Практические рекомендации по обучению слепых детей младшего школьного возраста чтению и письму по системе Брайля.
Оценка 4.9

Практические рекомендации по обучению слепых детей младшего школьного возраста чтению и письму по системе Брайля.

Оценка 4.9
Руководства для учителя
doc
чистописание
1 кл
13.10.2017
Практические рекомендации по обучению слепых детей младшего школьного возраста чтению и письму по системе Брайля.
Обучение чтению и письму слепых младших школьников происходит на основе рельефно-точечного шрифта Л. Брайля. Имеет свою специфику, средства обучения, методику. В данной статье акцентируется внимание на практических рекомендациях по технике чтения и письма, а также по развитию осязательного восприятия и мелкой моторики детей.
Практические рекомендации по обучению слепых школьников чтению и письму по системе Брайля.doc
ГБОУ Уфимская коррекционная школа­интернат № 13 для обучающихся с нарушениями опорно­двигательного аппарата  РЦДО г.Нефтекамск детей­инвалидов на дому Практические рекомендации по обучению слепых детей младшего школьного возраста чтению и письму по системе Брайля. Составила:  учитель начальных классов Высшей категории  (РЦДО г.Нефтекамск)  Чипеева Н.А. Введение      Для слепых и слабовидящих детей умение читать и писать по Брайлю является ключом к   грамотности,   познанию   мира   и   в   конечном   итоге   дальнейшему   успешному трудоустройству и независимости.            Шрифт Брайля представляет собой  рельефно­точечный шрифт для письма и чтения незрячими, в основе которого лежит комбинация точек шеститочия. Знак, изображенный комбинацией рельефных точек высотой 0,6 мм, диаметром  1,4 мм, записывается в ячейке размером 4,2 мм х 7 мм. Написанный таким образом текст при определённом навыке легко распознается на ощупь. Лёгкость чтения знаков и их компактность позволяют незрячему читателю достаточно быстро читать текст.       Такую систему записи и чтения создал французский тифлопедагог Луи Брайль (1809­ 1852гг.). Алфавит, цифры, музыкальные ноты и любые другие печатные символы могут быть   воспроизведены   в   системе   Брайля   различными   комбинациями   точек   в   ячейке (клетке).  Брайлевские  обозначения  также   используются  для   написания   математических знаков, уравнений, компьютерных символов и для письма на иностранном языке.        Когда слепые или слабовидящие дети учатся читать, шрифт Брайля является лучшим способом развития навыков правописания, грамматики, пунктуации. В процессе изучения системы Брайля у ребенка с нарушением зрения развивается мелкая моторика пальцев рук, что влияет на дальнейшее развитие его интеллекта, улучшается память, совершенствуется ориентировка в микропространстве, развивается кругозор.         Изучение системы Брайля даст возможность незрячему ребенку перейти к работе на компьютере   с   брайлевским   дисплеем   и   на   брайлевском   принтере   и   таким   образом развиваться,   общаться,   учиться,   получать   информацию   о   мире   и   быть   полноправным участником  его событий. Что  такое система Брайля?        Брайль – это система тактильного чтения для слепых, состоящая из шеститочечных знаков, называемых ячейками. Ячейка состоит из трех точек в высоту и из двух точек в ширину. Различные брайлевские знаки формируются путем помещения точек в различные положения   внутри   ячейки.   Для   удобства   точки   описываются   при   чтении   следующим образом: 1, 2, 3 слева сверху вниз и 4, 5, 6 справа сверху вниз: 1  •    •  4 2  •    •  5                                                                       3  •    •  6 Шрифт Брайля Использование брайлевского прибора и грифеля        Бумага вставляется между двумя пластинами брайлевского прибора. Каждая ячейка пластины   соответствует   брайлевской   ячейке.   Грифель   надавливает   на   бумагу   по углублениям в нижней пластине, чтобы получить брайлевский знак. Так как для прочтения написанного бумагу нужно перевернуть, записи делаются справа налево. Точки 1, 2, и 3 оказываются с правой стороны, а точки 4, 5 и 6 — слева. Необходимые средства обучения 1. Брайлевские прибор, грифель 2. Брайлевская бумага, формат 25см х 38 см. 3. Учебники, учебные пособия: ­   Рельефно­графический альбом, содержащий русский, латинский, арабские и римские цифры        ­  Колодка ­ шеститочие для обучения письму и чтению по Брайлю. Предназначена  для отработки навыка написания и прочтения буквы     ­ Азбука разборная для обучения системе Брайля. Предназначеная для обучения чтению  слов и кратких математических выражений             ­ Прибор для письма  по Брайлю. ­  Грифель для письма по Брайлю ­ Рельефно­графическое пособие  «Азбука в картинках» (в двух альбомах)              ­  Прибор для рельефного рисования  «Школьник».  ­ Пленка для рельефного рисования           ­ Тетрадь для письма по Брайлю     Правильная установка чтения и письма                    При обучении чтению и письму по Брайлю важно соблюдать правильную установку чтения и письма. Преподаватель тифлотехники ЛГПИ им. Герцена В.М.Сретинская особое внимание педагогов обращала на положение тела учащихся и учебных пособий.        Под установкой чтения мы понимаем положение тела и учебных пособий читающего. При чтении слепой должен сидеть  прямо, голова ­ прямо, руки должны лежать на книге так, чтобы локти обеих рук заходили за край парты на 2 – 3 пальца. Ноги должны иметь точку опоры о пол или перекладину под партой. Книга должна лежать на парте прямо, причем, когда ученик только начинает читать, края книги и парты должны совпадать. По мере чтения книга продвигается от ученика дальше по парте. Роль   рук.  Чтение   производится   слева   направо   обеими   руками,   главным   образом, указательными пальцами. При чтении обе руки движутся слева направо, а указательные пальцы   слегка   прикасаются   к   шрифту.   Чтение   производится   подушечками   пальцев. Остальные пальцы: средний и безымянный исполняют роль ориентира, мизинец правой руки находит конец строки.        При чтении и правая и левая рука не всегда одинаково движутся по строке. Обе руки ставим на строку, не доходя до конца одной четвертой строки, правая рука заканчивает строчку, а левая в это время переходит на новую строчку и начинает ее читать. Когда левая рука прочла примерно одну четверть строки, а правая закончила строку, правая рука присоединяется к левой и встает впереди. Дальше правая рука заканчивает, а левая опять переходит  на новую строку. Руки  ребенка должны  двигаться  спокойно,  без  нажима  на точки. Работа рук при чтении: ЛЕВАЯ – ОБЕ РУКИ – ПРАВАЯ                                          ЛЕВАЯ – ОБЕ РУКИ – ПРАВАЯ. Среди учеников могут быть дети с повреждениями рук. При наличии дефектов рук техника чтения меняется. Если у незрячего ребенка отсутствует указательный палец левой руки или правой руки, то чтение производится следующим (средним) пальцем. Если отсутствует левая рука или правая рука, то ребенок читает одной рукой. При обучении чтению детей, не имеющих дефектов рук, педагог должен учить читать детей обеими руками. Во время обучения частично­видящих нельзя разрешать им читать глазами; при этом учитель может применять подручные средства, затрудняющие чтение глазами. В работе   над   правильностью   чтения   слепых   детей   необходимо   знать,   что   осязание   рук находится в зависимости от температуры окружающей среды. При температуре выше 22 градусов руки потеют, а при охлаждении до 10 градусов руки охлаждаются, происходит затруднение распознавания букв рельефно­точечного шрифта. При чтении ученики делают иногда следующие ошибки: ­ Читают одной рукой (при этом уменьшается скорость чтения, теряется строка) ­ Делают руками движения сверху вниз. ­ Используют и без того слабое зрение. Техника чтения слепых Объективной   оценкой   качества   чтения   является   скорость   и   правильность   чтения.   При развитии этих качеств необходимо соблюдать ряд условий. 1. Шрифт   книги,   предназначенной   для   чтения,   должен   быть   хорошего   качества, четким   и   выпуклым.   Наибольшая   четкость   шрифта   может   быть   достигнута   при печатании на толстой бумаге. Необходимо соблюдать правила хранения и использования книг: ­ Нельзя разрешать учащимся класть прибор и тетрадь на раскрытую книгу, так как при этом деформируются точки. ­ Нельзя разрешать учащимся ставить на книгу обследуемые предметы. ­ Нельзя переносить книги большими стопками. Хранить книги следует в шкафах корешком наружу. Складывать книги стопами строго запрещается. 2.  