использование синтетических материалов с опреде­лёнными заданными свойствами в различных отраслях и профессиях.

Нефть как универсальное сырьё. Материалы, получаемые из нефти (пластмасса, стеклоткань, пенопласт и др.). Подбор материалов и инст­рументов в соответствии с замыслом. Синтетические материалы — поли­меры (пластик, поролон). Их происхождение, свойства.

Влияние современных технологий и преобразующей деятельности человека на окружающую среду. Комбинирование технологий обработки разных материалов и художественных технологий.

Дизайн (производственный, жилищный, ландшафтный и др.). Его роль и место в современной проектной деятельности. Основные условия дизайна — единство пользы, удобства и красоты. Дизайн одежды в зависи­мости от её назначения, моды, времени. Элементы конструирования моде­лей, отделка петельной строчкой и её вариантами (тамбур, петля вприкреп, ёлочки и др.), крестообразной строчкой. Дизайн и маркетинг.

Раздел 3. Конструирование и моделирование (5 ч)

Поиск оптимальных и доступных новых решений конструкторско-технологических проблем на основе элементов ТРИЗ (теории решения изобретательских задач).

Техника XX — начала XXI в. Её современное назначение (удовлетво­рение бытовых, профессиональных, личных потребностей, исследова­ние опасных и труднодоступных мест на земле и в космосе и др.). Современные требования к техническим устройствам (экологичность, безопасность, эргономичность и др.).

Раздел 4. Использование информационных технологий (практика работы на компьютере) (8 ч)

Современный информационный мир. Использование компьютер­ных технологий в разных сферах жизнедеятельности человека. Персо­нальный компьютер (ПК) и дополнительные приспособления (принтер, сканер, колонки и др.). Знакомство с текстовым редактором. Поиск ин­формации в компьютере и Интернете. Работа с простейшими информа­ционными объектами (тексты, рисунки): создание, преобразование, сохранение, удаление, печать.

 

Тематическое планирование

 1 класс.

Природная мастерская (9 ч)

Рукотворный и природный мир города. На земле, на воде и в воздухе. Природа и творчество. Природные материалы. Семена и фантазии. Композиция из листьев. Что такое композиция? Орнамент из листьев. Что такое орнамент? Природные материалы. Как их соединить?

Пластилиновая мастерская (4 ч)

Материалы для лепки. Что может пластилин? В мастерской кондитера. Как работает мастер? В море. Какие цвета и формы у морских обитателей? Наши проекты. Аквариум.

Бумажная мастерская (16 ч)

Мастерская Деда Мороза и Снегурочки. Наши проекты. Скоро Новый год! Бумага. Какие у неё есть секреты? Бумага и картон. Какие секреты у картона? Оригами. Как сгибать и складывать бумагу? Обитатели пруда. Какие секреты у оригами? Животные зоопарка. Одна основа, а сколько фигурок? Ножницы. Что ты о них знаешь? Шаблон. Для чего он нужен? Наша армия родная. Бабочки. Как изготовить их из листа бумаги? Весенний праздник 8 марта. Как сделать подарок-портрет? Орнамент в полосе. Для чего нужен орнамент? Образы весны. Какие краски у весны? Настроение весны. Что такое колорит? Праздники и традиции весны. Какие они?

Текстильная мастерская (4 ч)

Мир тканей. Для чего нужны ткани? Игла-труженица. Что умеет игла? Вышивка. Для чего она нужна? Прямая строчка и перевивы. Для чего они нужны? Прямая строчка и перевивы. Для чего они нужны? Закрепление. Проверка знаний и умений, полученных в 1 классе.

 

2  класс.

Художественная мастерская 10 ч

Что ты уже знаешь? Зачем художнику знать о тоне, форме и размере? Какова роль цвета в композиции? Какие бывают цветочные композиции? Как увидеть белое изображение на белом фоне? Что такое симметрия? Как получить симметричные детали? Можно ли сгибать картон? Как? Как плоское превратить в объёмное? Как согнуть картон по кривой линии?

Чертёжная мастерская 7 ч

Что такое технологические операции и способы? Что такое линейка и что она умеет? Что такое чертёж и как его прочитать? Как изготовить несколько одинаковых прямоугольников? Можно ли разметить прямоугольник по угольнику? Можно ли без шаблона разметить круг? Мастерская Деда мороза и Снегурочки.

Конструкторская мастерская 9 ч

Можно ли соединить детали без соединительных материалов? Какой секрет у подвижных игрушек? Как из неподвижной игрушки сделать подвижную? Что заставляет вращаться винт-пропеллер?  Как машины помогают человеку? Что интересного в работе архитектора?

Рукодельная мастерская  8 ч

Какие бывают ткани? Какие бывают нитки. Как они используются? Что такое натуральные ткани? Каковы их свойства? Строчка косого стежка. Есть ли у неё «дочки»? Как ткань превращается в изделие? Лекало.

 

3 класс

Информационная мастерская (3 часов)

Вспомним и обсудим! Знакомимся с компьютером. Компьютер - твой помощник. Проверим себя.

Мастерская скульптора (3 часа)

Как работает скульптор? Скульптура разных времён и народов. Статуэтки. Рельеф и его виды. Как придать поверхности фактуру и объём?

Мастерская рукодельницы (10 часов)

Вышивка и вышивание. Строчка петельного стежка. Пришивание пуговиц. Наши проекты. Подарок малышам «Волшебное дерево» История швейной машины. Секреты швейной машины. Футляры. Проверим себя. Наши проекты. Подвеска.

Мастерская инженеров- конструкторов, строителей, декораторов (13 часов)

Строительство и украшение дома. Объём и объёмные формы. Развёртка. Подарочные упаковки. Декорирование (украшение) готовых форм. Конструирование из сложных развёрток. Модели и конструкции. Наши проекты. Парад военной техники. Наша родная армия. Художник-декоратор. Филигрань и квиллинг. Изонить. Художественные техники из креповой бумаги.

Мастерская кукольника (5 часов)

Может ли игрушка быть полезной. Театральные куклы-марионетки. Игрушка из носка. Игрушка-неваляшка. Что узнали, чему научились.

 

4 класс

Информационная мастерская (4 часов)

Вспомним и обсудим! Информация. Интернет. Создание текста на компьютере. Создание презентаций. Программа Рower Point. Проверим себя.                                                                                                            

Проект «Дружный класс» (3 часа)

Презентация класса. Эмблема класса. Папка «Мои достижения».

Проверим себя

Студия «Реклама» (4 часа)

Реклама и маркетинг. Упаковка для мелочей. Коробка для подарка. Упаковка для сюрприза. Проверим себя.

Студия «Декор интерьера» (5 часов)

Интерьеры разных времён. Художественная техника

«декупаж» Плетённые салфетки. Цветы из креповой бумаги. Сувениры на проволочных кольцах. Изделия из полимеров. Проверим себя.

Новогодняя студия (3 часа)

Новогодние традиции. Игрушки из зубочисток. Игрушки из трубочек для коктейля. Проверим себя.

Студия «Мода» (8 часов)

История одежды и текстильных материалов. Исторический костюм. Одежда народов России. Синтетические ткани. Твоя школьная форма. Объёмные рамки. Аксессуары одежды. Вышивка лентами. Проверим себя.

Студия «Подарки» (2 часа)

День защитника Отечества. Плетёная открытка. Весенние цветы. 

Проверим себя.       

Студия «Игрушки» (5 часов)

История игрушек.  Игрушка – попрыгушка. Качающиеся игрушки. Подвижная игрушка «Щелкунчик» Игрушка с рычажным механизмом. Подготовка портфолио. Проверим себя