Практические советы для родителей по наиболее частым проблемам, возникающим в процессе воспитания ребёнка
Оценка 4.6
Работа с родителями
docx
воспитательная работа
Детсад
21.01.2017
Аннотация. В статье представлены практические советы для родителей по наиболее частым проблемам, возникающим в процессе воспитания ребёнка дошкольного возраста. Представлен краткий обзор следующих проблем и рекомендаций к ним: безопасность ребёнка, детская агрессивность, игрушки в жизни ребёнка, детские капризы и упрямство, роль рисования в жизни ребёнка, учим ребёнка общаться, чем занять ребёнка дома.
Ключевые слова: агрессия, детское упрямство, застенчивость, замкнутость, капризы, общение.Аннотация. В статье представлены практические советы для родителей по наиболее частым проблемам, возникающим в процессе воспитания ребёнка дошкольного возраста. Представлен краткий обзор следующих проблем и рекомендаций к ним: безопасность ребёнка, детская агрессивность, игрушки в жизни ребёнка, детские капризы и упрямство, роль рисования в жизни ребёнка, учим ребёнка общаться, чем занять ребёнка дома.
Ключевые слова: агрессия, детское упрямство, застенчивость, замкнутость, капризы, общение.
Документ Microsoft Word (7).docx
Бабий Ольга Антоновна,
воспитатель муниципального автономного дошкольного образовательного
учреждения «МАДОУ №79», г. Томск
_7012@
yahoo
о lga
. com
Практические советы для родителей по наиболее частым проблемам,
возникающим в процессе воспитания ребёнка
Аннотация. В статье представлены практические советы для родителей по
наиболее частым проблемам, возникающим в процессе воспитания ребёнка
дошкольного возраста. Представлен краткий обзор следующих проблем и
рекомендаций к ним: безопасность ребёнка, детская агрессивность, игрушки
в жизни ребёнка, детские капризы и упрямство, роль рисования в жизни
ребёнка, учим ребёнка общаться, чем занять ребёнка дома.
Ключевые слова: агрессия, детское упрямство, застенчивость, замкнутость,
капризы, общение.
«Учим детей соблюдать правила личной безопасности»
Родителям стоит помнить, что некоторые вещи невозможно правильно
усвоить через чтение книг или интернета. Например, к этому относится
техника искусственного дыхания и непрямого массажа сердца. Ведь даже
если вы и обладаете навыками подобной реанимационных мероприятий в
случае со взрослыми людьми, относительно детей она проводится несколько
иначе. Причем это сильно зависит от возраста малыша и при неправильном
подходе можно повредить ребенку грудную клетку и внутренние органы.
Поэтому очень желательно поговорить с медиками или посетить курсы, где
вам покажут на практике как восстановить ребенку дыхание и пульс. Не стоит
халатно относиться к подобным вещам, ведь в некоторых случаях они смогут
спасти жизнь вашему сыну или дочери.
В дополнении к подобным техникам не лишним будет изучить первую
медицинскую помощь при переломах, вывихах, растяжениях и ожогах, ведь
летний период может часто сопровождаться поездками вдаль от города и
крупных населенных пунктов, а зимой высока вероятность травмироваться
вследствие множества льда и снега. Частично подобные техники изучают
водители автомобилей, но по статистике лишь около 5% способны оказать в
критической ситуации помощь и то её качество оставляет желать лучшего.
Поэтому если вы не медик, то не игнорируйте изучение хотя бы самых
базовых приемов, ведь разные повреждения порой требуют диаметрально
противоположных действий. В идеале получить навыки первой медицинской помощи из рук практикующих специалистов, которые часто оказывают
помощь людям и детям в частности.
Также хотим обратить ваше внимание, чтобы вы ни в коем случае не забывали
всегда иметь дома и брать с собой в поездки аптечку первой медицинской
помощи. Следите, чтобы препараты не имели просроченный гарантийный
термин и хранились в соответствующих условиях. В аптечке должны быть
обезболивающие, жаропонижающие, антигистаминные, бактерицидные
препараты. А также средства лечения желудочных заболеваний, средства от
ожогов, ушибов и различные перевязочные материалы.
Еще один совет – будьте внимательны к вашим детям, давайте им свободу в
безопасных рамках и не переоценивайте возможности малышей. Дети
дошкольного возраста имеют множество физических и психических
ограничений. Например, малыши еще плохо контролируют свое тело, им не
всегда легко определить источник звука, их зрение имеет очень узкий по
сравнению со взрослым угол обзора. Все эти факторы и еще множество
других не позволяют детям адекватно отреагировать многие опасности,
например, на выскочивший из-за угла мотоцикл.
Еще одной сложностью является отсутствие опыта, многие ребята просто не
придают значение тем вещам, которые очевидно для них опасны. Поэтому и
происходят многие трагедии, когда ребята выпадают из окон, сунут спицы в
розетки, обвариваются кипятком, падают в обрывы, тонут и так далее.
С достижением младшего школьного возраста возможности детей по
усвоению опасностей будут расти. Они будут уже лучше видеть, осознавать
источник шума, научатся контролировать тело, осознавать возможную беду.
Но всё равно учтите, что их параметры тела и мозга максимально приблизятся
к параметрам взрослого лишь при достижении подросткового возраста.
Детский сад и беседы с родителями ставят своей целью в первую очередь
помочь взрослым правильно подойти к защите своих детей от окружающих
опасностей.
Беседы с родителями в детском саду – практические советы:
Никогда не думайте, что если вы будете осторожны, то это каким-то образом
отразиться на развитии ребенка. Конечно, не стоит запугивать ребенка и
держать его возле юбки, но вы как взрослый человек, должны четко
осознавать возможный уровень опасности и оградить собственное чадо. При
этом не последнюю очередь играют профилактические беседы с малышами,
ведь часто ребята просто не представляют себе, что, например, лежащий на
земле провод может их ударить электричеством.
Родителям необходимо обеспечить в доме все условия, чтобы обезопасить
ребенка от возможных проблем.
Нельзя оставлять включенную плиту или опасные электроприборы без
присмотра. Категорически нельзя ставить на край стола или на незакрепленную скатерть
емкости с горячей жидкостью, поскольку малыш может всё перевернуть на
себя.
Электрические розетки должны иметь заглушки или поворотный механизм.
Низкие углы мебели должны быть скругленные или иметь смягчающие
накладки. Нельзя чтобы на уровне ребенка торчали острые предметы, о
которые он может пораниться.
В доме не должно быть открытых проводов, которые можно тянуть и грызть.
Опасные места (такие как открытые окна или балконы) необходимо
контролировать, не оставляйте там предметы по которым ребенок может
залезть на окно.
При прогулках с ребенком всегда следите чтобы:
В ближайшем окружении ребенка не было неадекватных детей с опасным
поведением или предметами.
Смотрите, чтобы малыш не подходил близко к качелям или каруселям.
Следите за тем, чтобы вокруг не находились пьяные люди или люди со
странным поведением.
Обращайте внимание на собак во дворе, иногда даже мирное с виду животное
может внезапно напасть на ребенка.
Просматривайте те места, где играет ребенок, следите, чтобы там не было
шприцов, стекла и других опасных предметов.
Не разрешайте ребенку играть в местах, где есть острые углы, об которые он
может травмироваться, например, такие углы могут быть на старых
металлических площадках, оставшихся еще со старых времен.
