МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
Кафедра Начального и дошкольного образования
Направление «Педагогическое образование», Профиль «Дошкольное образование»
Практические задания по дисциплине
Выполнил: студент заочной формы обучения
2 (5 лет) курса
Килейникова Анна Николаевна
Преподаватель: к.п.н., доцент
Дутикова Юлия Сергеевна
Коломна 2016 г
.
1. Дайте развернутое определение – что такое методология, какие есть уровни методологии, какие задачи выполняет методология как наука.
Для решения задач и реализации функций дошкольной педагогики используются методы научного исследования.
Метод - это путь, способ достижения целей и решения задач. Методы исследования позволяют добывать научно-педагогические знания, производить сознательный и целенаправленный поиск путей совершенствования образовательного процесса, изучать, обобщать педагогические находки практики, вести самостоятельные научные исследования.[2, с.9]
Методология педагогики. Термин "методология" в научной лексике используется в нескольких смыслах:
1) методология - это учение о научных методах познания;
2) методология - это совокупность методов, применяемых в какойнибудь науке;
3) методология – это система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности.
Существует два уровня методологии: I уровень – уровень практической деятельности; II уровень – уровень науки.
На I уровне: методология рассматривается как учение о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности.
На II уровне: методология – это учение о принципах организации, формах и методах научного познания.
Методология науки – это учение об исходных положениях, принципах, способах познания, объяснительных схемах преобразования действительности. Методология педагогики - это учение о педагогическом знании, о процессе его добывания, о способах объяснения (создания концепции) и практического применения для преобразования или совершенствования системы обучения и воспитания.
Методология педагогики включает в себя следующие положения.
1. Учение о структуре и функциях педагогического знания.
2. Исходные, ключевые, фундаментальные педагогические положения (теории, концепции, гипотезы), имеющие общенаучный смысл.
3. Учение о логике и методах педагогического исследования.
4. Учение о способах использования полученных знаний для совершенствования практики.[1,с.40]
Важнейшей особенностью развития педагогики является процесс интеграции методологии науки и методологии практики. Это означает, что методология педагогической науки определяет для практиков-педагогов условия, пути, способы решения педагогических задач, а методология практики обеспечивает ученых-педагогов информацией о целесообразности методологических инструментариев и технологий преобразования педагогической реальности. Взаимообусловленность методологий практики и науки способствует теоретико-прикладному обеспечению разрешения научно-практических проблем; разработке методологического аппарата любого педагогического исследования теоретических и практических проблем образования. Интеграция методологий практики и науки обеспечивает внедрение инноваций в педагогическую практику, т.е. разработки целей, содержания, технологий инновационной педагогической деятельности, системы критериев эффективности инноваций.
2. Что такое теоретическое и эмпирическое знание?
Эмпирическое знание есть знание об основных параметрах исследуемых объектов, о функциональных связях между этими параметрами, о поведении объектов. В качестве эмпирических данных об изучаемом объекте выступают такие свойства, связи и отношения вещей, которые обнаруживаются в ходе практической деятельности, наблюдений, экспериментов. Характерный признак эмпирического объекта - возможность его чувственного отражения.
Теоретическое знание и используемые для его добывания методы связаны с отвлечением от опыта, фактов, т.е. от эмпирической базы, и с мысленным проникновением в сущность процесса, с выявлением внутренних связей, структур, движущих сил и факторов, тенденций и динамики развития.[1,с.90]
3. Проанализируйте особенности философско-методологических подходов, актуальных в современной педагогике: системного, антропологического, аксиологического, феноменологического, личностноориентированного, аксиологического, культурологического, деятельностного, этнопедагогического и др., дайте оценку их эврестическим возможностям.
В современной педагогической науке объективно существуют различные методологические подходы, на основе которых определяются способы изучения и преобразования педагогической теории и практики. Основными из них являются: системный, личностно-ориентированный
(личностно-деятельный), антропологический, культурологический, социологический, технологический, информационный, целостный. Кроме того сегодня выделяются еще цивилизационный (Г.Б. Корнетов), инновационный (Л.С. Подымова), аксиологический (Е.В. Бондаревская), полисубъектный (диалогический), этнопе-дагогический (Г.Н. Волков), акмеологический (В.Н. Максимова), синергетический (Ю. Шаронов).
