ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА
Построение диаграмм по методологии IDEF0 в Microsoft Visio 2010
Цель работы: получить навыки создания и редактирования функциональных моделей в Microsoft Visio 2010
Краткие теоретические сведения
Модель в нотации IDEF0 представляет собой совокупность иерархически упорядоченных и взаимосвязанных диаграмм. Каждая диаграмма является единицей описания системы и располагается на отдельном листе.
Цель моделирования Модель не может быть построена без четко сформулированной цели. Пример цели: «Описать функциональность предприятия с целью написания спецификаций ИС».
Точка зрения Точку зрения можно представить как взгляд человека, который видит систему в нужном для моделирования аспекте. Как правило, выбирается точка зрения человека, ответственного за моделируемую работу в целом. Цель и точка зрения документируются.
Основные элементы IDEF0-модели
В основе методологии IDEF0 лежат 4 основных понятия:
- функциональный блок;
- интерфейсная дуга (стрелка);
- декомпозиция; - глоссарий.
Функциональные блоки обозначают поименованные процессы, функции или задачи, которые происходят в течение определенного времени и имеют распознаваемые результаты. Графически функциональные блоки изображаются в виде прямоугольников. Все блоки должны быть названы и определены.
Имя функционального блока должно быть выражено сочетанием отглагольного существительного, обозначающего процесс, или глаголом (Рис. 1):
Рисунок 1 - Примеры работ
Определение функционального блока заносится в глоссарий или словарь работ (Activity Dictionary).
Все функциональные блоки модели нумеруются. Номер состоит из префикса и числа. Может использоваться префикс любой длины, но обычно используется префикс А. Контекстная (корневая) работа (функциональный блок) имеет номер А0.
Взаимодействие функциональных блоков с внешним миром и между собой описывается в виде интерфейсных дуг (стрелок). Стрелки представляют собой некую информацию и обозначаются существительными (например, «Заготовка», «Изделие») или именуемыми сочетаниями (например, «Готовое изделие»). Все стрелки должны быть определены. Определения заносятся в словарь стрелок – глоссарий (Arrow Dictionary).
В IDEF0 различают 4 типа стрелок (рис.2).
Каждая стрелка имеет свое расположение относительно функционального блока.
Рисунок 2 - Типы стрелок
Вход (Input) – материал или информация, которые используются или преобразуются работой для получения результата (выхода). Стрелка Input рисуется входящей в левую грань работы.
Управление (Control) – правила, стратегии, процедуры или стандарты, которыми руководствуется работа. Каждая работа должна иметь хотя бы одну стрелку управления. Рисуется как входящая в верхнюю грань работы.
Выход (Output) – материал или информация, которые производятся работой. Каждая работа должна иметь хотя бы одну стрелку выхода. Работа без результата не имеет смысла и не должна моделироваться. Изображается исходящей из правой грани работы.
Механизм (Mechanism) – ресурсы, которые выполняют работу, например, персонал предприятия, станки, устройства и т.д. Рисуется как входящая в нижнюю грань работы.
3. Глоссарий – набор определений, ключевых слов и т.д., которые характеризуют каждый объект модели.
4. Декомпозиция – это разбиение системы на крупные фрагменты – функции, функции – на подфункции и т.д. до конкретных процедур.
Модель может содержать 4 типа диаграмм:
- контекстную (в каждой модели может быть только 1 контекстная диаграмма);
- декомпозиции;
- дерева узлов;
- только для экспозиции (FEO).
Контекстная диаграмма является вершиной древовидной структуры диаграмм и представляет собой общее описание системы и ее взаимодействия с внешней средой.
После описания системы в целом проводится разбиение ее на крупные фрагменты. Этот процесс называется функциональной декомпозицией, а диаграммы, которые описывают каждый фрагмент и взаимодействие фрагментов – диаграммами декомпозиции. После декомпозиции контекстной диаграммы проводится декомпозиция каждого большого фрагмента системы на более мелкие и т.д., до достижения нужного уровня подробности описания.
Диаграмма дерева узлов показывает иерархическую зависимость работ, но не взаимосвязи между работами.
Диаграммы для экспозиции (FEO) строятся для иллюстрации отдельных фрагментов модели, для иллюстрации альтернативной точки зрения либо для специальных целей.
Все диаграммы имеют нумерацию. Контекстная диаграмма имеет номер А-0, декомпозиция контекстной диаграммы – номер А), остальные диаграммы-декомпозиции – номера по соответствующему узлу (например, А1, А2,
А21 и т.д.).
Для построения функциональной модели бизнес-процесса, используя MS Office Visio 2010, необходимо в меню Пуск выбрать: Microsoft Office - Microsoft Office Visio 2010.
В открывшейся программе выбрать: Файл – Фигуры – Блок-схема – Фигуры схемы IDEF 0.
Используемые блоки для построения функциональной модели:
Блок заголовка – рамка, которую необходимо установить на весь лист и оформить в соответствии с правилами оформления диаграмм в нотации IDEF0 Блок текста необходим для описания точки зрения и цели на контекстной диаграмме.
Блок действия – для описания работ, рассматриваемых в процессе.
