Общеобразовательные задачи обучения направлены на развитие интеллектуальных способностей обучающихся, логического мышления, памяти; повышение общей культуры и культуры речи; расширение кругозора обучающихся, формирование у обучающихся навыков и умений самостоятельной работы, совместной работы в группах, умений общаться друг с другом и в коллективе.
Воспитательные задачи предполагают формирование и развитие личности обучающихся, их нравственно-эстетических качеств, мировоззрения, черт характера; отражают общую гуманистическую направленность образования и реализуются в процессе коллективного взаимодействия обучающихся, а также в педагогическом общении преподавателя и обучающихся.
Практические задачи обучения направлены на развитие всех составляющих коммуникативной компетенции (речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной и учебно-познавательной)
Тема: Значение словосочетания в построении предложения.
Практическое занятие22
Синонимия
словосочетаний
Цель: выяснить роль словосочетания в построении предложения; формировать умение
подбора синонимичных словосочетаний.
Порядок выполнения работы:
1задание: Изучите теоретический материал
Синтаксис это раздел грамматики, где изучается строй связной речи, выраженный
словосочетаниями или предложениями. Синтаксические единицы языка включают в себя
словоформы (слова в определённой грамматической форме), словосочетания, предложения,
сложные синтаксические конструкции.
Словосочетание это смысловое и грамматически оформленное единство двух или
нескольких слов, которое представляет собой сложное наименование элемента реальной
действительности или представления о ней.
В словосочетании всегда вычленяется главное слово, от которого ставится вопрос к
зависимому или зависимым: популярная (какая?) музыка; печь (что?) пироги; громко (как?)
разговаривать.
По структуре вычленяются:
1.
Словосочетания простые (состоят обычно из двух слов знаменательных частей
речи, реже из нескольких слов, включающих в себя нерасторжимое целое в виде фразеологизма):
яркие цветы, смотреть мультфильм, сложить вчетверо, девочка со светлыми волосами
(светловолосая), нанести вред (навредить) обидчику;
2.
Словосочетания сложные (обычно зависимые слова определяют главное с разных
сторон): жил летом на даче (жил на даче, жил летом).
Разделяют три вида синтаксической связи слов в словосочетании:
1)
согласование вид подчинительной связи, при которой отношение зависимого
компонента словосочетания к главному выражается его уподоблением главному в одноименных
грамматических категориях (чаще это сочетание существительного с прилагательными или
полными причастиями, в которых прилагательные и причастия согласуются с существительным в
формах падежа, рода и числа): тёмный вечер, тёмного вечера, тёмная ночь, тёмные тон
2)
3)
управление вид подчинительной связи, при котором главный компонент
словосочетания требует от зависимого формы определенного падежа без предлога или с предлогом
(обычно в роли зависимых слов выступают существительные и сходные с ними местоимения):
читать книгу, слушать меня, интересоваться живописью, стремление к славе;
примыкание вид подчинительной связи, который выражается не изменением
формы зависимого компонента словосочетания, а лишь его местоположением, его зависимой
грамматической функцией, его смыслом (обычно в роли зависимого слова выступают неизменяемые
части речи: наречие и слова категории состояния, а также форма инфинитива глагола): редко
охотиться, она замужем, просьба прийти.
Конечно, самой сильной синтаксической связью является согласование, а слабой
примыкание, поскольку при примыкании зависимое слово не претерпевает никаких изменений, не
образует форм. Примыкают обычно неизменяемые знаменательные части речи. При управлении
связь выборочна, так как главное слово может управлять зависимым только в некоторых формах.
Например, глагол смотреть может управлять существительным только в винительном падеже:
смотреть фильм, на картину, в окно.
2 задание: Выпишите из текста выделенные словосочетания. Найдите в них главное и
зависимое слова, от главного к зависимому поставьте вопрос. Определите вид связи в
словосочетаниях.Родились эти люди в снах, вышли из снов и прочнейшим образом обосновались в моей
келье.
Первое время я просто беседовал с ними, и всётаки книжку романа мне пришлось
извлечь из ящика. Тут мне стало казаться по вечерам, что из белой страницы выступает чтото
цветное. Присматриваясь, щурясь, я убедился в том, что это картинка. И более того, что картинка
эта не плоская, а трёхмерная. Как бы коробочка, и в ней сквозь строчки видно: горит свет и
движутся в ней те самые фигурки, что описаны в романе. Ах, какая это была увлекательная игра,
и не раз я жалел, что кошки уже нет на свете и некому показать, как на странице в маленькой
комнатке шевелятся люди. Я уверен, что зверь вытянул бы лапу и стал бы скрести страницу.
Воображаю, какое любопытство горело бы в кошачьем глазу, как лапа царапала бы буквы!
(М. Булгаков)
3 задание: выпишите из текста словосочетания, образованные по способу согласования.
Укажите, чем выражено зависимое слово.
Язык народа лучший, никогда не увядающий и вечно вновь распускающийся цвет всей его
духовной жизни, начинающейся далеко за границами истории. В языке одухотворяется весь народ и
вся его родина; в нём претворяется творческой силой народного духа в мысль, в картину и звук
небо отчизны, её воздух, физические явления, её климат, её поля, горы и долины, её леса и реки, её
бури и грозы весь тот глубокий, полный мысли и чувства голос родной природы, который говорит
так громко о любви человека к его иногда суровой родине, который высказывается так ясно в
родной песне, в родных напевах, в устах народных поэтов...
