Концепция модернизации содержания физического образования предусматривает увеличение доли экспериментальных заданий, усиление практической подготовки учащихся, включающей систему лабораторно-практических заданий.
В предлагаемом учебно-методическом пособии приведены практические работы по разделам курса физики за 7 класс. В работах обращается внимание на роль физики в объяснении явлений окружающего мира. Важно, чтобы в процессе обучения учащихся физике можно было полнее продемонстрировать ученикам взаимосвязь теоретической и практической частей предмета. Ведь когда учащиеся почувствуют эту взаимосвязь, то они смогут многим процессам, происходящим вокруг них в быту, в природе, дать верное теоретическое объяснение. Это может являться показателем достаточно полного владения материалом. Систематическое выполнение учащимися экспериментальных практических работ способствует более осознанному и конкретному восприятию изучаемого на уроке материала, повышает интерес к физике, развивает любознательность, прививает ценные практические умения и навыки. Эти задания являются эффективным средством повышения самостоятельности и инициативы учащихся, что благоприятно сказывается на всей их учебной деятельности. Роль практических работ невозможно переоценить. Они позволяют познакомить учащихся с экспериментальными методами познания в физике, с ролью эксперимента в физических исследованиях (в итоге формируется научное мировоззрение). А также способствуют формированию таких экспериментальных умений, как: наблюдение явлений, выдвижение гипотезы, планирование эксперимента, анализ результатов, способность устанавливать зависимости между величинами, делать выводы и т.п. Практико-ориентированные работы служат как для повторения изученного материала, так и для знакомства с новыми явлениями. Так как не всегда в школьном кабинете физики есть достаточное количество комплектов приборов и оборудования для проведения лабораторных работ, то особенностью предлагаемых работ является тот факт, что для их выполнения не требуется специального оборудования
В пособии представлены описания практических и лабораторных работ по физике для учащихся 7 классов, которую я сама составила и использую в качестве самостоятельных домашних исследований. Эти лабораторные работы, достаточно просты и могут быть выполнены или индивидуально или в группе .Концепция модернизации содержания физического образования предусматривает увеличение доли экспериментальных заданий, усиление практической подготовки учащихся, включающей систему лабораторно-практических заданий.
В предлагаемом учебно-методическом пособии приведены практические работы по разделам курса физики за 7 класс. В работах обращается внимание на роль физики в объяснении явлений окружающего мира. Важно, чтобы в процессе обучения учащихся физике можно было полнее продемонстрировать ученикам взаимосвязь теоретической и практической частей предмета. Ведь когда учащиеся почувствуют эту взаимосвязь, то они смогут многим процессам, происходящим вокруг них в быту, в природе, дать верное теоретическое объяснение. Это может являться показателем достаточно полного владения материалом. Систематическое выполнение учащимися экспериментальных практических работ способствует более осознанному и конкретному восприятию изучаемого на уроке материала, повышает интерес к физике, развивает любознательность, прививает ценные практические умения и навыки. Эти задания являются эффективным средством повышения самостоятельности и инициативы учащихся, что благоприятно сказывается на всей их учебной деятельности. Роль практических работ невозможно переоценить. Они позволяют познакомить учащихся с экспериментальными методами познания в физике, с ролью эксперимента в физических исследованиях (в итоге формируется научное мировоззрение). А также способствуют формированию таких экспериментальных умений, как: наблюдение явлений, выдвижение гипотезы, планирование эксперимента, анализ результатов, способность устанавливать зависимости между величинами, делать выводы и т.п. Практико-ориентированные работы служат как для повторения изученного материала, так и для знакомства с новыми явлениями. Так как не всегда в школьном кабинете физики есть достаточное количество комплектов приборов и оборудования для проведения лабораторных работ, то особенностью предлагаемых работ является тот факт, что для их выполнения не требуется специального оборудования
В пособии представлены описания практических и лабораторных работ по физике для учащихся 7 классов, которую я сама составила и использую в качестве самостоятельных домашних исследований. Эти лабораторные работы, достаточно просты и могут быть выполнены или индивидуально или в группе .
            
        
        
        
                    
                
                    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Гимназия г. Волжского Волгоградской области
Практические задачи по
физике для 7 класса
Составитель: Учитель физики
Патрина Е.Г.20122013 уч. год
ПРЕДИСЛОВИЕ 
Концепция модернизации содержания физического образования предусматривает 
увеличение доли экспериментальных заданий, усиление практической подготовки 
учащихся, включающей систему лабораторнопрактических заданий.
В предлагаемом учебнометодическом пособии приведены практические работы по 
разделам курса физики за 7 класс. В работах обращается внимание на роль физики в 
объяснении явлений окружающего мира. Важно, чтобы в процессе обучения учащихся 
физике можно было полнее продемонстрировать ученикам взаимосвязь теоретической 
и практической частей предмета. Ведь когда учащиеся почувствуют эту взаимосвязь, то
они смогут многим процессам, происходящим вокруг них в быту, в природе, дать 
верное теоретическое объяснение. Это может являться показателем достаточно 
полного владения материалом. Систематическое выполнение учащимися 
экспериментальных практических работ способствует более осознанному и 
конкретному восприятию изучаемого на уроке материала, повышает интерес к физике, 
развивает любознательность, прививает ценные практические умения и навыки. Эти 
задания являются эффективным средством повышения самостоятельности и 
инициативы учащихся, что благоприятно сказывается на всей их учебной деятельности.
