Практическая работа «Подборка ткани и выкраивание деталей»
Цель: подготовить детали прихватки
Задачи:1. Обучающая - познакомить учащихся с историей развития лоскутной техники; материалами и приспособлениями для шитья; познакомить с правилами подбора тканей.
2.Развивающая – дать представление о композиционном и цветовом решении изделия;научить пользоваться шаблонами для раскроя элементов орнамента;
3.Воспитательная – развивать художественный вкус, воспитывать внимательность, рациональность, аккуратность
Тип урока: практическая работа
Методы: беседа, рассказ-объяснение, самостоятельные наблюдения учащихся, показ наглядностей, демонстрация трудового приёма, самостоятельная работа учащихся.
МПС: ИЗО, технология, черчение.
Оснащение: технологическая карта, шаблоны-образцы, картон, ножницы, карандаш, ткани, лоскутки, иллюстрации фотографии, журналы по рукоделию. образцы изделий, выполненные в технике лоскутного шитья; коллекция тканей для работы; тест “Проверь себя”; компьютер.
Ход урока
1.Организационный этап.
Приветствие. Проверка готовности учащихся к уроку, домашнего задания. Сообщение темы урока.
2.Основной этап.
Изучение нового материала Сообщение познавательных сведений.
· Что можно сделать с лоскутом, оставшимся после раскроя швейного изделия?
· Какие виды рукоделия вам знакомы?
Шитьё из лоскутков – один из традиционных видов народного творчества, у которого давняя история, глубокие корни. Как художественная работа, шитьё из лоскутов по сути своей очень близко к древнему искусству мозаики.
С чего всё началось?
Удивительное рукоделие – лоскутная техника – своими корнями уходит глубоко в древность. Толчком для её создания послужили обыкновенные заплаты, которые ставились на ещё крепкие, но слегка потёртые вещи. Заплаты имели разнообразные формы и расцветки. Это навело мастериц на мысль о возможности создания изделий из лоскутов.
Какие изделия из лоскутков были распространены?
Распространены изделия, выполненные в технике “курак”. Сущность её заключалась в том, что лоскутки не сшивают между собой, а каждый из них выкраивают с помощью шаблона, складывают в треугольник, группируют рядами и настрачивают их основания на основу из любой плотной ткани, получая мозаичное полотно со свободно отходящими вершинами разноцветных треугольников.
В крестьянских семьях бытовала ещё одна очень простая техника. Нарезанные прямоугольники нашивались на основу рядами. Коврик получался мягким.
Традиции лоскутной техники не потеряли своего значения и сегодня. На их основе создаются современные изделия, которые делают наш дом и быт уютным и красивым. Существует большое разнообразие приёмов работы с лоскутками. К наиболее распространённым относятся: печворк, квилт, текстильный коллаж, текстильная мозаика.
Какие необходимы инструменты и оборудование для изготовления изделий из лоскутков?
Для работы необходимо иметь : иглы, ножницы, нитки, сантиметровую ленту, линейку, портновские булавки, картон, мел портновский, карандаш, утюг, швейную машину.
Для работы лучше использовать ситец, сатин, бязь, хлопок, лён и т. п. Прокладочные материалы: синтепон, ватин. Пригодятся: тесьма, лента, шнуры, кусочки меха и кожи, пряжа, пуговицы. Не используйте ветхие ткани, так как в изделии они быстро протрутся!
Как подготовить материал к работе?
Подготовка материалов к работе включает следующие этапы:
1. Определение прочности окраски ( уголок ткани проутюживают через мокрую ткань. Если на ней останется след, значит, краски линяют. Такой материал использовать можно после стирки.
Зачем нужна эта операция?
2.Стирка и накрахмаливание тканей. Изделия из лоскутов хорошо выглядят и меньше пачкаются, если ткань, из которой оно выполнено, накрахмалить.
Зачем нужно стирать ткань? (Даёт усадку)
Декатировка – это увлажнение ткани перед раскроем для усадки. Под действием горячей воды и пара все ткани, имеющие натуральные волокна, дают разную усадку. Лоскутные вещи состоят из многих различных тканей, и эта деформация может испортить всю работу.