Системный подход является одним из ведущих подходов в педагогике, он обусловлен пониманием того что позволяет рассматривать педагогическую деятельность как открытую социально-педагогическую систему.
Личностный подход означает ориентацию при конструировании и осуществлении педагогического процесса на личность как цель, субъект, результат и главный критерий его эффективности. Он настоятельно требует признания уникальности личности, ее интеллектуальной и нравственной свободы, права на уважение. В рамках данного подхода предполагается опора в воспитании на естественный процесс саморазвития задатков и творческого потенциала личности, создание для этого соответствующих условий.
Аксиологический (или ценностный) подход в педагогике означает признание и реализацию в обществе ценностей человеческой жизни, воспитания и обучения, педагогической деятельности, образования в целом. Значимую ценность представляет собой идея гармонично развитой личности, связанная с идеей справедливого общества, которое способно реально обеспечить каждому человеку условия для максимальной реализации заложенных в нем возможностей. Аксиологический подход в педагогике, основанный на гуманистических ценностях, является методологической основой развития педагогической науки и совершенствования образовательной практики.
Этнопедагогический подход предполагает организацию и осуществление процесса воспитания с опорой на национальные традиции народа, его культуру, национально-этническую обрядность, обычаи, привычки. Национальная культура придает специфический колорит среде, в которой растет и формируется ребенок, функционируют различные образовательные учреждения. Реализация этнопедагогического подхода к проектированию и организации педагогического процесса предполагает разрешение педагогами следующих задач: во-первых, изучение и формирование этой среды, во-вторых, максимальное использование ее воспитательных возможностей.
Культурологический подход как методология познания и преобразования педагогической реальности имеет своим основанием аксиологию - учение о ценностях и ценностной структуре мира. Культурологический подход обусловлен объективной связью человека с культурой как системой ценностей. Человек содержит в себе часть культуры. Он не только развивается на основе освоенной им культуры, но и вносит в нее нечто принципиально новое, т. е. он становится творцом новых элементов культуры. В связи с этим освоение культуры как системы ценностей представляет собой развитие самого человека, становление его как творческой личности и субъекта культуры.
Деятельностный подход предполагает рассмотрение исследуемого объекта в рамках системы деятельности, ее генезиса, эволюции, развития. Деятельность как форма активности человека, выражающаяся в его исследовательском, преобразующем и практическом отношении к миру и самому себе, является ведущей категорией деятельностного подхода. Деятельность – это способ существования и развития общества и человека, всесторонний процесс преобразования природы и социальной реальности (включая его самого).
Антропологический подход, впервые разработал и обосновал К.Д.Ушинский. В его понимании он означал системное использование данных всех наук о человеке как предмете воспитания и их учет при построении и осуществлении педагогического процесса. К.Д.Ушинский к обширному кругу антропологических наук отнес анатомию, физиологию и патологию человека, психологию, логику, философию, географию (изучающую землю как жилище человека, человека как жильца земного шара), статистику, политическую экономию и историю в обширном смысле (историю религии, цивилизации, философских систем, литературы, искусств и воспитания). Во всех этих науках, как он полагал, излагаются, сравниваются и группируются факты и те отношения, в которых обнаруживаются свойства предмета воспитания, т.е. человека.
Феноменологический подход предполагает возможность исследовать различные аспекты развития личности вне их связи с реальным физическим миром. Для усмотрения сущности определённого явления или процесса требуется сформировать специфическую установку, мотивацию исследовательского интереса, противоположную наивной «естественной» установке, которая типична как для обыденной жизни, так и для «фактических наук» естественнонаучного цикла.
Данные методологические подходы носят интегративный характер, взаимодополняют друг друга, нередко трансформируются, поэтому нельзя провести между ними четкую границу. Использование методологических подходов педагогики позволяет, во-первых, определить ее научнотеоретические проблемы, установить их иерархию, разработать стратегию и основные способы их разрешения, во-вторых, обосновать, создать и реализовать технологические механизмы модернизации образовательной практики; а также осуществить прогнозирование развития педагогической науки и практики.
4.Дайте определение, что такое «Методологическая культура педагога»
«Для учителя обладать методологической культурой значит знать методологию педагогики и уметь применять это знание в процессе решения педагогических ситуаций» (В. В. Краевский).
