Практическая работа по орфоэпии и культуре речи в 5 классе
Оценка 4.9

Практическая работа по орфоэпии и культуре речи в 5 классе

Оценка 4.9
Контроль знаний
docx
русский язык
5 кл
20.11.2018
Практическая работа по орфоэпии и культуре речи в 5 классе
Практическая работа по орфоэпии и культуре речи в 5 классе содержит тестовые задания и ответы к нимПрактическая работа по орфоэпии и культуре речи в 5 классе содержит тестовые задания и ответы к нимПрактическая работа по орфоэпии и культуре речи в 5 классе содержит тестовые задания и ответы к нимПрактическая работа по орфоэпии и культуре речи в 5 классе содержит тестовые задания и ответы к нимПрактическая работа по орфоэпии и культуре речи в 5 классе содержит тестовые задания и ответы к ним
Практическая работа по орфоэрии и культуре речи 5 класс риторика.docx
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ « ОРФОЭПИЧЕСКИЕ НОРМЫ» Цель   работы:  орфоэпических норм. ЗАДАЧИ:   закрепление   умений   и   навыков   по   определению Обучающие:  формирование умения применять полученные знания на практике. Развивающие:  развивать связную речь, память, логическое мышление, орфоэпическую  зоркость;  развивать ключевые компетентности учащихся: анализ, синтез,  классификацию, обобщение, систематизацию изученного материала. Воспитательные:  воспитывать познавательный интерес к предмету “Русский язык”;   воспитание бережного отношения к слову. Методы: словесный, наглядно­иллюстративный, практический. Организационные формы работы: фронтальная, индивидуальная. Оборудование:   Школьный орфоэпический словарь русского языка под ред. Леканта   П.А.,   Леденевой   В.В.;   Горбачевич   К.С.   Словарь   трудностей произношения и ударения в современном русском языке.  Содержание этапа  урока План урока Вид и формы работы Организационный  момент Приветствие, подготовка  необходимого оборудования Мотивационное начало  урока Постановка цели урока,  информация о значении  материала изучаемой темы Деятельность учащихся Приветствуют преподавателя,  проверяют наличие  дидактических материалов  Слушают, записывают в  тетрадь Актуализация знаний Воссоздание знаний, умений  Ответы на вопросы Этап систематизации  знаний Координация деятельности  учащихся Работа с заданиями 1­5;8  Рефлексия Вопросы, направленные на  обобщение материала Применение ЗУН в  новых условиях Проверка выполненных работ,  корректировка Подведение итогов.  Задает вопросы, ставит оценки  за работу. Ответы на вопросы,  формирование выводов по  изученному материалу Творческое применение  знаний и умений, работа с  заданиями 6,9 Самостоятельно делают вывод о достижении поставленных  целей. Ход занятия Организационный момент На партах учащихся разложены:  раздаточный материал практической работы  справочный материал по теме “Орфоэпия”   рабочие тетради по русскому языку и культуре речи Мотивационное начало урока Преподаватель:  Наше занятие посвящено нормам литературного ударения и произношения,   без   соблюдения   которых   не   приходится   говорить   о   речи грамотной,  в полном смысле этого слова. Нормативное произношение играет большую роль в процессе общения людей, потому что всякое отступление от образца   отвлекает   слушателя   от   содержания   высказывания,   мешает правильному восприятию информации. Далее ставятся перед учащимися цели, которые необходимо достичь. Актуализация знаний Фронтальная работа с группой: 1. Что изучает орфоэпия? 2. Какие особенности и функции русского ударения вы помните? 3. Что такое «вариантное произношение»? Этап систематизации знаний, повторение изученного материала 1.Вместо точек поставьте нужную букву и прочитайте слова. Аф…ра,  бел…сый,  безнад…жный,  бл…клый,  двоеж…нец,  никч…мный,  голол…д,  голол…дица, изд…вка, оп…ка, см…тка, недоум…нный, быти…, зат…кший, остри… . 2..Определите значения слов в зависимости от произношения. Составьте с данными словами словосочетания. Железка­ желёзка; истекший – истёкший; небо – нёбо; падеж – падёж; оглашенный – оглашённый, крестный – крёстный. 3.Определите произношение согласных перед (Э) в заимствованных словах.   Антенна, бандероль,  бассейн,  берет, бактерия, детектив, интервью, критерий, модель, музей, крем, неологизм, патент, пресса, сервис, свитер, стенд,  термос,  темп, террор, теннис, тет­а­тет, фанера, шинель, экстерн. 4. Распределите слова на две группы, в зависимости от варианта произношения ЧН ­ слова, где произносится [чн]; ­ слова, где произносится [шн] Булочная,   горчичник,   убыточный,   перечница,     конечно,   Ильинична,   Кузьминична,   достаточно, нарочно,   порядочный,   пустячный,   сердечный,   скучно,   скворечник,   сливочный,   молочник, подсвечник, взяточник, шапочный, яичница, двоечник, прачечная, девичник, очечник, полуночник. 5.   По   приведенным   образцам   образуйте   формы   прилагательного,   причастия,   глагола. Поставьте ударение.  Попробуйте сформулировать закономерность постановки ударения в этих формах в виде правила. Образец:    Дешёвый, дорогой, молодой, правый (верный) Образец: взятый – взяты, взят, взято, взята Начатый, принятый, проданный, созданный Образец: брать – брали, брал, брало, брала Взять, занять, начать, понять 6. Прочитайте предложения, обратив внимание на ударение в выделенных словах. Я не  брала  этой книги. Я не  поняла, кому ты  звонишь.   