Практическая работа по географии "Анализ климатограмм, характерных для различных типов климата России" (8 класс) направлена на умения ориентироваться в источниках географической информации (картографических, статистических, текстовых, видео- и фотоизображениях, компьютерных базах данных); находить и извлекать необходимую информацию; определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания и другим источникам; использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях между изученными географическими объектами, процессами и явлениями для объяснения их свойств, условий протекания и различий.
«Анализ климатограмм, характерных для различных типов климата России»
Практическая работа
Место проведения: кабинет географии.
Цель учителя: создание социальнопедагогических условий для достижения обучающимися
предметных, метапредметных и личностных результатов обучения.
Предметные результаты: умения ориентироваться в источниках географической информации
(картографических, статистических, текстовых, видео и фотоизображениях, компьютерных базах
данных); находить и извлекать необходимую информацию; определять и сравнивать качественные и
количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их
положение в пространстве по географическим картам разного содержания и другим источникам;
использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях между изученными
географическими объектами, процессами и явлениями для объяснения их свойств, условий
протекания и различий.
Метапредметные результаты: умения определять понятия; создавать обобщения; устанавливать
аналогии; классифицировать; самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации;
устанавливать причинноследственные связи; строить логические рассуждения, умозаключения
(индуктивные, дедуктивные, по аналогии) и делать выводы; соотносить свои действия с
планируемыми результатами; осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения
результата; определять способы действий в рамках предложенных условий и требований;
корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность
выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения.
Личностные результаты: сформированность целостного мировоззрения, соответствующего
современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, куль
турное, языковое, духовное многообразие современного мира.
Задачи обучающихся
1. Проанализировать климатограммы.
2. Определить, каким типам климата соответствуют климатограммы.
3. Выполнить диагностическое задание.
Материалы и оборудование: учебник, атлас, настенная климатическая карта и карта климатических
поясов России, письменные принадлежности.
Ход работы
1. Анализ климатограмм и заполнение под руководством учителя таблицы на основе
использования материалов учебника и карт атласа (задания и ответы).
Климатограмма
Характеристика
Тип климата: арктический
Средняя температура января 32 °С.
Средняя температура июля +2 °С.
Среднегодовая температура составляет
14,5°С.
Амплитуда температур составляет 34 °С.
Короткий безморозный период. Переход
через нулевую отметку температур
происходит в начале июля и конце августа.
Среднегодовое количество осадков со
ставляет 187 мм.
Выпадение осадков равномерно в течение
года с небольшим пиком в летние месяцы.
Самые влажные месяцы — июль и август
(около 25 мм).
Самые сухие месяцы — март и апрель
(около 10 мм)
Средняя температура января 14 °С.Средняя температура июля +20 °С.
Климатограмма
Характеристика
Тип климата: резко континентальный умеренного пояса
Средняя температура января
44"С.
Средняя температура июля +17 °С.
Среднегодовая температура составляет 8,8
°С.
Амплитуда температур составляет 61 °С.
Безморозный период длится с начала мая по
конец сентября.
Переход через нулевую отметку температур
происходит в начале мая и конце сентября.
Среднегодовое количество осадков составляет
202 мм.
Выпадение осадков неравномерно в течение
года (с пиком в летние месяцы). Самый
влажный месяц — июль (около 40 мм).
Самый сухой месяц — январь—март
(около 2 мм)
Климатограмма
Характеристика
Тип климата: муссонный умеренного пояса
Средняя температура января 14 °С. Средняя
температура июля +20 °С. Среднегодовая
температура составляет 4,9°С.
Амплитуда температур составляет 34 °С.
Безморозный период длится с начала апреля
по конец ноября. Переход через нулевую
отметку температур происходит в начале
апреля и конце ноября.
Среднегодовое количество
осадков составляет 719 мм.
Выпадение осадков неравномерно
в течение года (с пиком в летние
месяцы). Самый влажный месяц
— август (около 140 мм).
Самый сухой месяц — январь
(около 20 мм)
2. Самостоятельный анализ климатграмм и заполнение таблицы на основе использования
материалов учебника и карт атласа (задания и ответы).
1Средняя температура января 32 °С.
Средняя температура июля +2 °С.
Среднегодовая температура составляет
14,5°С.
Амплитуда температур составляет 34 °С.
Короткий безморозный период. Переход
через нулевую отметку температур
происходит в начале июля и конце августа.