Основными критериями методологической культуры педагога можно назвать следующие: выработка концепции своей профессиональной деятельности; осознание роли методологии в этом процессе; концептуальный анализ, моделирование, проектирование и реализация педагогического процесса; творчество и системность педагогической деятельности.
Методологическая культура учителя-практика заключается в его стремлении и умении вести методологический поиск, направленный на отыскание личностных смыслов педагогических явлений, необходимых для развития учащегося. В условиях поиска новых целей, содержания, реформирования всей образовательной системы, в которой принимают участие учителяпрактики, их методологическая культура играет решающую роль. Таким образом, методологическая культура педагога-практика становится мощным фактором его активной профессиональной адаптации, интеграции в профессиональную среду, когда происходит гармонизация его личностных смыслов и профессиональных норм, выработка системы педагогических ценностей. Исследовательская деятельность педагога-практика обеспечивает получаемым профессиональным знаниям мировоззренческий характер, а через это — предрасположенность к разумности, терпимости, тактичности, взвешенности, критичности его профессиональной деятельности, поведения и отношений. Методологическая культура педагога-ученого характеризует успешность выполнения его основной деятельности — поиска нового знания. Среди критериев методологической культуры ученого можно выделить следующие: принадлежность к одной из научных школ и глубокое владение, присущим ей аппаратом исследования на всех уровнях методологического знания; ориентация в существующих в педагогической науке и методологических подходах, концепциях; видение их особенностей в исследовании определенного типа педагогических объектов; корректное использование педагогической терминологии; способность выделять и обосновывать актуальность исследовательских проблем; прогностичность мышления: способность формулировать гипотезу, планировать и осуществлять ее проверку; умение выполнять исследование в соответствии с такими методологическими ориентирами, как «объект и предмет исследования», «цель», «актуальность», «новизна»; умение представить результаты в виде педагогического проекта. Очевидно, что для овладения методологической культурой следует иметь соответствующую философскую и специальнометодологическую подготовку, изучить методы исследовательской деятельности и способы их отбора, ориентироваться в соответствующем категориальном аппарате, в существующих методологических подходах, концепциях и теориях. При этом создается база для отказа от абсолютизации преимуществ какого-либо одного подхода, от догматизации и стереотипизации, для признания множественности содержательно- смыслового толкования педагогических фактов и явлений, вариативности педагогической деятельности. Однако все это только предварительный этап методологической грамотности. Овладеть методологической культурой можно лишь через анализ опыта применения методологического знания в процессе собственной исследовательской деятельности. Для педагогапрактика — это описание и анализ реального педагогического опыта (своего и других педагогов), разработка образовательных программ и программ деятельности образовательных учреждений, написание квалификационной работы, методических разработок и статей. Овладевая способами исследовательской деятельности и анализируя процесс научного поиска, исследователь совершенствует свою методологическую культуру. В общем смысле методологическая культура нередко определяется как культура мышления, основанная на методологических знаниях, необходимой частью которой является рефлексия собственной исследовательской деятельности.
5. Дайте определение данным понятиям: аннотация, конспект, реферат. Определите сходство и различие данных понятий.
Реферат — это краткое изложение содержания документа или его части, включающее основные фактические сведения и выводы, необходимые для первоначального ознакомления с документом и определения целесообразности обращения к нему.
Сущность реферата — в кратком изложении (с достаточной полнотой) основного содержания источника. Составление рефератов — это процесс аналитико-синтетической переработки первичных документов. Реферируется преимущественно научная и техническая литература, в которой содержится новая информация.
Виды рефератов:
1) информативные (рефераты-конспекты) — содержат в обобщенном виде все основные положения первичного документа, иллюстрирующий материал, важнейшую аргументацию, сведения о методике исследования и т. д.;
2) индикативные (указательные, или рефераты-резюме) — содержат не все, а лишь те основные положения, которые тесно связаны с темой реферируемого документа; все второстепенное опускается.
По количеству первичных реферируемых документов рефераты подразделяют на монографические (составленные по одному документу) и обзорные (составленные по нескольким документам на одну тему).
Аннотация [от лат. annotatio - замечание] (спец)- «краткая характеристика документа, его части или группы документов с точки зрения назначения, содержания, формы и других особенностей» (ГОСТ 7. 0 - 84). Аннотация дает читателю предварительное представление о незнакомой ему публикации и тем самым помогает ему в поиске и отборе необходимой информации.