Будьте внимательно, когда находится на лестницах, возле ограждений с
острыми краями или вблизи дороги. «Детская
а грессивность и упрямство»
Злой, агрессивный ребёнок, драчун и забияка - большое родительское
огорчение, угроза благополучию детского коллектива, "гроза" дворов, но и
несчастное существо, которое никто не понимает, не хочет приласкать и
пожалеть. Детская агрессивность - признак внутреннего эмоционального
неблагополучия, комплекс негативных переживаний, один из неадекватных
способов психологической защиты.
Такие дети используют любую возможность, чтобы толкать, бить, ломать,
щипать. Их поведение часто носит провокационный характер. Чтобы вызвать
ответное агрессивное поведение, они всегда готовы разозлить маму,
воспитателя, сверстников. Они не успокоятся до тех пор, пока взрослые не
"взорвутся", а дети не вступят в драку. Например, такой ребёнок будет
сознательнее одеваться медленнее, отказываться мыть руки, убирать
игрушки, пока не выведет маму из себя и не услышит её крик или не получит
шлепок. После этого он готов заплакать и, только получив утешение и ласку
от мамы, успокоится. Не правда ли очень странный способ получения
внимания? Но это для данного ребёнка единственный механизм "выхода"
психоэмоционального напряжения, скопившейся внутренней тревожности.
В нашей жизни, к сожалению, происходит много событий, которые сами по
себе могут ожесточить, озлобить, довести до отчаяния и вызвать негативные
переживания. Дети чётко улавливают настроения окружающих. Поэтому
родителям не стоит при ребёнке допускать обсуждение неприятностей,
смотреть передачи про катастрофы и фильмы про убийство и безысходность,
оценивать отрицательно поступки других, укорять и угрожать расправой
обидчикам. Подобные проявления своего недовольства и обиды являются не
лучшим примером для подражания и бумерангом могут вернуться в семью в
"исполнении" ребёнка. Взрослые не должны удивляться, почему их ребёнок
слово в слово повторяет их ругательные выражения, находится в позиции
постоянного сопротивления и неприятия окружающих его людей и событий.
Если вы стали замечать, что ваш ребёнок наэлектризован злостью,
обзывается, дерётся, обижает и жестоко относится к животным, то первое,
что вы должны сделать, это задать себе вопросы:
Когда это началось?
Как ребёнок проявляет агрессию?
В какие моменты ребёнок проявляет агрессию? Что явилось причиной агрессивности?
Что изменилось в поведении ребёнка с того времени?
Что на самом деле хочет ребёнок?
Чем вы реально можете ему помочь?
Причины агрессивности почти всегда внешние: семейное неблагополучие,
лишение чего-то желаемого, разница между желаемым и возможным.
Поэтому работу с агрессией своего ребёнка необходимо начать с
самостоятельного анализа внутрисемейных отношений. Это будет главным
шагом в решении существующей проблемы.
Обнаружив у своего ребёнка признаки агрессивного поведения, поиграйте с
ним в игры, представленные ниже. Это можно сделать в кругу семьи, при
участии близких родственников (братья, сёстры), а также с друзьями своего
ребёнка.
Самое главное - попробуйте раскрепоститься сами, отдайтесь игре, ведь
ребёнок непременно почувствует вашу искренность и оценит это.
"ВЫБИВАЕМ ПЫЛЬ"
(для детей с 4 лет)
Каждому участнику даётся "пыльная подушка". Он должен, усердно колотя
руками, хорошенько её "почистить".
"ДЕТСКИЙ ФУТБОЛ"
(для детей с 4 лет)
Вместо мяча - подушка. Играющие разбиваются на две команды. Количество
играющих от 2-х человек. Судья - обязательно взрослый. Играть можно
руками и ногами, подушку можно пинать, кидать, отнимать. Главная цель -
забить в ворота гол.
Примечание: взрослый следит за соблюдением правил - нельзя пускать в ход
руки, ноги, если нет подушки. Штрафники удаляются с поля.
"ЧАС ТИШИНЫ И ЧАС “МОЖНО”"
(для детей с 4 лет)
Договоритесь с ребёнком, что иногда, когда вы устали и хотите отдохнуть, в
доме будет час тишины. Ребёнок должен вести себя тихо, спокойно играть,
рисовать, конструировать. Но иногда у вас будет час "можно", когда ребёнку
разрешается делать почти всё: прыгать, кричать, брать мамины наряды и
папины инструменты, обнимать родителей и висеть на них и т.д.
Примечание: "часы" можно чередовать, а можно устраивать их в разные дни,
главное, чтобы они стали привычными в семье.
"ПАДАЮЩАЯ БАШНЯ" (для детей с 5 лет)
Из подушек строится высокая башня. Задача каждого участника - штурмом
взять её (запрыгнуть), издавая победные крики типа:
"А-а-а", "Ура!" и т.д. Побеждает тот, кто запрыгивает на башню, не разрушив
её стены.
Примечание:
Каждый участник может сам себе построить башню такой высоты,
которую, по его мнению, он способен покорить.
После каждого штурма "болельщики" издают громкие крики одобрения
и восхищения: "Молодец!", "Здорово!", "Победа!" и т.д.
"ШТУРМ КРЕПОСТИ"
(для детей с 5 лет)
Из попавшихся "под руку" небьющихся предметов строится крепость (тапки,
стулья, кубики, одежда, книги и т.д. - всё собирается в одну большую кучу). У
играющих есть "пушечное ядро" (мяч). По очереди каждый со всей силой
кидает мяч во вражескую крепость. Игра продолжается, пока вся куча -
"крепость" - не разлетится на куски. С каждым удачным попаданием
штурмующие издают громкие победные кличи.
"РУГАЕМСЯ ОВОЩАМИ"
(для детей с 5 лет)
Предложите детям поругаться, но не плохими словами, а … овощами: "Ты -
огурец", "А ты - редиска", "Ты - морковка", "А та - тыква" и т.д.
Примечание: Прежде, чем поругать ребёнка плохим словом, вспомните это
упражнение.
"ПО КОЧКАМ"
(для детей с 5 лет)
Подушки раскладываются на полу на расстоянии, которое можно преодолеть
в прыжке с некоторым усилием. Играющие - "лягушки", живущие на болоте.
Вместе на одной "кочке" капризным "лягушкам" тесно. Они запрыгивают на
подушки соседей и квакают: "Ква-ква, подвинься!" Если двум "лягушкам"
тесно на одной подушке, то одна из них прыгает дальше или сталкивает в
"болото" соседку, и та ищет себе новую "кочку".
Примечание: взрослый тоже прыгает по "кочкам". Если между "лягушками"
дело доходит до серьёзного конфликта, он подскакивает и помогает найти
выход.
"ЖУЖА"
(для детей с 6 лет) "Жужа" сидит на стуле с полотенцем в руках. Все остальные бегают вокруг
неё, строят рожицы, дразнят, дотрагиваются до неё, щекочут. "Жужа" терпит,
но когда ей всё это надоедает, она вскакивает и начинает гоняться за
"обидчиками" вокруг стула, стараясь отхлестать их полотенцем по спинам.
Примечание: взрослый следит за формой выражения "дразнилок". Они не
должны быть обидными и болезненными.