Чтобы правильно подобрать лоскутики для будущего изделия, необходимо учитывать сочетания цветов, знать, как они взаимодействуют друг с другом. Для этого надо понять, что такое цветовая гармония, т.е. согласованность в сочетании цветов.
Цвет характеризуется тремя показателями:
· цветовым тоном – отношением цвета к его оттенкам, полученным от смешивания с другим цветом;
· светлотой или яркостью, то есть степенью близости к белому цвету (различают светлые и темные тона одного цвета);
· интенсивностью или насыщенностью, то есть степенью густоты цвета.
Для того, чтобы разобраться в цветовых сочетаниях, применяют так называемый цветовой круг. Основные цвета в нем – желтый, красный и синий. Смешение красного и желтого в равных количествах дает оранжевый цвет, красного и синего – фиолетовый, синего и желтого – зеленый. На самом деле, количество таких смешанных, промежуточных тонов безгранично, и переходы от одного цвета к другому – плавные, незаметные.
Цвета красно-желтой половины цветового круга и все их оттенки называются теплыми, они менее контрастны. Самый теплый цвет – красный. Теплые тона более яркие, они зрительно выступают на первый план и как бы увеличивают предмет.
Цвета сине-зеленой половины цветового круга и все их оттенки называются холодными, они более контрастны. Самый холодный цвет – синий. Холодные тона отходят на второй план и зрительно уменьшают предмет.
Нейтральные цветовые тона – это черный, серый и белый. Они дают хорошие сочетания и между собой и с любым другим цветом: теплые цветовые тона выигрывают рядом с серым в его оттеночных переходах до черного, а холодные – с серым в оттеночных переходах до белого.
Гармоничными контрастными сочетаниями принято считать цвета секторов, расположенных друг против друга: красный - зеленый, оранжевый - синий, желтый - фиолетовый. Цвета соседних секторов не гармонируют, поэтому не стоит в узоре соединять их вместе. Цвета секторов, расположенных через один, более гармоничны. Дисгармонию в сочетании цветов можно уменьшить, если использовать дополнительный нейтральный цвет.
Раздать инструкцию: “дополнительные цвета”
цвет |
Дополнительные цвета |
Красный |
Зелёный, серый, синий, жёлтый, чёрный, коричневый |
Оранжевый |
Фиолетовый, ярко-синий, бледно-голубой |
Жёлтый |
Чёрный, синий, красный, коричневый, зелёный, голубой, фиолетовый |
Тёмно-зелёный |
Коричневый, бежевый |
Зелёный (светлый) |
Жёлтый, оранжевый, тёмно-зелёный, песочный, розовый |
Бледно-голубой |
Тёмно-красный, серый |
Синий |
Серый, белый, голубой, жёлтый, красный, чёрный |
Фиолетовый |
Светло-зелёный, тёмно-зелёный |
Коричневый |
Желтый, чёрный, красный, бежевый, зелёный |
Серый |
Фиолетовый, малиновый |
Фактура ткани – это структура её поверхности. Фактура зависит от переплетения нитей.
Какое переплетение вы уже знаете? ( Полотняное)
В лоскутной технике предпочтение отдаётся простому переплетению (полотняному, саржевому, сатиновому, атласному).
Широкое применение нашли ткани с рисунком. На фоне пёстрых тканей заметно выделяются однотонные ткани без рисунка.
Ими хорошо выделять основные компоненты и главные направляющие линии. Если однотонная ткань не применяется, то главным цветом должен стать самый яркий, активно контрастирующий со всеми остальными по насыщенности.
3. Практическая работа: “Составление прихватки”
Изученный материал закрепляется практической работой. Учащиеся, пользуясь цветными лоскутками, составляют рисунок, который состоит из квадратов одинаковой величины, но разных цветов. Можно использовать различные формы лоскутков. Учитель контролирует работу учащихся, правильность подбора цвета в соответствии с рекомендациями.
4. Заключительная часть.
1.Вопросы для закрепления нового материала.
-Для чего люди занимаются прикладным творчеством?
-Какие материалы используют для лоскутной пластики?
-Как подготовить материал к работе?
5. Домашнее задание.
Подготовить лоскутки для прихватки.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.