Роль практических работ невозможно переоценить. Они позволяют познакомить 
учащихся с экспериментальными методами познания в физике, с ролью эксперимента в 
физических исследованиях (в итоге формируется научное мировоззрение). А также 
способствуют формированию таких экспериментальных умений, как: наблюдение 
явлений, выдвижение гипотезы, планирование эксперимента, анализ результатов, 
способность устанавливать зависимости между величинами, делать выводы и т.п. 
Практикоориентированные работы служат как для повторения изученного материала, 
так и для знакомства с новыми явлениями. Так как не всегда в школьном кабинете 
физики есть достаточное количество комплектов приборов и оборудования дляпроведения лабораторных работ, то особенностью предлагаемых работ является тот 
факт, что для их выполнения не требуется специального оборудования
В пособии представлены описания практических и лабораторных работ по физике для 
учащихся 7 классов, которую я сама составила и использую в качестве 
самостоятельных домашних исследований. Эти лабораторные работы, достаточно 
просты и могут быть выполнены или индивидуально или в группе .При выполнении практической работы необходимо придерживаться следующих 
правил:
1. Название практической работы 
2. Цель работы.. 
3. Перечень используемых приборов и материалов. ( оборудование)
4. Ход работы, в котором отображаются наблюдения учащихся. Можно ход работы 
оформить в виде таблицы: 
Действия
Наблюдения
Рисунок  или   фотография
В некоторых работах результаты представляют в виде графика, причем нанесенные 
точки соединяются не ломаной кривой, а плавной линией, которая должна проходить в 
границах погрешностей отдельных элементов. 
5. Результаты вычислений, если такие имеются. 
6. Вывод. Например, можно начать следующим образом:  «На основе полученных 
данных можно сделать следующие выводы:  (и перечисляем к каким выводам в 
результате проделанной работе вы пришли)». 
Вывод можно сделать в творческой форме,  например стихотворной (синквейн, )
 7. Все практические работы оформляются в программе  PowerPoint и оцениваются 
учителем.
Синквейн 
Это стихотворение, которое требует синтеза информации и материала в кратких 
выражениях. Слово синквейн происходит от французского, которое означает «пять». 
Таким образом, синквейн – это стихотворение, состоящее из пяти строк.Правила написания синквейна: 
1. В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным). 
2. Вторая строчка – это описание темы в двух словах (двумя прилагательными ). 
3. Третья строчка – это описание действия в рамках этой темы тремя словами 
(глаголы). 
4. Четвёртая строка – это фраза из четырёх слов, показывающая отношение к теме 
(чувства одной фразой). 
5. Последняя строка – это синоним из одного слова, который повторяет суть темы. 
Закон тяготения 
1. Ньтоновский, всемирный. 
2. Удерживает, притягивает, способствует падению. 
3. Помогает познать строение Вселенной. 
4. Гравитация. 
Практическая работа №
Тема:
Цель:
Оборудование:
 Ход работы:Практическая работа №1
 Тема:     Строение вещества. Молекулы
Цель:  проверить достоверность гипотезы о том, что все тела состоят из маленьких 
частиц.
Оборудование :
 мензурка с водой или стакан с водой 
 пробирка с кристалликами перманганата калия( марганцовка)
 пробирки с водой – 3 шт или стаканы с водой 
 стеклянная палочка или ложка 
Ход работы:
1 Опустите в пробирку с водой  кристаллик марганцовки. Перемешайте воду 
стеклянной палочкой. Опишите, что вы наблюдаете.
2 Перелейте небольшую часть окрашенной воды во вторую пробирку с чистой 
водой и запишите свои наблюдения.
3 Перелейте часть окрашенной воды из второй пробирки в третью с чистой водой и 
снова опишите свои наблюдения.
4 Сделайте зарисовку окрашенной воды во всех трех случаях
5 Сделайте вывод о достоверности выдвинутой гипотезы
Практическая работа №2
Тема: Взаимодействие между молекулами 
Цель: рассмотреть проявление сил взаимного притяжения.
Оборудование: 
 2 стакана с водой, 
 2 пакетика чая, 
 Яблоко
 песок холодильник.
Часть 1
 Ход работы: 
1. Возьмите яблоко, разрежьте его пополам, а затем снова соедините половинки. 
Почему нижняя половина отпадает?
2. Намажь чайное блюдце тонким слоем растительного масла. Накапай на дно 
блюдца несколько капель воды близко друг к другу. Возьми спичку и с ее 
помощью сблизь капли воды друг с другом. Что происходит? Почему? 