«Игрушки в жизни ребенка»
Давайте вспомним наше детство, Что происходит сразу? Конечно, тёплые
мамины руки, и любимый плюшевый мишка (кукла, зайчик и т. д. - у каждого
своё). Именно с игрушками у большинства людей ассоциируется детство. Но,
кроме личной ценности для каждого из нас, игрушка обладает
общечеловеческой ценностью, так как представляет собой творение не менее
грандиозное, чем компьютер. Кроме того, нет в мире учителя и воспитателя
более грамотного и весёлого одновременно. Поэтому относиться к выбору
игрушек, по крайней мере, взрослым нужно очень серьёзно. Итак, начнём с
самых маленьких. В первые дни и месяцы своей жизни возможность познания
ребёнком окружающего мира ограничена. Весь мир для малыша заключается
в маме её улыбке. И через общение с ней ребёнок знакомится с первыми
предметами и игрушками. В этот период малышу необходимы всевозможные
кольца из резины, погремушки, подвески. Они должны быть яркими и
находиться в поле зрения ребёнка, так как игрушка должна привлекать
внимание ребёнка. Чуть позже, с развитием хватания, малыш должен иметь
возможность действовать с предметом: стучать им, кидать его. Хорошо если
игрушка будет звучащей. В 6-9 месяцев можно добавить так называемые
игрушки - вкладыши, которые позволяют ребёнку развиваться
интеллектуально. Постепенно в предметный мир малыша можно вводить
животных и пупсов из резины. У них должны быть крупные составные части и хорошо прорисованные детали лица. В 9-12 месяцев можно порадовать
ребёнка заводными игрушками-забавами: клюющими курочками,
барабанящими зайцами. В 10-12 месяцев ребёнку нужны пирамидки из 3-5
колец и кубики. Многих родителей настораживает то, что в этот период
ребёнок буквально всё тянет в рот. Не пугайтесь: во-первых, у малыша просто
режутся зубки, а во-вторых, рот является для ребёнка таким же средством
познания, как руки, и глаза, вам необходимо помнить лишь о гигиене
игрушек.
В возрасте от 1-го года до 3-х лет малыш становиться более
самостоятельным, у него появляется возможность самостоятельно
передвигаться. Но радость малышу - проблемы родителю! Чтобы ваши
любимые вазы, сервизы и книги и дальше продолжали служить вам, уберите
их с глаз ребёнка, не провоцируйте его на «подвиги». В этот период уже
можно купить ребёнку меховую игрушку, с которой он будет замечательно
засыпать. А большая коробка и ваша помощь помогут малышу запомнить, что
игрушки надо убирать.
К 3-м годам малыш начинает усваивать функциональное назначение
предметов. А где, как не в игре, он может наиболее чутко усвоить, что на
стуле сидят, а едят с тарелки? Поэтому необходимо расширять набор детских
игрушек посудой и мебелью. Она должна по размеру приближаться к детской,
но быть более лёгкой. Ребёнок стремиться жить взрослой жизнью, так
помогите ему. Игрушечное отображение реальной жизни позволит ребёнку
легко освоиться далее в коллективе сверстников и полноценно развиваться
как эмоционально, так и интеллектуально. К 3-м годам игрушки, живущие у
ребёнка, должны увеличиваться в размерах: большая кукла, большая машина,
большой игрушечный зверь. В набор игрушек необходимо включать и
всевозможные пирамидки, конструкторы. Эти игрушки сами подсказывают
ребёнку, как с ними действовать. Например, пирамидка с конусообразным
стержнем не позволит ребёнку хаотично нанизать колечки, он должен будет
понять принцип сбора пирамидки. Или всем нам известные матрёшки. Если
хотя бы одну из них ребёнок поместит не правильно - матрёшки не будут неразлучными сёстрами. Также в этот период нужно вводить в жизнь ребёнка
различные настольно-печатные игры.
К 4-5-ти годам живейший интерес у ребёнка начинают вызывать
всевозможные наборы семей, солдатиков, зверушек. Ребёнок начинает
придумывать с ними различные варианты игр. Вообще, в этом возрасте
ребёнку начинают быть доступными все виды игрушек: и кукла, и
строительный материал, и головоломки, и атрибуты профессиональной
деятельности, и различные технические игрушки. Игровые предпочтения
начинают делиться по половому признаку: мальчики выбирают машинки и
оружие, а девочки кукол и всё, что с ними связано. Но и у тех, и у других
продолжает развиваться интерес к различным видам мозаики и лото. К 6-ти
годам у ребёнка просыпается интерес к моделированию, конструированию, т.
е. к тем играм, которые позволяют ему что-нибудь смастерить своими руками.
Все вышеперечисленные игрушки можно отнести к так называемым «готовым
формам», т. е. эти игрушки изготовлены фабричным способом и в них уже
заложено функциональное назначение. Но существует ещё одна, не менее
важная группа - предметы-заместители. Она включает в себя, с точки зрения
взрослого, совершенно ненужные вещи, а точнее - мусор, но для ребёнка это
наиценнейший материал для развития фантазии и творчества. Это
всевозможные лоскутки, тряпочки, коробочки, обрубки дощечек или палочек,
кружочки, обломки чего-нибудь и т. д. Введение этих предметов целесообразно с 2-3-х лет, так как именно в этот
период происходит развитие активной речи, а предметы-заместители ставят
малыша перед необходимостью называния их реально существующим и
принятым по отношению к тому, или иному предмету словом. Кроме того, они
способствуют расширению жизненного пространства за счёт введения
воображаемой ситуации (это замечательное «как будто»!). Вы скажите: «Всё
это хорошо, но каждая из перечисленных игрушек стоит денег и не каждая
семья может их позволить!» Да, это, несомненно, так. Но важно запомнить
правило: Игрушки надо выбирать, а не собирать! Естественно, вы не
сможете не купить своему ребёнку какие-то игрушки. Но при желании все
игрушки можно сделать своими руками и выглядеть для ребёнка они будут не
менее красивыми и ценными, чем купленные в магазине. Включайте свою
фантазию - и у вас всё получится. Во-первых, папа из обрезков дерева может
изготовить великолепную кукольную мебель, смастерить машинку, во-вторых,
мама может пошить из остатков пряжи или ткани великолепную куклу и
одежду для неё, в-третьих, лото и головоломки можно вырезать самим из
газет и журналов. С одной стороны, это экономия бюджета, а с другой -
хорошая возможность сплочения семьи. Хотелось бы остановиться ещё на
одном моменте - выборе игрушек.
Если вы хотите купить своему ребёнку новую игрушку,
руководствуйтесь 4-мя правилами:
Игрушка должна быть:
1. Безопасной (просмотрите качество изготовления, материал из которого
она сделана)
2. Эстетичной на вид
3. Соответствовать возрасту 4. Многофункциональной (чем больше действий ребёнок сможет
выполнить с игрушкой, тем лучше; естественно это не касается
погремушек для малышей)
«Капризы и упрямство детей»
Прежде чем приступить к рассмотрению темы "Капризы, упрямство и способы
их преодоления", необходимо определить область этой темы, т.е. поставить
её в определённые рамки. Капризы и упрямство рассматриваются как
составляющие отклоняющегося поведения, наряду с:
1. Непослушанием, выражающемся в непослушании и озорстве
2. Детским негативизмом, т.е. непринятием чего-либо без определённых
причин.
3. Своеволием
4. Недисциплинированностью
Все выше перечисленные формы отклоняющегося поведения различаются
лишь по степени социальной опасности, а также зависят от возрастных и
индивидуальных особенностей личности ребёнка.
Понятия "капризы и упрямство" очень родственные и чёткой границы
провести между ними нельзя. И способы преодоления капризов и упрямства
одинаковы, но об этом позже.
УПРЯМСТВО - это психологическое состояние, очень близкое к негативизму.