Поколения народов проходят одно за другим, но результаты жизни каждого поколения
остаются в языке в наследие потомкам. В сокровищницу родного языка складывает одно
поколение за другим плоды глубоких сердечных движений, плоды исторических событий,
воззрения, следы прожитого горя и прожитой радости, словом, весь след своей духовной жизни
народ бережно сохраняет в народном слове. (К. Ушинский)
4 задание: Образуйте и запишите словосочетания с данными словами, подобрав к ним
... сходство; ... опыт; ... роль; ... время; ... песня; ... коридор; ... каша; ... деревья; ...
зависимые слова.
ножницы; ... такси; ... какаду.
1.
2.
уважать ...; переписываться ...; сообщить ...; занести ...; обрести...; замереть ...;
обрушиться...; освещать...; сознаться... .
5 задание: Выпишите из текста словосочетания, образованные по способу примыкания.
Укажите, чем выражены зависимые слова.
Туркины принимали гостей радушно и показывали им свои таланты весело, с сердечной
простотой. В их большом каменном доме было просторно и летом прохладно, половина окон
выходила в старый тенистый сад, где весной пели соловьи...
С наступлением вечера малопомалу сходились гости... Потом все сидели в гостиной с
очень серьёзными лицами, и Вера Иосифовна читала свой роман. Она начала так: «Мороз
крепчал...». Окна были отворены настежь, слышно было, как на кухне стучали ножами, и доносился
запах жареного лука... В мягких, глубоких креслах было покойно, огни мигали так ласково в
сумерках гостиной; и теперь, в летний вечер, когда долетали с улицы голоса, смех и потягивало со
двора сиренью, трудно было понять, как это крепчал мороз и как заходившее солнце освещало
своими холодными лучами снежную равнину и путника, одиноко шедшего по дороге.
(А. Чехов)
6 задание: Образуйте и запишите словосочетания с данными в скобках словами, выбирая
предлог в или на.
Поехать (Сибирь, вокзал, завод, университет, город, деревня, курорт, Москва, Воркута,
Урал, Кавказ, Кубань, Крым, Алтай, Чехия, Узбекистан, Литва).7 задание: Образуйте и запишите словосочетания с данными в скобках словами, выбирая
предлог из или с.
Приехать (Сибирь, вокзал, завод, университет, город, деревня, курорт, Москва, Воркута,
Урал, Кавказ, Кубань, Крым, Алтай, Чехия, Узбекистан, Литва).
8 задание: Составьте и запишите возможные словосочетания с данными глаголами.
Образец: Поступить: поступить правильно; поступить в вуз; поступить в продажу.
Держаться, справиться, следовать, возводить, поднимать.
9 задание: Составьте со следующими словосочетаниями предложения, в которых
проясняется их значение. Запишите их.
Золотая монета, золотой человек, золотые руки, золотое время, золотая осень; железные
стружки, железная воля, железная логика; лисья нора, лисья шуба, лисья ухмылка.
10 задание: Образуйте и запишите словосочетания со следующими словами.
Вера (во что?), уверенность (в чём?), воплотить (во что?), предупреждать (о чём?),
предостерегать (от чего?), обратить внимание (на что? на кого?), уделить внимание (чему? кому?),
сосредоточить внимание (на чём?), интересоваться (чем? кем?), проявлять интерес (к чему?).
Упражнение 10. Из предложений выпишите словосочетания, распределив их в две группы:
простые и сложные.
У многих русских рек, наподобие Волги, один берег горный, другой луговой... у Исты тоже.
Эта небольшая речка вьётся чрезвычайно прихотливо... Маленькие кулички песочники со свистом
перелётывают вдоль каменистых берегов, испещрённых холодными и светлыми ключами; дикие
утки выплывают на середину прудов и осторожно озираются...
(И. Тургенев).
Для сведения:
Многие словосочетания имеют синтаксические синонимы. Синтаксические синонимы это
языковые единицы, характеризующиеся общностью содержания, но различающиеся оттенками
значения.
Чаще это именные словосочетания: улицы города городские улицы, коробка из картона
картонная коробка. Смысловая общность их очевидна, но оттенки значения также проявляются. В
словосочетаниях, состоящих из двух имён существительных, имеется два предмета, а в
синонимичных словосочетаниях, состоящих из имени прилагательного и имени существительного,
наличествует только один предмет и его признак, причём этот признак подчёркивается как
постоянный. Иногда словосочетания с прилагательным приобретают обобщённый смысл:
материнская ласка (ласка матери конкретное проявление чувства со стороны именно матери).
Синонимичными бывают и глагольные словосочетания: любить отдых любить отдыхать,
прекратить разговор прекратить разговаривать. В глагольных словосочетаниях синонимами
бывают варианты беспредложного и предложного управления: ехать полем ехать по полю.
задание: Образуйте и запишите синонимичные пары следующим
словосочетаниям, устно объясните, какие различия в значении они имеют.
Песни соловья, просторы Сибири, берег моря, рассказы охотника.
Шахтёрская слава, спортивный праздник, отцовские традиции, ружейный выстрел.
11
1.
2.
12
задание:
Замените в следующих словосочетаниях инфинитив именем
существительным и запишите получившиеся синтаксические синонимы. Устно укажите различие в
их значении.
Играть в шахматы, выступать с докладом, заниматься рисованием, овладеть компьютером,
подготовиться к экзамену, заботиться о родителях, увлекаться спортом, просмотреть почту.
13
задание:
Определите, чем отличаются друг от друга следующие
словосочетания. Составьте и запишите с ними предложения.
Лететь стрелой лететь как стрела; бежать быстрее лани бежать быстрее, чем лань; плыть
пароходом плыть на пароходе; читать книги чтение книг.