ГБОУ «Специальная школа-интернат г. Ельца»
МАСТЕР-КЛАСС
на методическом объединении педагогов коррекционной направленности
на тему:
«Практический материал для развития речи на занятиях учителя-дефектолога с обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».
Подготовила учитель-дефектолог:
Фролова Ю.А.
АПРЕЛЬ 2025 г.
Слайд 1
Уважаемые коллеги в данном мастер-классе вашему вниманию будут представлены игры и упражнения, которые учитель-дефектолог использует на занятии для развития словарного запаса и связной речи у детей интеллектуальными нарушениями.
Задачи:
- Систематизировать коррекционно-развивающие упражнения по развитию словаря и формированию связной речи у обучающихся с интеллектуальными нарушениями.
Слайд 2, 3 ,4, 5
Чтобы нацелить обучающихся на поисковую деятельность, необходимо учить их мыслить, искать разные подходы к проблеме.
При составлении занятий необходимо включать следующие методы и приемы по развитию речи:
1. Метод поисковой деятельности – учить выделять существенные качества и свойства объектов и явлений.
Упражнение «Найди, гласный звук в слове».
Цель: развитие фонематического слуха, развитие словарного запаса, звуковой анализ и синтез.
Обучающимся предлагаются схемы с гласными буквами и картинки, обучающимся необходимо подобрать нужную картинку к схеме и назвать слово. А также объяснить, какой это звук, где он стоит в слове, в начале, в середине или в конце.
Детям предлагается вот такая инструкция:
Какие буквы вы видите на ваших схемах? «А», «О», «У», «И», «Ы»)
- Как мы называем эти буквы? (Гласные)
- Если вы правильно найдете, где спрятались эти гласные в слове, то мы узнаем, кого же мы сегодня встретим.
- А подскажите, где может спрятаться гласный звук в слове? (В начале, в середине, в конце. Звук [Ы] может спрятаться только в середине и в конце.)
Слайд 6, 7, 8
2. Художественное слово (стихи, загадки).
Цель: Развитие познавательного интереса, наблюдательности и воображения, расширение запаса знаний и представлений об окружающем мире. Загадки обогащают словарный запас ребёнка, заставляют его сосредоточиться и проанализировать то или иное действие.
Давайте выполним с вами несколько упражнений с загадками, здесь на слайде представлены загадки о животном мире.
Слайд 9, 10, 11, 12, 13
3. Дидактическая игра «Назови одним словом» — закрепление навыка классификации объектов.
Задачи игры: формирование навыка классификации объектов окружающего мира; расширение индивидуального словаря сразу по нескольким темам; обучение умению размышлять, объяснять, объединять; расширение кругозора, развитие любознательности, интереса к игровой форме обучения; улучшение зрительного и слухового восприятия, памяти, речевых навыков; развитие умения концентрировать внимание, логически мыслить, соображать.
Уважаемые коллеги перед Вами на слайде домик в котором живут картинки, ваша задача посмотреть на них назвать каждую из низ, а затем объединить все эти картинки и назвать, одним словом.
Слайд 14
Упражнение «Отгадай и назови»
Оборудование: предметные картинки.
Обучающимся с интеллектуальными нарушениями предлагается назвать слово по его назначению.
Например:
1. Место, где продают продукты (магазин).
2. Детеныш кошки (котенок).
3. Хищное животное, серого цвета, с острыми зубами (волк).
4. Место, где учатся дети (школа).
5. Сильный ветер, валяющий деревья (ураган).
Слайд 15
Игра «Подбери пару».
Оборудование. Предметные картинки с изображением диких животных и их детенышей (белка - бельчонок, заяц - зайчонок, волк - волчонок, медведь – медвежонок, лошадь-жеребенок). Обучающемся показывается сначала предметная картинка с изображением животного, например -белка.
Кто это? (белка). А как называют детеныша белки? (бельчонок)
Далее показывается картинка, дети называют пару слов: взрослого животного и детеныша.