Аннотация, в отличие от реферата, не раскрывает содержания документа, а лишь информирует о существовании документа определенного содержания и характера, дает самое общее представление о его содержании.
Конспект (от лат. Conspectus – обзор) – это систематическая, логическая связная запись, объединяющая план, тезисы, выписки или, два из этих типов записи.
Систематическая, логически связная запись — одно из основных требований, предъявляемых к конспекту по существу. Так, выписки с отдельными пунктами плана, если в целом они не отражают логики произведения, если между отдельными частями записи нет смысловой связи, — это не конспект.
В силу такой особенности конспект в большей степени, чем другие виды записей, объективен. Другими словами, конспектом, написанным одним читателем, могут пользоваться другие — он более универсален, чем иные виды записей.
6. Что такое научный аппарат исследования? Для чего исследователь выделяет и описывает научный аппарат исследования?
Научный аппарат исследования - это перечень последовательно совершаемых логико-познавательных действий (операций), обеспечивающих выполнение самого исследования. Научный аппарат организует поисковую деятельность и упорядочивает ее. Он формируется сразу после выбора темы и ее обоснования на основе чтения литературы и зондажного изучения практики. Обычно научный аппарат исследования представляется в следующем виде:
— стратегические операции: поиск противоречия, выявление проблемы, определение цели;
— технологические операции: объект исследования, предмет исследования, гипотеза исследования, задачи исследования, источники исследования. База исследования, методы исследования, этапы исследования;
— аналитические операции: научная новизна исследования, теоретическая значимость исследования, практическая значимость исследования, положения, выносимые на защиту, достоверность результатов исследования, апробация результатов исследования.
Обычно замысел научного исследования связан с выявлением противоречий в той или иной сфере человеческой деятельности, порождающих некие проблемы, разрешение которых представляется актуальным. Это первый и едва ли не самый важный этап научного исследования. От того, насколько четко автор представляет себе существующие проблемы и важность их разрешения, во многом зависит логическая строгость и стройность исследования, и, соответственно, его успешность.
7. Дайте определения ( напишите содержание понятий, что это такое) - актуальность исследования, проблема исследования , объект исследования, предмет исследования, цель исследования, гипотеза исследования, задачи исследования, методологическая основа исследования, методы исследования, теоретическая и практическая значимость .
Актуальность темы исследования является одним из основных требований, предъявляемых ко всем исследовательским работам, выполняемым в процессе обучения и дальнейшей профессиональной деятельности.
Актуальность темы означает, что поставленные в исследовании задачи и проблемы имеют существенное значение для соответствующей отрасли науки и/или практической деятельности и в настоящее время требуют скорейшего решения.
Обоснование актуальности темы излагается во введении работы и заключается в аргументации необходимости проведения исследования по выбранной тематике. При этом основное внимание уделяется нерешенным проблемам, малоизученным вопросам.
Сущность проблемы – противоречие между установленными фактами и их теоретическим осмыслением, между разными объяснениями, интерпретациями фактов. Научная проблема не выдвигается произвольно, а является результатом глубокого изучения состояния практики и научной литературы, отражает противоречия процесса познания на его исторически определенном этапе.[1,с. 52]
Вытекающая из выявленных противоречий проблема должна быть актуальной, отражать то новое, что входит или должно войти в жизнь.
Заключенное в проблеме противоречие должно прямо или косвенно найти отражение в теме, формулировка которой одновременно фиксирует и определенный этап уточнения и локализации (ограничения рамок) проблемы.
Объект исследования – это определенная совокупность свойств и отношений, которая существует независимо от познающего, но отражается им, служит конкретным полем поиска. Это делает объект научного познания некоторым единством объективного и субъективного.
Объект исследования в педагогике и психологии – это некий процесс, некоторое явление, которое существует независимо от субъекта познания и на которое обращено внимание исследователя.
Понятие предмет исследования еще конкретнее по своему содержанию: в предмете исследования фиксируется то свойство или отношение в объекте, которое в данном случае подлежит глубокому специальному изучению. В одном и том же объекте могут быть выделены различные предметы исследования. В предмет исследования включаются только те элементы, которые подлежат изучению в данной работе. Поэтому определение предмета исследования означает и установление границ поставленной проблемы в связях, и допущение возможности их временного вовлечения и объединения в одну систему. В предмете в концентрированном виде заключены направления поиска, важнейшие задачи, возможности их решения соответствующими средствами и методами.
