Статья "Электронный учебник как комплекс интерактивных образовательных ресурсов"
Оценка 4.6

Статья "Электронный учебник как комплекс интерактивных образовательных ресурсов"

Оценка 4.6
Научные работы
pdf
информатика +1
Взрослым
18.02.2023
Статья "Электронный учебник как комплекс интерактивных образовательных ресурсов"
В статье дается обоснование актуальности использования электронных образовательных ресурсов в образовательном процессе. Представлена их классификация и состав. Электронный учебник рассматривается как комплекс связанных между собой интерактивных электронных образовательных ресурсов. Описываются этапы создания и программные средства разработки электронного учебника. Указываются основные преимущества системы обучения с использованием электронных учебников авторской разработки.
Туева Л.Н._Электронный учебник как комплекс интерактивных образовательных ресурсов.pdf

ЭЛЕКТРОННЫЙ УЧЕБНИК КАК КОМПЛЕКС ИНТЕРАКТИВНЫХ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ

 

Л. Н. Туева

ОГБПОУ «Томский лесотехнический техникум», г. Томск

 

Модернизация образования сегодня тесно связана с цифровизацией обучения как наиболее стремительно развивающимся направлением организации образовательной деятельности. В настоящее время в области информатизации образования основное внимание фокусируется на проблемах создания эффективных электронных образовательных ресурсов.

В соответствии с ГОСТ Р 52653 – 2006 электронный образовательный ресурс (далее, ЭОР) – образовательный ресурс, представленный в электронно-цифровой форме и включающий в себя структуру, предметное содержание и метаданные о них. 

Существует множество различных подходов к классификации ЭОР. Это связано, в первую очередь, с многовариативностью тематических направлений, охватываемых различными ЭОР. 

Классификация ЭОР может быть проведена по нескольким направлениям:

      по типу среды распространения и использования – интернет-ресурсы, оффлайн/онлайнресурсы, ресурсы для «электронных досок»;

      по виду содержимого контента – электронные учебники, практикумы, справочники, словари, викторины; по реализационному принципу – мультимедиа-ресурсы, презентационные ресурсы, системы обучения;

      по составляющим входящего контента – лекционные ресурсы, практические ресурсы, ресурсы-имитаторы (тренажеры), контрольно-измерительные материалы; 

      коммерческие, в свободном доступе, собственные (авторские) разработки.

В представленной классификации особое внимание следует уделить электронным учебникам, которые благодаря своему контенту позволяют интегрировать разные технологии и ресурсы для изучения учебного материала. Электронные учебники, как разновидность ЭОР, становятся одним из главных компонентов информационной образовательной среды и основным инструментом реализации требований ФГОС нового поколения. Электронные формы учебников благодаря целому комплексу образовательных ресурсов, поясняющих основные понятия, дополняющих текст познавательным материалом и наличию заданий в интерактивной форме, значительно расширяют методические возможности печатной формы учебника. Электронный учебник – учебное средство нового типа, в котором объединены педагогические и компьютерные технологии. Представляет собой новый уровень подачи учебного материала за счет:

1)      использования гипертекста, обеспечивающего многообразие систем связей между фрагментами учебного материала, находящегося как внутри самого учебника, так и имеющих выход на внешние информационные ресурсы;

2)      применения мультимедийных элементов, повышающих эффективность представления учебного материала;

3)      интерактивности, позволяющей осуществить ознакомление и тренинг по выполнению действий и формированию предусмотренных компетенций за счет использования активно-деятельностных форм обучения;

4)      наличия различных вариантов контроля и оценки полученных знаний (тесты, упражнения);

5)      наличия системы поиска информации, справочника, глоссария, обеспечивающих удобство работы с электронным ресурсом.

ЭОР должен представлять собой достаточно эффективный механизм, способствующий более быстрому усвоению материала благодаря активации зрительной, слуховой и моторной памяти. ЭОР в нашей стране эволюционировали от единичных программ, реализующих простые алгоритмы, до комплексных по своим педагогическим функциям электронных изданий образовательного назначения. Таким образом, на смену текстографическим электронным продуктам приходят ЭОР нового поколения – высоко интерактивные, мультимедийно насыщенные открытые образовательные модульные системы (ОМС). На сайте Федерального центра информационных образовательных ресурсов (ФЦИОР) представлено большое количество разнообразных образовательных ресурсов, разработанных с применением стандартов и технологий программирования (http://fcior.edu.ru).