В помещении, где дети читают по Брайлю, должна быть определенная температура —не ниже 18­20 градусов. При низкой температуре руки детей мерзнут, и они не могут читать. 3. В помещении должна соблюдаться полная тишина. 4. Помещение   должно   иметь   достаточное   освещение.   Свет   располагается   с   левой стороны. 5. Категорически запрещается частично зрячим пользоваться остаточным зрением. 6. Класс должен быть оборудован надлежащей мебелью: парта или стол должны иметь горизонтальную поверхность. По наклонной поверхности книга соскальзывает вниз. 7. Парта должна быть на 5­6 см ниже высоты, соответствующей требованиям массовой школы, поскольку толстая книга сама имеет значительный объем.  8. Чтение   может   проводиться   в   классе   или   в   другой   комнате,   но   книга   должна обязательно лежать на столе. Чтение книг на коленях необходимо запрещать. 9. Нельзя разрешать брать книгу в спальную комнату. Там, обычно, книгу читают лежа. Это может также служить источником загрязнения. 10. Чтение должно проводиться чисто вымытыми руками, и после чтения необходимо мыть руки. Обучение чтению и письму по Брайлю начинается в 1 классе и закрепляется в следующих классах. Обучение   письму  по   Брайлю   начинается   с   ознакомления   с   письменными принадлежностями:  прибором для письма  и грифелем.  Обычно используют прибор для школьников, который состоит из двух пластин, которые соединены между собой подвижно шарниром. Нижняя доска прибора разделена на 18 строчек, каждая из которых содержит 24   клетки.   В   каждой   клетке   имеется   6   углублений   (точек),   разделенных   сплошными перегородками.  Вверху и внизу нижней доски прибора  имеются фиксаторы (гвоздики), которыми   закрепляется   бумага.   Обратная   сторона   прибора   гладкая.   Верхняя   крышка прибора состоит из окошечек, соответствующих клеткам в основании прибора. В прибор заправляется специальная бумага. Для письма прибор нужно положить на парту так, чтобы шарниры прибора находились слева. Прибор должен лежать прямо. Все пальцы, кроме больших, обеих рук ученик кладет на прибор, а большими пальцами выравнивает нижний край прибора с краем парты. Затем прибор отодвигается на ширину ладони от края парты.                 Учитель должен объяснить детям, как правильно заправить лист в прибор. В начале левой рукой берем прибор за левый нижний угол и открываем его. Сравниваем, совпадает ли верхняя кромка тетради и прибора. Правой рукой проводим вдоль шарнира, а левой рукой закрываем прибор. Проверяем еще раз правильность заправки и защелкиваем прибор, нажимая четырьмя пальцами на фиксаторы вверху и внизу прибора.              Вынимаем тетрадь следующим образом: открываем прибор левой рукой за левый нижний   угол,   а   правой   рукой   придерживаем   тетрадь.   Исписанный   лист   подгибаем   под прибор, чтобы не затирались точки, и в прибор вставляется следующий лист. Для письма по Брайлю используется специальное пишущее приспособление – грифель.            Грифель нужно держать в правой руке указательным, средним и большим пальцами. Указательный палец руки вкладываем сверху в углубление грифеля, а большим и средним пальцами   держим   грифель   справа   и   слева,   при   этом,   оба   пальца   подогнуты.   Письмо производится путем прокола бумаги мелкими колебательными вертикальными движениями правой руки. Правая рука при письме накалывает точки, а левая в это время указательным пальцем ощупывает соседние клетки, помогая пишущей руке ориентироваться на строчке. Пишут в приборе справа налево, а читают слева направо. Контроль за качеством письма следует осуществлять на слух: по стуку грифеля в момент прокола точек. Повышенная концентрация   внимания   во   время   перемещения   грифеля   позволит   избежать   недоколов (недожатых точек) и переколов (лишних точек), которые в системе Брайля совершенно искажают букву. Установка письма рельефно­точечным шрифтом.       Под термином установка письма понимается положение тела и учебных пособий при письме. Слепой при письме должен сидеть прямо, обе руки должны лежать так, чтобы локти заходили за край парты на 2­3 пальца, ноги должны стоять на полу. Роль рук.          