Цель исследования - это мысленное предвосхищение (прогнозирование) будущего результата, того, что мы, собственно, стремимся получить по его завершению. В этой связи цель исследования должна явственно просматриваться в формулировке темы исследования, которая, в свою очередь, является отражением проблемы в ее характерных чертах. Удачно сформулированная, немногословная, она уточняет проблему, очерчивает рамки исследования, конкретизирует его замысел.
Гипотеза исследования - обоснованное предположение о том, как и каким путём, за счет чего можно получить искомый результат.
Для выдвижения гипотезы необходимы не только тщательное изучение состояние дела, научная компетентность, но и осуществление хотя бы части диагностического обследования на основе опросов, анкет, тестирования и других методов, используемых в педагогике и психологии.
Задача исследования - это цель преобразования конкретной ситуации или, иными словами, ситуация, требующая своего рода преобразования для достижения определенной цели.
Задача всегда содержит известное (обозначение условий ситуации) и неизвестное, искомое, требуемое, рассчитанное на совершение определенных действий, приложение усилий для продвижения к цели, для разрешения поставленной проблемы.
Методологическая основа исследования (методологическая база) - это неотъемлемая составляющая исследования, она представляет собой совокупность общих и специальных научных методов, которые крайне важны для получения достоверного и правдивого конечного результата. Это методы исследования, которые помогают добиться поставленной в исследовательской работе цели, получить конечный результат и только потом сделать логический вывод о правильности принятого решения.
Методы исследования.
В современной науке принято весьма условное деление методов на теоретические, эмпирические и метод моделирования. Выделяют также интерпретационные методы, в частности методы представления и обработки данных.
При проведении теоретических исследований ученый имеет дело не с самой реальностью, а ее мысленной репрезентацией. Репрезентация представляется в виде умственных образов, пространственно-динамических моделей, схем, описаний и т.д. Теоретическая работа совершается с помощью мыслительных действий, путем логического рассуждения и фиксируется с помощью системы естественного языка и условных знаков и символов.
Эмпирическое исследование проводится для проверки теоретических построений. В процессе эмпирического исследования, ученый взаимодействует с объектом исследования.
Эмпирические методы исследования создают фундамент для дальнейшего познания путем наблюдения, бесед, экспериментов и т.д. Задача исследователя состоит в том, чтобы для каждого этапа исследования определить оптимальный комплекс методов, руководствуясь следующими требованиями.
1. применять методы сравнительно-исторического анализа, позволяющие выявить эволюцию изучения проблемы и прогнозировать ее дальнейшее исследование;
2. использовать такое сочетание методов, которое позволяет получить разносторонние системные сведения о развитии личности, коллектива, или другого объекта обучения, воспитания.
Применяемые методы исследования должны соответствовать оптимальной системе способов решения избранной проблемы, улавливать динамику развития определенных качеств, как в возрастном плане, так и какой-либо промежуток времени, в течение которого проводится эксперимент.
Теоретическая значимость — это признак, наличие которого дает автору право на использование понятия «впервые» при характеристике полученных им результатов и проведенного исследования в целом. Чаще всего теоретическая значимость сводится к так называемому элементу новизны. Элементы новизны могут присутствовать как в теоретических положениях (закономерность, принцип, концепция, гипотеза и т.д.), так и в практических результатах (правила, рекомендации, средства, методы, требования и т.д.) и отражает возможные перспективы использования полученных результатов для дальнейшей работы, для решения других проблем.
Практическая значимость исследования – обоснование того, где и как могут быть использованы материалы работы: в решении на их основе той или иной практической задачи; в проведении дальнейших научных исследовании; в использования полученных данных в процессе подготовки тех или иных специалистов, в школьной практике и. т.д.
Практическая значимость работы может состоять в разработке системы коррекционной работы, программы формирования какого-либо качества, методики диагностики отдельных качеств, свойств, состояний, в разработке психолого-педагогических рекомендаций.
Описывая практическую значимость исследования, необходимо обозначить раздел практической деятельности, в котором полезно применить результат исследования для исправления конкретного недостатка.