Это отрицательная особенность поведения человека, выражающаяся в
необоснованном и нерациональном противодействии просьбам, советам,
требованиям других людей. Вид упорного непослушания, для которого нет
видимых мотивов. Проявления упрямства:
В желании продолжить начатое действие даже в тех случаях, когда
ясно, что оно бессмысленно, не приносит пользы.
Выступает как психологическая защита и имеет избирательный
характер, т.е. ребёнок понял, что совершил ошибку, но не хочет в это
признаваться, и поэтому " стоит на своём".
Упрямство может стать чертой характера, если не принять меры к его
преодолению. С течением времени оно порождает детскую лживость, может
привести к расстройству нервной системы, неврозам, раздражительности.
Если такие проявления, ещё в дошкольном возрасте, из реактивных состояний
переходят в хронические, то возникает начальная стадия педагогической
запущенности.
О капризах мы не будем много говорить, т.к. вся информация во многом
пересекается с вышесказанным.
Капризы - это действия, которые лишены разумного основания, т.е. " Я так
хочу и всё!!!". Они вызываются слабостью ребёнка и в определённой степени
тоже выступают как форма самозащиты. Проявления капризов:
В желании продолжить начатое действие даже в тех случаях, когда
ясно, что оно бессмысленно, не приносит пользы.
В недовольстве, раздражительности, плаче.
В двигательном перевозбуждении.
Развитию капризов способствует неокрепшая нервная система.
Что необходимо знать родителям о детском упрямстве и капризности:
1. Период упрямства и капризности начинается примерно с 18 месяцев.
2. Как правило, эта фаза заканчивается к 3,5- 4 годам. Случайные
приступы
3. упрямства в более старшем возрасте - тоже вещь вполне нормальная.
4. Пик упрямства приходится на 2,5- 3 года жизни.
5. Мальчики упрямятся сильнее, чем девочки.
6. Девочки капризничают чаще, чем мальчики.
7. В кризисный период приступы упрямства и капризности случаются у
детей по 5 раз в день. У некоторых детей - до 19 раз!
8. Если дети по достижению 4 лет всё ещё продолжают часто упрямиться
и капризничать, то, вероятнее всего речь идёт о " фиксированном
упрямстве", истеричности, как удобных способах манипулирования
ребёнком своими родителями. Чаще всего это результат
соглашательского поведения родителей, поддавшихся нажиму со
стороны ребёнка, нередко ради своего спокойствия. Что могут сделать родители для преодоления упрямства и капризности
у детей:
1. Не предавайте большого значения упрямству и капризности. Примите к
сведению приступ, но не очень волнуйтесь за ребёнка.
2. Во время приступа оставайтесь рядом, дайте ему почувствовать, что вы
его понимаете.
3. Не пытайтесь в это время что-либо внушать своему ребёнку - это
бесполезно. Ругань не имеет смысла, шлепки ещё сильнее его
возбуждают.
4. Будьте в поведении с ребёнком настойчивы, если сказали "нет",
оставайтесь и дальше при этом мнении.
5. Не сдавайтесь даже тогда, когда приступ ребёнка протекает в
общественном месте. Чаще всего помогает только одно - взять его
за руку и увести.
6. Истеричность и капризность требует зрителей, не прибегайте к помощи
посторонних: "Посмотрите, какая плохая девочка, ай-яй-яй!". Ребёнку
только этого и нужно.
7. Постарайтесь схитрить: "Ох, какая у меня есть интересная игрушка
(книжка, штучка)!". Подобные отвлекающие манёвры заинтересуют
капризулю и он успокоится.
8. Исключите из арсенала грубый тон, резкость, стремление " сломить
силой авторитета".
9. Спокойный тон общения, без раздражительности.
10.Уступки имеют место быть, если они педагогически целесообразны,
оправданы логикой воспитательного процесса.
Следующие моменты очень важны в предупреждении и в борьбе с упрямством
и капризами. Речь пойдёт о гуманизации отношений между родителями и
детьми, а именно о том, в каких случаях ребёнка нельзя наказывать и ругать,
когда можно и нужно хвалить:
1. Нельзя хвалить за то, что:
Достигнуто не своим трудом.
Не подлежит похвале (красота, сила, ловкость, ум).
Из жалости или желания понравиться.
2. Надо хвалить:
За поступок, за свершившееся действие.
Начинать сотрудничать с ребёнком всегда с похвалы, одобрения.
Очень важно похвалить ребёнка с утра, как можно раньше и на ночь
тоже.
Уметь хвалить не хваля (пример: попросить о помощи, совет, как у
взрослого). О наказаниях необходимо остановиться более подробно.
Нельзя наказывать и ругать когда:
1. Ребёнок болен, испытывает недомогание или оправился после болезни
т.к. в это время психика ребёнка уязвима и реакция непредсказуема.
2. Когда ребёнок ест, сразу после сна и перед сном.
3. Во всех случаях, когда что-то не получается (пример: когда вы
торопитесь, а ребёнок не может завязать шнурки)
4. После физической или душевной травмы (пример: ребёнок упал, вы
ругаете за это, считая, что он виноват)
5. Когда ребёнок не справился со страхом, невнимательностью,
подвижностью и т.д., но очень старался.
6. Когда внутренние мотивы его поступка вам не понятны.
7. Когда вы сами не в себе.
7 правил наказания:
1. Наказание не должно вредить здоровью.
2. Если есть сомнения, то лучше не наказывать (пример: вы не уверены,
что проступок совершил именно ваш ребёнок, или вы сомневаетесь в
том что совершённое действие вообще достойно наказания, т.е.
наказывать "на всякий случай" нельзя.
3. За 1 проступок - одно наказание (нельзя припоминать старые грехи).
4. Лучше не наказывать, чем наказывать с опозданием.
5. Надо наказывать и вскоре прощать.
6. Если ребёнок считает, что вы несправедливы, то не будет эффекта,
поэтому важно объяснить ребенку, за что и почему он наказан.
7. Ребёнок не должен бояться наказания.
Конечно, использовать все правила и необходимые условия в своём семейном
воспитании очень сложно, но вероятно каждый родитель выберет из всего
выше перечисленного недостающую часть, тем самым, дополнив уже
выработанную стратегию воспитания в вашей семье. «Роль рисования в жизни ребенка?»
Мы до сих пор мало знаем и, скорее всего, недооцениваем возможности
индивидуального контакта человека с искусством, его влияние на отдельную
личность.А ведь когда-то искусство было тесно связано со всеми сторонами
жизни человека.
Это слияние искусства со многими, в том числе с глубинными, сторонами
жизнедеятельности человека ранних общественных формаций принято
объяснять примитивным складом мышления людей древности.
Однако, скорее всего, были какие-то объективные биологические факторы,
благодаря которым искусство сумело занять столь важное место в
общественном и индивидуальном развитии человека.
Удивительное явление искусства - рисование в детстве. Каждый ребенок в
определенный период жизни с упоением рисует грандиозные композиции.
Правда, как свидетельствует жизнь, увлечение это проходит и навсегда.
Верными рисованию остаются только художественно одаренные дети. Но с 2-
3 лет и до подросткового возраста дети в своих рисунках обязательно
проходят стадии «каракулей», «головоногов». Рисунки детей разных народов,
но одного возраста удивительно схожи между собой, что говорит о
биологической, внесоциональной природе детского рисования. Зачем и почему дети рисуют? В начале жизни особенно важно развитие
зрения и движения. Рисование на первых порах помогает координировать
работу этих систем. Ребенок переходит от хаотического восприятия
пространства к усвоению таких понятий, как вертикаль, горизонталь; отсюда
и линейность первых детских рисунков. Рисование участвует в
конструировании зрительных образов, помогает овладеть формами, развивает
чувственно-двигательную координацию. Дети постигают свойства
материалов, обучаются движениям, необходимым для создания тех или иных
форм и линий. Все это приводит к постепенному осмыслению окружающего.