Одностороннее соединение – элемент изображения интерфейсных дуг, таких как вход/выход, механизм/управление.
Соединительная линия IDEF 0 – объект для изображения интерфейсных дуг между работами в модели.
В качестве примера рассматривается процесс выполнения студентом курсовой работы (курсового проекта).
1. Создание контекстной диаграммы.
1. Запустите Microsoft Office Visio 2010.
2. В меню выбрать:
a) Файл – Создать – создать документ
б) Файл – Фигуры – Блок-схема – Фигуры схемы IDEF 0
Окно программы примет вид, подобный (рисунок - 3)
Рисунок 3 - Окно программы
3. Создание мастерской страницы
1) Для удобства переведите страницу в альбомный вид: Конструктор –
Ориентация – Альбомная;
2) Перетащите Блок заголовка на пустую страницу.
Рисунок 4 - Мастерская страница
3) Заполнить поле «Заголовок», предложенное в открывшемся окне: внести номер контекстной диаграммы и имя рассматриваемого процесса, в данном случае: А-0 Выполнить курсовую работу;
Далее, имя заголовка фигуры «Блок заголовка» должно соответствовать номеру и названию задачи, декомпозиция которой будет изображена в данной области. Например: А1 Получить задание.
4. Определение цели и точки зрения
С помощью кнопки Блока текста внесите текст в поле диаграммы – точку зрения и цель (рисунок - 5).
Рисунок 5 - Цель и точка зрения
5. В поле диаграммы (поле Блока заголовка) внесите Блок действия. В открывшемся окне «Данные фигуры» внесите имя процесса и идентификатор процесса.
6. С использованием блока Одностороннее соединение создайте стрелки на контекстной диаграмме (рисунок. 1).
Таблица 1 – Стрелки контекстной диаграммы
Имя стрелки (Arrow Name) |
Определение стрелки (Arrow Definition) |
Тип стрелки (Arrow Type) |
График |
График консультаций и сроки сдачи |
Input |
Список литературы |
Источники информации для выполнения курсовой работы |
Input |
Варианты заданий |
Список заданий на курсовую работу, подлежащий распределению между студентами |
Input |
Методические указания |
Документ, содержащий указания по выполнению курсовой работы, описывающий содержание ее частей и основные требования |
Control |
Положение о курсовом проектировании |
Документ, отражающий организационные требования по выполнению и сдаче курсовой работы |
Control |
Курсовая работа |
Документ, являющийся основанием для получения оценки |
Output |
Оценка за курсовую работу |
Результат выполнения курсовой работы |
Output |
Студент |
Тот, кто выполняет курсовую работу |
Mechanism |
7. Результат выполнения предыдущих пунктов представлен на рисунке.
6
Рисунок 6 - Контекстная диаграмма
1. Для построения декомпозиции диаграммы создайте новую страницу путем нажатия правой кнопкой мыши в нижнем левом углу окна на ярлык
Страница 1. Выбрать пункт Добавить страницу (рисунок. 7)
Рисунок 7 - Добавление страницы
2. Переименуйте страницы в соответствии с уровнем декомпозиции, например: A-0, А1 и т.д.
3. Распределите работы диаграммы декомпозиции в области Блока заголовка в соответствии с рисунком. 2
Таблица 2 – Работы диаграммы декомпозиции А0
Имя работы (Activity Name) |
Определение (Definition) |
Получить задание |
Выбрать задание из списка, согласовать его с преподавателем |
Подобрать литературу |
Выбрать из списка литературы подходящие источники |
Сделать расчеты |
Выполнить (если необходимо) расчетную часть курсовой работы согласно заданию |
Сделать графическую часть |
При необходимости сделать графики и чертежи |
Оформить пояснительную записку |
Оформить текстовую часть и объединить все сделанные части в единое целое |
Получить консультацию |
Получить консультацию у преподавателя перед защитой, выявить неточности и недостатки |
Защитить курсовую работу |
Сдать готовую курсовую работу и ответить на вопросы преподавателя |
4. Распределите стрелки для диаграммы декомпозиции в соответствии с контекстной диаграммой. Для этого «перенесите» входные и выходные стрелки, связанные с декомпозируемой работой, в поле декомпозиции.
Итог выполнения вышеописанных шагов представлен на рисунке 8.
Рисунок 8 - Диаграмма декомпозиции
Разветвление стрелок. График (расписание) необходимо для того, чтобы прийти на консультацию и на защиту, т.е. необходимо подвести одноименную стрелку к 2 работам. Для разветвления стрелки необходимо от фрагмента стрелки до сегмента работы провести стрелку, состоящую из нескольких блоков Однонаправленное соединение.
Слияние стрелок. Для слияния двух стрелок выхода необходимо провести работы аналогичные разветвлению.
ICOM-метки. Используя блок текста, расставьте ICOM метки.