8.Сформулируйте проблему к следующим темам психологопедагогических исследований:
• Конструирование как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста.
Проблема: какое влияние оказывает конструирование, как средство развития, на творческие способности у детей дошкольного возраста.
• Развитие наглядно - образного мышления у детей дошкольного возраста.
Проблема: какую роль играет развитие наглядно-образного мышления у детей дошкольного возраста
9. Напишите к теме исследования – объект и предмет исследования.
Темы:
• Развитие творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста при работе с природным материалом.
Объект исследования: процесс развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: педагогические условия развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста.
• Сюжетно-ролевые игры как средство нравственного развития ребёнка дошкольного возраста.
Объект исследования: процесс нравственного воспитания ребёнка дошкольного возраста.
Предмет: влияние сюжетно-ролевых игр на развитие ребёнка дошкольного возраста.
• Педагогические условия обучения рассказыванию детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: процесс обучения рассказыванию детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: педагогические условия развития связной речи детей старшего дошкольного возраста.
• Особенности эстетического воспитания детей дошкольного возраста.
Объект исследования: процесс эстетического воспитания детей
дошкольного возраста
Предмет исследования: особенности эстетического воспитания детей дошкольного возраста.
10. Дайте краткую характеристику целям исследования (т.е.
определите задачи исследования).
Цель исследования |
Задачи исследования |
Поиск путей повышения эффективности работы по развитию речи детей 6лет |
- изучение возрастных особенностей развития речи у детей 6 лет; - изучение и анализ психолого-педагогической и методической литературы по теме исследования; - выявление способов эффективной реализации сочетания различных методов в развитии речи детей 6 лет; - отбор и систематизация заданий для реализации сочетания различных методов в развитии речи детей 6 лет; - проведение опытно-экспериментальной работы для выявления путей по повышению эффективности работы по развитию речи детей 6 лет. |
Изучить и подобрать методические приемы по занятиям лепкой для детей старшего дошкольного возраста. |
- изучить и подобрать методические приемы обучения лепке; - рассмотреть содержание обучения лепки детей; - провести практическое исследование по определению уровня владения приемами лепки и эффективности подобранной методики для детей старшего дошкольного возраста;
|
11. Определите, о каких компонентах исследования (база, объект, предмет, цель) идет речь в следующих фрагментах:
А) зависимость между стилем педагогического общения учителя и учащихся и успешностью учебной деятельности; Цель
Б) педагогические условия развития речи у младших школьников на уроках литературного чтения; Предмет
В) процесс развития творческих способностей у младших школьников на уроках технологии; Объект
Г) коллектив педагогов и студентов Государственного социальногуманитарного университета. База
12. Как могут быть сформулированы тема и объект исследования, в котором выделен следующий предмет:
-педагогические условия организации игровой деятельности детей дошкольного возраста;
Тема: организация игровой деятельности детей дошкольного возраста.
Объект исследования: процесс игровой деятельность детей дошкольного возраста.
- виды работ по развитию воображения у детей старшего дошкольного возраста.
Тема: развитие воображения у детей старшего дошкольного возраста посредством видов работ.
Объект исследования: процесс развития воображения у детей старшего дошкольного возраста.
Задание 1. (по теме наблюдение)
К какому виду относится наблюдение Л. Н. Толстого, описанное в его произведении "Крейцерова соната»?
«И вдруг меня охватила страшная злоба к ней, какой я ещё никогда не испытывал. Мне в первый раз захотелось физически выразить эту злобу. Я вскочил и двинулся к ней. Дав ход своему бешенству, я упивался им, и мне хотелось ещё что-нибудь сделать необыкновенное, показывающее высокую степень моего бешенства. Мне страшно хотелось бить, убить её, но я знал, что этого нельзя, чтобы всё-таки дать ход своему бешенству – схватил со стола пресс-папье и швырнул его оземь мимо неё. Я очень хорошо целил мимо».
Ответ: однократное, случайное, включенное, открытое, полевое, сплошное, прямое, контролируемое.
Задание 2. (по теме наблюдение)
Напишите, какие признаки интереса у дошкольников к содержанию занятия Вы можете назвать? Каковы признаки отсутствия у них интереса к изучаемому материалу? Составите для регистрации результатов наблюдения признаковую систему и шкалу рейтинга.