3. Опусти один палец в сухой песок, а другой – во влажный. Чем стали 
отличаться пальцы после этого опыта? Почему?
4. Сделайте вывод
 
Часть 2
Тема: Явление смачивания и  несмачивания
Цель: Наблюдение явлений смачивания и  несмачивания  водой различных 
поверхностей
Оборудование:  кусочек кожи, лист бумаги, жирная поверхность, пипетка, блюдце, 
подсолнечное масло
Ход работы
1. Возьмите лист бумаги и с помощью пипетки капните на нее  воду
2. Затем в блюдце налейте немного подсолнечного масла и повторите опыт. 
3. Возьмите кусочек кожи и снова повторите опыт. Опишите свои наблюдения во 
всех случаях.
4. Сделайте вывод
Практическая работа №3
Часть 1
Тема    Диффузия в газах и жидкостях
Цель  наблюдать явление диффузии и сравнить скорость диффузии в жидкости и в 
газе.Оборудование :
 флакон духов, 
 кусочек ваты, 
 пробирка с кристаллами перманганата калия, 
 мензурка с водой, 
 лист бумаги, 
 стеклянная трубка.
Ход работы:
1 Откройте флакон духов и налейте немного жидкости на кусочек ваты и положите
его на стол. Опишите свои наблюдения
2 На лист бумаги, лежащий на столе, налейте немного воды из мензурки и в 
середину образовавшейся капли поместите кристаллик марганцовки. Опишите 
свои наблюдения.
3 Сделайте вывод:
Часть 2
Цель работы: выяснить, что скорость диффузии зависит от температуры и 
смешивающихся веществ.
Оборудование 
 2 стакана с водой, 
 2 пакетика чая, 
 холодильник.
Ход работы.
1. Налейте в оба стакана воды до 3/4 их объема.
2. Аккуратно опусти в каждый стакан по пакетику чая.
3. Поставь один из стаканов в холодильник, а другой оставь в комнате.
4. Через 1 час достань стакан из холодильника и наблюдай различие в 
результатах опыта. Объясни результаты.
5. Сделайте вывод:
Практическая работа №4 
Тема: Инерция . Инертность телЦель : наблюдение явления  инерции
Оборудование: стакан с водой, спичечный коробок, линейка, две одинаковые банки из
под кофе: одна пустая, а другая с песком., рулетка. 
Часть 1
 Ход работы
1. Стакан с водой ставим на спичечный коробок.  
2. Резким ударом линейки коробок выбиваем  изпод сосуда. Стакан оказывается
на столе на месте коробка. Опишите свои наблюдения
Часть 2
Ход работы:
1. Установите с помощью книг  две наклонные  плоскости под одинаковым 
углом
2. Отпустите одновременно две банки. Опишите свои наблюдения Ответьте на 
вопрос:
3. Какая из банок, пустая или с песком проедет большее расстояние по 
горизонтали. 
4. Затем на  горизонтальную поверхность насыпьте немного песка. Опыт 
повторите. Опишите свои наблюдения
5. Сделайте вывод
Практическая работа №5
Тема: Трение 
Цель: Пронаблюдать трение покоя и трение скольжения
Оборудование:  ложка, яблоко, пенал, полотенце,  книги, гладкий поднос
 Ход работы:
1. Установите с помощью книг  наклонную плоскость малого угла.
2. На поверхность книг поочередно кладите яблоко, пенал, ложку. Опишите свои 
наблюдения .( добейтесь положения ,чтобы тела удерживались на повехности)
3. Увеличьте угол наклона и повторите опыт. Опишите свои наблюдения
4. Затем, не меняя угол наклона,   накройте книги полотенцем и  посмотрите,  будут
ли скользить предметы, при  установленном наклоне. Опишите свои наблюдения5. Сделайте вывод
Практическая работа №6 
Тема: Сила упругости и вес тела
Цель: Наблюдение силы  упругости и веса тела
Оборудование: две жестяные банки, лист бумаги(2), монеты 5ти  рублевые 20  штук
Ход работы:
. Поставь две жестяные банки на расстоянии 30 см друг от друга.
1.
2. Положи сверху лист бумаги, чтобы получился «мостик».
3. Постепенно наверх кладите  монеты начиная с первой. до 20 .  Опишите свои 
наблюдения
4. Теперь согни лист бумаги гармошкой (рис. А, Б, В, Г).
5. Положи эту «гармошку» на две жестяные банки и повтори опыт. Опишите свои 
наблюдения.
6. Сделайте вывод
Практическая работа №7 
Тема:   Архимедова сила. Условие плавания тел.
Цель:  Наблюдение Архимедовой силы и выяснение условия плавания тел
Оборудование: Стакан с водой, соль, яйцо или половина картошки
 Ход работы:
1. В стакан с водой налейте пресной воды
2. Опустите поочередно в стакан яйцо, а затем картошку
3.
 Добавьте в стакан соли столько, чтобы яйцо( или картошка) начинало всплывать.
Опишите свои наблюдения
4. Сделайте вывод .Приложение