ICOM - коды связывают граничные стрелки на дочерней диаграмме со стрелками родительского блока. Нотация, названная ICOM - кодом, определяет значения соединений. Буквы I, C, O или M, написанные около несвязанного конца граничной стрелки на дочерней диаграмм идентифицируют стрелку как Вход (Input), Управление (Control), Выход (Output) или Механизм (Mechanism) в родительском блоке. Буква следует за числом, определяющим относительное положение точки подключения стрелки к родительскому блоку; это положение определяется слева направо или сверху вниз. Например, код "C3", написанный возле граничной стрелки на дочерней диаграмме, указывает, что эта стрелка соответствует третьей (считая слева) управляющей стрелке родительского блока.
Рисунок 9 - Диаграмма декомпозиция блока А0
Результат выполнения предыдущих пунктов представлен на рисунке (рисунок 9).
4. Дерево узлов – это диаграмма, отображающая иерархию работ процесса (рисунок 10)
Рисунок 10 - Диаграмма узлов
Для построения диаграммы:
- создайте новую страницу;
- присвойте имя странице: дерево узлов;
- постройте дерево узлов, используя фигуры схемы IDEF0.
Глоссарий – это словарь ключевых слов, повествований, изложений, используемых при описании процесса (рисунок 11, 12).
Для построения глоссария:
- создайте документ Microsoft Office Word;
- создайте 2 таблицы:
o описание работ процесса, o описание интерфейсных дуг процесса;
- наименование столбцов таблиц: имя (работы/дуги, описание);
- заполните таблицы в соответствии с ранее разработанной моделью процесса.
Рисунок 11 - Словарь работ
Рисунок 12 - Словарь стрелок
На основе рассмотренного теоретического материала, составить функциональную модель в нотации IDEF 0.
Задача 1. Необходимо рассмотреть процесс обработки персональных данных о школьниках. В контекстной диаграмме входной информацией являются данные: принятое заявление, личные дела, успеваемость, учебные планы. Выходная информация – сформированные журналы, различные отчеты. Механизмами являются секретарь, администрация. Управляющие стрелки – нормативные документы.
Процесс обработки персональных данных о школьниках состоит из четырех работ: обработка заявления, регистрация личного дела и формирование класса, контроль успеваемости, обработка журналов.
Блок «Обработать заявление». Входными блока являются принятое заявление учащегося, секретарь учебной части производит его обработку, т.е. занесение данных в систему. На выходе функции будет обработанное заявление и данные для регистрации школьника.
Блок «Зарегистрировать личное дело и сформировать класс». Входными данными блока являются обработанное заявление, секретарь учебной части регистрирует личное дело в бумажной форме, одновременно формируется класс. На выходе функции будут списки классов с учащимися и сформированные по классам журналы.
Блок «Контролировать успеваемость». Входными данными блока являются данные о классе с учащимися, которые подвергаются контролю успеваемости. На выходе будут заполненные журналы.
Блок «Обработать журналы». Входными данными блока являются журналы, которые обрабатываются секретарем учебной части для составления отчетов. На выходе функции формирование и печать документов, отчетов.
Задача 2. Необходимо рассмотреть процесс приема на работу нового сотрудника. В контекстной диаграмме входной информацией являются данные: заявление о приеме на работу, резюме. Выходная информация – приказ о зачислении. Механизмами являются сотрудники отдела кадров. Управляющие стрелки – устав предприятия, трудовое законодательство РФ.
Процесс приема сотрудника состоит из четырех работ: рассмотрение резюме, проведение собеседования, рассмотрение заявления о приеме на работу, подписание приказа о зачислении.
Процесс рассмотрения резюме состоит из четырех работ: анализ резюме, анализ вакансий, сопоставление резюме с существующими вакансиями, принятие решения о проведении собеседования. В диаграмме процесса «Рассмотрение резюме» входной информацией является резюме. Выходная информация – решение о назначении собеседования.
Процесс подписания приказа о зачислении состоит из трех работ: формирование приказа о зачислении, рассмотрение приказа, утверждение приказа. В диаграмме процесса «Подписание приказа о зачислении» входной информацией является подписанное заявление.
Задача 3. Рассмотреть функционирование системы, которая описывает порядок получения водительских прав.
Экзамен в ГИБДД состоит из трех частей: теория, площадка, город. Теорию сдают на компьютере в виде теста из 20 вопросов. Необходимо не допустить более 2-х ошибок. Если теория сдана, то курсанта допускают до сдачи площадки. Там надо будет выполнить трогание в подъем, параллельную парковку и разворот в три приема. Пройдя и площадку, курсант выходит на последний этап - город. Там необходимо проехать определенный маршрут, соблюдая правила дорожного движения. Если все пройдет без ошибок, то экзамен будет сдан, и курсант получит водительское удостоверение.
Для сдачи экзаменов необходимо предоставить:
• паспорт;
• мед. справку;
• документ о прохождении обучения;
• квитанции об уплате сборов.
Требования к отчету:
В отчете дать ответы на следующие вопросы:
1. Какой процесс рассматривается?
2 С помощью какого программного средства вы моделируете систему на данной лабораторной работе? Для чего оно предназначено?
3 Что отображают Ваши модели (описание функциональной модели)?
Описание моделей совместить с рисунками. Дать ссылки на рисунки.
4. В отчете представьте все диаграммы (таблицы и др.), в соответствии с методическими указаниями.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.