Письмо производится справа налево обеими руками. В правой руке слепой держит грифель и накалывает точки мелкими колебательными движениями кисти правой руки. Левая рука идет всегда впереди правой и служит ориентиром и контролером при письме. По строке двигаются все пальцы левой руки, но основную роль выполняет указательный палец.   Боковая   часть   указательного   пальца   левой   руки   находится   в   той   клеточке,   в которой производится накол точек. Она прикасается к кончику грифеля.       Накол точек производится в строго определенном порядке. Начинаем писать с правого верхнего угла в нижний, затем с левого верхнего угла в нижний.          Данная установка письма применяется, если нет повреждений рук. При их наличии, если отсутствуют указательные пальцы, то вся установка сохраняется, меняется только роль   пальцев   –   отсутствующий   указательный   палец   заменяется   средним.   При   более сложных дефектах используются особые грифели.       При письме незрячие затрачивают большие усилия (около 1 кг на накол одной точки). Для того, чтобы облегчить письмо, ученики иногда пристукивают грифель левой рукой. Это недопустимо, потому что приводит к ошибкам при письме.             Для  выработки   у  учащихся   правильной  техники письма  необходимо   соблюдать следующие условия: должны быть хорошего качества и прибор, и бумага, и грифель, а именно: 1. Прибор должен иметь полное совпадение верхней и нижней доски. Все фиксаторы на приборе должны  быть в наличии.  Все углубления в нижней доске прибора  – чистые, без засора. Бумага – ровная, гладкая, легко прокалывается при письме 2. Грифель должен соответствовать размеру руки ученика. Кончик грифеля должен быть хорошо отточен (острый и округлый). 3. Надлежащая мебель в помещении. Парта или стол должны иметь горизонтальную крышку, на которой прибор располагается прямо. 4. Соблюдение тишины в классе и коридоре.  5. В классе поддерживается нормальная комнатная температура 18­20 градусов. 6. Соблюдение   элементарной   гигиены:   мытье   рук,   обтирание   прибора   (один   раз   в месяц). 7. Контроль за процессом письма у частично­зрячих детей, чтобы исключить попытки пользоваться зрением.            Исследованиями установлено, что скорость письма по Брайлю отстает от скорости письма зрячих на 30­40%. А при соблюдении правильной установки чтения по Брайлю учащиеся   к   средним   и   старшим   классам   достигают   хорошей   скорости   и   правильности чтения. При обучении письму слепого ребенка очень важно подготовить, развить осязающую руку.   Специальное   внимание   уделяется   упражнениям,   способствующим   развитию координации   движений   кисти   и   пальцев   руки.   В   качестве   первоначальных   упражнений следует использовать различные виды ручного труда: лепку из пластилина, вырезывание из бумаги, шитье по проколам или по контуру, а также игры с мозаикой и т. д. Надо научить ребенка легко и нежно ощупывать предметы,  прикасаясь  к ним кончиками  пальцев,  не надавливая и не нажимая.        Для упражнения руки в написании точек на приборе Брайля проводятся также занятия по накалыванию различных узоров из комбинаций точек (линии, рамочки, орнаменты). Это касается добукварного периода обучения грамоте.                   Чтобы закрепить движения по написанию той или иной буквы в букварный период, необходимо написать две­три строчки этой буквы. Обучающийся  должен вслух назвать порядковые номера точек каждой данной буквы, а преподаватель — проконтролировать правильность написания.             В   конце   букварного   периода     начинается   обучение   чтению   текста   грифелем   не открывая брайлевского прибора. Ведется  обучение по списыванию текстов из книги.  Основные правила списывания:  ­ записывается текст  на приборе всегда двумя руками;  ­ текст читается левой  рукой, правая рука остается  на письменном приборе в том  месте, где прервалось письмо;  ­ прочитанное предложение  (левой рукой) или словосочетание  запоминается;  ­ при записи предложения  ученик должен положить руку  на прибор и продолжить письмо при участии обеих рук.              