Рисование - большая и серьезная работа для ребенка. Даже каракули
содержат для маленького художника вполне конкретную информацию и
смысл. Взрослых удивляет то, что спустя продолжительное время ребенок
всегда точно указывает, что и где именно изображено на листе, покрытом,
казалось бы, случайным переплетением линий и закорючек. Что касается
смешных неправильностей в рисунках Рисунки эти строго отражают этапы
развития зрительно-пространственно-двигательного опыта ребенка, на
который он опирается в процессе рисования. Так, примерно до 6 лет дети не
признают пространственного изображения, рисуя только вид спереди или
сверху, и совершенно не поддаются в этом отношении какому-либо обучению.
Суть в том, что дети, как иногда кажется окружающим, вовсе не безразличны
к своему творчеству. И эта эстетическая значимость собственной
изобразительной деятельности проявляется рано: детям нравятся свои
рисунки больше, чем образец, с которого они рисовали.
Известный педагог А. Дистервег считал: «Тот, кто рисует, получает в течение
одного часа больше, чем тот, кто девять часов только смотрит». По мнению
многих ученых, детское рисование участвует и в согласовании
межполушарных взаимоотношений, поскольку в процессе рисования
координируется конкретно-образное мышление, связанное в основном с
работой правого полушария мозга. Координируется и абстрактно-логическое
мышление, за которое отвечает левое полушарие. Здесь особенно важна
связь рисования с мышлением и речью. Осознание окружающего происходит у
ребенка быстрее, чем накопление слов и ассоциаций. И рисование предоставляет ему эту возможность наиболее легко в образной форме
выразить то, что он знает, несмотря на нехватку слов.
Большинство специалистов - и психологов, и педагогов - сходятся во мнении:
детское рисование - один из видов аналитико-синтетического мышления:
рисуя, ребенок как бы формирует объект или мысль заново, оформляя при
помощи рисунка свое знание, изучая закономерности, касающиеся предметов
и людей вообще, «вне времени и пространства». Ведь дети, как правило,
рисуют не конкретный образ, а обобщенное знание о нем, обозначая
индивидуальные черты лишь символическими признаками (очки, борода),
отражая и упорядочивая свои знания о мире, осознавая себя в нем. Вот
почему, по мнению ученых, рисовать ребенку так же необходимо, как и
разговаривать. Ведь неслучайно Л. С. Выготский называл рисование
«графической речью».
Будучи, на прямую связанным с важнейшими психическими функциями -
зрением, двигательной координацией, речью и мышлением, рисование не
просто способствует развитию каждой из этих функций, но и связывает их
между собой. Помогает ребенку упорядочить бурно усваиваемые знания,
оформить и зафиксировать модель все более усложняющегося представления
о мире. Наконец, рисование - это важный информационный и
коммуникативный канал.
«Учим ребенка общаться»
Родителям хочется видеть своего ребенка счастливым, улыбающимися,
умеющими общаться с окружающими людьми. Но не всегда ребенку самому
удается разобраться в сложном мире взаимоотношений со сверстникам и
взрослыми. Задача взрослых - помочь ему в этом.
Способность к общению включает в себя:
1. Желание вступать в контакт с окружающими («Я хочу!»). 2. Умение организовать общение («Я умею!»), включающее умение
слушать собеседника, умение эмоционально сопереживать, умение
решать конфликтные ситуации.
3. Знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с
окружающими («Я знаю!»).
От рождения до 1 года ведущим типом деятельности (тем, в котором
происходят основные качественные изменения психики ребенка) является
непосредственно-эмоциональное общение с матерью.
На первый взгляд новорожденный производит впечатление примитивного
организма, зависимого от внешних воздействий. Да, у него есть элементарные
рефлексы: сосательный, оборонительный, ориентировочный, хватательный,
опорный и др. По данным исследования ученых, младенцы предпочитают
человеческое лицо простым фигуркам, а трех -четырехнедельный ребенок
отличает лицо матери от лица незнакомого человека. Уже в первые недели
малыш способен подражать выражению лица взрослого и быть инициатором
контакта, в его распоряжении находятся такие средства общения, как улыбка
и плач.
На втором месяце жизни возникает специфическая человеческая потребность
- в общении с другим человеком. У малыша она проявляется в «комплексе
оживления». Эта реакция выражается бурным движением ручек и ножек. В
три месяца ребенок уже выделяет близкого ему человека, а в шесть отличает
своих от чужих. В это время для ребенка важно слышать голоса близких ему
людей, чувствовать прикосновения, поглаживания - телесные контакты.
Далее общение ребенка и взрослого начинает происходить в совместных
действиях.
От 1 года до 3 лет ведущий тип деятельности - предметно-манипулятивный.
Ребенок открывает для себя смысл и назначение предметов благодаря
общению со взрослыми. Уже к полутора годам ребенок способен
устанавливать связь между словом, обозначающим предмет, и самим
предметом. В словаре появляются первые слова. Далее развитие способности
к общению связано с развитие речи ребенка.
Критериями гармоничных отношений между ребенком и родителями можно
считать:
- создание у ребенка уверенности в том, что его любят и о нем заботятся;
- признание права на индивидуальность, в том числе непохожесть на
родителей;
- сохранение независимости ребенка. Каждый человек имеет право на
«секреты».
В возрасте 3-7 лет ведущей является игровая деятельность, а ведущими
потребностями становятся потребность в самостоятельности, новых
впечатлениях и в общении. Большинство родителей уверены в том, что ребенку нужны теплый дом,
хорошая еда, чистая одежда, хорошее образование и стараются всем этим
обеспечить своих детей. Но не всегда хватает времени, душевных сил и
просто знаний о том, как помочь ребенку в его трудностях, как стать не
просто родителями, а настоящим другом. В этом поможет игра, например
«Зеркало» (повторение движений другого человека), «Зоопарк» (подражание
зверям).
Отдельно хотелось бы рассмотреть типичные трудности в общении
дошкольника - замкнутость, застенчивость, конфликтность, агрессивность и
предложить варианты игровой коррекции. Среди причин личностных проблем
ребенка могут быть психофизиологические, соматические, наследственные, а
также неблагополучные отношения в семье.
Важным компонентом благополучного развития ребенка является
формирование его адекватной самооценки, на становление которой большое
влияние оказывают родители, зачастую не давая себе отчета в этом (уже с
самого раннего возраста). Качества адекватной самооценки - активность,
находчивость, чувство юмора, общительность, желание идти на контакт.
Советы родителям по формированию адекватной самооценки:
- не оберегайте своего ребенка от повседневных дел, не стремитесь решать
за него все проблемы, но и не перегружайте его тем, что ему непосильно.
Пусть ребенок выполняет доступные ему задания и получает удовлетворение
от сделанного;
- не перехваливайте ребенка, но и не забывайте поощрить его, когда он этого
заслуживает. Помните, что похвала так же, как и наказание, должна быть
соизмерима с поступком;
- поощряйте в ребенке инициативу. Пусть он будет лидером всех начинаний,
но также покажите, что другие могут быть в чем-то лучше его;
- не забывайте поощрять и других в присутствии ребенка. Подчеркните
достоинства другого и покажите, что ваш ребенок может также достичь
этого;
- показывайте своим примером адекватность отношения к успехам и
неудачам. Оценивайте вслух свои возможности и результаты дела;
- не сравнивайте ребенка с другими детьми. Сравнивайте его с самим
собой (тем, каким он был вчера и, возможно, будет завтра).
Игры, позволяющие выявить самооценку ребенка
«ИМЯ» - предложить ребенку придумать себе имя, которое бы он хотел иметь,
или оставить свое. Спросите, почему нравится или нет имя. Это даст
дополнительную информацию о восприятии и принятии имени ребенком.
«Сорви шапку», «У нас все можно» и др.
Принципы общения с агрессивным ребенком: - для начала поймите причины, лежащие в основе агрессивного поведения
ребенка: он может привлекать к себе внимание, возможна разрядка
накопившейся энергии, стремление завоевать авторитет, используя для этого
не самые лучшие средства;
- помните, что запрет, физическое наказание и повышение голоса - самые
неэффективные способы преодоления агрессивности;
- дайте ребенку возможность выплеснуть свою агрессивность, сместите ее на
другие объекты. Разрешите ему поколотить подушку, помахать игрушечной
саблей, разорвать на мелкие кусочки рисунок того объекта, который вызывает
злость. Вы заметите, что в реальной жизни агрессивность ребенка снизилась;
- показывайте ребенку пример миролюбивого поведения. Не обостряйте и не
провоцируйте конфликт, не допускайте при ребенке вспышек гнева или
нелестные высказывания о своих друзьях или коллегах, строя планы «мести»;
- пусть ваш ребенок в каждый момент времени чувствует, что вы любите,
цените и понимаете его. Не стесняйтесь лишний раз его приласкать или
пожалеть. Пусть он видит, что нужен и важен для вас.
Игры на выплеск агрессивности
«Брыкание» - ребенок лежит на спине, ноги свободно раскинуты. Медленно он
начинает брыкаться, касаясь пола всей ногой. Ноги чередуются и высоко
поднимаются. Постепенно увеличиваются сила и скорость брыкание. На
каждый удар ногой ребенок говорит «Нет», увеличивая интенсивность удара.
«Кукла Бобо» - кукла для выплеска агрессии.
«Разыгрывание ситуации»
Как строить взаимоотношения с конфликтными детьми - сдерживайте стремления ребенка провоцировать ссоры с другими. Надо
обращать внимание на недружелюбные взгляды друг на друга или
бормотания чего-либо с обидой себе под нос. Конечно, у всех родителей
бывают моменты, когда нет времени или сил контролировать детей. И тогда
чаще всего разражаются «бури»;
- не стремитесь прекратить ссору, обвинив другого ребенка в ее
возникновении и защищая своего. Старайтесь объективно разобраться в
причинах ее возникновения;
- после конфликта обговорите с ребенком причину его возникновения,
определите неправильные действия вашего ребенка, которые привели к
конфликту. Попытайтесь найти иные возможности способы выхода из
конфликтной ситуации;
- не обсуждайте при ребенке проблемы его поведения. Он может утвердиться
в мысли о том, что конфликты неизбежны, и будет продолжать провоцировать
их;
- не всегда следует вмешиваться в ссоры детей. Например, когда два
мальчика в ходе игры что-то не поделили и начали ссориться, лучше
понаблюдать за этим конфликтом, но не вмешиваться в него - дети сами
могут найти общий язык, и при этом они учатся общаться друг с другом. Если
же во время ссор один из них всегда побеждает, а другой выступает
«жертвой», следует прервать такую игру, чтобы предотвратить
формирование робости у побежденного.
Игры: «На кого я похож» - сравнение себя с животным, цветком, деревом
«Спина к спине» - игра направлена на развитие умения договориться, при
этом важно видеть собеседника.
«Сидящий и стоящий».
Застенчивость Последствия:
- препятствует тому, чтобы встречаться с новыми людьми, заводить друзей и
получать удовольствие от приятного общения;
- удерживает человека от выражения своего мнения и отстаивания своих
прав;
- не дает другим людям возможности оценить положительные качества
человека;
- усугубляет чрезмерную сосредоточенность на себе и своем поведении;
- мешает ясно мыслить и эффективно общаться;
- сопровождается переживаниями одиночества, тревоги и депрессии.
Помощь ребенку в преодолении застенчивости - разрешима, пока ребенок еще
маленький. Т. к. с возрастом у застенчивого ребенка складывается
определенный стиль поведения, он начинает отдавать себе отчет в этом
своем «недостатке».
Игры: рисуночная игра «Какой я есть и каким бы я хотел быть»; «Магазин
игрушек», «Сборщики»
Советы родителям замкнутых детей:
Замкнутый ребенок в отличие от застенчивого не хочет и не знает, как
общаться.
- расширяйте круг общения вашего ребенка, приводите его в новые места и
знакомьте с новыми людьми;
- подчеркивайте преимущества и полезность общения, рассказывайте
ребенку, что нового и интересного вы узнали, а также какое удовольствие
получили, общаясь с тем или иным человеком; - стремитесь сами стать для ребенка примером эффективно общающегося
человека;
- если вы заметили, что, несмотря на ваши усилия, ребенок становится все
более замкнутым и отстраненным, обратитесь за квалифицированной
помощью.
Отдельную группу детей составляют дети с синдромом дефицита
внимания и гиперактивностью. Дефицит внимания - неспособность
удерживать внимание на чем-либо, что необходимо усвоить в течение
определенного отрезка времени, а гиперактивность - чрезмерная активность,
слабый контроль побуждений. Причины возникновения данных отклонений
многопочвенны. В домашней программе коррекции детей с синдромом
дефицита внимания и гиперактивности должен преобладать поведенческий
аспект:
1. Изменение поведения взрослого и его отношения к ребенку:
- проявляется достаточно твердости и последовательности в воспитании;
- контролируйте поведение ребенка, не навязывая ему жестких правил;
- не давайте ребенку категорических указаний, избегайте слов «нет»,
«нельзя»;
- стройте взаимоотношения с ребенком на взаимопонимании и доверии;
- реагируйте на действия ребенка неожиданным способом (шутите, повторите
действия ребенка, сфотографируйте его, оставьте в комнате одного и т. д. );
- повторяйте свою просьбу одними и теми же словами много раз;
- не настаивайте на том, чтобы ребенок обязательно принес извинения за
проступок;
- выслушайте то, что хочет сказать ребенок.
2. Изменение психологического микроклимата в семье:
- уделяйте ребенку достаточно внимания;
- проводите досуг всей семьей;
- не допускайте ссор в присутствии ребенка.
3. Организация режима дня и места для занятий:
- установите твердый распорядок дня для ребенка и всех членов семьи;
- чаще показывайте ребенку, как лучше выполнить задание, не отвлекаясь;
- снижайте влияние отвлекающих факторов во время выполнения ребенком
задания;
- избегайте по возможности больших скоплений людей; - помните, что переутомление способствует снижению самоконтроля и
нарастанию гиперактивности.
4. Специальная поведенческая программа:
- придумайте гибкую систему вознаграждений за хорошо выполненное
задание и наказание за плохое поведение.
- не прибегайте к физическому наказанию
- чаще хвалите ребенка, т. к. он чувствителен к поощрениям
- составьте список обязанностей ребенка и постепенно расширяйте его,
предварительно обсудив их с ребенком
- воспитывайте в детях навыки управления гневом и агрессией
- не старайтесь предотвратить последствия забывчивости ребенка
- не разрешайте откладывать выполнение заданий на другое время
Помните, что словесные убеждения, призывы, беседы редко оказываются
результативными, т. к. гиперактивный ребенок еще не готов к такой форме
работы.
Для детей с дефицитом внимания и гиперактивности наиболее действенными
будут средства убеждения «через тело»:
- лишение удовольствия, лакомства, привилегий
- запрет на приятную деятельность, телефонные разговоры
- внеочередное дежурство на кухне и т. д.
Надеемся, что наши рекомендации помогут семьям в вопросах воспитания
детей. «Чем занять ребенка дома?»
Будни ребенка в семье насыщенны делами не менее значительными, чем у
взрослых. Малыш постоянно чем-то занят, делает какие-то открытия. Он по
своей природе любознателен, деятелен. Однако если не направить его
энергию и стремление к новизне по правильному пути, то положительный
заряд будет расходоваться не только в полезной деятельности, но и
шалостях, озорстве, а то и в пустом времяпрепровождении.
Наша задача, как родителя, создать для растущего человека полноценные,
воспитывающие условия в семье, правильно организовать его игры, занятия,
труд, досуг. И главное – делать им нужное направление, ибо ребенок
воспитывается в деятельности.
К сожалению, организация детской жизни нередко ограничивается указанием
родителей: «Что ты без дела ходишь? Занялся бы чем – нибудь ….» или
«Сколько игрушек, книг, а тебя ничего не интересует, одни шалости на уме!
Лучше сядь да посмотри картинки в книге». Для взрослых главное, чтобы
ребенок был хоть чем- то занят и не мешал им, они не всегда задумываются
над тем, будет ли такая деятельность благотворно влиять на его воспитание.
Нередко, придя вечером из детского сада, ребенок проводит остаток дня в
ничегонеделании. Взрослые заняты своими делами, а ему включают
телевизор, и он сам часами смотрит все передачи. Часто результат детской
праздности, а то и шалостей – наши запреты: «Зачем тебе понадобилась
бумага и клей? Разве в детском саду не наигрался?», «Здесь нельзя играть,
будешь мешать», «Сюда не клади игрушки», и тому подобное в угоду
пресловутому порядку в квартире у ребенка глушиться тяга к занятости.
Прежде всего, деятельность ребенка требует от взрослых целенаправленного
и тактичного руководства. Для того чтобы ребенок всегда был разумно
деятельным, необходимо подсказывать ему, чем он может занять себя, и,
конечно, создать для этого соответствующие условия. Главным содержанием
детской жизни является игра. Это основная деятельность ребенка. Не
считайте ее забавой. Ее воспитательная ценность неисчерпаема. При
правильном руководстве игра становится одним из эффективных средств
всестороннего воспитания. В играх дети удовлетворяют естественное
стремление к движению, к действию, к переосмыслению окружающего.
В игре, более чем в какой- либо другой деятельности, развивается у детей
активность, самостоятельность, инициатива. Они сами определяют, во что и
как будут играть, обдумывают игровой сюжет и как воплотить его, ищут
партнеров, распределяют роли. Через игру можно влиять на поведение
ребенка, на его отношения со сверстниками.
Игра как важнейшая деятельность детей дошкольного возраста –
великолепная форма организации их жизни. Там, где дети много и с
увлечением играют, они растут более организованными и
дисциплинированными.
Самые маленькие и дети постарше играют по-разному. Следовательно, и
приемы руководства играми различны. Чем меньше ребенок, тем активнее роль взрослого. Малыши еще не умеют действовать с предметами и
самостоятельно играть. Вот почему взрослый является организатором и
руководителем игр. Пока ваша задача состоит в том, чтобы научить малыша
играть самостоятельно, отражая несложные сюжеты, пользоваться
игрушками бережно, по назначению и убирать их на место.
Обязательная принадлежность для игр малышей – предметы, которые они
могут катать, двигать, перекладывать и накладывать друг на друга
(например, кубики, кирпичики), открывать и закрывать (например, матрешки),
нанизывать и собирать (например, пирамидки, кольца). И конечно такие,
которые побуждали бы ребенка к сюжетно – ролевым играм (они особенно
необходимы 2-3 летнего возраста). Это куклы, кукольная мебель,
хозяйственная утварь, мишки, лошадки, машины и т.п. настольные игры –
лото, парные картинки, шашки, бильярд – также необходимы детям. Ребенок
должен знать, что гаражу с машинами не место в кукольной комнате, а мячи и
прыгалки не могут лежать на полке с книгами. Учите ребенка самому следить
за порядком. Если он знает что где лежит, сам убирает игрушки и пособия,
это приучает его к самостоятельности, содействует формированию бережного
отношения к ним.
Для 6-7 летнего мальчика очень важно, чтобы он мог заняться
конструкторскими делами – что-то сколотить, распилить, смастерить. А для
этого ему необходимы гвозди, молоток, клей, дощечки, коробки, и прочее. И
все это ребенок может хранить где-то рядом с отцовскими инструментами.
Ребенок, мастеря игрушку, долгое время бывает сосредоточенным,
усидчивым. Игрушка, сделанная им самим, пусть и незамысловатая, подчас
дороже ему, чем та, что куплена в магазине. Ведь это результат его фантазии
и усилий. Вот почему работа по поделке игрушек особенно ценна для детей
неусидчивых, не умеющих беречь свои вещи. Жизнь ребенка-дошкольника должна быть насыщена не только
играми. Он приобретает полезные знания и умения, а также нравственно-
волевые качества не только в игре, но и в образовательной деятельности.
Рассмотрим образовательную деятельность, которая наиболее доступна в
домашних условиях. Маленькие дети любят рассматривать картинки в книгах.
Последите, чтобы ребенок не торопился листать страницу за страницей.
Научите его всматриваться в содержание изображения. Постарайтесь
задержать его внимание на картинке. Малыш 3-4 лет способен дать четкие,
внятные ответы. Рассказывая содержание картинки, дети учатся логически
мыслить, подмечать главное, выражать в слове свою мысль.
Дети любят, когда старшие читают им книги, пересказывают сказки. В этой
ситуации важно, чтобы ребенок сидел спокойно, слушал внимательно, не
отвлекаясь. А это зависти от обстановки – усадите его поудобней так, чтобы
он мог хорошо видеть лицо чтеца и даже заглянуть в книгу с иллюстрациями,
и от выразительности слова чтеца, от его умения донести до слушателя
содержание произведения. Ребенок должен понять, что слушание – серьезное
занятие, а не забава.
Дети любят рисовать. В домашних условиях чаще всего они рисуют что хотят.
И тогда случается, что в их рисунках сквозит однообразие, они бедны по
содержанию – домик и девочка, девочка и домик, машины и цветы и так
далее. Ребенок часто комментирует свой замысел вслух: «Это тигр. А это я. Я –
дрессировщик. Я его не боюсь.» Этим самым он выражает не только
эмоциональное отношение к изображаемому, но и неумение что-то
нарисовать – ведь далеко не всякий замысел малыш умеет или может
воплотить в рисунке. Вот почему, если он нарисовал что-то несусветное и
пытается заверить вас, что это паровоз или машина, не подсмеивайтесь над
ним. Лучше спросите: «А рядом с машиной кто? Куда едет машина? Кто
управляет ею?» Это, несомненно, увлечет малыша.
Немало удовольствия и пользы получают дети от занятий с глиной и
пластилином. Изображая знакомы предметы, они фантазируют,
конструируют, тренируют глазомер. Попутно развиваются мелкие мышцы рук,
которые впоследствии будут участвовать в механизме письма. К сожалению, взрослые относятся к таким занятиям настороженно: боятся, как бы ребенок
не запачкал себя, или платье, или мебель.