Бланк наблюдений
Признаки |
Составляющие компоненты интереса |
Степень познавательного интереса |
Задает вопросы, помогает другим детям |
интеллектуальный |
Интерес направлен на объект изучения; |
выполнять задание, отвечает на вопросы воспитателя
|
|
проявляет любопытство, активность по отношению к источникам информации и возможным сферам деятельности |
Приветствует жестом воспитателя, улыбается,
|
эмоционально-волевой |
эмоционально активен, оживленность мимики, положительное предпочтительное отношение к объектам и явлениям действительности |
Без помощи воспитателя выполняет задание |
процессуальный |
самостоятельно (старается выполнять) выполняет предложенные задания - проявляет устойчивость волевых устремлений |
Отвлекается, играет с другими детьми во время занятий, скидывает предметы со стола, отворачивается ото всех, закрывает лицо руками, хнычет
|
|
Пассивность, отсутствие интереса к изучаемому материалу |
Шкалирование – также один из методов педагогического исследования, позволяющий превратить качественные факторы в количественные ряды.[2, с. 59]
Шкалирование дает возможность, изобразить признаки интереса у дошкольников к содержанию занятия в виде шкалы.
Четырехбалльная односторонняя шкала признака интереса дошкольников
-1- не представляет интереса,
-2- равнодушное отношение,
-3- проявление интереса
- 4- проявление большого интереса.
Задание 3. (по теме опросные методы)
Составьте анкету, направленную на выявление проблем профессиональной деятельности воспитателя, работающего в системе образования.
Анкета полузакрытого типа, направленная на выявление проблем профессиональной деятельности воспитателя
Вводная часть:
Уважаемые педагоги!
Мы проводим изучение профессиональной деятельности воспитателя. Ваши ответы на вопросы анкеты помогут теоретически обосновать, разработать и апробировать новую форму работы методической службы, ориентированной на развитие профессиональных компетенций воспитателей дошкольных учреждений с учетом индивидуальных особенностей педагогического состава. Результат исследования будет зависеть от искренности ответов.
Вопросы пропускать нельзя. В тех вопросах, где предложен ответ, следует выбрать тот, который подходит Вам (поставить галочку напротив подходящего ответа ). В других вопросах ответы надо сформулировать свой собственный ответ.
Анкетирование не требует указания персональных данных.
Заранее благодарим за помощь.
1. Ваш возраст?
2. Какой Ваш педагогический стаж?
3. Достаточно ли Вы информированы о стратегических направлениях реформирования государственной системы общего образования?
Да
Нет
Отчасти
4. Какие изменения, происходящие в системе общего образования, Вам не нравятся?
5. Какие изменения, происходящие в системе общего образования, Вам не нравятся?
6. Испытываете ли Вы потребность в повышении своего профессионального уровня?
Да
Нет
Отчасти
7. Умеете ли Вы работать по программам инклюзивного образования?
Да
Нет
Отчасти
8. Вы владеете методами диагностики динамики развития ребенка?
Да
Нет
Отчасти
9. Используете ли Вы на занятиях приемы здоровьесбережения?
Да
Нет
Отчасти
10. Испытываете ли Вы затруднения при работе с родителями?
Да
Нет
Отчасти
11. Вы удовлетворены своими профессиональными знаниями и умениями?
Да
Нет
Отчасти
12. Вы удовлетворены своим заработком?
Да
Нет
Отчасти
13. Вы удовлетворены качеством материально-технической базы, в которых осуществляется Ваша профессиональная деятельность?
Да
Нет
Отчасти
14. Что, на Ваш взгляд, необходимо предпринять, для улучшения качества профессиональный деятельности педагога (сформулируйте в порядке важности)?
Задание 4. (по теме тестирование)
Составьте и запишите по одному примеру к каждому типу тестовых заданий. Тема по выбору студентов. Всего должно получиться 6 примеров.
1. Задание с выбором ответа (из 4 -5 возможных)
Укажите, как называется двусложный размер стиха с ударением на первый слог.
1) хорей
2) ямб
3) дактиль
4) амфибрахий
2. Альтернативные ответы
Верны или нет следующие утверждения, напишите рядом верный ответ:
«да», «нет»
а) любой треугольник является правильным, если все его стороны равны между собой
б) в любой правильный многоугольник можно вписать окружность и притом только одну
в) если вершины многоугольника лежат на окружности, то многоугольник называется вписанным.
3. Определение взаимосвязи или соответствия Приведите в соответствие:
а. Ассирия |
1. Царская дорога. |
б. Египет |
2. Использование конницы. |
в. Персия |
3. Мумия. |
г. Китай |
4. Компас. |
1. Краткие ответы на вопросы
Прибор, похожий на ложку, помогавший китайским купцам не заблудиться.
2. Дополнения текстов
Заполните пропуски, чтобы получилось верное высказывание.
1. Если стороны многоугольника являются хордами окружности, то окружность называется __________________.
3. Микросочинения, рассуждения на заданную тему
Как можно доказать, что Франция до 1789 года была централизованным, а не единым государством?
Задание 1. (по теме эксперимент)
По каждому из примеров, определите- - Какая переменная была независимой?
- Какая зависимой?
1) Зависимая: творческое воображение у детей 5-6 лет; Независимые:
- включение средств стимуляции визуального и вербального характера;
- соблюдение принципов активности, постепенности усложнения; создание эмоционально-положительной творческой атмосферы сотрудничества, пробуждение интереса к творческой деятельности. 2) Зависимая: нравственные качества дошкольников; Независимые:
- целенаправленное педагогическое руководство сюжетно-ролевыми играми;
- обогащение сюжетно-ролевых игр нравственным содержанием; взаимодействие педагога с семьей воспитанника.
3) Зависимая: тревожность в поведении детей дошкольного возраста;
Независимые: психогимнастические игры и упражнения.
Задание 2.
По темам, представленным ниже, написать свою гипотезу исследования (о существовании причинно-следственной связи между компонентами (переменными)).
Определить, какова цель каждого из этапов (констатирующего, формирующего и контрольного).
1. Тема: Аппликация как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: аппликация является средством развития творческих способностей у детей дошкольного возраста, при условиях:
- -учет индивидуальных особенностей детей;
- организация целенаправленной деятельности детей дошкольного возраста;
- организация интересной содержательной жизни: организация повседневных наблюдений за явлениями окружающего мира, общение с искусством;
- обогащение проводимых занятий работой с нетрадиционными материалами и техниками в аппликации;
- формирование эмоционального эстетического восприятия.
Цель констатирующего этапа исследования: определить уровень развития творческих способностей у детей дошкольного возраста.
Цель формирующего этапа исследования: создать развивающую среду для развития творческих способностей у детей дошкольного возраста.
Цель контрольного этапа исследования: проверить эффективность влияния созданных педагогических условий на уровень развития творческих способностей у детей дошкольного возраста.
2. Тема : Использование игровых технологий на занятиях по развитию речи в ДОУ
Гипотеза исследования: использование игровых технологий на занятиях по развитию речи в ДОУ будет эффективным при реализации следующих педагогических условий:
- создание развивающей предметно-пространственной среды;
- использование игровых технологий на занятиях по развитию речи.
- проведение работы с родителями с целью углубления их знаний об особенностях развития речи детей
Цель констатирующего этапа исследования: определить уровень развития речи.
Цель формирующего этапа исследования: создать педагогические условия для развития речи.
Цель контрольного исследования: проверить эффективность влияния созданных педагогических условий на уровень развития речи.
Список использованной литературы
1. Загвязинский, В. И. Методология и методы психологопедагогического исследования [Текст] /В. И. Загвязинский, Р.
Атаханов. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 208с.
2. Бабунова, Т.М. Дошкольная педагогика. Учебное пособие [Текст] /Т. М. Бабунова . - М.: ТЦ Сфера, 2007. - 207с.
3. Крысанова, О. А. Методология психолого-педагогических исследований. Учебное пособие [Текст] / О. А. Крысанова, Федер.- Самара: Изд-во «Самарский университет», 2006. – 40с.
4. Олешков, М. Ю. Современный образовательный процесс: основные понятия и термины [Текст] / М. Ю. Олешков, В. М. Уваров.- М.: Компания «Спутник» , 2006. – 191 с.
5. Studfiles.ru [Электронный ресурс] // http://www.studfiles.ru/preview/
5626786/page:6/
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.