ЭЛЕКТРОННЫЙ УЧЕБНИК КАК КОМПЛЕКС ИНТЕРАКТИВНЫХ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ
Л. Н. Туева
ОГБПОУ «Томский лесотехнический техникум», г. Томск
Модернизация образования сегодня тесно связана с цифровизацией обучения как наиболее стремительно развивающимся направлением организации образовательной деятельности. В настоящее время в области информатизации образования основное внимание фокусируется на проблемах создания эффективных электронных образовательных ресурсов.
В соответствии с ГОСТ Р 52653 – 2006 электронный образовательный ресурс (далее, ЭОР) – образовательный ресурс, представленный в электронно-цифровой форме и включающий в себя структуру, предметное содержание и метаданные о них.
Существует множество различных подходов к классификации ЭОР. Это связано, в первую очередь, с многовариативностью тематических направлений, охватываемых различными ЭОР.
Классификация ЭОР может быть проведена по нескольким направлениям:
• по типу среды распространения и использования – интернет-ресурсы, оффлайн/онлайнресурсы, ресурсы для «электронных досок»;
• по виду содержимого контента – электронные учебники, практикумы, справочники, словари, викторины; по реализационному принципу – мультимедиа-ресурсы, презентационные ресурсы, системы обучения;
• по составляющим входящего контента – лекционные ресурсы, практические ресурсы, ресурсы-имитаторы (тренажеры), контрольно-измерительные материалы;
• коммерческие, в свободном доступе, собственные (авторские) разработки.
В представленной классификации особое внимание следует уделить электронным учебникам, которые благодаря своему контенту позволяют интегрировать разные технологии и ресурсы для изучения учебного материала. Электронные учебники, как разновидность ЭОР, становятся одним из главных компонентов информационной образовательной среды и основным инструментом реализации требований ФГОС нового поколения. Электронные формы учебников благодаря целому комплексу образовательных ресурсов, поясняющих основные понятия, дополняющих текст познавательным материалом и наличию заданий в интерактивной форме, значительно расширяют методические возможности печатной формы учебника. Электронный учебник – учебное средство нового типа, в котором объединены педагогические и компьютерные технологии. Представляет собой новый уровень подачи учебного материала за счет:
1) использования гипертекста, обеспечивающего многообразие систем связей между фрагментами учебного материала, находящегося как внутри самого учебника, так и имеющих выход на внешние информационные ресурсы;
2) применения мультимедийных элементов, повышающих эффективность представления учебного материала;
3) интерактивности, позволяющей осуществить ознакомление и тренинг по выполнению действий и формированию предусмотренных компетенций за счет использования активно-деятельностных форм обучения;
4) наличия различных вариантов контроля и оценки полученных знаний (тесты, упражнения);
5) наличия системы поиска информации, справочника, глоссария, обеспечивающих удобство работы с электронным ресурсом.
ЭОР должен представлять собой достаточно эффективный механизм, способствующий более быстрому усвоению материала благодаря активации зрительной, слуховой и моторной памяти. ЭОР в нашей стране эволюционировали от единичных программ, реализующих простые алгоритмы, до комплексных по своим педагогическим функциям электронных изданий образовательного назначения. Таким образом, на смену текстографическим электронным продуктам приходят ЭОР нового поколения – высоко интерактивные, мультимедийно насыщенные открытые образовательные модульные системы (ОМС). На сайте Федерального центра информационных образовательных ресурсов (ФЦИОР) представлено большое количество разнообразных образовательных ресурсов, разработанных с применением стандартов и технологий программирования (http://fcior.edu.ru).
Эффективным средством обучения электронный учебник становится, в том числе и тогда, когда он удовлетворяет всем целям и задачам обучения, направлен на конкретного обучаемого и разработан в соответствии с требованиями ФГОС. Большие возможности для индивидуализации обучения предоставляют авторские электронные учебники.
