Практическая работа по географии. Составление плана при помощи условных топографических знаков. Определение азимутов точек на местности

  • Рабочие листы
  • docx
  • 20.01.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Сориентироваться на местности – это значит определить стороны горизонта. Существуют разные способы ориентирования на местности: по Солнцу, по гномону, по часам, по местным признакам.
Иконка файла материала Проект 6 класс (4).docx

 

Практическая работа1  Составление плана при помощи условных топографических знаков. Определение азимутов точек на местности

 

 Цель: Закрепить и проверить свои знания приемов изображения направлений, расстояний, рельефа на плане местности, изображение предметов условными знаками. Научиться читать план местности. Научиться ориентироваться на местности: определять стороны  горизонта, азимуты объектов и находить объекты по заданным азимутам. 2.Научиться определять расстояния измерительными приборами, шагам  и на глаз.

 

 

                                      Опорная информация

 

Сориентироваться на местности – это  значит определить стороны горизонта. Существуют разные способы ориентирования на местности: по Солнцу, по гномону, по часам, по местным признакам. Для применения этих способов есть общее действие: сначала определяют, где север. Зная направление на север, узнают все остальные: если встать лицом к северу и развести руки в стороны, то по направлению правой руки будет восток, по направлению левой – запад, а сзади – юг.

Ориентирование по Солнцу

В наших (средних) широтах Солнце:

*в 7 часов утра приблизительно бывает на востоке,

*в 10 часов -  на юго – востоке,

*в 13 часов – на юге,

*в 16 часов  - на юго-западе,

*в 19 часов – на западе.

Ориентирование с помощью  гномона

*В полдень тень гномона направлена на север.

Ориентирование по часам

*Положите часы на вытянутую ладонь.
*Часовую стрелку направить на Солнце.

*Угол между часовой стрелкой  и направлением на цифру 1 на циферблате разделить пополам.

*Линия, разделяющая этот угол пополам, покажет направление на юг.

Ориентирование по звездам

*Найдите ковш Большой Медведицы из семи ярких звезд.

*Мысленно отложите на продолжении линии между крайними звездами ковша еще 5 таких отрезков. Здесь находится Полярная звезда.

*Полярная звезда всегда находится над северной стороной горизонта.

Ориентирование с помощью компаса

*Положите компас на ровную поверхность и отпустите фиксатор.

*Дайте стрелке успокоится.

*Намагниченный конец стрелки покажет направление на север.

*Вращая коробочку компаса, подвести под  темный конец стрелки букву С (север).

*Компас с ориентирован.

Чтобы определить азимут на предмет, надо:

*сориентировать компас. Для этого корпус компаса повернуть так, чтобы буква С совпала с темным концом магнитной стрелки.

*на стекло компаса положить тонкую палочку или спичку по направлению от центра к предмету.

* По шкале компаса отчитать величину дуги от 0 градусов до линии направления на предмет.

3.Определите расстояние между предметами . Результаты работы запишите в полевой дневник.

Чтобы определить расстояние шагами, надо:

*отмерить расстояние рулеткой 100 или 50 метров.

*Это расстояние пройти обычным шагом, считая число сделанных шагов. Например, 100м пройдено за 96 пар шагов; 100:96= 1м 4см; можно округлить это число и считать, что одна пара шагов равна 1 метр.

*При измерении расстояния шагами считают количество пройденных пар шагов, а потом умножают полученную  величину на длину одной пары шагов.

Для того чтобы читать план местности, необходимо

Знать:

1.Условные топографические знаки.

2.Масштаб.

3.Основные и промежуточные стороны горизонта.

4.Абсолютную и относительную высоту.

5.Горизонтали, берштрихи, отметки отдельных высот.

*       Уметь:

   1.определять объекты, пользуясь условными знаками.

   2.определять расстояния.

   3.определять направления по плану местности.

   4.определять относительную и абсолютную высоту.

   5.определять направления повышения (понижения) местности.

   6.сравнивать склоны по крутизне.

2.По плану местности в атласе выполните следующие задания.

1.Перечислите природные объекты и объекты, созданные человеком.

 

_________________________________________________________________

2.Расстояние на плане уменьшено в 500 раз, запишите масштаб численный, именованный

__________________________________________________________________

и изобразите линейный.

_________________________________________________________________

3.Расстояние на плане уменьшено в 3000 раз,  запишите масштаб численный, именованный,  изобразите линейный.

 

__________________________________________________________________

4.В каком направлении и на каком расстоянии от мельницы на вершине холма находятся паромная переправа?

_____________________________________________________________

Домик лесника? Железнодорожная станция? Родник?

____________________________________________________________________________________________________________________________________

5.Определите расстояние от родника до домика лесника по прямой.

_________________________________________________________________

6.Составьте схематичный план участка местности способом полярной съемки. Масштаб: в 1см - 100м.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ю-В         350м             кустарник

С-З           400м             лиственное дерево

С-В           250м            редкий лес

Ю              500м            родник

З                550м             колодец

 

7.Определите абсолютную высоту холма, на котором расположена ветряная мельница. Каков склон холма более пологий северо-западный или юго-восточный?

________________________________________________________________

8.Чему равна абсолютная высота местности, на которой находится родник? Колодец к югу от села Добрынино.

________________________________________________________________

9.Абсолютнаявысота холма 12 м, северо – восточный склон крутой, юго-западный пологий. Изобразите этот холм горизонталями, горизонтали проведите через 3 метра.

 

 

 

 

 

 

 

 

10.Будет ли видна от села Ладогино плотина через реку Мечога?  Ответ объясните.

____________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

Домашняя работа: Определение сторон горизонта с помощью компаса и передвижение по азимуту.

Цель: формирование умений составлять простейший план местности по описанию.

Ход работы

Задание. Составьте план местности по описанию. Для этого:

1.      Прочитайте описание.

2.      сначала нарисуйте план местности карандашом, затем еще раз проверьте его соответствие тексту.

3.      нарисуйте окончательный цветной вариант.

Масштаб 1 : 50 000 (в 1 см 500 м)

Из этой точки определяют направление на север и обозначают шоссе, проходящее с севера на юг.

В 5 км к северу от пересечения шоссе с грунтовой дорогой расположен сельский поселок Сорокино, который тянется вдоль шоссе на 1,5 км.

В соответствии с величиной масштаба из точки пересечения шоссе с грунтовой дорогой откладывают 10 см на север и определяют южную границу поселка. Затем откладывают еще 3 см и определяют его северную границу. Обозначают поселок условным знаком по обе стороны шоссе. Подписывают название поселка.

Вдоль западной окраины поселка расположен сад

Определяют западную окраину поселка и условным знаком обозначают сад, четко показав его северную, южную и восточную границы.

В 3 км к югу от места пересечения шоссе и грунтовой дороги построен металлический мост через реку, которая течет в юго-западном направлении.

Из точки пересечения шоссе с грунтовой дорогой откладывают к югу 6 см и обозначают металлический мост. Из центра моста определяют направление на юго-запад и обозначают реку. Стрелкой показывают ее течения.

На правом берегу реки лежит луг, а вдоль левого тянется смешанный лес

Определяют, правы и левый берег реки. Вдоль правого берега обозначают луг, вдоль левого смешанный лес, не указывая точные границы распространения.

Вдоль шоссе от моста до поселка протянулась полоса кустарника шириной до 500 м по обе стороны.

В соответствии с величиной масштаба на расстоянии 1 см к западу и востоку от шоссе рисуют границу распространения кустарника и обозначают его.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru