«Практический материал для развития речи на занятиях учителя-дефектолога с обучающимися с интеллектуальными нарушениями».

  • Карточки-задания
  • docx
  • 22.09.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

вашему вниманию представлены игры и упражнения, которые учитель-дефектолог использует на занятии для развития словарного запаса и связной речи у детей интеллектуальными нарушениями.
Иконка файла материала Мастер -класс.docx

ГБОУ «Специальная школа-интернат г. Ельца»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МАСТЕР-КЛАСС

на методическом объединении педагогов коррекционной направленности

 на тему:

«Практический материал для развития речи на занятиях учителя-дефектолога с обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подготовила учитель-дефектолог:

Фролова Ю.А.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

АПРЕЛЬ 2025 г.

Слайд 1

 Уважаемые коллеги в данном мастер-классе вашему вниманию будут представлены игры и упражнения, которые учитель-дефектолог использует на занятии для развития словарного запаса и связной речи у детей интеллектуальными нарушениями.

Задачи:

- Систематизировать коррекционно-развивающие упражнения по развитию словаря и формированию связной речи у обучающихся с интеллектуальными нарушениями.

Слайд 2, 3 ,4, 5

Чтобы нацелить обучающихся на поисковую деятельность, необходимо учить их мыслить, искать разные подходы к проблеме.

При составлении занятий необходимо включать следующие методы и приемы по развитию речи:

1.     Метод поисковой деятельности – учить выделять существенные качества и свойства объектов и явлений.

 

Упражнение «Найди, гласный звук в слове».

Цель: развитие фонематического слуха, развитие словарного запаса, звуковой анализ и синтез.

Обучающимся предлагаются схемы с гласными буквами и картинки, обучающимся необходимо подобрать нужную картинку к схеме и назвать слово. А также объяснить, какой это звук, где он стоит в слове, в начале, в середине или в конце.

Детям предлагается вот такая инструкция:

Какие буквы вы видите на ваших схемах?  «А», «О», «У», «И», «Ы»)

-     Как мы называем эти буквы? (Гласные)

-     Если вы правильно найдете, где спрятались эти гласные в слове, то мы узнаем, кого же мы сегодня встретим.

-     А подскажите, где может спрятаться гласный звук в слове? (В начале, в середине, в конце. Звук [Ы] может спрятаться только в середине и в конце.)

Слайд 6, 7, 8

2.     Художественное слово (стихи, загадки).

Цель: Развитие познавательного интереса, наблюдательности и воображения, расширение запаса знаний и представлений об окружающем мире. Загадки обогащают словарный запас ребёнка, заставляют его сосредоточиться и проанализировать то или иное действие.

Давайте выполним с вами несколько упражнений с загадками, здесь на слайде представлены загадки о животном мире.

Слайд 9, 10, 11, 12, 13

3.     Дидактическая игра «Назови одним словом» — закрепление навыка классификации объектов.

Задачи игры: формирование навыка классификации объектов окружающего мира; расширение индивидуального словаря сразу по нескольким темам; обучение умению размышлять, объяснять, объединять; расширение кругозора, развитие любознательности, интереса к игровой форме обучения; улучшение зрительного и слухового восприятия, памяти, речевых навыков; развитие умения концентрировать внимание, логически мыслить, соображать.

Уважаемые коллеги перед Вами на слайде домик в котором живут картинки, ваша задача посмотреть на них назвать каждую из низ, а затем объединить все эти картинки и назвать, одним словом.

                                                  Слайд 14

Упражнение «Отгадай и назови»

Оборудование: предметные картинки.

Обучающимся с интеллектуальными нарушениями предлагается назвать слово по его назначению.

Например:

1.     Место, где продают продукты (магазин).

2.     Детеныш кошки (котенок).

3.     Хищное животное, серого цвета, с острыми зубами (волк).

4.     Место, где учатся дети (школа).

5.     Сильный ветер, валяющий деревья (ураган).

                                          Слайд 15

Игра «Подбери пару».

Оборудование. Предметные картинки с изображением диких животных и их детенышей (белка - бельчонок, заяц - зайчонок, волк - волчонок, медведь – медвежонок, лошадь-жеребенок). Обучающемся показывается сначала предметная картинка с изображением животного, например -белка.

Кто это? (белка). А как называют детеныша белки? (бельчонок)

Далее показывается картинка, дети называют пару слов: взрослого животного и детеныша.

- А у каких животных названия детенышей отличаются от названия взрослых животных? (Корова — теленок, лошадь — жеребенок, овца — ягненок, собака —щенок, свинья - поросенок).

                                                        Слайд 16

Уточнение значения слова:

Уточнение значения слов-существительных.

Упражнение «Отгадай предмет по его частям».

Учитель-дефектолог дает инструкцию обучающимся: «Сейчас я буду называть части от предмета, а ты попробуй отгадать, что это за предмет?». Если ребенок верно ответил на стол выкладывается карточка с изображением предмета.

Рекомендуемый речевой и наглядный материал:

Стебель, лепестки, сердцевина, листики.

Ствол, ветки, иголки, кора, корни (елка).

Вагон, железные колеса, гудок (поезд).

Стрелки, циферблат, сигнал (будильник).

Два колеса, руль, педали (велосипед).

Монитор, клавиатура, мышь, процессор (компьютер).

                                                       Слайд 17, 18

                                              Расширение семантики:

Упражнение «Найти лишний предмет».

Обучающимся с интеллектуальными нарушениями предъявляются несколько картинок одной группы и одна картинка другой группы. Сначала учитель-дефектолог предлагает группы семантически далекие (капуста, картофель, чеснок, автомобиль), затем семантически близкие (свекла, горох, помидор, апельсин).

                                                     Слайд 19, 20, 21

Обогащение предиктивного словаря (глаголы и прилагательные) обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Упражнение «Кто как двигается?»

Обучающимся учитель-дефектолог предлагает предметные картинки с изображениями и задает вопрос «Как передвигается, например человек, рыба, зайчик» и т.д.:

Человек (ходит, бегает).

Рыба (плавает)

Заяц (прыгает)

Черепаха (ползает)

Бабочка (летает)

Кузнечик (прыгает)

                                                   Слайд 22, 23

Упражнение «Как что звучит?»

Обучающемуся с тяжелыми нарушениями речи учителем-дефектологом предлагаются предметные картинки с изображениями, и педагог задает вопрос:

-«Как звучит дверь? (скрипит)

- «Как издает звук дождь (шумит)

- «Какой звук издает поезд?» (гудит)

- «Какой звук издает ручей (журчит) и т.д.

Слайд 24

Для актуализации глагольной лексики можно использовать следующее упражнение.

Упражнение «Продолжи предложение».

Учитель-дефектолог предлагает ребенку продолжить предложение.

Примеры предложений:

- Мы в лес… (пойдем).

- На автобусе мы …(поедем).

- На самолёте мы… (полетим).

- Катя на самокате …(покатилась).

Слайд 25, 26

Актуализация прилагательных.

Упражнение «Опиши предмет».

Обучающимся младшего школьного возраста с интеллектуальными нарушениями предлагаются картинки и вопросы к ним, необходимо описать предмет по форме, цвету, величине).

- Какой помидор? Какой мяч? Какой лимон? Какой зонтик? Какая клубника?

Какая книга? Какой кубик? Какая крыша? Какое окно?

Слайд 27,28

                       Игра «Разложи картинки по сходству».

На доске выставляется ряд картинок: овца, дерево, корова.

Обучающимся раздаются картинки: кофта, пальто, варежки, снуд (к картинке овца); тумбочка, деревянная метла, забор, дверь (к картинке дерево); стакан молока, масло, сыр, сметана (к картинке корова). У каждого ребенка по 2—3 картинки.

Учитель-дефектолог предлагает детям положить свою картинку к одной из трех картинок на доске и объяснить, свой выбор.

Слайд 29, 30, 31

Дидактическое упражнение «Кто ? Что? Ест?»

Учитель-дефектолог предлагает прищепки с картинками животных :  белка, волк, слон, обезьяна, заяц, корова, петух, медведь, мышка, кошка, собака. Дефектолог предлагает обучающимся с тяжелыми нарушениями речи назвать животное, которое изображено на карточке и прикрепить эту карточку прищепкой к карточке с пищей, которая необходима этому животному.