Общеобразовательные задачи обучения направлены на развитие интеллектуальных способностей обучающихся, логического мышления, памяти; повышение общей культуры и культуры речи; расширение кругозора обучающихся, формирование у обучающихся навыков и умений самостоятельной работы, совместной работы в группах, умений общаться друг с другом и в коллективе.
Воспитательные задачи предполагают формирование и развитие личности обучающихся, их нравственно-эстетических качеств, мировоззрения, черт характера; отражают общую гуманистическую направленность образования и реализуются в процессе коллективного взаимодействия обучающихся, а также в педагогическом общении преподавателя и обучающихся.
Практические задачи обучения направлены на развитие всех составляющих коммуникативной компетенции (речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной и учебно-познавательной)
Тема: Употребление предлогов в составе словосочетаний.
Практическое занятие19
Употребление существительных с предлогами благодаря, вопреки, согласно и др.
Цель: правильно употреблять предлоги в составе словосочетаний.
Порядок выполнения работы:
1 задание: Изучите теоретический материал:
Предлоги это служебная часть речи, указывающая на подчинение одного слова другому в
словосочетании или предложении и выражающая отношение друг к другу тех реалий
действительности, которые этими словами называются. Грамматическая функция предлога строго
регламентирована категорией падежа, следовательно предлог обычно управляет существительным
с зависимыми словами или местоимением. Предлог связан и с управляющим словом, и с
управляемым словом: смотреть в сторону, костюм в полоску; часто предлог является необходимым
показателем значения многозначного слова: смотреть в окно, смотреть за детьми.
Различают простые (однословные) и составные (неоднословные) предлоги: в, на, под, за и
вслед за, в связи с. По формальной организации различают первообразные (элементарные) и
непервообразные (неэлементарные) предлоги.
Первообразные предлоги всегда простые, они образуют небольшую замкнутую группу
простейших слов, не связанных ни с какими знаменательными словами: без, в, для, до, за, из, к,
кроме, между, меж, на, над, о (об), от, перед(пред), по, под, по, при, про, ради, через, а также
предлогисращения изза, изпод.
Непервообразные предлоги связаны живыми мотивационными отношениями с наречиями
(близ, вдоль, мимо, согласно с, вплоть до и др.), существительными (путем чегол., в ходе чегол. и
др.) и глаголами (благодаря комучемул., считая когочегол.).
Все предлоги управляют какимил. падежами: к + Дат., от + Род.; есть предлоги, которые
управляют несколькими падежными формами: в + Вин., в + Предл.
Определить вид связи в словосочетании.
Если управление, то
Алгоритм действий по правильному употреблению предлогов в речи.
Пример алгоритма:
1.
2.
определяем значение главного слова;
падежную форму зависимого слова;
выбираем предлог, учитывая нормы правильной речи.
2 задание: Раскройте скобки, запишите получившиеся словосочетания, укажите падеж
сущ.
Рассказывающий (книга), сеющие (май), скачущий (конь), бегающий (комната), хранимые
(сарай), поющие (клетка), сорванный (клумба), развешанные (стена).
Проверяем, Можно ли записанные словосочетания назвать причастными оборотами?
Докажите. Составьте 2 предложения так, чтобы в 1м причастный оборот выделялся запятыми, а
во 2м не выделялся.
Зачитываем свои предложения
3 задание: Стилистическое использование предлогов.
В русском языке много синонимичных предлогов. Например, около, вокруг, близ... Какой
выбрать? Предложите свои примеры.
О поездке насчет поездки
Изза болезни вследствие болезни
(нейтральные
За грибами по грибы
От голода с голоду
используемые в книжных стилях)(Разговорные
просторечные)
4 задание: Работа с толковым словарём
Прочитайте словосочетания. Что в них не так?
Как вы думаете, чем вызваны эти ошибки?
Запишите правильный вариант словосочетаний.
Разочароваться другом; прийти со школы; описывать о происшествии; пренебрегать совет;
приехал с Москвы; в разговоре коснуться о музыке; забота к детям; участвовать на соревнованиях;
говорить за литературу; описывает о личности своего героя.
Проведите самопроверку. Оцените работу.
5 задание: Развитие речи
Напишите письмоблагодарность своей семье, используя производные и непроизводные
предлоги.
В, ЗА, ДЛЯ, С, СО, БЛАГОДАРЯ, НЕСМОТРЯ НА, В ТЕЧЕНИЕ, ИМЕТЬ В ВИДУ, ИЗ
ЗА, В ЗАКЛЮЧЕНИЕ.