Среднегодовое количество осадков со
ставляет 187 мм.
Выпадение осадков равномерно в течение
года с небольшим пиком в летние месяцы.
Самые влажные месяцы — июль и август
(около 25 мм).
Самые сухие месяцы — март и апрель
(около 10 мм)
Средняя температура января 14 °С.
Средняя температура июля +20 °С.
2
Средняя температура января 18 °С.
Средняя температура июля +17 °С.
Среднегодовая температура составляет 0,2
°С.
Амплитуда температур составляет 35 °С.
Безморозный период длится с начала
апреля по середину октября. Переход через
нулевую отметку температур происходит в
начале апреля и середине октября.
Среднегодовое количество осадков со
ставляет 463 мм.
Выпадение осадков неравномерно в течение
года (с пиком в летние месяцы). Самый
влажный месяц — июль (около 80 мм).
Самый сухой месяц — февраль (около 20
мм)
3
Средняя температура января 14 °С. Средняя
температура июля +20 °С. Среднегодовая
температура составляет 4,9°С.
Амплитуда температур составляет 34 °С.
Безморозный период длится с начала апреля
по конец ноября. Переход через нулевую
отметку температур происходит в начале
апреля и конце ноября.
Среднегодовое количество
осадков составляет 719 мм.
Выпадение осадков неравномерно
в течение года (с пиком в летние
месяцы). Самый влажный месяц
— август (около 140 мм).
Самый сухой месяц — январь
(около 20 мм)
4Средняя температура января
44"С.
Средняя температура июля +17 °С.
Среднегодовая температура составляет 8,8
°С.
Амплитуда температур составляет 61 °С.
Безморозный период длится с начала мая по
конец сентября.
Переход через нулевую отметку температур
происходит в начале мая и конце сентября.
Среднегодовое количество осадков составляет
202 мм.
Выпадение осадков неравномерно в течение
года (с пиком в летние месяцы). Самый
влажный месяц — июль (около 40 мм).
Самый сухой месяц — январь—март
(около 2 мм)
5
Средняя температура января 27
°С. Средняя температура июля
+11 °С. Среднегодовая
температура составляет 3,1°С.
Амплитуда температур
составляет 38 °С. Безморозный
период длится с середины марта
по конец сентября. Переход через
нулевую отметку температур
происходит в середине марта и
конце сентября.
Среднегодовое количество
осадков составляет 409 мм.
Выпадение осадков неравномерно
в течение года (с пиком в летние
и осенние месяцы).
Самый влажный месяц —
сентябрь (около 60 мм).
Самый сухой месяц — февраль
(около 20 мм)
3. Выполнение диагностического задания.
Назовите два признака увеличения континентальное климата.
Ответ: а) уменьшение среднегодового количества осадков; б) уменьшение зимних темпера
тур / увеличение годовой амплитуды температур за счёт более низких зимних.
Методический совет
Для достижения цели необходимо с обучающимися сначала провести тренировочную работу для
актуализации умений анализировать данные климатограмм, а только потом организовывать
самостоятельную практическую работу. Возможно использование уже рассмотренных климатограмм с
целью закрепления навыка воспроизведения ранее полученной информации. При выполнении
самостоятельной работы, с целью её усложнения, желательно ранее сделанные в тетрадях записи не
использовать. Помимо уже рассмотренных климатограмм обязательно необходимо подготовитьновые, оригинальные (материалы см. выше). В качестве объекта рассмотрения можно выбрать
климатограмму своего населённого пункта. Это сделает изучение темы личностно значимым для
школьников и позволит познакомить их с природой родного края.
Справочный материал
План работы с климатограммой
1. Определите параметры, которые можно получить с использованием климатограммы.
Максимальная температура воздуха и месяц её формирования.
Минимальная температура и месяц её формирования.
Годовая амплитуда колебаний температуры.
Месяцы года с положительными температурами.
Месяцы года с отрицательными температурами.
Наибольшее среднемесячное количество осадков и соответствующий месяц.
Наименьшее среднемесячное количество осадков и соответствующий месяц.
Месяцы года с наибольшим количеством выпадающих осадков, ю. Месяцы года с
наименьшим количеством выпадающих осадков.
Среднегодовое количество осадков.
Климатический пояс.
Климатическая область.
Названия объектов, для которых характерен данный режим температуры и выпадения осадков.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
11.
12.
13.
14.
Справочный материал
Климатограмма (пример)