Практическая работа Спирты

  • docx
  • 04.02.2024
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Практическая работа Спирты.docx

Урок-практикум. 10 класс.

Практическая работа «Свойства спиртов»

ФИО разработчика:

Зотова Ольга Афанасьевна, учитель химии 1 категории

 

Место работы:

МАОУ СОШ №21 Кунгурский городской округ Пермский край

Класс:

10

Место урока:

Раздел 4 «Кислородосодержащие органические соединения»

Тема урока:

Практическая работа «Свойства спиртов»

Уровень изучения:

базовый

Тип урока:

урок-практикум

Планируемые результаты:

личностные:

готовность к совместной деятельности при выполнении химических экспериментов: уметь аргументировать свою точку зрения, слушать одноклассников, понимать личную ответственность за соблюдение техники безопасности при работе с химическим оборудованием, проводить работу в соответствии с планом;

метапредметные:

 

1) уметь проводить практические действия с веществами в соответствии с инструкцией и правилами техники безопасности,

2) совершенствовать умение пользоваться спиртовкой, представлять результаты химического эксперимента в форме записи уравнений соответствующих реакций и формулировать выводы на основе этих результатов;

3) совершенствовать умения наблюдать за ходом процесса, самостоятельно прогнозировать его результат, формулировать обобщения и выводы относительно достоверности результатов исследования, составлять обоснованный отчёт о проделанной работе;

предметные:

 

1) уметь исследовать физические свойства этанола, глицерина, сорбита;

2) проводить реакцию окисления этилового спирта оксидом меди, определять ее как качественную;

3) проводить реакцию глицерина и сорбита с гидроксидом меди и определять ее как качественную;

Ключевые слова: одноатомный спирт, многоатомный спирт, этанол, глицерин, сорбит, окисление, качественная реакция;

Краткое описание: на уроке предусмотрено повторение основных свойств одноатомных спиртов, сравнение свойств одноатомных спиртов с многоатомными спиртами, проведение практической работы.

 

Этап 1.1. Мотивирование на учебную деятельность

- В четырех стаканах представлены разные вещества. Определите, в каком из них спирт. (Определяют, обосновывают).

- Оказывается в двух тоже спирт, и только в одном – вода.

Сегодня мы будем говорить об этих веществах и что общего у них со знакомым для нас этиловым спиртом.

Этап 1.2. Актуализация опорных знаний

Повторение свойств одноатомных спиртов, повторение правил по технике безопасности на практических работах.

Этап 1.3. Целеполагание

Назовите цель: ты узнаешь, ты научишься. Сравните с тем, что прописано на карточках «Практическая работа»

 

Этап 2. Осуществление учебных действий.

Выполнение практической работы по инструктивной карте. Можно делать пометки карандашом на карте.

Учитель корректирует работу, задает направляющие вопросы, например, «Как растворяются спирты, что заметили?», «Как меняется запах этанола при окислении?»

Этап 3. Диагностика

Обсуждение вывода работы.

Этап 4. Рефлексия

Что удивительного сегодня узнали?

Этап 5. Домашнее задание.

Записать практическую работу в тетради, согласно инструктивной карте.

Инструктивная карта

Практическая работа №2. «Свойства спиртов».

Цели:  1) Исследовать физические свойства этанола, глицерина, сорбита;

            2) Провести реакцию окисления этилового спирта; выяснить, можно ли использовать её как качественную;

            3) Провести качественную реакцию на многоатомные спирты;

 

Оборудование: растворы NaOH, CuSO4, медная проволока, подставка для пробирок, чистые пробирки (4 штуки), химические стаканы с веществами: этанол, глицерин, сорбит, вода; спиртовка, спички, скотч, этикетки, стеклянная палочка.

Ход работы.

1. Описание физических свойств этанола, глицерина и сорбита.

1.1.В химических стаканах выданы вода, этанол, глицерин и сорбит. Определите, что в каком стакане. Как определили? Подпишите этикетки, наклейте на стаканы.

1.2. В чистую пробирку отлейте этанола 2 мл.

1.3. Половину воды отлейте в стакан с сорбитом, остальную распределите между этанолом и глицерином. Перемешайте стеклянной палочкой. Что можно сказать о растворимости этих веществ?

Данные оформите в таблицу (домашнее задание):

 

Этанол

Глицерин

Сорбит

Молекулярная формула

 

 

 

Структурная формула

 

 

 

Физические свойства

 

 

 

 

2. Окисление этилового спирта.

Зажгите спиртовку. Обратите внимание на цвет пламени, рассмотрите его.

Накалите в пламени спиртовки медную спираль так, чтобы она покрылась черным налетом, и быстро опустите её в пробирку со спиртом. Повторите операцию 3-7 раз. Запах какого вещества ощущается из пробирки?

Какие изменения происходят со спиралью?

 Заполните таблицу (домашнее задание)

Название опыта

Рисунок, уравнение реакции, признак реакции

Вывод

1. Прокаливание медной проволоки

 

 

2. Окисление спирта оксидом меди (II)

 

 

3. Качественная реакция на многоатомные спирты.

3.1.В пробирку налейте 0,5 см CuSO4, добавьте NaOH. Что наблюдаете?

К полученному осадку добавляйте по каплям глицерин и смесь

взболтайте. Что наблюдаете?

3.2  Проделайте этот опыт с сорбитом и этанолом. Что наблюдаете?

Заполните таблицу (домашняя работа);

Название опыта

Рисунок, уравнение реакции, признак реакции

Вывод

1.Получение осадка гидрок-сида меди(II)

 

 

2. Растворение осадка гидрок-сида меди(II) в глицерине

 

 

3. Растворение осадка гидрок-сида меди(II) в сорбите

 

 

4. Растворение осадка гидрок-сида меди(II) в этиловом спирте

 

 

 

Для формулирования вывода используйте вопросы – подсказки.

Вывод:

1) Исследовать физические свойства этанола, глицерина, сорбита;

(Какие общие свойства у спиртов? Почему этанол жидкость, глицерин вязкая жидкость, а сорбит твердое вещество?)

2) Провести реакцию окисления этилового спирта; выяснить, можно ли использовать её как качественную;

(Чем можно окислить этанол? Какой продукт образуется при окислении? Можно ли использовать эту реакцию как качественную? Почему?)

3) Провести качественную реакцию на многоатомные спирты (Что является качественной реакцией на многоатомные спирты? Можно ли использовать её для распознавания сорбита, этанола? Почему?)

 

 

 

 


 

Посмотрите также