Эффективным средством обучения электронный учебник становится, в том числе и тогда, когда он удовлетворяет всем целям и задачам обучения, направлен на конкретного обучаемого и разработан в соответствии с требованиями ФГОС. Большие возможности для индивидуализации обучения предоставляют авторские электронные учебники.

Одной из проблем, является то, что создание электронного учебника предполагает владение определенными навыками работы с программными средствами разработки, что затруднительно большинству преподавателей. 

Что делать, если необходимо создать свой электронный обучающий ресурс под конкретные цели и задачи образовательного процесса для определенной аудитории и при этом преподаватель-предметник не обладает знаниями в области программирования и специальных средств разработки приложений? 

Одним из способов реализации методических и творческих замыслов преподавателя является создание авторских электронных учебников на основе использования широко распространенного прикладного программного обеспечения, например пакета программ Microsoft Office или свободно распространяемого пакета Lebre Office, и инструментов для создания интерактивных упражнений. Основная идея заключается в том, чтобы создать «графическую оболочку» (обложку) электронной книги и наполнить ее «начинкой» (учебным контентом) через систему гиперссылок. В результате получим электронный учебник в виде комплекса связанных между собой электронных образовательных ресурсов, каждый из которых решает свою задачу, причем количество информации в учебнике должно быть оптимальным для изучения учебного элемента и сосредоточения внимания обучающихся.

В отличие от печатной формы представления электронный учебник имеет модульную структуру и может включать следующие модули: информационный (теоретический), практический (лабораторный), мультимедийный, интерактивный, справочный, контролирующий (тестовый). 

Разработка электронного учебника включает следующие этапы:

1)      определение целей, задач, контингента обучающихся;

2)      проектирование структуры электронного учебника, выбор программной среды разработки;

3)      разработка интерфейса основной страницы (меню), открывающей доступ к образовательным ресурсам;

4)      разработка электронных образовательных ресурсов (теоретического материала, практических заданий, тренажеров, интерактивных упражнений, справочной информации);

5)      разработка системы контроля знаний и умений обучающихся;

6)      объединение электронных образовательных ресурсов в единый программный модуль и настройка его компонентов;

7)      тестирование и апробация электронного образовательного ресурса, внесение корректировки в содержательный контент.

Имея большой практический опыт работы преподавателем информатики в Томском лесотехническом техникуме, можно констатировать, что гораздо эффективнее разрабатывать свои собственные образовательные ресурсы, подстроив их под свои задачи и возможности. Печатным изданиям, прежде чем попасть на рынок, надо пройти большой путь к конечному потребителю, что приводит в некоторой степени потери их актуальности. К тому же методы и технологии стремительно меняются, что не позволяет быстро изменить уже готовый контент и настроить его под свои задачи.

В качестве основной среды разработки электронных учебников автором данного проекта была использована программа AutoPlay Menu Builder, которая имеет широкий набор функциональных возможностей по оформлению и наделению интерактивных кнопок разнообразными функциями и позволяет связать воедино все основные модули разрабатываемого ресурса.

Работа в программе начинается с проектирования пользовательской графической оболочки или «обложки» электронного учебника, которая содержит кнопки-ссылки на различные ресурсы, связанные между собой системой навигации (Рисунок 1). После чего разрабатываются страницы электронного учебника (тематические элементы) и модули (теоретический, практический, интерактивный, справочный, контролирующий).

 

Рисунок 1 – Структура электронного учебника «Учебник Pascal»

 

Необходимые теоретические сведения, описание практических заданий и упражнений, справочная информация, глоссарий оформлены в pdf  формате. Сами практические задания выполняются в той программной среде, для изучения которой предназначен учебник, например текстовый редактор, электронные таблицы, система управления базами данных, графический редактор, система программирования и др. По возможности задания разрабатываются с функцией самопроверки, что позволяет автоматически контролировать выполнение заданий обучающимися.

Особый интерес вызывает интерактивный модуль, включающий игровые компоненты, которые позволяют не только повторить учебный материал, но и повысить интерес к предмету изучения. Интерактивные элементы предварительно создаются с использованием образовательных ресурсов, находящихся в широком доступе, среди многообразия которых следует выделить:

      конструкторы для создания интерактивных упражнений, викторин, игр, кроссвордов LearningApps, Online Test Pad;

      образовательная платформа для создания квестов, викторин, тестов, игр Joyteka и др.

Контролирующий модуль в виде тестовых заданий разрабатывается в программах My Test, Online Test Pad или в системе дистанционного обучения образовательного учреждения.