При обучении письму по системе Брайля незрячий должен овладеть следующими приемами и навыками:           вкладывать   бумагу   в   письменный   прибор   ровно,   плотно   закрепляя   на   штифтах; правильно держать грифель; отыскивать нужную клетку прибора указательным пальцем левой руки, который должен при письме как бы вести за собой грифель по строке прибора справа налево; ∙        писать буквы и знаки с таким нажимом, чтобы точки были достаточно рельефными; ∙        уметь проверять грифелем написанное, не вынимая бумаги из прибора; ∙        уметь стирать лишние точки, не стирая всей буквы или знака; ∙        уметь восстанавливать недостающие буквы или знаки; ∙       не выпускать букв и слов в фразах, а также строк при переходе от одной строки к другой; знать, где необходимо делать пробелы после знаков и перед ними; ∙        уметь затачивать грифель таким образом, чтобы при письме он не прорывал бумагу и соответствовал ячейкам нижней пластины прибора.         Для успешного овладения чтением и письмом по системе Брайля огромное значение оказывает   предварительная  подготовительная   работа   по   развитию   осязательного восприятия и мелкой моторики: ­знакомить детей с понятиями: “гладкий”, “шершавый”, “легкий”, “тяжелый”, “теплый”, “холодный”, используя подходящие предметы; ­учить определять, из каких материалов сделаны предметы; ­уметь находить предметы, сделанные из одного материала; ­учить подбирать одинаковые предметы по величине и форме; ­осваивать навыки подбора предметов, одинаковых по двум и более параметрам, например: по форме и величине; по структуре поверхности и форме; величине и весу; ­ гимнастика пальцев  и кистей рук;  ­ ориентировка на листе бумаги, в книге, на приборе;                  Наиболее   простыми   и   доступными   являются   следующие   приемы   по   развитию осязания. 1.      В емкость насыпаются семена гороха, гречихи, ячменя, пшеницы и прочих культур. Незрячий   должен   рассортировать   эту   смесь   по   отдельным   видам   и   разложить   их   в отдельные   коробочки,   баночки   или   другие   емкости.   Сначала   необходимо   предложить незрячему для распознавания две­три культуры, наиболее отличающиеся друг от друга. Затем   число   культур   можно   увеличить.   Такие   упражнения   необходимо   проделывать ежедневно. 2.      Незрячему предлагают на ощупь определить различные ткани: шерсть, байку, шелк, сатин и т. д. Он должен установить сначала характерные для каждого вида ткани признаки. Затем,   образцы   материи   смешивают   и   просят   незрячего   самостоятельно   разобрать   их, назвав   каждый   вид:   Для   начала   на   тренировках   следует   ограничиться   двумя—тремя видами материи, отличающимися друг от друга по фактуре. Затем число образцов можно увеличите   до   пяти—шести   и   более   наименований,   включая   близкие   по   фактуре.   Эти упражнения   повторяются   до   тех   пор,   пока   незрячий   не   научится   отличать   гладкую поверхность от шероховатой, менее шероховатую от более шероховатой. 3.           Незрячему предлагают мелкие предметы: гайки, болтики, шайбочки. На учебно­ производственных   предприятиях   это   сделать   совсем   нетрудно.   Их   предварительно смешивают в одной емкости и предлагают незрячему рассортировать, разложив каждую деталь но своим ящичкам. Вначале можно взять две—три детали, отличающиеся друг от друга по толщине или диаметру на 1—2 мм. Затем количество деталей увеличивают, а разницу в размерах сокращают. На формирование образов предметов и развитие воображения: ­ приём для быстрого запоминания образа букв, цифр  и знаков рельефно­точечного шрифта Л.Брайля при письме и чтении: Это игра ­ «Читаю – пишу» Два участника: один ­ ведущий, другой ­ испытуемый. Испытуемый сгибает в локтях руки и выдвигает их вперёд (две руки ­ две стороны шеститочия): правая рука ­ правая сторона шеститочия, левая рука ­ левая сторона. Каждая рука игроками мысленно делится на три части,   что   соответствует   трём   уровням   расположения   точек   в   шеститочии.   Ведущий говорит: "Читаю" ­ и нажимает,  например, "3"­ю и "2"­ю точки на левой  руке, второй ученик должен вспомнить образ буквы при чтении и назвать букву ­ "б".         В обучении письму и чтению по системе Л.Брайля, есть ряд трудностей, с которыми сталкивается   учащийся,   при   чтении   рельефно­точечного   шрифта   и   работе   с тифлоприборами для письма по Брайлю: 1. Соблюдать строку при письме на приборе. 2. Попадать грифелем в нужные точки шеститочия на приборе при письме. 3. Ориентироваться на приборе для письма. 