Одной из проблем, является то, что создание электронного учебника предполагает владение определенными навыками работы с программными средствами разработки, что затруднительно большинству преподавателей.
Что делать, если необходимо создать свой электронный обучающий ресурс под конкретные цели и задачи образовательного процесса для определенной аудитории и при этом преподаватель-предметник не обладает знаниями в области программирования и специальных средств разработки приложений?
Одним из способов реализации методических и творческих замыслов преподавателя является создание авторских электронных учебников на основе использования широко распространенного прикладного программного обеспечения, например пакета программ Microsoft Office или свободно распространяемого пакета Lebre Office, и инструментов для создания интерактивных упражнений. Основная идея заключается в том, чтобы создать «графическую оболочку» (обложку) электронной книги и наполнить ее «начинкой» (учебным контентом) через систему гиперссылок. В результате получим электронный учебник в виде комплекса связанных между собой электронных образовательных ресурсов, каждый из которых решает свою задачу, причем количество информации в учебнике должно быть оптимальным для изучения учебного элемента и сосредоточения внимания обучающихся.
В отличие от печатной формы представления электронный учебник имеет модульную структуру и может включать следующие модули: информационный (теоретический), практический (лабораторный), мультимедийный, интерактивный, справочный, контролирующий (тестовый).
Разработка электронного учебника включает следующие этапы:
1) определение целей, задач, контингента обучающихся;
2) проектирование структуры электронного учебника, выбор программной среды разработки;
3) разработка интерфейса основной страницы (меню), открывающей доступ к образовательным ресурсам;
4) разработка электронных образовательных ресурсов (теоретического материала, практических заданий, тренажеров, интерактивных упражнений, справочной информации);
5) разработка системы контроля знаний и умений обучающихся;
6) объединение электронных образовательных ресурсов в единый программный модуль и настройка его компонентов;
7) тестирование и апробация электронного образовательного ресурса, внесение корректировки в содержательный контент.
Имея большой практический опыт работы преподавателем информатики в Томском лесотехническом техникуме, можно констатировать, что гораздо эффективнее разрабатывать свои собственные образовательные ресурсы, подстроив их под свои задачи и возможности. Печатным изданиям, прежде чем попасть на рынок, надо пройти большой путь к конечному потребителю, что приводит в некоторой степени потери их актуальности. К тому же методы и технологии стремительно меняются, что не позволяет быстро изменить уже готовый контент и настроить его под свои задачи.
В качестве основной среды разработки электронных учебников автором данного проекта была использована программа AutoPlay Menu Builder, которая имеет широкий набор функциональных возможностей по оформлению и наделению интерактивных кнопок разнообразными функциями и позволяет связать воедино все основные модули разрабатываемого ресурса.
Работа в программе начинается с проектирования пользовательской графической оболочки или «обложки» электронного учебника, которая содержит кнопки-ссылки на различные ресурсы, связанные между собой системой навигации (Рисунок 1). После чего разрабатываются страницы электронного учебника (тематические элементы) и модули (теоретический, практический, интерактивный, справочный, контролирующий).
Рисунок 1 – Структура электронного учебника «Учебник Pascal»
Необходимые теоретические сведения, описание практических заданий и упражнений, справочная информация, глоссарий оформлены в pdf формате. Сами практические задания выполняются в той программной среде, для изучения которой предназначен учебник, например текстовый редактор, электронные таблицы, система управления базами данных, графический редактор, система программирования и др. По возможности задания разрабатываются с функцией самопроверки, что позволяет автоматически контролировать выполнение заданий обучающимися.
Особый интерес вызывает интерактивный модуль, включающий игровые компоненты, которые позволяют не только повторить учебный материал, но и повысить интерес к предмету изучения. Интерактивные элементы предварительно создаются с использованием образовательных ресурсов, находящихся в широком доступе, среди многообразия которых следует выделить:
• конструкторы для создания интерактивных упражнений, викторин, игр, кроссвордов LearningApps, Online Test Pad;
• образовательная платформа для создания квестов, викторин, тестов, игр Joyteka и др.