Управление процессом восприятия информации является одной из важных задач, которая решается в электронном ресурсе посредством использования разнообразной информации – наличие не только текстовой и графической информации, но и включение элементов игровых мультимедийных технологий, онлайн сервисов, тестирующей системы обеспечивают интерактивность образовательному ресурсу. Кроме того, в случае самостоятельного изучения обучаемым предоставляется возможность выбора порядка изучения учебного материала, используя интерактивные ссылки.

По рассматриваемой технологии автором статьи разработаны следующие электронные учебники: Уроки в текстовом редакторе Word, Упражнения в Excel, Учебник Access, Учебник Photoshop, Учебник Pascal, Учебник ProФайлы. Электронные учебники построены на основе мультимедийных технологий, являются практико-ориентированными, носят системнодеятельностный подход, при котором главное место отводится активной самостоятельной познавательной деятельности обучающихся. Эффективность их использования в учебном процессе подтверждено временем и результатами, которые показывают обучающиеся.  

Несомненными плюсами электронных учебников авторской разработки являются:

      отсутствие содержательных и технических ограничений: полноценное использование новых педагогических инструментов (интерактива, мультимедиа, моделирования) сочетается с возможностью распространения в глобальных компьютерных сетях;

      возможность построения авторского учебного курса и создания индивидуальной образовательной траектории обучающихся;

      неограниченный жизненный цикл системы: поскольку каждый учебный модуль автономен, а система открыта, является динамически расширяемым образовательным ресурсом, не требующим существенной переработки в целом при изменении содержательных или технических внешних условий;

      возможность творческой реализации деятельности преподавателя, повышения уровня самообучения и самообразования, расширение круга владения образовательными электронными ресурсами;

      приобретение нового опыта и получение статуса преподавателя-разработчика ЭОР.

Среди отрицательных сторон следует указать высокие трудозатраты разработчика, заключающиеся в разработке дизайна, проектировании уроков и интерактивных элементов в различных программных средах и другие.

Данную технологию можно применить для разработки электронных учебников по разным учебным дисциплинам общего и среднего профессионального образования. Таким образом, можно выделить основные преимущества системы обучения с использованием электронных учебников авторской разработки:

1)      уменьшение непроизводительных затрат живого труда при проведении учебных занятий, где ведущая роль отводится обучению самих обучающихся;

2)      активная позиция обучающихся, переход процесса познания из категории «учить» в категорию «изучать»;

3)      выбор обучающимися собственной траектории обучения;

4)      индивидуализация учебной деятельности (дифференциация темпа обучения, трудности учебных заданий и т. п);

5)      оперативность и объективность контроля и оценки результатов обучения;

6)      «погружение» обучающихся в особую информационную среду, которая наилучшим образом мотивирует и стимулирует процесс обучения;

7)      развитие продуктивных, творческих функций мышления, интеллектуальных способностей обучающихся, формирование операционного стиля мышления.

Личный опыт разработки, апробации и использования авторских электронных учебников показывает, что ЭОР являются не только необходимым средством повышения эффективности проведения занятий, но и за счет включения интерактивных элементов – повышения мотивации обучения и интереса к учебному предмету, способствуя формированию и развитию общих и профессиональных компетенций обучающихся.

 

Литература

1.      Башмаков А. И., Башмаков И. А. Разработка компьютерных учебников и обучающих систем.  –  М.:  Информ.-изд.  дом  «Филинъ», 2003. –  616 с.

2.      Осин А.В. Открытые образовательные модульные мультимедиа системы Москва:

Агентство "Издательский сервис", 2010. - 328 с.

3.      Единые требования к электронным образовательным ресурсам. – М., 2011.

4.      Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов. – http://fcior.edu.ru

 

ЭЛЕКТРОННЫЙ УЧЕБНИК КАК КОМПЛЕКС

ЭЛЕКТРОННЫЙ УЧЕБНИК КАК КОМПЛЕКС

ЭОР должен представлять собой достаточно эффективный механизм, способствующий более быстрому усвоению материала благодаря активации зрительной, слуховой и моторной памяти

ЭОР должен представлять собой достаточно эффективный механизм, способствующий более быстрому усвоению материала благодаря активации зрительной, слуховой и моторной памяти

Имея большой практический опыт работы преподавателем информатики в

Имея большой практический опыт работы преподавателем информатики в

LearningApps, Online Test Pad; • образовательная платформа для создания квестов, викторин, тестов, игр

LearningApps, Online Test Pad; • образовательная платформа для создания квестов, викторин, тестов, игр

Личный опыт разработки, апробации и использования авторских электронных учебников показывает, что

Личный опыт разработки, апробации и использования авторских электронных учебников показывает, что
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.02.2023