Нельзя забывать и об организации детского досуга, развлечении в кругу
семьи. Турнир в шашки, по шахматам, парные картинки, бирюльки, различные
словесные игры, развивающие смекалку, юмор, все это источник радости,
содействует сближению взрослого с маленьким.
Однако полезно предоставлять и самому ребенку организовать свой досуг,
самому наполнить содержанием свободное время. Это особенно важно для
детей старшего дошкольного возраста: с этого начинается способность
самоорганизации, которая так необходима при обучении в школе.
Присмотритесь, умеет ли ваш ребенок быть занятым. Умеет ли организовать
свой досуг?
Воскресенье – день особенный! Вся семья в сборе, и ребенку радостно от того,
что он пойдет гулять с папой и мамой, что в этот день он сможет, наконец,
обстоятельно обсудить все накопившиеся за неделю события в кругу семьи. А
сколько новых впечатлений от этих прогулок за город, в музей, в кино. Да,
действительно, день особенный, когда ребенок убеждается, что все
обещания папы и мамы выполняются. Однако жизнь ребенка нельзя считать
полноценной, если он мало общается со сверстниками. Любая игра, любой
замысел приобретает широту и разнообразие, если есть партнер.
Ссылки на источники
1. Андреев, Ю.А. Три кита здоровья / Ю.А. Андреев. – СПб., 1996.
2. Безруких, М.М. Здоровье детей и школа. Проблемы и перспективы / М.М.
Безруких // Перемены. – 2000. – №1. – С. 148-160.Бобылева, Е.А. «Ты и я –
начинается семья…» (размышления старшеклассников и советы
родителей по теме: «Как быть счастливым в семье») / Е.А. Бобылева //
Самый, самый, самый классный: материалы сборника городской научно-
практической лаборатории по проблемам воспитания и семьи. – Н.
Новгород, 2003.
3. Бехтерев, В.М. Личность и условия ее развития и здоровья / В.М.
Бехтерев // Избранные труды по психологии личности. Т. 2. Объективное
изучение личности / под ред. Г.С. Никифорова, Л.А. Коростылевой. –
СПб., 1999.
4. Брехман, И.И. Проблемы обучения человека здоровью / И.И. Брехман //
Валеология: диагностика, средства и практика обеспечения здоровья.
Вып. 2. – Владивосток, 1995. – С.40-49.
5. Демин А.К. Как нам защитить здоровье новых поколений детей,
подростков и молодежи – стратегическое достояние России? / А.К.
Демин, И.А. Демина // Образование в области здоровья и укрепление
здоровья среди детей, подростков и молодежи в России: мат. Всерос. форума по политике в области общественного здоровья (1 октября 1997
г. – 30 августа 1998 г.) / под ред. А.К. Демина, И.А. Деминой. – М., 1999. –
С. 9-18.
6. Здоровье и физическое развитие детей в дошкольных образовательных
учреждениях: проблемы и пути оптимизации. – М., 2002.
7. Концепция охраны здоровья населения Российской Федерации на
период до 2005 года. Распоряжение Правительства Российской
Федерации от 31.08.2000 № 1202-р. – М., 2000.
8. Монтессори, М. Самовоспитание и самообучение в начальной школе / М.
Монтессори. – М., 1922.
9. Никифоров, Г.С. Самоконтроль человека / Г.С. Никифоров. – Л., 1989.
10.Новикова И.М. К вопросу о состоянии проблемы формирования
представлений о здоровом образе жизни у детей / И.М. Новикова //
Гуманитарные и социально-экономические науки. – 2006. – № 8. – С. 116-
119.
11.Социокультурный аспект проблемы отношения родителей к здоровому
образу жизни / И.М.Новикова. – Международный научный
педагогический Интернет-журнал «Образование: исследовано в мире»
ГНУ ГНПБ им. К.Д. Ушинского РАО; OIMRU. – М., 2006; № Эл. 37-06.
12.Страхов, Н. Об основных понятиях психологии и физиологии / Н.
Страхов. – СПб., 1984.
13.Токаева, Т.Э. Парная гимнастика с детьми и родителями / Т.Э. Токаева. –
Пермь, 2003.
14.Токаева, Т.Э. Азбука здоровья. Региональная программа физического и
валеологического развития детей дошкольного возраста / Т.Э. Токаева.
– Пермь, 2003.
15.Хьелл, Л. Теории личности / Л. Хьелл, Д. Зиглер. – СПб., 1997.
Практические советы для родителей по наиболее частым проблемам, возникающим в процессе воспитания ребёнка
Практические советы для родителей по наиболее частым проблемам, возникающим в процессе воспитания ребёнка
Практические советы для родителей по наиболее частым проблемам, возникающим в процессе воспитания ребёнка
Практические советы для родителей по наиболее частым проблемам, возникающим в процессе воспитания ребёнка
Практические советы для родителей по наиболее частым проблемам, возникающим в процессе воспитания ребёнка
Практические советы для родителей по наиболее частым проблемам, возникающим в процессе воспитания ребёнка
Практические советы для родителей по наиболее частым проблемам, возникающим в процессе воспитания ребёнка
Практические советы для родителей по наиболее частым проблемам, возникающим в процессе воспитания ребёнка
Практические советы для родителей по наиболее частым проблемам, возникающим в процессе воспитания ребёнка
Практические советы для родителей по наиболее частым проблемам, возникающим в процессе воспитания ребёнка
Практические советы для родителей по наиболее частым проблемам, возникающим в процессе воспитания ребёнка
Практические советы для родителей по наиболее частым проблемам, возникающим в процессе воспитания ребёнка
Практические советы для родителей по наиболее частым проблемам, возникающим в процессе воспитания ребёнка
Практические советы для родителей по наиболее частым проблемам, возникающим в процессе воспитания ребёнка
Практические советы для родителей по наиболее частым проблемам, возникающим в процессе воспитания ребёнка
Практические советы для родителей по наиболее частым проблемам, возникающим в процессе воспитания ребёнка
Практические советы для родителей по наиболее частым проблемам, возникающим в процессе воспитания ребёнка
Практические советы для родителей по наиболее частым проблемам, возникающим в процессе воспитания ребёнка
Практические советы для родителей по наиболее частым проблемам, возникающим в процессе воспитания ребёнка
Практические советы для родителей по наиболее частым проблемам, возникающим в процессе воспитания ребёнка
Практические советы для родителей по наиболее частым проблемам, возникающим в процессе воспитания ребёнка
Практические советы для родителей по наиболее частым проблемам, возникающим в процессе воспитания ребёнка
Практические советы для родителей по наиболее частым проблемам, возникающим в процессе воспитания ребёнка
Практические советы для родителей по наиболее частым проблемам, возникающим в процессе воспитания ребёнка
Практические советы для родителей по наиболее частым проблемам, возникающим в процессе воспитания ребёнка
Практические советы для родителей по наиболее частым проблемам, возникающим в процессе воспитания ребёнка
Практические советы для родителей по наиболее частым проблемам, возникающим в процессе воспитания ребёнка
Практические советы для родителей по наиболее частым проблемам, возникающим в процессе воспитания ребёнка
Практические советы для родителей по наиболее частым проблемам, возникающим в процессе воспитания ребёнка
Практические советы для родителей по наиболее частым проблемам, возникающим в процессе воспитания ребёнка
Практические советы для родителей по наиболее частым проблемам, возникающим в процессе воспитания ребёнка
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.