Мы   включим   телевизор, чтобы не пропустить интересную передачу. Эти сведения взяты из учебника.  Я сегодня очень занята. Мое место было уже занято. Группа заняла чужой класс.   Побалуйте себя чем­нибудь вкусненьким. Нас ждало новое испытание. 7.Расставьте ударение в следующих словах:   завидно, Бензопровод,   баловать,   генезис,   диспансер,   договор,   договоренность,   дремота,   законнорожденный,   каталог, квартал,   мастерски, некролог, обеспечение,   оптовый, премировать сосредоточение,  столяр, танцовщик, танцовщица, умерший,   феномен,  форзац, ходатайствовать, жалюзи. 8. Составьте предложения с использованием приведенных далее слов: Христианин, вероисповедание, знамение, благовест, тайная вечеря,   еретик, земля обетованная, догмат, аутодафе, иконопись, иконописный, всенощная, просвира, явленная икона.  Кладовая, пиала, кулинария, торты, творог, тефтели и гренки,  камбала, свёкла, щавель, языковая колбаса, ломоть хлеба, хрустящий хлебец, сливовое, грушевое варенье, кухонные принадлежности.  9.Прочитайте предложения, обратив внимание на ударение в выделенных словах. Я купил джинсовый  костюм. Наш город кажется мне красивейшим  местом на всем белом свете. В магазин поступило  факсимильное  издание «Толкового словаря живого великорусского языка»   Весёлый – (они) веселы, (он) весел, (она) весела Владимира Даля. В музее мы любовались мозаичным  панно.  Часто в декорировании модернового интерьера используют   японскую живопись.  Экспертное  заключение   было   написано   на  гербовой бумаге. Рефлексия:  1. Какую роль выполняет в словах буква Ё? 2. Что такое «старомосковская произносительная норма»? 3. С чем связаны трудности русского ударения? 4. Какие   правила   существуют   для   определения   места   ударения   в   производных формах слов тех или иных разрядов? Подведение итогов занятияВывод, к кторому подводятся учащиеся: Ударение в русском  языке подчиняется сложной системе правил. Нет ни одного носителя русского языка, который хотя бы раз не задумывался, как правильно ставить ударение в том или ином слове. В этом случае  словари и справочники – важнейшие помощники в формировании культуры речевого общения. ОТВЕТЫ Задание 1.  Афера, белёсый, безнадёжный, блёклый, двоеженец, никчёмный, гололёд, гололедица, издёвка, опека, смётка, недоуменный, бытие, затёкший, остриё. Задание 2. Истекший год (день, период) – истёкший кровью; кричит как оглашенный –  оглашённый список, указ; крестный ход – крёстный отец; ржавая железка –  У меня вспухла желёзка; голубое (ясное, солнечное, в тучах) небо – поднять язык к нёбу;  родительный (именительный,  предложный и т.д.) падеж – падёж животных. Задание   3.   Антенна,  бандероль,     берет,  бактерия,  детектив,  интервью,  критерий,  модель, музей, крем,   неологизм, патент, пресса, сервис,  свитер,  термос, бассейн,  стенд,  темп, террор, теннис, тет­а­тет, фанера, шинель, экстерн. Задание 4.  [чн]   убыточный,     сердечный   [шн] Горчичник,   конечно, Ильинична, Кузьминична,   пустячный,   скучно,   скворечник, нарочно,   яичница,     прачечная,   девичник,   двоечник, очечник, полуночник   достаточно, Булочная, порядочный, (кроме   друг серде[шн]ый,  сливочный, молочник,  взяточник шапочный   (кроме   фразеологии),   перечница ( кроме переносного значения) Задание 6. Я не брала этой книги. Я не поняла, кому ты звонишь.  Мы  включим  телевизор, чтобы не пропустить интересную передачу. Эти сведения взяты из учебника.  Я сегодня очень занята. Мое место было уже занято. Группа заняла чужой класс.  Побалуйте себя чем­нибудь вкусненьким. Нас ждало новое испытание. Задание 7. Бензопровод, баловать, генезис, диспансер, договор, договорённость, дремота,  завидно, законнорождённый,  каталог, квартал,  мастерски, некролог, обеспечение,  оптовый, премировать сосредоточение, столяр, танцовщик, танцовщица, умерший,   феномен, форзац, ходатайствовать, жалюзи. Задание   8.  Христианин,   вероисповедание,   знамение,   благовест,   тайная   вечеря,     еретик,   земля обетованная, догмат, аутодафе, иконопись, иконописный, всенощная, просвира, явленная икона.  Кладовая, пиала, кулинария, торты, творог, тефтели и гренки,  камбала, свекла, щавель, языковая колбаса, ломоть хлеба, хрустящий хлебец, сливовое, грушевое варенье, кухонные принадлежности.  Задание 9.   Я купил джинсовый (джинсы) костюм. Наш город кажется мне красивейшим   (красивый)   местом на всем белом свете. В магазин поступило факсимильное (факсимиле) издание «Толкового словаря   живого   великорусского   языка»   Владимира   Даля.   В   музее   мы   любовались   мозаичным (мозаика,  Часто   в   но   в   прилагательном   ударение   не   сохранилось)   панно. декорировании модернового   (модерн) интерьера используют   японскую живопись.  Экспертное заключение было написано на гербовой  бумаге.

Практическая работа по орфоэпии и культуре речи в 5 классе

Практическая работа по орфоэпии и культуре речи в 5 классе

Практическая работа по орфоэпии и культуре речи в 5 классе

Практическая работа по орфоэпии и культуре речи в 5 классе

Практическая работа по орфоэпии и культуре речи в 5 классе

Практическая работа по орфоэпии и культуре речи в 5 классе

Практическая работа по орфоэпии и культуре речи в 5 классе

Практическая работа по орфоэпии и культуре речи в 5 классе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.11.2018