Практический метод обучения разговорной речи глухих детей
Оценка 4.8

Практический метод обучения разговорной речи глухих детей

Оценка 4.8
Домашнее обучение
docx
воспитательная работа
Взрослым
29.04.2018
Практический метод обучения разговорной речи глухих детей
В работе представлен методический материал по практическому обучению разговорной речи глухихи детей.Практический метод обучения разговорной речи глухих детей Современная отечественная система обучения восприятию и воспроизведению устной речи неслышащих школьников предполагает поэтапное формирование у обучающихся навыков активного пользования устной речью (способности воспринимать ее и говорить внятно для окружающих).овз
конспект.docx

Практический метод обучения разговорной речи глухих детей

Современная отечественная система обучения восприятию и воспроизведению устной речи неслышащих школьников предполагает поэтапное формирование у обучающихся навыков активного пользования устной речью (способности воспринимать ее и говорить внятно для окружающих).

         Как известно основоположником этой системы был профессор С.А. Зыков, объединив усилия нескольких групп ученых и педагогических коллективов многих школ, он последовательно, на протяжении почти четверти века, разрабатывал различные аспекты одной из самых сложных проблем дефектологии — проблемы обучения глухих детей языку.

         Сложившаяся на сегодняшний день целостная, научно обоснованная система обучения языку не является догматическим сводом методических правил, она отличается  гибкостью, подвижностью, открытостью для новых поисков и результатов.

         Изучение опыта работы специальных школ  и специальные исследования (С.А. Зыков, Т.С. Зыкова, Е.П. Кузьмичева, Е.Н. Марциновская, Т.В. Нестерович, И.В. Колтуненко, Л.П. Носкова,  Л.М. Быкова, Е.Е. Вишневская и др.) показывают, что в условиях полной реализации коммуникативной системы обучения языку, системы работы по развитию остаточного слуха с использованием ИСА значительно вырос уровень развития разговорной речи неслышащих. Вместе с тем  следует отметить  своеобразие разговорной речи школьников. Оно проявляется в следующем:

1. склонность к вопросно-ответному диалогу;

2. слабое умение развивать тему в диалоге и беседе;

3. неполный учет информированности собеседника, неумение варьировать высказывания с точки зрения объема синтаксической конструкции, лексической наполняемости;

4. многократные повторы, возвращения уже к сказанному.

         В задачу настоящей статьи входит рассмотрение некоторых вопросов развития разговорной речи неслышащих школьников  на занятиях по РСВ и ФП.

         В современных условиях для использования и развития слухового восприятия, важную роль играет речевая догадка. Сфера общения детей расширяется, возрастает потребность в языке как в средстве общения.

         Важнейшей задачей обучения является дальнейшее  развитие и совершенствование разговорной речи школьников.

         Наиболее естественным для речевого общения является устный диалог. Именно в диалогической речи коммуникативная функция языка находит наибольшее проявление. Однако, по мнению ряда ученых, таких как Т.Г. Винокур, О.А. Лаптева, Л.В. Щерба и др. наряду с диалогом в разговорной речи используются высказывания монологического характера, так называемый «монолог в диалоге». Значит, разговорная речь должна развиваться как в диалогической, так и в монологической формах.

         Практический метод обучения разговорной речи — это, прежде всего сама организация словесного общения детей на всех этапах учебного дня, создание условий для активизации речи, ознакомление с речевыми образцами (записанными на доске, плакатах, таблицах, карточках и т.д.) и способами их применения в процессе общения. В данном методе обучения особое место занимают  тренировочные речевые упражнения, направленные на овладение различными видами высказываний.

Проводя тренировочные упражнения на материале отдельных высказываний разговорного типа, надо соблюдать определенные требования, обусловленные особенностями самого речевого материала и спецификой развития речи детей. Одновременно следует иметь в виду и общие дидактические положения (последовательность, систематичность, повторяемость материала и пр.).

