Позы логопедического массажа (Начальная школа)

  • doc
  • 28.10.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Детский церебральный паралич.doc

Детский церебральный паралич (ДЦП) — травматическое заболевание ДНС в результате родовой травмы или перенесенного инфекционного заболевания беременной, при котором страдают функции движения (патологические тонические рефлексы) и речь ребенка. Для восстановления нарушенных функций у детей, страдающих ДЦП, используют логопедический массаж, лечебную гимнастику и другие средства.

 

Учитывая, что уже с первых дней жизни под влиянием патологических тонических рефлексов у ребенка формируют патологические установки рук, ног, положения туловища и головы (кривошея), необходимо подбирать для каждого ребенка индивидуально положение тела, при котором патологические тонические рефлексы не проявляются вовсе, либо проявляются минимально. Эти положения туловища, конечностей, головы носят название «рефлекса запрещающих позиций», их необходимо придавать ребенку до начала проведения логопедических занятий и в процессе проведения гимнастики и логопедического массажа.

 

При проведении массажа ДЦП и гимнастки большое значение имеет выбор позы.

Позы логопедического массажа:

поза эмбриона;

лежа на спине, под шею ребенка подкладывают валик, ноги при этом согнуты в коленных суставах;

лежа на спине, голова фиксируется валиками;

на боку в позе эмбриона;

в положении на животе, под грудь ребенка подкладывается валик.

 

При подборе позы, проводят логопедический массаж (массаж мимической и жевательной мускулатуры, массаж при ДЦП).

Техника логопедического массажа при массаже лица и шеи

поглаживание (глажение) подушечками двух-трех пальцев от середины лба к вискам;

поглаживание от бровей к началу волосистой части головы;

поглаживание по обеим сторонам носа (сверху вниз);

поглаживание от середины подбородка к мочкам уха;

поглаживание от середины верхней губы до мочек уха.

 

Каждое движение необходимо повторить 3—5 раз. Выполнять в течение дня 3—5 раз.

Техника массажа при ДЦП - релаксация мышц языка

воздействие на точку, расположенную в подчелюстной ямке;

воздействие на симметричные точки носогубной складки;

воздействие на симметричные точки скуловых мышц;

воздействие на симметричные точки подчелюстных мышц.

 

В комплексе с логопедическим массажем проводят гимнастику. Она направлена на увеличение объема и силы дыхательной мускулатуры, глубины, ритмичности дыхания. Ребенку старше пяти месяцев можно проводить следующие гимнастические упражнения:

развести руки в стороны, а при возвращении — прижать их к груди;

поднять руки вверх, а при опускании — прижать их к груди;

отвести правую руку в сторону и одновременно повернуть голову, затем

возвращение исходное положение;

вытянуть ногу (ноги), затем сгибать их в коленных и тазобедренных суставах и привести к животу;

исходное положение - лежа на животе приподнять за отведенные руки голову и плечи, а затем опустить голову и плечи.

 

Все упражнения повторять по 3—5 раз. Впоследствии комплекс гимнастических упражнений при ДЦП усложняют и дополняют радом упражнений.

Цели и задачи логопедического массажа и лечебной гимнастики:

нормализация тонуса и моторики артикуляционного аппарата;

увеличение силы и длительности выдоха;

развитие манипуляций руками;

выработка ритмичности дыхания и движений конечностями;

выработка зрительных дифференцированных движений;

стимуляция кинестетических движений (ощущений) и развитие пальцевого осязания;

развитие эмоциональных реакций;

развитие движений руками с предметами (игрушками).