- А у каких животных названия детенышей отличаются от названия взрослых животных? (Корова — теленок, лошадь — жеребенок, овца — ягненок, собака —щенок, свинья - поросенок).
Слайд 16
Уточнение значения слова:
Уточнение значения слов-существительных.
Упражнение «Отгадай предмет по его частям».
Учитель-дефектолог дает инструкцию обучающимся: «Сейчас я буду называть части от предмета, а ты попробуй отгадать, что это за предмет?». Если ребенок верно ответил на стол выкладывается карточка с изображением предмета.
Рекомендуемый речевой и наглядный материал:
Стебель, лепестки, сердцевина, листики.
Ствол, ветки, иголки, кора, корни (елка).
Вагон, железные колеса, гудок (поезд).
Стрелки, циферблат, сигнал (будильник).
Два колеса, руль, педали (велосипед).
Монитор, клавиатура, мышь, процессор (компьютер).
Слайд 17, 18
Расширение семантики:
Упражнение «Найти лишний предмет».
Обучающимся с интеллектуальными нарушениями предъявляются несколько картинок одной группы и одна картинка другой группы. Сначала учитель-дефектолог предлагает группы семантически далекие (капуста, картофель, чеснок, автомобиль), затем семантически близкие (свекла, горох, помидор, апельсин).
Слайд 19, 20, 21
Обогащение предиктивного словаря (глаголы и прилагательные) обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Упражнение «Кто как двигается?»
Обучающимся учитель-дефектолог предлагает предметные картинки с изображениями и задает вопрос «Как передвигается, например человек, рыба, зайчик» и т.д.:
Человек (ходит, бегает).
Рыба (плавает)
Заяц (прыгает)
Черепаха (ползает)
Бабочка (летает)
Кузнечик (прыгает)
Слайд 22, 23
Упражнение «Как что звучит?»
Обучающемуся с тяжелыми нарушениями речи учителем-дефектологом предлагаются предметные картинки с изображениями, и педагог задает вопрос:
-«Как звучит дверь? (скрипит)
- «Как издает звук дождь (шумит)
- «Какой звук издает поезд?» (гудит)
- «Какой звук издает ручей (журчит) и т.д.
Слайд 24
Для актуализации глагольной лексики можно использовать следующее упражнение.
Упражнение «Продолжи предложение».
Учитель-дефектолог предлагает ребенку продолжить предложение.
Примеры предложений:
- Мы в лес… (пойдем).
- На автобусе мы …(поедем).
- На самолёте мы… (полетим).
- Катя на самокате …(покатилась).
Слайд 25, 26
Актуализация прилагательных.
Упражнение «Опиши предмет».
Обучающимся младшего школьного возраста с интеллектуальными нарушениями предлагаются картинки и вопросы к ним, необходимо описать предмет по форме, цвету, величине).
- Какой помидор? Какой мяч? Какой лимон? Какой зонтик? Какая клубника?
Какая книга? Какой кубик? Какая крыша? Какое окно?
Слайд 27,28
Игра «Разложи картинки по сходству».
На доске выставляется ряд картинок: овца, дерево, корова.
Обучающимся раздаются картинки: кофта, пальто, варежки, снуд (к картинке овца); тумбочка, деревянная метла, забор, дверь (к картинке дерево); стакан молока, масло, сыр, сметана (к картинке корова). У каждого ребенка по 2—3 картинки.
Учитель-дефектолог предлагает детям положить свою картинку к одной из трех картинок на доске и объяснить, свой выбор.
Слайд 29, 30, 31
Дидактическое упражнение «Кто ? Что? Ест?»
Учитель-дефектолог предлагает прищепки с картинками животных : белка, волк, слон, обезьяна, заяц, корова, петух, медведь, мышка, кошка, собака. Дефектолог предлагает обучающимся с тяжелыми нарушениями речи назвать животное, которое изображено на карточке и прикрепить эту карточку прищепкой к карточке с пищей, которая необходима этому животному.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.