Практическая работа1 Составление плана при помощи условных топографических знаков. Определение азимутов точек на местности
Цель: Закрепить и проверить свои знания приемов изображения направлений, расстояний, рельефа на плане местности, изображение предметов условными знаками. Научиться читать план местности. Научиться ориентироваться на местности: определять стороны горизонта, азимуты объектов и находить объекты по заданным азимутам. 2.Научиться определять расстояния измерительными приборами, шагам и на глаз.
Опорная информация
Сориентироваться на местности – это значит определить стороны горизонта. Существуют разные способы ориентирования на местности: по Солнцу, по гномону, по часам, по местным признакам. Для применения этих способов есть общее действие: сначала определяют, где север. Зная направление на север, узнают все остальные: если встать лицом к северу и развести руки в стороны, то по направлению правой руки будет восток, по направлению левой – запад, а сзади – юг.
Ориентирование по Солнцу
В наших (средних) широтах Солнце:
*в 7 часов утра приблизительно бывает на востоке,
*в 10 часов - на юго – востоке,
*в 13 часов – на юге,
*в 16 часов - на юго-западе,
*в 19 часов – на западе.
Ориентирование с помощью гномона
*В полдень тень гномона направлена на север.
Ориентирование по часам
*Положите
часы на вытянутую ладонь.
*Часовую стрелку направить на Солнце.
*Угол между часовой стрелкой и направлением на цифру 1 на циферблате разделить пополам.
*Линия, разделяющая этот угол пополам, покажет направление на юг.
Ориентирование по звездам
*Найдите ковш Большой Медведицы из семи ярких звезд.
*Мысленно отложите на продолжении линии между крайними звездами ковша еще 5 таких отрезков. Здесь находится Полярная звезда.
*Полярная звезда всегда находится над северной стороной горизонта.
Ориентирование с помощью компаса
*Положите компас на ровную поверхность и отпустите фиксатор.
*Дайте стрелке успокоится.
*Намагниченный конец стрелки покажет направление на север.
*Вращая коробочку компаса, подвести под темный конец стрелки букву С (север).
*Компас с ориентирован.
Чтобы определить азимут на предмет, надо:
*сориентировать компас. Для этого корпус компаса повернуть так, чтобы буква С совпала с темным концом магнитной стрелки.
*на стекло компаса положить тонкую палочку или спичку по направлению от центра к предмету.
* По шкале компаса отчитать величину дуги от 0 градусов до линии направления на предмет.
3.Определите расстояние между предметами . Результаты работы запишите в полевой дневник.
Чтобы определить расстояние шагами, надо:
*отмерить расстояние рулеткой 100 или 50 метров.
*Это расстояние пройти обычным шагом, считая число сделанных шагов. Например, 100м пройдено за 96 пар шагов; 100:96= 1м 4см; можно округлить это число и считать, что одна пара шагов равна 1 метр.
*При измерении расстояния шагами считают количество пройденных пар шагов, а потом умножают полученную величину на длину одной пары шагов.
Для того чтобы читать план местности, необходимо
Знать:
1.Условные топографические знаки.
2.Масштаб.
3.Основные и промежуточные стороны горизонта.
4.Абсолютную и относительную высоту.
5.Горизонтали, берштрихи, отметки отдельных высот.
* Уметь:
1.определять объекты, пользуясь условными знаками.
2.определять расстояния.
3.определять направления по плану местности.
4.определять относительную и абсолютную высоту.
5.определять направления повышения (понижения) местности.
6.сравнивать склоны по крутизне.
2.По плану местности в атласе выполните следующие задания.
1.Перечислите природные объекты и объекты, созданные человеком.
_________________________________________________________________
2.Расстояние на плане уменьшено в 500 раз, запишите масштаб численный, именованный
__________________________________________________________________
и изобразите линейный.
_________________________________________________________________
3.Расстояние на плане уменьшено в 3000 раз, запишите масштаб численный, именованный, изобразите линейный.
__________________________________________________________________
4.В каком направлении и на каком расстоянии от мельницы на вершине холма находятся паромная переправа?
_____________________________________________________________
Домик лесника? Железнодорожная станция? Родник?
____________________________________________________________________________________________________________________________________
5.Определите расстояние от родника до домика лесника по прямой.
_________________________________________________________________
6.Составьте схематичный план участка местности способом полярной съемки. Масштаб: в 1см - 100м.
|
Ю-В 350м кустарник
С-З 400м лиственное дерево
С-В 250м редкий лес
Ю 500м родник
З 550м колодец
7.Определите абсолютную высоту холма, на котором расположена ветряная мельница. Каков склон холма более пологий северо-западный или юго-восточный?
________________________________________________________________
8.Чему равна абсолютная высота местности, на которой находится родник? Колодец к югу от села Добрынино.
________________________________________________________________
9.Абсолютнаявысота холма 12 м, северо – восточный склон крутой, юго-западный пологий. Изобразите этот холм горизонталями, горизонтали проведите через 3 метра.
|
10.Будет ли видна от села Ладогино плотина через реку Мечога? Ответ объясните.
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Домашняя работа: Определение сторон горизонта с помощью компаса и передвижение по азимуту.
Цель: формирование умений составлять простейший план местности по описанию.
Ход работы
Задание. Составьте план местности по описанию. Для этого:
1. Прочитайте описание.
2. сначала нарисуйте план местности карандашом, затем еще раз проверьте его соответствие тексту.
3. нарисуйте окончательный цветной вариант.
Масштаб 1 : 50 000 (в 1 см 500 м)
Из этой точки определяют направление на север и обозначают шоссе, проходящее с севера на юг.
В 5 км к северу от пересечения шоссе с грунтовой дорогой расположен сельский поселок Сорокино, который тянется вдоль шоссе на 1,5 км.
В соответствии с величиной масштаба из точки пересечения шоссе с грунтовой дорогой откладывают 10 см на север и определяют южную границу поселка. Затем откладывают еще 3 см и определяют его северную границу. Обозначают поселок условным знаком по обе стороны шоссе. Подписывают название поселка.
Вдоль западной окраины поселка расположен сад
Определяют западную окраину поселка и условным знаком обозначают сад, четко показав его северную, южную и восточную границы.
В 3 км к югу от места пересечения шоссе и грунтовой дороги построен металлический мост через реку, которая течет в юго-западном направлении.
Из точки пересечения шоссе с грунтовой дорогой откладывают к югу 6 см и обозначают металлический мост. Из центра моста определяют направление на юго-запад и обозначают реку. Стрелкой показывают ее течения.
На правом берегу реки лежит луг, а вдоль левого тянется смешанный лес
Определяют, правы и левый берег реки. Вдоль правого берега обозначают луг, вдоль левого смешанный лес, не указывая точные границы распространения.
Вдоль шоссе от моста до поселка протянулась полоса кустарника шириной до 500 м по обе стороны.
В соответствии с величиной масштаба на расстоянии 1 см к западу и востоку от шоссе рисуют границу распространения кустарника и обозначают его.
|
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.