Практическая работа по русскому языку "Употребление причастий в текстах разных стилей"
Оценка 4.7
Контроль знаний
doc
русский язык
Взрослым
06.03.2018
Общеобразовательные задачи обучения направлены на развитие интеллектуальных способностей обучающихся, логического мышления, памяти; повышение общей культуры и культуры речи; расширение кругозора обучающихся, формирование у обучающихся навыков и умений самостоятельной работы, совместной работы в группах, умений общаться друг с другом и в коллективе.
Воспитательные задачи предполагают формирование и развитие личности обучающихся, их нравственно-эстетических качеств, мировоззрения, черт характера; отражают общую гуманистическую направленность образования и реализуются в процессе коллективного взаимодействия обучающихся, а также в педагогическом общении преподавателя и обучающихся.
Практические задачи обучения направлены на развитие всех составляющих коммуникативной компетенции (речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной и учебно-познавательной)
Практическое занятие15ря.doc
Тема: Употребление причастий в текстах разных стилей.
Практическое занятие15
Синонимия причастий
Цель: сформировать умение правильного употребления причастий в текстах разных
стилей.
Порядок выполнения работы:
1 задание:
Выразительно прочитайте текст. Озаглавьте его. Объясните, какими
выразительными языковыми средствами пользуется автор этого описания. Определите стиль речи
данного текста.
Высокая, громадная тишина. Ели, стоявшие по колено в сугробах, были громадно высоки.
По сравнению с ними телеграфные столбы казались маленькими, как спички. Но ещё выше елей
было небо, всё засыпанное зимними звёздами. Особенно прекрасно сверкали звёзды на чёрном
бархатном треугольнике неба, соприкасавшемся с белым треугольником бегущей дороги. Там
дрожало и переливалось несколько крупных и чистых созвездий, словно выграненных из самых
лучших и самых крупных алмазов в мире. Узкий ледяной луч прожектора иногда скользил по
звёздам, но он был не в силах ни погасить, ни даже ослабить их блеск. Они играли ещё ярче, ещё
прекраснее. А вокруг стояла громадная тишина, которая казалась выше елей, выше звёзд и даже
выше самого чёрного бездонного неба. (В. Катаев)
2 задание: Из данного текста выберите и выпишите предложения с причастиями и
причастными оборотами. Вставьте, где это необходимо, пропущенные знаки препинания.
Графически обозначьте причастные обороты.
Образец: Заросшая травой тропинка вилась по еловому лесу.
Путь экспедиции продолжался два дня. Погода стояла пасмурная. С юга попутным ветром
ползли густые тучи сыпавшие по временам снегом.
Равнина была покрыта выбоинами и выпуклостями созданными зимними ветрами и
оттепелями. Они больше затрудняли движение, чем трещины встречавшиеся иногда.
На севере тучи расходились разгоняемые ветром. Между их серыми клочьями то
показывались, то исчезали тянувшиеся цепью высокие горы. Снеговая равнина покрылась пятнами и
полосами отраженными от неба синеватого цвета.
Путешественники были поражены общей картиной снеговой пустыни и таинственного
хребта.
3 задание: Определите роль в предложении кратких причастий.
1. Иван Петрович снят с учёта в военкомате по возрасту. 2. Лицо ребёнка измазано
вареньем. 3. Друзья понастоящему были увлечены спортом. 4. Календарь был не повешен, а прибит
к стене. 5. Статья опубликована в журнале «Вокруг света».
4 задание: Определите стиль текста, укажите роль причастий в данном тексте, подберите
синонимы к причастиям.
(1)Красивая панорама развернулась перед моими глазами. (2)Сзади, на востоке, толпились
горы; на юге были пологие холмы, поросшие лиственным редколесьем; на севере расстилалось
бесконечное низменное пространство, покрытое травой. (З)Сколько я ни напрягал зрение, я не мог
увидеть конца этой низины. (4)Она уходила вдаль и скрывалась гдето за горизонтом. (5)Порой по
ней пробегал ветер. (б)Трава колыхалась и волновалась, как море. (7)Коегде группами и в
одиночку росли чахлые берёзки и другие какието деревья (В. К. Арсеньев).
5 задание:
Проанализируйте представленные тексты и охарактеризуйте
принадлежность к какомулибо стилю, определите роль причастий.
а) Одной из наиболее устойчивых форм языческих святилищ небольшого размера были
сооружения правильной круглой формы, обычно с двумя концентрическими валами. Мы уже
видели такие святилища на примере круглых болотных городищ. Большая часть городища
святилища находилась под открытым небом, очень часто на них находились расположенные по кругу постройки, предназначенные, по всей вероятности, для ритуальных пиров, для потребления
жертвенной пищи «требища». Кроме круглых городищсвятилищ, существовали и мысовые, но
они, очевидно, тоже покрывались термином «храмы». (Б.А. Рыбаков, с. 223224).
б) Уважаемые господа!
Благодарим за Ваше письмо от 20.11.99 г. и сообщаем, что мы принимаем все условия
Вашего предложения, кроме сроков исполнения. В этой связи мы хотели бы пригласить Вашего
представителя, уполномоченного вести переговоры, чтобы обсудить с ним вопрос о сроках
непосредственно при встрече. В случае Вашего согласия просим сообщить обратной почтой о
возможности приезда к нам Вашего представителя.
(подпись)
С уважением
6 задание: Прочитайте фрагмент из очерка А.К. Ехалова «Дорогой Карла Маркса»,
подчеркните в отрывке стилистические средства публицистического стиля, охарактеризуйте их как
средства стандарта и средства экспрессии, подчеркните причастия.
Летом были у нас московские социологи, изучавшие общественное мнение, или, как это
теперь называется, «менталитет электората». Надо сказать, что уже первые опросы населения
показали, что московская социология имела представление о настроениях и думах сельского люда,
подобное тому, как тетка Лида имела об устройстве и компетенции новых властных структур в
районе. Особенно поразило науку, что среди колхозников фактически не нашлось желающих
воспользоваться дарованными свободами и выйти из колхоза и взять в собственность землю, что
среди политических деятелей прошлого наибольшей популярностью пользуются Маленков и
Брежнев: один за то, что прирезал земли к огородам и снял налоги, другой за то, что «сам жил и
другим давал», что самый желаемый политик будущего Сталин. Не уверен, что результаты этой
социологической экспедиции повлияли на менталитет наших ведущих политиков. Судя по всему, те
и другие живут каждый сам по себе и думают также каждый свою думу.
Практическая работа по русскому языку "Употребление причастий в текстах разных стилей"
Практическая работа по русскому языку "Употребление причастий в текстах разных стилей"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.