4. Письмо и чтение "зеркальных" букв (е­и, д­ф, ж­х, з­ы, н­я, о­э, р­в, с­ш, т­ ю, у­м, ъ­ ь) и цифр (4­6, 5­9, 0­8). 5. "Переколы". 6. "Недоколы". 7. Делать пропуски между словами при письме. 8. Ориентироваться в числе клеточек при переносе. 9. Ориентироваться в учебнике, находить задание. 10. Обратная направленность письма и чтения. 11. Различать знаки препинания и буквы при чтении. 12. Проверять грифелем написанное. 13. Находить ошибки. 14. Исправлять ошибки при письме.       Преодоление трудностей: ­ Стараться точно попадать в отверстия от "шпеньков" при повторном закреплении листа тетради. ­ Правильное "вертикальное" положение грифеля. ­ Упражнение в выполнении орнаментов и узоров из комбинаций крайних и средних точек, букв и др. ­ Упражнения на колодке  ­ шеститочия  для отработки  нахождения точек, навыка написания и прочтения буквы. ­ Научиться   правильно   и   точно  фиксировать   лист,   следить   за   его  совмещением   с границами прибора для письма. ­ Помнить, что правая сторона при письме ­ это левая при чтении, поэтому пишем с обратной стороны листа. ­ Делать проколы чётко, считая точки при письме. ­ Тренировка мышц кисти руки для более сильного нажатия на грифель. ­ Тренировочные   упражнения   письма   через   клетку   с   постепенным   увеличением количества букв. ­ Точно соблюдать границы слов, предложений и др. ­ Помнить, что в каждой строке прибора 24 клетки. ­ При переносе должно хватить клеток на слог и на знак переноса. ­ Если не вошёл знак, можно отодвинуть прибор на одну клетку влево, поставить знак переноса (при большой аккуратности) и вернуть лист в исходное положение. ­ Тренировать технику чтения. ­ ­ Развивать чувствительность пальцев рук.  При знакомстве с учебником изучить оглавление. Запомнить условные знаки. ­ ­ Упражняться в нахождении страниц, чтении номеров упражнений ­ Помнить: писать по Брайлю справа налево, а читать слева направо. ­ "Исследовать"   грифелем   каждую   клетку,   читая   справа   налево   и   проговаривая нумерацию точек. ­ Стараться при проверке не сделать лишних проколов. Заключение: Помимо   профессиональных   качеств   и   навыков   в   работе   со   слепыми   детьми   педагогу необходимы следующие качества: любовь   к   детям,   заботливость,   готовность   выполнять   материнские   обязанности (оказывать   непосредственную   помощь   в   самообслуживании   и   пространственной ориентировке); наблюдательность, умение поставить себя в положение ученика, проникнуть в мир его личности, понять его психическое состояние и др.; высокий   уровень   культуры   речи   (содержательность,   правильность   и   образность речи, простота изложения, эмоциональность); организаторские способности (подготовка к каждому мероприятию, рациональная расстановка исполнителей); коммуникативные способности (умение добиться взаимопонимания с учащимися); развитость   педагогического   внимания   (умение   ориентироваться   в   различных ситуациях, педагогическая гибкость, умение сдерживать свои отрицательные эмоции); педагогический   энтузиазм   (инициативность,   готовность   выполнять   любую   работу        вместе с детьми). Известный педагог Фридрих Цех писал по этому поводу: «Относительно этических качеств учителя слепых нужно подчеркнуть, что учитель слепых должен быть человеком сердечным,   добрым,   которому   доставляет   удовольствие   и   для   которого   является потребностью   оказывать   помощь   слепым.   Влияние   его   должно   быть   умиротворяющим, успокаивающим,   ободряющим.   Нервным   и   суровым   людям   не   место   в   школах   слепых. Учащие   детей   должны   быть   веселого,   живого   характера,   должны   принимать   участие   в играх вместе с детьми, руководить ими».                Данные рекомендации помогут учителям, студентам, учащимся и их родителям выявить и вовремя устранить трудности в освоении письма и чтения по Брайлю, что может значительно ускорить изучение и повысить интерес к занятиям по данной системе. Список использованной литературы: А.Г. Литвак «Тифлопсихология» М. 1985г. Ю.А. Кулагин «Осязательная восприятия предметов слепыми детьми» М. 1951г. «М.И. Земцова «Пути компенсации слепоты», 1956г. Ю.И. Петров «Обучение слепых письму и чтению по Брайлю»М 1988г. «Обучение письму и чтению по Брайлю» под ред. Никулиной М 2004г.