Основными из этих требований являются следующие:

а) материал упражнений должен быть практически актуальным для детей, связанным с их жизненными потребностями и опытом, отвечающим образовательно-воспитательным задачам специальной школы. Поскольку от класса к классу жизненный и речевой опыт детей расширяется, предлагаемый им в упражнениях материал должен постепенно усложняться. Конкретное
выражение это требование находит в отборе словаря для высказываний, а также тем для бесед;

б) при выборе приемов работы над отдельными высказываниями разговорного типа нужно ориентироваться на уровень речевого развития обучающихся и этап работы над данным материалом (вводится ли он впервые, закрепляется или повторяется). Начинают с использования наглядных и наглядно-действенных ситуаций (когда обучающиеся не только воспринимают на уроке предметы, признаки, действия, но и сами включаются в практическую деятельность). Затем переходят к ситуациям более условным (упражнения с использованием картин или с опорой на опыт, приобретенный в предшествующих
занятиях, наблюдениях, экскурсиях) и, наконец, к ситуациям
еще более отвлеченным (упражнения, проводимые на словесной
основе — беседа, чтение и анализ текста);

в) учитывая, что речевые навыки имеют сложную структуру, требование последовательности в работе над отдельными высказываниями должно соблюдаться в двух отношениях. Во-первых, надо начинать с тех упражнений, которые предполагают лишь воспроизведение образца, затем вводить упражнения,такие как построение фразы, по аналогии и лишь потом предлагать совершенно самостоятельно употреблять тот или иной вид высказывания. Во-вторых, сначала учителю следует научить детей понимать высказывание, а затем работать над введением его в активную речь. Так, развитие понимания у детей поручения, выраженного определенной грамматической конструкцией, предшествует его активному использованию, работа над пониманием вопроса и построением ответа на него должна опережать упражнения в самостоятельном построении этого вопроса;

г) в занятиях по усвоению отдельных высказываний следует использовать различные виды упражнений. Их разнообразие помогает поддерживать внимание и интерес обучающихся к занятиям и тем самым добиваться более высоких результатов. Нельзя допускать такого положения, когда на уроке используется лишь один вид упражнений или вообще на протяжении
многих уроков отдается предпочтение каким-то одному-двум видам упражнений. Необходимо учитывать еще и то, что вообще любой речевой навык не может быть сформирован каким-то одним универсальным приемом работы;

д) упражнения необходимо строить таким образом, чтобы обучающиеся находились в общении не только с педагогами своей группы, но как можно больше общались друг с другом. Надо использовать все возможности для расширения круга лиц, с которыми общались бы дети, как в стенах школы, так и за ее пределами. Более широкая сфера применения приобретаемых навыков в использовании отдельных высказываний будет способствовать не только их закреплению, но и окажет значительное воспитательное воздействие на детей. Укрепит их в сознании практической целесообразности усилий, затрачиваемых на учебные упражнения в разговорной речи; (то есть соблюдение речевого режима, чтобы у ребенка была потребность в общении)

е) по мере совершенствования речи детей их надо учить строить фразу в разных вариантах. Это создает более широкие возможности для общения. Например, наряду с обучением построению полных вопросов и ответов надо практиковать использование их в краткой форме; закрепив речевой оборот в одной форме, обращать внимание детей на возможность параллельного использования другого, синонимического по значению (ходил в киноибыл в кино, ходил на прогулкуигуляли т. п.).


Практический метод обучения разговорной речи глухих детей

Практический метод обучения разговорной речи глухих детей

Проводя тренировочные упражнения на материале отдельных высказываний разговорного типа, надо соблюдать определенные требования, обусловленные особенностями самого речевого материала и спецификой развития речи детей

Проводя тренировочные упражнения на материале отдельных высказываний разговорного типа, надо соблюдать определенные требования, обусловленные особенностями самого речевого материала и спецификой развития речи детей

Укрепит их в сознании практической целесообразности усилий, затрачиваемых на учебные упражнения в разговорной речи; (то есть соблюдение речевого режима, чтобы у ребенка была потребность в…

Укрепит их в сознании практической целесообразности усилий, затрачиваемых на учебные упражнения в разговорной речи; (то есть соблюдение речевого режима, чтобы у ребенка была потребность в…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.04.2018