Практическая работа по теме» Молодежь в современном обществе»
1.Текст. Автор текста — немецкий социолог К. Манхейм (1893—1947).
...что мы имеем в виду, когда говорим, что молодежь — это оживляющий посредник.
Здесь нас сразу же подстерегает ловушка. Когда я был молодым, все считали, что молодежь прогрессивна по своей природе. Эта точка зрения впоследствии оказалась ошибочной, и мы узнали, что консервативные и реакционные движения также могут организовать и увлечь молодежь. Если мы утверждаем, что молодежь — это оживляющий посредник в социальной жизни, то целесообразно было бы точно указать на те ее элементы, которые, будучи мобилизованы и интегрированы, помогут обществу начать с начала.
С нашей точки зрения, одним из таких элементов, помимо духа авантюризма, которым молодежь обладает в большей степени, является тот факт, что она еще не полностью включена в status quo социального порядка. Современная психология и социология молодежи учат, что ключ к пониманию менталитета современной молодежи надо искать не только в развитии. <.„>
С нашей точки зрения, решающим фактором, определяющим возраст половой зрелости, является то, что в этом возрасте молодежь вступает в общественную жизнь и в современном обществе впервые сталкивается с хаосом антагонистических оценок. <...>
Молодежь ни прогрессивна, ни консервативна по своей природе, она — потенция, готовая к любому начинанию. <...> У молодежи еще нет закрепленных законом интересов ни экономических, ни ценностных, имеющихся у большинства взрослых людей. Этим объясняется тот факт, что в юности многие действуют как ревностные революционеры или реформаторы, а позднее, получив постоянную работу и обзаведясь семьей, переходят в оборону и выступают за сохранение status quo. На языке социологии быть молодым означает стоять на краю общества, быть во многих отношениях аутсайдером. И действительно, отличительной чертой старшеклассников и молодых студентов является отсутствие закрепленной законом заинтересованности в существующем порядке — они еще не сделали своего вклада в экономическую и психологическую структуру. С моей точки зрения, эта позиция аутсайдера — гораздо более важный фактор, определяющий открытость и склонность к изменениям, чем биологическое созревание. Кроме того, она совпадает с позицией других групп и индивидов, по другим причинам оказавшихся на краю общества, таких, как угнетенные классы, люди свободных профессий — поэты, артисты и т. д. Эта позиция аутсайдера представляет собой, конечно, лишь возможность, которую правящие круги могут либо подавить, либо мобилизовать и интегрировать движение.
Манхейм К. Диагноз нашего времени / К. Манхейм. — М., 1994. — С. 445— 446.
Вопросы и задания. 1) Какие черты, по мнению автора, являются характерными для молодежи? 2) Какой фактор автор считает решающим в определении возраста половой зрелости? Приведите аргументы, которыми он подтверждает свою точку зрения. 3) С позицией каких других групп и индивидов совпадает социальная позиция молодежи? Чем автор объясняет причины этого совпадения? 4) Автор утверждает, что «молодежь ни прогрессивна, ни консервативна по своей природе, она потенция, готовая к любому начинанию». Чем автор объясняет потенциальную готовность молодежи к любому начинанию? 5) Как вы считаете, можно ли отнести характеристики молодежи, названные автором, к объективным признакам? Аргументируйте свою точку зрения. 6) По мнению большинства современных социологов, возраст молодости начинается примерно в 16 лет и заканчивается в 30 лет. Чем они объясняют наступление возраста зрелости? Совпадает ли позиция автора с позицией ученых-социологов?
2. Сопоставьте высказывания двух ученых.
1. Теперешняя западная молодежь не отличается ни агрессией «шестидесятников», ни их претензиями на роль культурного лидера. Похоже, что эстафета западных «мальчиков» 60-х гг. (XX в. — Прим.ред.) перешла к нашим «детям перестройки». Во всяком случае, налицо определенная конфронтация поколений, одним из самых выразительных символов которой стала, как в прошлом на Западе, музыкальная рок-культура. В то время как на Западе рок утратил свою бунтарскую роль и вошел в музыкальный обиход, заняв свое место в ряду других музыкальных стилей, у нас он несет идеологическую нагрузку эпатирующего социокультурного протеста. Неясно только, обладает ли наше молодое поколение такими лее культурно-творческими потенциями, как молодые радикалы 60-х гг. (XX в. — Прим. ред.), и если предположить, что обладает, позволят ли обстоятельства проявиться им в полной мере.