Контролирующий модуль в виде тестовых заданий разрабатывается в программах My Test, Online Test Pad или в системе дистанционного обучения образовательного учреждения.
Управление процессом восприятия информации является одной из важных задач, которая решается в электронном ресурсе посредством использования разнообразной информации – наличие не только текстовой и графической информации, но и включение элементов игровых мультимедийных технологий, онлайн сервисов, тестирующей системы обеспечивают интерактивность образовательному ресурсу. Кроме того, в случае самостоятельного изучения обучаемым предоставляется возможность выбора порядка изучения учебного материала, используя интерактивные ссылки.
По рассматриваемой технологии автором статьи разработаны следующие электронные учебники: Уроки в текстовом редакторе Word, Упражнения в Excel, Учебник Access, Учебник Photoshop, Учебник Pascal, Учебник ProФайлы. Электронные учебники построены на основе мультимедийных технологий, являются практико-ориентированными, носят системнодеятельностный подход, при котором главное место отводится активной самостоятельной познавательной деятельности обучающихся. Эффективность их использования в учебном процессе подтверждено временем и результатами, которые показывают обучающиеся.
Несомненными плюсами электронных учебников авторской разработки являются:
• отсутствие содержательных и технических ограничений: полноценное использование новых педагогических инструментов (интерактива, мультимедиа, моделирования) сочетается с возможностью распространения в глобальных компьютерных сетях;
• возможность построения авторского учебного курса и создания индивидуальной образовательной траектории обучающихся;
• неограниченный жизненный цикл системы: поскольку каждый учебный модуль автономен, а система открыта, является динамически расширяемым образовательным ресурсом, не требующим существенной переработки в целом при изменении содержательных или технических внешних условий;
• возможность творческой реализации деятельности преподавателя, повышения уровня самообучения и самообразования, расширение круга владения образовательными электронными ресурсами;
• приобретение нового опыта и получение статуса преподавателя-разработчика ЭОР.
Среди отрицательных сторон следует указать высокие трудозатраты разработчика, заключающиеся в разработке дизайна, проектировании уроков и интерактивных элементов в различных программных средах и другие.
Данную технологию можно применить для разработки электронных учебников по разным учебным дисциплинам общего и среднего профессионального образования. Таким образом, можно выделить основные преимущества системы обучения с использованием электронных учебников авторской разработки:
1) уменьшение непроизводительных затрат живого труда при проведении учебных занятий, где ведущая роль отводится обучению самих обучающихся;
2) активная позиция обучающихся, переход процесса познания из категории «учить» в категорию «изучать»;
3) выбор обучающимися собственной траектории обучения;
4) индивидуализация учебной деятельности (дифференциация темпа обучения, трудности учебных заданий и т. п);
5) оперативность и объективность контроля и оценки результатов обучения;
6) «погружение» обучающихся в особую информационную среду, которая наилучшим образом мотивирует и стимулирует процесс обучения;
7) развитие продуктивных, творческих функций мышления, интеллектуальных способностей обучающихся, формирование операционного стиля мышления.
Личный опыт разработки, апробации и использования авторских электронных учебников показывает, что ЭОР являются не только необходимым средством повышения эффективности проведения занятий, но и за счет включения интерактивных элементов – повышения мотивации обучения и интереса к учебному предмету, способствуя формированию и развитию общих и профессиональных компетенций обучающихся.
Литература
1. Башмаков А. И., Башмаков И. А. Разработка компьютерных учебников и обучающих систем. – М.: Информ.-изд. дом «Филинъ», 2003. – 616 с.
2. Осин А.В. Открытые образовательные модульные мультимедиа системы Москва:
Агентство "Издательский сервис", 2010. - 328 с.
3. Единые требования к электронным образовательным ресурсам. – М., 2011.
4. Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов. – http://fcior.edu.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.