Практические рекомендации по обучению слепых детей младшего школьного возраста чтению и письму по системе Брайля.

Практические рекомендации по обучению слепых детей младшего школьного возраста чтению и письму по системе Брайля.

Практические рекомендации по обучению слепых детей младшего школьного возраста чтению и письму по системе Брайля.

Практические рекомендации по обучению слепых детей младшего школьного возраста чтению и письму по системе Брайля.

Практические рекомендации по обучению слепых детей младшего школьного возраста чтению и письму по системе Брайля.

Практические рекомендации по обучению слепых детей младшего школьного возраста чтению и письму по системе Брайля.

Практические рекомендации по обучению слепых детей младшего школьного возраста чтению и письму по системе Брайля.

Практические рекомендации по обучению слепых детей младшего школьного возраста чтению и письму по системе Брайля.

Практические рекомендации по обучению слепых детей младшего школьного возраста чтению и письму по системе Брайля.

Практические рекомендации по обучению слепых детей младшего школьного возраста чтению и письму по системе Брайля.

Практические рекомендации по обучению слепых детей младшего школьного возраста чтению и письму по системе Брайля.

Практические рекомендации по обучению слепых детей младшего школьного возраста чтению и письму по системе Брайля.

Практические рекомендации по обучению слепых детей младшего школьного возраста чтению и письму по системе Брайля.

Практические рекомендации по обучению слепых детей младшего школьного возраста чтению и письму по системе Брайля.

Практические рекомендации по обучению слепых детей младшего школьного возраста чтению и письму по системе Брайля.

Практические рекомендации по обучению слепых детей младшего школьного возраста чтению и письму по системе Брайля.

Практические рекомендации по обучению слепых детей младшего школьного возраста чтению и письму по системе Брайля.

Практические рекомендации по обучению слепых детей младшего школьного возраста чтению и письму по системе Брайля.

Практические рекомендации по обучению слепых детей младшего школьного возраста чтению и письму по системе Брайля.

Практические рекомендации по обучению слепых детей младшего школьного возраста чтению и письму по системе Брайля.

Практические рекомендации по обучению слепых детей младшего школьного возраста чтению и письму по системе Брайля.

Практические рекомендации по обучению слепых детей младшего школьного возраста чтению и письму по системе Брайля.

Практические рекомендации по обучению слепых детей младшего школьного возраста чтению и письму по системе Брайля.

Практические рекомендации по обучению слепых детей младшего школьного возраста чтению и письму по системе Брайля.

Практические рекомендации по обучению слепых детей младшего школьного возраста чтению и письму по системе Брайля.

Практические рекомендации по обучению слепых детей младшего школьного возраста чтению и письму по системе Брайля.

Практические рекомендации по обучению слепых детей младшего школьного возраста чтению и письму по системе Брайля.

Практические рекомендации по обучению слепых детей младшего школьного возраста чтению и письму по системе Брайля.

Практические рекомендации по обучению слепых детей младшего школьного возраста чтению и письму по системе Брайля.

Практические рекомендации по обучению слепых детей младшего школьного возраста чтению и письму по системе Брайля.

Практические рекомендации по обучению слепых детей младшего школьного возраста чтению и письму по системе Брайля.

Практические рекомендации по обучению слепых детей младшего школьного возраста чтению и письму по системе Брайля.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.10.2017