2. По поводу молодых неформалов могу сказать следующее. У протеста цель — убрать, уничтожить и т. д. А когда протестуют неформалы, то они абсолютно не следуют цели отменить то, против чего они якобы протестуют. Они преследуют только одну цель: спровоцировать людей, чтобы они приняли участие в этом цирке, что мы и делаем и включаемся в их сценарий, изображая там роль врага, которая необходима по их сценарию. Так что про-тест несерьезный не только в плане своих последствий, но и по своим изначальным целям. Его цель — развлечь себя, позлить окружающих и, безусловно, принять участие в этой структуре. Общество должно быть уже не просто глупым, а шизофреническим, чтобы воспринимать такой протест как нечто, с чем оно, общество, должно бороться.
Вопросы и задания. 1) Чем различается позиция этих ученых в оценке положения молодежи в современном мире? 2) Есть ли что-то общее в их оценке положения молодежи в современном мире? 3) С чьей позицией вы согласны? Аргументируйте свою точку зрения. 4) Есть ли что-либо верное в оценке молодежи автором, с которым вы не согласны? Аргументируйте свой ответ.
3. 3.1. Лев Николаевич Толстой в биографической трилогии «Детство», «Отрочество», «Юность» рассказывает: «...Моя дружба с Дмитрием открыла мне новый взгляд на жизнь, ее цель и отношения. Сущность этого взгляда состояла в убеждении, что назначение человека есть стремление к нравственному усовершенствованию... Но до сих пор... жизнь моя шла все тем же мелочным, запутанным и праздным порядком... Но пришло время, когда эти мысли с такой свежей силой морального открытия пришли мне в голову, что я испугался, подумав о том, сколько времени я потерял даром, и тотчас же, в ту же секунду захотел прилагать эти мысли к жизни...»
1) Что социологи
считают началом молодости? Как вы считаете, молено
ли сказать, что началом молодости для героя повести Л. Н. Толстого стал
новый взгляд на жизнь? Обоснуйте свою точку зрения, опираясь на
известные вам сведения из курса обществознания и свой жизненный опыт.
2) Какие
представленные выше идеи, высказанные Карлом
Манхеймом, нашли подтверждение в приведенном отрывке из
биографической повести Л. Н. Толстого? Конфликт между поколением отцов и
поколением детей стар как мир. Раскройте его причины, используя текст Карла
Манхейма. Опираясь на свой жизненный опыт, покажите пути преодоления данного
конфликта.
3.2. Карл Манхейм утверждает, что правящие круги могут либо подавить, либо мобилизовать и интегрировать молодежное движение. Приведите примеры из истории и жизни современного общества, когда правящие круги влияли на развитие молодежного движения. Всегда ли данное влияние оказывало положительное воздействие на отдельную личность и общество в целом?
4. Споры о молодежи существовали во все века, существуют они и в наше время, при этом нередко высказываются взгляды прямо противоположные. С какой из представленных точек зрения вы согласны?
• Молодежь не может быть консервативной, она всегда прогрессивна?
• Асоциальное
поведение молодых людей — это протест против
отживших общественных норм?
• Основная
причина конфликта между отцами и детьми в том, что
поколение детей более образованно по сравнению с поколением отцов?
• Единой молодежной субкультуры не существует?
5. Написать эссе по выбранной теме
5.1. Ты хочешь от отца наследства? Это — знанье. Другое ты
в полдня
прокутишь достоянье.(С. Ширази)
5.2. Кто в детстве не получит воспитанья, Не будет счастья
в жизни знать
потом.(С. Ширази)
6. Социологи провели исследование того, что хотят взрослые от детей. Данные этого опроса приведены в таблице.
1) Проанализируйте:
каковы приоритеты большинства взрослого
населения страны.
2) Постройте рейтинг приоритета требований взрослых к молодежи.
Что взрослые требуют от детей |
|
Дети должны |
% от числа опрошенных |
Быть экономными |
21 |
Стараться понять другого |
33 |
Стремиться к знаниям |
57 |
Не упускать своего |
15 |
Не выделяться |
4 |
Стремиться занять видное положение |
11 |
Помнить о воздаянии за грехи |
8 |
Быть честными, порядочными |
65 |
Не забывать своих корней |
20 |
Уважать своих родителей |
71 |
Уметь быть счастливыми |
24 |
Любить свой дом, родину |
36 |
Работать для общего блага |
4 |
Быть хитрей, не давать себя провести |
11 |
Быть всегда самими собой |
29 |
3) Что вас удивило? Почему?
4) Каковы приоритеты
молодых людей вашего окружения: в чем они
совпадают с приоритетами взрослых людей, в чем расходятся?
5) Используя курс обществознания и свой жизненный опыт, объясните:
а) в чем причина различий требований взрослых людей к подрастающему поколению и требований, предъявляемых молодым поколением к себе;
6) в чем причина
совпадения требований взрослых людей к
подрастающему поколению и требований, предъявляемых молодым
поколением к себе.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.